Копия
Дело № 2а – 994/2022
УИД 16RS0035-01-2022-001598-33
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
23 августа 2022 года город Азнакаево РТ
Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ткачева Д.Г.,
при секретаре Галлямове Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан о признании отказа в заключении договора аренды лесного участка без проведения торгов незаконным и обязании заключения договора аренды лесного участка без проведения торгов,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Министерству лесного хозяйства РТ о признании отказа в заключении договора аренды лесного участка без проведения торгов незаконным и обязании заключения договора аренды лесного участка без проведения торгов. В обоснование иска указано, что решением Азнакаевского городского суда РТ от 19.04.2022 по делу № 2а-419/2022 было частично удовлетворено административное исковое заявление ФИО1 о признании отказа в заключении договора аренды лесного участка без проведения торгов незаконным. Указанным решением было постановлено обязать Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан устранить выявленные нарушения путем повторного рассмотрения заявления ФИО1 о заключении договора аренды лесного участка без проведения торгов. По результатам повторного рассмотрения заявления Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан вновь был дан отказ в заключение договора аренды лесного участка без проведения торгов. Письмом от 12.07.2022 № 15-6161 Ответчик сообщил о невозможности заключения договора аренды лесного участка в виду несоответствия заявления Административному регламенту предоставления Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан государственной услуги "Предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в аренду без проведения торгов" (утв. Указом Президента РТ от 26 декабря 2013 г. №УП-1277), а именно: нецелесообразностью предоставления земельного участка, многократно превышающего площадь фактически занятых объектов недвижимости (запрашиваемая площадь в аренду 4 133,36 кв.м., однако строение расположено на площади 141,7 кв.м.). При этом Ответчик вновь не сообщил, какая конкретно площадь может быть предоставлена для целей использования указанного в заявлении. Истец считает данный отказ незаконным на том основании, что в соответствии с договором купли-продажи объекта недвижимости от 11.02.2020, истцом было приобретено нежилое здание - спальный корпус сан-профилактория «Ак - Чишма», находящееся по адресу: Право собственности зарегистрировано в установленном Законом порядке, о чем в едином государственном реестре прав сделана запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 4 133 кв.м., из состава земель лесного фонда, с кадастровым номером №, выдел 41 квартала 4 Актюбинского участкового лесничества Бугульминского лесничества, вид пользования: осуществление рекреационной деятельности, цель использования: организация отдыха, туризма, физкультурной и спортивной деятельности. Согласно представленного Административным ответчиком отказа: в соответствии с п. 2.8. Адм.регламента заявление не соответствует форме согласно приложению № 1, отсутствует приложение № 2 Адм.регламента. Согласно поданного ФИО1 заявления, оно полностью отражает информацию, которая содержится в приложении № 1 к Адм.регламенту. Более того, ссылка Административного ответчика на отсутствие приложения № 2 к Адм.регламенту не может быть положена в основу отказа в предоставлении государственной услуги, поскольку оно утратило силу с 25 января 2019 года Указом Президента Республики Татарстан от 11 января 2019 года № УП-4. Заявление административного истца содержит всю необходимую информацию: срок аренды - 49 лет; вид использования - осуществление рекреационной деятельности; цель использования - организация отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Более того, в обоснование площади испрашиваемого земельного участка в заявлении указано, что спорный земельный участок был образован и поставлен на кадастровый учет 15.01.2003 на основании Межевого дела № 7352 по заявлению ОАО «Татнефть» (прежнего собственника объекта). Границы земельного участка были согласованы главным лесничим Бугульминского лесничества, согласно Акту установления и согласования границ земельного участка от 14.01.2003 и утверждены Руководителем Службы земельного кадастра по Азнакаевскому району. К заявлению, поданному в адрес Административного ответчика, были приложены: копия межевого дела № 7352; копия выписки из ЕГРН от 25.02.2020 о праве собственности на объект; копия выписки из ЕГРН от 25.02.2020 на спорный земельный участок, о чем свидетельствует опись вложения в заказное письмо, направляемое в адрес Административного ответчика. Ни одно из оснований предусмотренных Административным регламентом и соответствующими нормами Земельного кодекса РФ для отказа в заключении договора аренды спорного участка, письма о невозможности заключения договора аренды Административного ответчика от 07.02.2022 № 15-857, и от 12.07.2022 № 15-6161 не содержит. Просит признать незаконным отказ Министерства лесного хозяйства РТ, выраженный в письме от 12.07.2022 № 15-6161, о невозможности заключения договора аренды лесного участка площадью 4 133 кв.м., из состава земель лесного фонда, с кадастровым номером №, выдел 41 квартала 4 Актюбинского участкового лесничества Бугульминского лесничества; обязать в течение 30-ти дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем заключения без проведения торгов договора аренды лесного участка площадью 4 133 кв.м., из состава земель лесного фонда, с кадастровым номером №, выдел 41 квартала 4 Актюбинского участкового лесничества Бугульминского лесничества.
Административный истец ФИО1 на судебное заседание не явился, был извещен.
Представитель административного истца ФИО2 на судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, административные исковые требования поддерживает в полном объеме, дополнительно сообщил, что согласно техническому паспорту на здание при технической инвентаризации в 2003 году земельный участок был сформирован и привязан к зданию в размере 4 133 кв.м.
Представитель административного ответчика – Министерства лесного хозяйства РТ на судебное заседание не явился, был извещен.
Представители заинтересованных лиц – исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района РТ, МКУ ПИ и ЗО Азнакаевского муниципального района РТ, ГКУ Бугульминского лесничества, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены, в предоставленных заявлениях просили о рассмотрении дела в их отсутствие, решение оставили на усмотрение суда.
Представители заинтересованных лиц Азнакаевского отдела УФСГРК и К по РТ, исполнительного комитета МО «Мальбагушское сельское поселение» Азнакаевского муниципального района РТ в судебное заседание не явились, надлежаще извещены.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с п.2 ст.3 Лесного кодекса РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В части 4, 5 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации указано, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом.
Согласно п.3 ст.73.1 Лесного кодекса РФ, без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях: (абз.4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
В силу положений пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Данный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В соответствии с п.2.10 Административного регламента предоставления Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан государственной услуги "Предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в аренду без проведения торгов" (утв. Указом Президента РТ от 26 декабря 2013 г. №УП-1277) предусмотрен перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Из положений подпунктов 14, 25 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, в случае если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории; площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов.
Согласно ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Судом установлено, что в соответствии с договором купли-продажи объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, истцом было приобретено нежилое здание - спальный корпус сан-профилактория «Ак - Чишма», находящееся по адресу: Право собственности зарегистрировано в установленном Законом порядке, о чем в едином государственном реестре прав сделана запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 4 133 кв.м., из состава земель лесного фонда, с кадастровым номером №, выдел 41 квартала 4 Актюбинского участкового лесничества Бугульминского лесничества, вид пользования: осуществление рекреационной деятельности, цель использования: организация отдыха, туризма, физкультурной и спортивной деятельности.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства лесного хозяйства РТ было подано заявление о заключении договора аренды на указанный выше земельный участок без проведения торгов. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ Ответчиком был представлен ответ о невозможности заключения договора аренды лесного участка. Отказ мотивирован несоответствием заявления Административному регламенту предоставления Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан государственной услуги "Предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в аренду без проведения торгов" (утв. Указом Президента РТ от 26 декабря 2013 г. N УП-1277), а именно: отсутствием обоснования цели, видов и срока использования лесного участка. В частности, размер испрашиваемого лесного участка существенно больше площади объекта недвижимости, принадлежащий истцу на праве собственности.
Однако заявление административного истца содержало данные о сроке аренды, виде и цели использования.
В заявлении указано, что спорный земельный участок был образован и поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании межевого дела № по заявлению ОАО «Татнефть» (прежнего собственника объекта). Границы земельного участка были согласованы главным лесничим Бугульминского лесничества, согласно акту установления и согласования границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и утверждены руководителем Службы земельного кадастра по Азнакаевскому району.
К заявлению были приложены: копия межевого дела №; копия выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ о праве собственности на объект; копия выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на спорный земельный участок, о чем свидетельствует опись вложения в заказное письмо, направляемое в адрес Административного ответчика.
Решением Азнакаевского городского суда РТ от 19.04.2022 по делу № 2а-419/2022 было частично удовлетворено административное исковое заявление ФИО1 о признании отказа в заключении договора аренды лесного участка без проведения торгов незаконным. Указанным решением было постановлено обязать Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан устранить выявленные нарушения путем повторного рассмотрения заявления ФИО1 о заключении договора аренды лесного участка без проведения торгов.
По результатам повторного рассмотрения заявления Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан вновь был дан отказ в заключение договора аренды лесного участка без проведения торгов. Письмом от 12.07.2022 № 15-6161 ответчик сообщил о невозможности заключения договора аренды лесного участка в виду несоответствия заявления Административному регламенту предоставления Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан государственной услуги "Предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в аренду без проведения торгов" (утв. Указом Президента РТ от 26 декабря 2013 г. №УП-1277), а именно: нецелесообразностью предоставления земельного участка, многократно превышающего площадь фактически занятых объектов недвижимости (запрашиваемая площадь в аренду 4 133,36, однако строение расположено на площади 141,7 кв.м.). При этом Ответчик вновь не сообщил, какая конкретно площадь может быть предоставлена для целей использования указанного в заявлении.
Таким образом, на основании вышеизложенного суд считает, что административное исковое заявление ФИО1 подлежит удовлетворению в полном объеме, решение Министерства лесного хозяйства РТ от 12.07.2022 года № 15-6161 о невозможности заключения договора apeнды лесного участка площадью 4 133 кв.м., из состава земель лесного фонда, с кадастровым номером №, выдел 41 квартала 4 Актюбинского участкового лесничества Бугульминского лесничества, незаконным, на Министерство лесного хозяйства РТ необходимо возложить обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем заключения без проведения торгов договора аренды лесного участка площадью 4 133 кв.м., из состава земель лесного фонда, с кадастровым номером №, выдел 41 квартала 4 Актюбинского участкового лесничества Бугульминского лесничества в течение 30-ти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление ФИО1 к Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан о признании отказа в заключении договора аренды лесного участка без проведения торгов незаконным и обязании заключения договора аренды лесного участка без проведения торгов удовлетворить.
Признать решение Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от 12.07.2022 № 15-6161 о невозможности заключения договора apeнды лесного участка площадью 4 133 кв.м., из состава земель лесного фонда, с кадастровым номером №, выдел 41 квартала 4 Актюбинского участкового лесничества Бугульминского лесничества, незаконным.
Обязать Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем заключения без проведения торгов договора аренды лесного участка площадью 4 133 кв.м., из состава земель лесного фонда, с кадастровым номером №, выдел 41 квартала 4 Актюбинского участкового лесничества Бугульминского лесничества в течение 30-ти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в течение месяца через Азнакаевский городской суд РТ со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 30 августа 2022 года.
Судья Д.Г.Ткачев
Решение20.09.2022