ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-995/2021 от 17.08.2021 Воткинского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-995/2021

УИД 18RS0009-01-2021-001417-45

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 августа 2021 года г. Воткинск

Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Караневич Е.В.,

при секретаре Агафоновой А.С.,

с участием старшего помощника Воткинского межрайонного прокурора Бейтельшпахер О.В.,

а также с участием административного истца Веденской Н.Г., представителя административных истцов Мальчиковой Н.В.., выступающей на основании доверенности №*** от <дата> а также заявлений административных истцов Веденской Н.Г. и Кузнецовой М.Д., представителя административного ответчика Администрации города Воткинска Никитина О.В., действующего на основании доверенности от <дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Веденской Н.Г., индивидуального предпринимателя Кузнецовой М.Д., Общества с ограниченной ответственностью «Флора» к Администрации г. Воткинска, главе МО «город Воткинск» Заметаеву А.В., Управлению муниципального имущества и земельных ресурсов города Воткинска о признании незаконными, противоречащими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующими со дня принятия пункты 4.1.11, 4.1.12, 5.3, 6.4.2 приложения № 2 (форма договора на размещение нестационарного торгового объекта) Постановления Администрации г. Воткинска от <дата>№*** «Об утверждении порядка принятия решений о заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов без проведения аукциона»,

установил:

ИП Веденская Н.Г., ИП Кузнецова М.Д., ООО «Флора» (далее – административный истец) обратились в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением с учетом привлечения к участию в деле в порядке ч. 2 ст. 221 КАС РФ к Администрации г. Воткинска, главе МО «город Воткинск» Заметаеву А.В., Управлению муниципального имущества и земельных ресурсов города Воткинска, мотивировав свои требования следующим.

01.07.2019 г. между Управлением муниципального имущества и земельных ресурс Администраций г. Воткинска и ИП Веденской Н.Г. на основании решения Арбитражного суда УР по делу №*** был заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта от <дата>№***нто, согласно которому предпринимателю предоставлено право на размещение НТО площадью 18 кв.м. по адресу: <*****> ост. «Завод газовой аппаратуры». <дата> между Управлением муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации г. Воткинска и ИП Веденской Н.Г. на основании решения Арбитражного суда УР по делу №*** был заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта от <дата>№***нто, согласно которому предпринимателю предоставлено право на размещение НТО площадью 5 кв.м. по адресу: <*****><дата> г. между Управлением муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации г. Воткинска и ИП Кузнецовой М.Д. на основании решения Арбитражного суда УР по делу №*** был заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта от <дата>№***нто, согласно которому предпринимателю предоставлено право на размещение НТО площадью 21,3 кв.м, по адресу: <*****>, ост. «Ж/д вокзал». <дата> г. между Управлением муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации г. Воткинска и ООО «Флора» был заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта от <дата>, №***нто, согласно которому обществу предоставлено право на размещение НТО площадью 23 кв.м, по адресу: <*****>, примерно в 17 м по направлению на юг от ориентира. <дата> г. между Управлением муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации г. Воткинска и ООО «Флора» на основании Решения Арбитражного суда УР по делу №*** был заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта от <дата>№***нто, согласно которому обществу предоставлено право на размещение НТО площадью 90 кв.м, по адресу: <*****>, примерно в 56 м от ориентира по направлению на запад. Указанные договора содержат следующие пункты: «Пункт <дата>. Не отчуждать объект третьим лицам до окончания срока действия Договора. Пункт <дата>. Не передавать права и обязанности по настоящему Договору третьим лицам. Пункт 5.3.В случае передачи Хозяйствующим субъектом своих прав по настоящему договору, отчуждения объекта, он обязан уплатить штраф в размере 50% от годовой платы за размещение объект. Штраф уплачивается в бюджет муниципального образования «город Воткинск». Пункт 6.4.2. Договор может быть расторгнут по требованию Уполномоченного органа по решению суда при следующих нарушениях условий Договора: Отчуждение объекта либо передача прав и обязанностей по настоящему договору». Данные договора заключены в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 5 октября 2018 года N 61-РЗ «О размещении нестационарных торговых объектов на территории Удмуртской Республики», Постановлением Администрации г. Воткинска от <дата>№*** «Об утверждений Порядка принятия решений о заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов без проведения аукциона». Администрацией г. Воткинска утверждено Постановление от <дата>№*** «Об утверждении порядка принятия решений о заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов без проведения аукциона» вместе с приложением №*** - формой договора на размещение нестационарного торгового объекта. Перечисленные ранее договора с ИП Веденской Н.Г., ИП Кузнецовой М.Д., ООО «Флора» заключены в соответствии с указанным постановлением по утвержденной форме. Между тем, полагают незаконными, противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу пункты 4.1.11, 4.1.12, 5.3, 6.4.2 Приложения № 2 (формы договора на размещение нестационарного торгового объекта) Постановления Администрации г. Воткинска от <дата>№*** «Об утверждении порядка принятия решений о заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов без проведения аукциона» в полном объеме, в силу следующего. В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Законом Удмуртской Республики от 5 октября 2018 года N 61-РЗ размещении нестационарных торговых объектов на территории Удмурте 5 Республики» установлен порядок размещения нестационарных торговых объектов землях и земельных участках, находящихся в собственности Удмуртской Республики; муниципальной собственности, а также на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Удмуртской Республики. Пункты 2,3 статьи 2 Закона № 61-РЗ установлено: 2. Основанием для размещения нестационарного торгового объекта является договор на размещение нестационарного торгового объекта (далее - договор). 3. Заключение договора осуществляется исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики или органом местного самоуправления в Удмуртской Республике, уполномоченным на распоряжение землями или земельными участках, находящимися в собственности Удмуртской Республики или муниципальной собственности, а также землями и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, соответственно (далее - уполномоченный орган) хозяйствующим субъектом в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Администрацией г. Воткинска утверждено Постановление от <дата>№*** «Об утверждении порядка принятия решений о заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов без проведения аукциона» вместе с приложением №*** - формой договора на размещение нестационарного торгового объекта. Согласно пунктам 4№***, №***, 5№*** приложения №*** к постановлению (форма договора на размещение НТО) - хозяйствующему субъекту запрещено отчуждать объект третьим лицам, в случае нарушения данного условия, на хозяйствующего субъекта может быть наложен штраф, а также расторгнут договор. Полагают, что запрет на право отчуждения объекта нарушает действующее гражданское законодательство ввиду следующего. В силу положений ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенность собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских; прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона, и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с п.1 и п.2 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Согласно п.1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (п.1 ст. 421 ГК РФ). В соответствии с ч.4 ст.421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Необходимо отметить, что действующее гражданское законодательство не содержит запрета на отчуждение нестационарного торгового объекта. В соответствии со ст.15 Федерального закона от 28.12.2009 №381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», п.2 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; а также запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам. В рассматриваемом случае пунктом №*** договора фактически предусмотрен запрет истцам отчуждать нестационарный торговый объект третьим лицам до окончания срока действия договора, а пункты 5.3 и 6.4.2. позволяет уполномоченному органу (органу местного самоуправления) наложить штраф на хозяйствующего субъекта и отказаться от исполнения договора на размещение НТО в одностороннем порядке в случае, если хозяйствующий субъект реализует свое право на отчуждение НТО в период действия договора, что противоречит вышеприведенным нормам действующего законодательства (позиция аналогичного содержания изложена в Решении Арбитражного суда УР по делу №*** по иску заместителя прокурора Удмуртской Республики к Управлению муниципального имущества и земельных ресурсов г. Воткинска, Индивидуальному предпринимателю Веденской Н.Г. о признании недействительными (ничтожными) пункт 4.1.И в полном объеме, пункта 6.4.2 в части слов «Отчуждение Объекта»). Также полагают, что запрет на передачу прав и обязанностей по настоящему Договору третьим лицам нарушает действующее гражданское законодателе ввиду следующего. Согласно пунктам №*** приложения №*** к Постановлению Администрации г. Воткинска от <дата>№*** «Об утверждении порядка принятия решений о заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов без проведения аукциона» (типовой формы договора размещение нестационарного торгового объекта) хозяйствующий субъект обязан не передавать права и обязанности по настоящему Договору третьим лицам; на хозяйствующего субъекта может быть наложен штраф, и договор может быть расторгнут по требованию Уполномоченного органа по решению суда при отчуждении Объекта либо передачи прав и обязанностей по настоящему Договору. Таким образом, из буквального толкования названных пунктов следует, что в число обязательных условий договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Воткинска входит право уполномоченного органа, а также обязанность лица, которому передано место под размещение нестационарного торгового объекта, обеспечивать недопустимость передачи или уступки прав по заключенному договору на размещение нестационарного торгового объекта третьим лицам. Однако, указанные положения, предусматривающие включение в договоры на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Воткинска таковых условий, имеют лишь правоприменительный характер (разъяснения обязательных для данной категории сделок условий) и сами по себе в силу своего характера не содержат и не могут содержать правовой нормы, запрещающей совершение передачи или уступки прав по заключенному договору третьим лицам. Так, в соответствии с пунктом «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Согласно статье 3 Гражданского кодекса Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от <дата>№***-АПГ16-8, муниципальные правовые акты содержать нормы гражданского права и устанавливать случаи для одностороннего отказа от исполнения обязательства и ограничения прав и свобод субъектов гражданского оборота не могут. Необходимо отметить, что действующее гражданское законодательство не содержит запрета на передачу прав и обязанностей по договору на размещение нестационарного торгового объекта. В связи с чем, уступка прав по заключенному договору третьим лицам может быть реализована при соблюдении общих требований, установленных действующим гражданским законодательством, а именно: в соответствии со статьей 392.3 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в случае одновременной передачи стороной всех прав и обязанностей по договору другому лицу (передача договора) к сделке по передаче соответственно применяются правила об уступке требования и о переводе долга. Согласно пункту 1 статьи 382 и пункту 1 статьи 391 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона. Перевод долга с должника на другое лицо может быть произведен по соглашению между первоначальным должником и новым должником. Перевод должником своего долга на другое лицо допускается с согласия кредитора и при отсутствии такого согласия является ничтожным. Указанное обстоятельство обусловлено тем, что замена стороны в обязательстве является сингулярным (частным) правопреемством, в результате которого по общему правилу (если иное не установлено договором, соглашением сторон) все права и обязанности, вытекающие из такого обязательства, переходят от выбывающего из обязательства правопредшественника к его правопреемнику. Другими словами, правопреемник встает в обязательстве на место правопредшественника, принимая на себя все позитивные и негативные последствия подобного замещения, что не должно отражаться на положении контрагента, для которого перемена противостоящего ему в относительном правоотношении лица не может влиять на объем потенциально реализуемых прав, то есть само обязательство остается неизменным. Обратное толкование со ссылкой пункты №*** приложения №*** к Постановлению от <дата>№*** «Об утверждении порядка принятия решений о заключении договоров на размещение нестационарных торговых, объектов без проведения аукциона», данному правоприменительному положению, определяющему лишь обязательные для включения в такого рода сделки условия, придано значение самостоятельной правовой нормы, противоречит действующему гражданскому законодательству, поскольку устанавливает ограничения прав собственников по "распоряжению принадлежащим им имуществом в период действия договоров на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Воткинска, а также хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров, что создает дискриминационные условия (позиция аналогичного содержания изложена в Апелляционном определении ВС РФ по делу № 14-АПГ16-8 от 29.06.2016, Решении Арбитражного суда Омской области по делу №*** В соответствии с частью 3 статьи 3 и частью 2 статьи 6 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли и по вопросам, связанным с созданием таких условий, вправе издавать муниципальные правовые акты в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. Частью 3 статьи 17 указанного Федерального закона закреплено, что в т обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли органы месть самоуправления предусматривают строительство, размещение торговых объектов документах территориального планирования, правилах землепользования и застрой разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учётом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торгов; деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности; проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торгов на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер развитию торговой деятельности на этих территориях. Таким образом, оспариваемые нормы Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов приняты с нарушением полномочий органа местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности, поскольку, исходя из приведённых положений Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации регулировать основания и порядок осуществления торговой деятельности органы местного самоуправления не вправе. В соответствии с ч. 4,5 ст. 46 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проекты муниципальных нормативных правовых актов иных муниципальных образований, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотрены муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, могут подлежать оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в порядке, установление муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъект Российской Федерации, за исключением: 1) проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы; 2) проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения; 3) проектов нормативных правовых актов, разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период действия режимов чрезвычайных ситуаций. Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для - субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местных бюджетов. Между тем, не смотря на то, что оспариваемое положение вводит запрет на отчуждение торгового объекта и передачу прав по договору на размещение третьим лицам, такая оценка регулирующего воздействия проекта оспариваемого нормативного правового акта не проводилась. На основании изложенного, полагают пункты №*** приложения №*** (форма договора на размещение нестационарного торгового объекта) Постановления Администрации г. Воткинска от <дата>№*** «Об утверждении порядка принятия решений о заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов без проведения аукциона» незаконными, противоречащими требованиям действующего законодательства.

Административный истец ИП Кузнецова М.Д. в судебном заседании, будучи извещена надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела, не присутствует. Дело в порядке ч. 5 ст. 213 КАС РФ рассмотрено в ее отсутствие с участием представителя Мальчиковой Н.В. В ходе рассмотрения дела Кузнецова М.Д. пояснила, что занимается розничной торговлей цветов. Павильон находится на остановке «Железнодорожный вокзал - Казанский вокзал» по ул. Привокзальной. Хотела бы реализовать торговый объект, но не может, еще и за свой счет должна убрать павильон, остается без всего.

Административный истец ИП Веденская Н.Г. административный иск поддержала, по доводам, в нем изложенным. Суду пояснила, что павильон – нестационарный торговый объект находится на <*****> – это пекарня. Желает продать объект, но не может, в силу положений договора, боится штрафных санкций. Пять лет осуществляет предпринимательскую деятельность, на сегодняшний день пекарня действует.

Представитель административных истцов Мальчикова Н.В. доводы административного иска поддержала в полном объеме, дополнительно представила письменные пояснения на иск, в судебном заседании пояснила, что все договора содержат пункты о запрете отчуждения объекта и передачи права аренды третьим лицам. Полагают, что только гражданское законодательство может регулировать данные нормы, данная позиция уже рассматривалась в Арбитражном суде УР по иску прокурора. Запрет на передачу прав и обязанностей третьим лицам нарушает гражданское законодательство, ни в одном законе Гражданском кодексе, Земельном кодексе нет ограничений по передаче прав третьим лицам. Договора являются правопреемниками договоров аренды, ранее не было никаких запретов. В данном случае нет оснований для введения данного запрета. По поводу срока обращения в суд. Положения ст. 208 КАС РФ предусматривают, что в течение действия нормативного правового акта граждане могут обратиться в суд. В данный момент административные истцы ограничены в своих правах, распорядиться своим имуществом, поскольку данные действия повлекут последствия в виде расторжения договора, наложения штрафа. В частности Флоры, организация хочет реорганизоваться, необходимо реализовать имущество, а не может. Права собственности ограничиваются положениями договора. В 2015г. поменялось законодательство, стало другое регулирование, по Удмуртской Республике появился закон в 2018 году, утвержден Порядок, после этого стали заключать договора. Постановление является действующим, срок не пропущен. Ссылаются на позицию Верховного суда РФ, поскольку федеральное законодательство не содержит запрета уступки прав по данным договорам. Федеральное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, Закона о торговле, в них не содержится запрета на уступку прав по договорам. Договора заключены без проведения аукциона, потому условие о запрете уступки не может быть включено в договор. Даже Закон Удмуртской Республики не содержит подобного запрета. Полагают, что необходимо внесение изменений в постановление, можно внести изменения в части уведомления о продаже объекта, переуступки прав, категоричный запрет незаконен. Данная обязанность будет необременительна для Администрации. Договора были заключены без проведения аукциона, в соответствии с законом №*** РЗ, ссылается на апелляционное определение Верховного Суда. Обращает внимание, что договора были заключены не по процедуре аукциона, который предусмотрен Законом№***-РЗ.

Представитель административного ответчика Администрации города Воткинска Никитин О.В. в ходе рассмотрения дела первоначально заявленные требования не признал, в последующем с административным иском согласился. Суду пояснил, что в соответствии с Законом УР №***-РЗ. было вынесено постановление №***. Неотъемлемой частью является договор на размещение нестационарного торгового объекта. Ситуация в решении Арбитражного суда УР иная, действительно было внесено изменение в договор, поскольку были внесены изменения по аукциону. Было представление прокурора, нарушения устранены. Замечания со стороны прокуратуры относительно договора торгового объекта не было. Если человек отчуждает торговый объект, место покупателю не гарантировано. В большинстве случаев, когда происходит отчуждение объекта, субъект не уведомляет об отчуждении объекта, выставляют счета старому арендатору. Есть договор, который разработан. Постановление принято в соотв. с Земельным кодексом, Уставом МО г. Воткинск, Законом №***-РЗ. На основании формы утвержденной заключены договора на размещение нестационарного торгового объекта. После детального рассмотрения установлено, что пункты ущемляют права арендаторов, главное чтобы арендная плата вносилась. Постановление действует, не отменено, не изменено, последнее изменение Постановления было в 2019 году.

Исследовав материалы административного дела, выслушав административного истца, его представителя, представителя административного ответчика и заинтересованное лицо, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела:

В судебном заседании установлено, что согласно выписки из ЕГРЮЛ, Администрация <*****> является действующим юридическим лицом, расположенным по адресу <*****> главой МО «город Воткинск» и лицом, имеющим право действовать от имени Администрации г. Воткинска без доверенности, является Заметаев А.В.

Согласно выписок из ЕГРИП, Кузнецова М.Д. и Веденская Н.Г. является действующими индивидуальным предпринимателями с <дата> и <дата> соответственно.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ, ООО «Флора» является действующим юридическим лицом, расположенным по адресу <*****>, лицом, имеющим право действовать от имени ООО «Флора» без доверенности, является директор Сентябова С.А.

Постановлением Администрации г. Воткинска УР от <дата>. №*** «Об утверждении порядка принятия решений о заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов без проведения аукциона», подписанного главой МО «Город Воткинск» утвержден порядок принятия решений о заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов без проведения аукциона на территории МО «город Воткинск», а также форма договора на размещение нестационарного торгового объекта и форма заявки на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта (прилагаются). Управление муниципального имущества и земельных ресурсов города Воткинска определено уполномоченным органом по принятию решений о заключении договоров аренды на размещение нестационарных торговых объектов без проведения торгов. Приложением №*** к указанному постановлению является форма договора на размещение нестационарного торгового объекта. Указанная форма содержит следующие положения: п.п. <дата> «Не отчуждать Объект третьим лицам до окончания срока действия Договора», п. <дата> «Не передавать права и обязанности по настоящему Договору третьим лицам», п. 5.3 «В случае передачи Хозяйствующим субъектом своих прав по настоящему Договору, отчуждения Объекта он обязан уплатить штраф в размере 50% от годовой платы за размещение Объекта. Штраф уплачивается в бюджет муниципального образования «Город Воткинск»», п. 6.4.2 «Отчуждение Объекта либо передача прав и обязанностей по настоящему Договору».

Постановлением Администрации г. Воткинска от <дата>№*** «О внесении изменений в постановление «Об утверждении порядка принятия решений о заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов без проведения аукциона» от <дата>№***, изменения в приложение №*** не внесены.

Судом также установлено, и подтверждается представленными доказательствами, что между ООО «Флора» и Управлением муниципального имущества и земельных ресурсов г. Воткинска <дата> заключен договор №***нто на размещение нестационарного торгового объекта (далее – НТО) – павильона площадью 23 кв.м. по адресу (с адресным ориентиром): <*****>, участок находится примерно в 17м по направлению на юг от ориентира (п. 1.1 договора на размещение НТО №***нто от <дата>). Основанием для заключения договора является Закон УР от 05.10.2018 №61-РЗ «О размещении нестационарных торговых объектов на территории Удмуртской Республики», постановление Администрации города Воткинска УР от 13.12.2018 №2101 «Об утверждении порядка принятия решений о заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов без проведения аукциона» (п. 1.2 договора на размещение НТО №29-19нто от 01.01.2019).

Между ООО «Флора» и Управлением муниципального имущества и земельных ресурсов г. Воткинска <дата> заключен договор №***нто на размещение нестационарного торгового объекта (далее – НТО) – павильона площадью 90 кв.м. по адресу (с адресным ориентиром): УР, г. Воткинск, <*****> участок находится примерно в 56м от ориентира по направлению на запад (п. 1.1 договора на размещение НТО №***нто от <дата>). Основанием для заключения договора является решение Арбитражного суда УР от <дата> по делу №№***, Закон УР от <дата>№***-РЗ «О размещении нестационарных торговых объектов на территории Удмуртской Республики», постановление Администрации города Воткинска УР от <дата>№*** «Об утверждении порядка принятия решений о заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов без проведения аукциона» (п. 1.2 договора на размещение НТО №***нто от <дата>).

Как следует из материалов дела, между ИП Веденской Н.Г. и Управлением муниципального имущества и земельных ресурсов г. Воткинска <дата> заключен договор №***нто на размещение нестационарного торгового объекта (далее – НТО) – павильона площадью 5 кв.м. по адресу (с адресным ориентиром): <*****> (п. 1.1 договора на размещение НТО №***нто от <дата>). Основанием для заключения договора является решение Арбитражного суда УР от <дата> по делу №*** Закон УР от <дата>№***-РЗ «О размещении нестационарных торговых объектов на территории Удмуртской Республики», постановление Администрации города Воткинска УР от <дата>№*** «Об утверждении порядка принятия решений о заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов без проведения аукциона» (п. 1.2 договора на размещение НТО №***нто от <дата>).

Также, между ИП Веденской Н.Г. и Управлением муниципального имущества и земельных ресурсов г. Воткинска <дата> заключен договор №***нто на размещение нестационарного торгового объекта (далее – НТО) – павильона площадью 18 кв.м. по адресу (с адресным ориентиром): <*****> (п. 1.1 договора на размещение НТО №***нто от <дата>). Основанием для заключения договора является решение Арбитражного суда УР от <дата> по делу №*** Закон УР от <дата>№***-РЗ «О размещении нестационарных торговых объектов на территории Удмуртской Республики», постановление Администрации города Воткинска УР от <дата>№*** «Об утверждении порядка принятия решений о заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов без проведения аукциона» (п. 1.2 договора на размещение НТО №***нто от <дата>).

Судом установлено, что между ИП Кузнецовой М.Г. и Управлением муниципального имущества и земельных ресурсов г. Воткинска <дата> заключен договор №***нто на размещение нестационарного торгового объекта (далее – НТО) – павильона площадью 21,3 кв.м. по адресу (с адресным ориентиром): <*****> (п. 1.1 договора на размещение НТО №***нто от <дата>). Основанием для заключения договора является решение Арбитражного суда УР от <дата> по делу №*** Закон УР от <дата>№***-РЗ «О размещении нестационарных торговых объектов на территории Удмуртской Республики», постановление Администрации города Воткинска УР от <дата>№*** «Об утверждении порядка принятия решений о заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов без проведения аукциона» (п. 1.2 договора на размещение НТО №***нто от <дата>).

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, указанные договоры заключены между его сторонами в соответствии с формой договора на размещение нестационарного торгового объекта, утвержденной постановлением Администрации города Воткинска УР от <дата>№*** «Об утверждении порядка принятия решений о заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов без проведения аукциона».

Согласно Постановления Администрации г. Воткинска от <дата>№*** «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Воткинск» (с изменениями) места размещения нестационарных торговых объектов, указанные в договорах на размещение нестационарного торгового объекта, включены в схему.

Согласно акта приема-передачи в аренду земельного участка №***к от <дата> между Администрацией г. Воткинска и ООО «Флора», решений Арбитражного суда УР от <дата> по делу №***, от <дата> по делу №*** от <дата> по делу №*** от <дата> по делу №*** (размещены на сайте Арбитражного суда УР в сети Интернет https://udmurtiya.arbitr.ru/), договоры на размещение НТО с административными истцами были заключены на основании п. 5 ч. 2 Закона УР от <дата>№***-РЗ «О размещении нестационарных торговых объектов на территории Удмуртской Республики» (далее – Закон №***-РЗ) без проведения аукциона или конкурса. При этом условиям для заключения договора на размещение НТО без проведения аукциона или конкурса, предусмотренным п. 5 ч. 2 Закона №***-РЗ административные истцы соответствуют.

Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании и сторонами по делу не оспариваются.

Суд, исследовав материалы административного дела, выслушав административного истца, его представителя, представителя административного ответчика и заинтересованное лицо, заключение прокурора, полагавшей требования административного истца подлежащими частичному удовлетворению, пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны недействительными.

Порядок производства по административным делам об оспаривании нормативно-правовых актов урегулирован нормами главы 21 КАС РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административный истец просит признать незаконными, противоречащими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующими со дня принятия пункты №*** приложения №*** (форма договора на размещение нестационарного торгового объекта) Постановления Администрации г. Воткинска от <дата>№*** «Об утверждении порядка принятия решений о заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов без проведения аукциона» (далее – оспариваемое Постановление), то есть нормативного правового акта.

Исходя из содержания п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт правомочного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, содержащий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В соответствии с п. 2, 3 ч. 8 ст. 213 КАС РФ, разъяснениями, изложенными в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу. Обязанность доказывания указанных обстоятельств возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В силу части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно положениям п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения к полномочиям органов местного самоуправления местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов отнесено принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.

Муниципальный правовой акт представляет собой решение по вопросам местного значения, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющие общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер (ч. 1 ст. 2 Закона N 131-ФЗ).

Пунктом 10 ч. 1 ст. 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено, в том числе создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Пунктом 15 ч. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Решением Городской Думы г. Воткинска от <дата>. №*** «О принятии устава МО «Город Воткинск», принят Устав МО «Город Воткинск» (далее – Устав).

Согласно ст. 48 Устава, Администрация города Воткинска – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Город Воткинск», наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления муниципального образования «Город Воткинск» федеральными законами и законами Удмуртской Республики. Администрацией города Воткинска руководит Глава МО «Город Воткинск» на принципах единоначалия.

В силу ст. 51 Устава, к полномочиям Администрации города Воткинска, относятся, в том числе, создание условий для обеспечения жителей МО «Город Воткинск» услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания (п.п.14).

Согласно ст. 53 Устава, по вопросам местного значения населения МО «Город Воткинск» непосредственно и (или) органами местного самоуправления МО «Город Воткинск» и должностными лицами местного самоуправления МО «Город Воткинск» принимаются муниципальные правовые акты, предусмотренные настоящим Уставом. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления МО «Город Воткинск» и должностными лицами местного самоуправления МО «Город Воткинск» в пределах их компетенции, подлежат обязательному исполнению на всей территории МО «Город Воткинск». Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, Конституции УР, законам УР, иным нормативным правовым актам УР.

В силу ст. 54 п. 1 Устава, в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, постановления и распоряжения Администрации города Воткинска.

Таким образом, оспариваемый административным истцом в части нормативный правовой акт принят Администрацией г. Воткинска в пределах полномочий, в установленном форме и виде.

Давая оценку процедуре принятия оспариваемого административным истцом нормативного правового акта в части (его официального опубликования), суд отмечает следующее.

Оспариваемый административным истцом в части нормативный правовой акт, по мнению суда, принят без нарушения порядка его официального опубликования, по следующим основаниям.

Согласно норме п.6 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов определяется уставом муниципального образования.

Так, согласно ст. 57 Устава (в редакции, действующей на момент принятия пунктов приложения оспариваемого Постановления – 13.12.2018г.), правовые акты, в том числе, Администрации г. Воткинска, официальное опубликование (обнародование) которых предусмотрено законодательством или настоящим Уставом, а также самим правовым актом Администрации г. Воткинска, публикуются (обнародуются в порядке, предусмотренном ст. 56 настоящего Устава.

Согласно ст. 56 Устава п. 5 и 6, официальное опубликование (обнародование) решения Воткинской городской Думы может осуществляться путем размещения на Официальном сайте МО «Город Воткинск» (www.votkinsk.ru). Официальным опубликованием решения Воткинской городской Думы считается, в том числе, первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном сайте МО «Город Воткинск».

В тексте оспариваемого в части Постановления (в том числе, Постановлении от 24.07.2018г. о внесении изменений в оспариваемое Постановление) содержится указание на его опубликование в средствах массовой информации.

При таких обстоятельствах, учитывая представленные административном ответчиком доказательства – сведения о размещении оспариваемого Постановления 13.12.2018г., оспариваемый в части нормативный правовой акт опубликован без нарушения порядка опубликования, определенного Уставом.

Давая оценку соблюдения процедуре принятия оспариваемого административным истцом нормативного правового акта в части, суд приходит к следующим выводам.

Анализируя положения ст. 46 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вышеприведенные положения Устава МО «Город Воткинск», суд приходит к выводу о соблюдении процедуры принятия оспариваемого в части нормативного правового акта. Нормативный правовой акт в оспариваемой части прошел соответствующие стадии правотворческой деятельности – подготовку проекта, предварительное рассмотрение проекта и его принятие, подписание уполномоченным лицом – главой МО «город Воткинск», опубликование и вступление в силу с даты опубликования.

Оценивая законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются, суд приходит к следующим выводам.

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее также Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ, Закон №381-ФЗ, Закон о торговле).

Согласно части 2 статьи 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности относится создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. С этой целью, в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ, органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности; проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 10 этого же Федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При этом согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ под нестационарным торговым объектом поднимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

В Определении от 29.01.2015 N 225-О Конституционный суд Российской Федерации отметил направленность названных нормативных положений на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. Названная норма не может рассматриваться как исключающая необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования. Органы местного самоуправления могут решать вопросы размещения торговых объектов с учетом их нестационарного характера в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства. Названные нормы призваны обеспечить баланс между гарантиями прав предпринимателей, поддержанием конкуренции и возможностью органов местного самоуправления развивать территории.

Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ также установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

В соответствии с п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов нестационарной торговли устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В силу пп. 6 п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарного торгового объекта, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", подпунктами 3, 42 пункта 1 статьи 37 Устава муниципального образования город Воткинск, муниципальное образование город Воткинск распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно п. 6 ст. 2 Закона N 381-ФЗ нестационарный торговый объект (далее – НТО) - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

В соответствии с положениями ст. 10 Закона N 381-ФЗ размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Порядок включения в схему НТО, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством РФ (ч. 1 ст. 10 Закона N 381-ФЗ).

Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ (ч. 3 ст. 10 Закона о торговле). Кроме того, порядок и условия размещения объектов нестационарной торговли устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ).

Федеральное законодательство не регулирует вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не регламентирует основания и форму юридического оформления прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель или земельных участков в соответствии с правилами, установленными главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, равно как не устанавливает запрет на возможность определения такого порядка и не исключает оформление прав, в том числе посредством заключения договора.

Из приведенных правовых норм следует вывод о том, что вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

05.10.2018 Государственным Советом УР 18.09.2018 N 239-VI был принят Закон Удмуртской Республики №61-РЗ "О размещении нестационарных торговых объектов на территории Удмуртской Республики" (принят), который в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" регулирует правоотношения по размещению нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в собственности Удмуртской Республики или муниципальной собственности, а также на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Удмуртской Республики (ч. 1 ст. 1 Закона №61-РЗ).

В силу положений ст. 2 Закона №61-РЗ (в редакции на дату принятия оспариваемого в части Постановления) размещение нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в собственности Удмуртской Республики или муниципальной собственности, а также на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Основанием для размещения нестационарного торгового объекта является договор на размещение нестационарного торгового объекта (далее - договор). Заключение договора осуществляется исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики или органом местного самоуправления в Удмуртской Республике, уполномоченным на распоряжение землями или земельными участками, находящимися в собственности Удмуртской Республики или муниципальной собственности, а также землями и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, соответственно (далее - уполномоченный орган) с хозяйствующим субъектом в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Договор заключается по итогам аукциона на право заключения договора (далее - аукцион), за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Договор без проведения аукциона заключается с хозяйствующим субъектом, с которым у уполномоченного органа был заключен договор аренды земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта при наличии в совокупности следующих условий: 1) место размещения нестационарного торгового объекта включено в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории соответствующего муниципального образования; 2) договор аренды земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта, заключенный уполномоченным органом с хозяйствующим субъектом, является действующим на день подачи заявления о заключении договора; 3) у хозяйствующего субъекта на день подачи заявления о заключении договора отсутствует просроченная задолженность по оплате по договору аренды земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта; 4) в период действия договора аренды земельного участка отсутствовали факты нарушения на нестационарном торговом объекте статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", подтвержденные вступившими в законную силу постановлениями судов и (или) органов (должностных лиц), уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора). Право на заключение договора без проведения аукциона предоставляется хозяйствующему субъекту, подавшему в уполномоченный орган заявление о заключении договора. Заключение договора без проведения аукциона в соответствии с частью 5 настоящей статьи допускается только один раз. Порядок принятия решений о заключении договора без проведения аукциона в соответствии с настоящим Законом устанавливается правовым актом уполномоченного органа. Размер ежегодной платы по договору, заключаемому без проведения аукциона, а также начальный размер годовой платы по договору, заключаемому по итогам аукциона, устанавливается в размере рыночной стоимости платы за размещение нестационарного торгового объекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Договор на размещение нестационарного торгового объекта заключается на срок 7 лет.

Таким образом, на территории Удмуртской Республики принят нормативный правовой акт, регулирующий условия и порядок размещения НТО на землях и земельных участках, находящихся в собственности Удмуртской Республики или муниципальной собственности, а также на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Удмуртской Республики, в том числе, расположенных на территории МО «город Воткинск».

Положения указанного закона подлежат применению и по отношению к административным истцам, договор на размещение НТО с которыми заключен после вступления в силу указанного нормативно правового акта субъекта РФ – УР.

Как следует из содержания Постановления Администрации г. Воткинска от <дата>№***, Постановление принято, в том числе, в соответствии с Законом №61-РЗ.

При этом, сама форма договора на размещение НТО указанным Законом №***-РЗ не утверждена и не предусмотрена. Соответственно, Администрацией г. Воткинска обоснованно форма договора на размещение НТО утверждена указанным постановлением как субъектом, которому в соответствии с положениями Закона №***-РЗ предоставлено право на заключение договора на размещение НТО.

Анализируя положения оспариваемых пунктов формы договора на размещение НТО, суд приходит к следующим выводам.

Оспариваемый административными истцами п. №*** формы договора на размещение НТО вменяет хозяйствующему субъекту обязанность не отчуждать объект, то есть НТО, третьим лицам до окончания срока действия договора.

Оспариваемые п. 5.3 и 6.4.2 формы договора на размещение НТО предусматривают, в том числе, материальную ответственность хозяйствующего субъекта в виде штрафа в размере 50% от годовой платы (неустойку) за отчуждение НТО, а также возможность расторжения договора по требованию уполномоченного органа по решению суда в случае отчуждения НТО.

Из норм п.п. 1-4 ст. 421 ГК РФ следует, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В соответствии со ст.422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

В силу положений ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства

В соответствии с п.1 и п.2 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», п.2 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; а также запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Положениями Земельного кодекса РФ, Закона №61-РЗ, самого порядка, принятия решений о заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов без проведения аукциона на территории МО «Город Воткинск», утвержденного оспариваемым в части Постановлением, не предусмотрено ограничение прав хозяйствующего субъекта, как собственника НТО, условием заключения договора на размещение НТО его последующее не отчуждение в течение срока действия договора, не является.

При таких обстоятельствах, положения п. №*** формы договора на размещения НТО противоречат положениям вышеприведенных норм Гражданского кодекса РФ, поскольку иным нормативно правовым актом ограничения прав собственника на распоряжение НТО не установлено. Условие, императивно вменяющее хозяйствующему субъекту обязанность не распоряжаться НТО, то есть ограничивающее его право, предусмотренное положениями ст. 209 ГК РФ, формой договора на размещение НТО предусмотрено незаконно.

В соответствии со ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допустим.

Согласно ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить Кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Согласно ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данным кодексом, другими законами или договором.

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Само по себе установление в форме договора на размещение НТО неустойки за нарушение условий договора, а также условие о возможности расторжения договора по решению суда не противоречит приведенным положениям ГК РФ.

Вместе с тем, поскольку обязанность по не отчуждению НТО вменена формой договора на размещение НТО в нарушение закона, то и ответственность за нарушение указанного условия договора, а также возможность расторжения договора в судебном порядке при нарушении указанной обязанности, также закону не соответствует.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований административных истцов в части признания недействующими пункта №*** оспариваемого Постановления в части установления указанного пункта в форме договора на размещение НТО (приложение №***), а также пунктов 5.3 и 6.4.2 в части слов отчуждение объекта, как не соответствующих нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Оспариваемый административными истцами п. №*** формы договора на размещение НТО вменяет хозяйствующему субъекту обязанность не передавать права и обязанности по настоящему договору третьим лицам.

Оспариваемые п. 5.3 и 6.4.2 формы договора на размещение НТО предусматривают, в том числе, материальную ответственность хозяйствующего субъекта в виде штрафа в размере 50% от годовой платы (неустойку) за отчуждение НТО, а также возможность расторжения договора по требованию уполномоченного органа по решению суда в случае передачи прав и обязанностей по настоящему договору.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона. Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 383 ГК РФ переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, не допускается.

В случаях, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов (пункт 3 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 7 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено законом.

Согласно положениям Закона №***-РЗ, заключение договора на размещение НТО возможно только путем проведения торгов (аукциона, конкурса) за одним исключением, а именно, приведенным в ч. 5 ст. 2 Закона №***-РЗ.

С административными истцами, как с лицами, с которыми у уполномоченного органа был заключен договор аренды земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта с учетом наличия совокупности условий, указанным в ч. 5 ст. 2 Закона №***-РЗ, были заключены договоры на размещение НТО. При этом, согласно абз. 2 ч. 6 ст. 2 Закона №***-РЗ, заключение договора без проведения аукциона или конкурса в соответствии с частью 5 настоящей статьи допускается только один раз.

Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что заключение договора на размещение НТО без проведения аукциона, для обеспечения равенства прав и обязанностей участников спорных правоотношений, не дает права владельцу НТО неограниченно передавать свои права другим лицам, которые правом на заключение такого договора не обладают.

Согласно части 1 статьи 3 Закона N 381-ФЗ государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством антимонопольного регулирования в этой области.

На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции.

Соответственно, соблюдение предусмотренных Законом о защите конкуренции запретов и ограничений является обязательным, в целях недопущения ограничения конкуренции.

Аналогичное положение применительно к сфере торговли предусмотрено статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

При этом на основании части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за рядом исключений.

Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что заключение договора на право владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом может быть осуществлено только по результатам торгов, а указанные права не могут переходить в порядке сингулярного или универсального правопреемства к лицам, не являющимся победителями таких торгов.

Фактически, таким исключением, является п. 5 ст. 2 Закона №61-РЗ, применение которой в отношении хозяйствующего субъекта возможно один раз, при этом положениями указанного же Закона №61-РЗ не предусмотрена возможность заключения договора на размещение НТО без проведения торгов с иным хозяйствующим субъектом, не соответствующем требованиям п. 5 ст. 2 Закона №61-РЗ, в случае передачи прав и обязанностей по договору на размещение НТО. С иным хозяйствующим субъектом в случае реализации правомочий собственника по распоряжению НТО договор на размещение НТО может быть заключен только путем проведения торгов. Передача прав и обязанностей по договору в данном случае закону не соответствует, в том числе и в связи с тем, что фактически практическое применение п. 5 ст. 2 Закона №61-РЗ связано с личностью хозяйствующего субъекта, дальнейшая уступка прав по договору невозможна и в связи с положениями ст. 383 ГК РФ.

С учетом изложенного, обязанность, возложенная на хозяйствующего субъекта как стороны договора на размещение НТО, по не передаче прав и обязанностей по настоящему договору третьим лицам, соответствует правовому регулированию на время принятия оспариваемого в части Постановления.

Запрет уступки в данном случае предусмотрен федеральным законом, Администрацией г. Воткинска не установлено в форме договора на размещение НТО каких-либо новых запретов для субъектов предпринимательской деятельности, не предусмотренных законом, соответственно, положения ч. 3 ст. 46 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" о необходимости оценки регулирующего воздействия, применению не подлежат.

По мнению суда, в данной правовой ситуации выводы, изложенные в апелляционном определении ВС РФ по делу №*** от <дата> не применимы, поскольку после <дата> в Гражданский кодекс РФ были внесены изменения, касающиеся запрета уступки прав при заключении договора посредством проведения аукциона, а также принят Закон УР №***-РЗ, на основании положений которого и было принято оспариваемое в части Постановление. Суд исходит из действующего правового регулирования на момент принятия оспариваемого в части Постановления, и установленного Гражданским кодексом Российской Федерации запрета передачи прав и обязанностей по договору, в случае, если заключение договора возможно только путем проведения торгов.

Кроме того, суд отмечает, что положениями Гражданского кодекса РФ предусмотрена возможность запрета уступки по соглашению между сторонами, то есть в договоре.

Таким образом, по изложенным выше основаниям, положения п. 5.3 и п. 6.4.2 формы договора на размещение НТО об установлении договорной неустойки и установления случая, при котором договор на размещение НТО может быть расторгнут в судебном порядке, а также установления условия для применения п. 5.3 и п. 6.4.2 в виде уступки прав по договору закону, а именно нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.

Поскольку административным истцом оспаривался нормативный правовой акт, глава 21 КАС РФ не содержит срока для обращения в суд.

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ на Администрацию г. Воткинска подлежит возложение обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления Администрации г. Воткинска УР - газете «Воткинские вести», либо в Сборнике «Муниципальные ведомости города Воткинска».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Веденской Н.Г., индивидуального предпринимателя Кузнецовой М.Д., Общества с ограниченной ответственностью «Флора» к Администрации г. Воткинска, главе МО «город Воткинск» Заметаеву А.В. Управлению муниципального имущества и земельных ресурсов города Воткинска о признании незаконными, противоречащими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующими со дня принятия пункты №***, №*** приложения №*** (форма договора на размещение нестационарного торгового объекта) Постановления Администрации г. Воткинска от <дата>№*** «Об утверждении порядка принятия решений о заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов без проведения аукциона», удовлетворить в части.

Признать пункт №*** приложения №*** к Постановлению Администрации г. Воткинска Удмуртской Республики от <дата>№*** «Об утверждении порядка принятия решений о заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов без проведения аукциона» (форма договора на размещение нестационарного торгового объекта) не действующим с <дата>.

Признать пункты 5.3 и 6.4.2 приложения №*** к Постановлению Администрации г. Воткинска Удмуртской Республики от <дата>№*** «Об утверждении порядка принятия решений о заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов без проведения аукциона» (форма договора на размещение нестационарного торгового объекта) в части слов «отчуждение объекта» не действующими с <дата>.

Возложить на Администрацию г. Воткинска Удмуртской Республики обязанность опубликовать резолютивную часть настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления Администрации г. Воткинска УР - газете «Воткинские вести», либо в Сборнике «Муниципальные ведомости города Воткинска».

В остальной части требования индивидуального предпринимателя Веденской Н.Г., индивидуального предпринимателя Кузнецовой М.Д., Общества с ограниченной ответственностью «Флора» к Администрации г. Воткинска, главе МО «город Воткинск» Заметаеву А.В., Управлению муниципального имущества и земельных ресурсов города Воткинска, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики. В этот же срок на решение может быть принесено апелляционное представление.

Мотивированное решение суда судом изготовлено <дата>

Судья Е.В. Караневич