ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-996/19 от 05.04.2019 Первомайского районного суда г. Омска (Омская область)

№ 2а-996/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть объявлена 05 апреля 2019 года

Мотивированное решение составлено 10 апреля 2019 года

Первомайский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Еленской Ю.А. при секретаре судебного заседания Аримбековой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в городе Омске административное дело по административному исковому заявлению представителя ФИО1ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации,

установил:

административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (сокращенное наименование – Управление Росреестра по <адрес>) о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок для размещения домов индивидуальной жилой застройки, расположенный относительно жилого дома с почтовым адресом <адрес>, <данные изъяты>

На данном земельном участке расположены два принадлежащих ФИО1 на праве собственности жилых дома, один из которых площадью <данные изъяты>. м с условным номером <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> было выдано разрешение о переводе жилого помещения (жилого дома) в нежилое помещение.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении здания литера Б подготовлен технический план с изменением назначения и наименования объекта недвижимости: хозяйственное строение.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в филиал БУ <адрес> «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Кировского административного округа <адрес>» с заявлением о государственном кадастровом учете изменений жилого дома <данные изъяты>

Уведомлением Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ осуществление действий по изменению основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав было приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ.

Выражая несогласие с решением регистрационного органа, ФИО1 указывает на то, что собственник объекта недвижимого имущества по своему усмотрению вправе изменить его назначение и наименование. Какой-либо реконструкции или переустройства дома не проводилось. Однако собственник вправе перепрофилировать здание. Назначение и наименование здания изменяются на основании решений органов государственной власти, в частности актом уполномоченного органа местного самоуправления.

Считает, что решение Управления Росреестра по <адрес> не соответствует письму Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении обращения», ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, просит признать незаконным решение Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>; обязать административного ответчика внести изменения в запись Единого государственного реестра недвижимости – здание – жилой дом, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, <данные изъяты><данные изъяты> в части изменения назначения объекта недвижимости с жилого на нежилой, в части изменения наименования с жилого дома на хозяйственное строение.

В возражениях на административный иск представитель административного ответчика ФИО3 просит в удовлетворении требований административного истца отказать в полном объеме. Указывает, что государственным регистратором было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета на основании п. п. 7, 10 ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ, поскольку представленный технический план здания не соответствует требованиям к подготовке технического планы, утвержденным приказом Минэкономразвития России «О утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» от ДД.ММ.ГГГГ. Технический план был подготовлен на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ и уведомления о переводе жилого помещения (жилого дома) в нежилое помещение в отсутствие проектной документации, разрешения на строительство, реконструкцию и последующего ввода в эксплуатацию объекта недвижимости. В соответствии с ЖК РФ перевод из жилого в нежилое осуществляется исключительно в отношении помещений и с учетом соблюдения требований законодательства о градостроительной деятельности. Изменение назначения здания представляет собой реконструкцию, на проведение которой необходимо оформление разрешительных документов и ввода в эксплуатацию такого здания в порядке ст. ст. 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Кроме того, сведения об объекте, содержащиеся в техническом паспорте и техническом плане существенно разнятся между собой. По данным заключения кадастрового инженера, а основании которого подготовлен технический план, здание не имеет фундамента, вентиляции, канализации, водоснабжения, отопления, в то время, как в техническом паспорте <данные изъяты> указано на фундамент, отопление и энергоснабжение жилого дома.

Заинтересованное лицо – администрация Центрального административного округа <адрес> представила отзыв, согласно которому представленные ФИО1 документы и проектная документация в установленном порядке были рассмотрены на заседании комиссии по рассмотрению вопросов о переводе помещений. ПО результатам рассмотрения представленных документов комиссией было принято решение выдать распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании перевода жилого помещения в нежилое.

В судебном заседании ФИО1 и ее представитель ФИО2 доводы административного иска поддержали в полном объеме. Дополнительно пояснили, что реконструкции в здании не проводилось. После приобретения в <данные изъяты> здания из него ФИО1 убрала только электрокотел, электропитание к которому было проложено от основного дома литера А, а расход электроэнергии требовал денежных затрат. Основание здание отделано кирпичной кладкой и с фундаментом здания литера А, указанным в техническом паспорте <данные изъяты> года никаких работ не проводилось. Разрешительная документация на реконструкцию не вдавалась. Проектная документация в администрацию не предоставлялась.

В судебном заседании представитель Управления Росреестра по <адрес>ФИО4 полностью поддержала доводы возражения на административный иск.

Заинтересованное лицо – администрация Центрального административного округа <адрес> о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, своего представителя в суд не направило, о причинах его неявки в суд не сообщено.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует и установлено судебным разбирательством, что ФИО1 на основании свидетельства о государственной регистрации права серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> из категории земель населенных пунктов – для размещения домов индивидуальной жилой застройки, расположенный относительно жилого дома с почтовым адресом <адрес>, <данные изъяты> (л.д. 9, 51).

На данном земельном участке расположены два принадлежащих ФИО1 на праве собственности жилых дома, один из которых площадью <данные изъяты>. м с условным номером <данные изъяты> принадлежит на праве собственности ФИО1 на основании свидетельства серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13, 52) и второй – <данные изъяты> условным номером <данные изъяты> по адресу: г<данные изъяты> принадлежит на праве собственности ФИО1 на основании свидетельства серии <данные изъяты> (л.д. 10).

ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> было выдано разрешение о переводе жилого помещения (жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты>. м, расположенное по адресу: <адрес>, <данные изъяты> в нежилое помещение (л.д. 17, 70-71).

ДД.ММ.ГГГГ в отношении здания с кадастровым номером <данные изъяты> кадастровым инженером в результате выполнения кадастровых работ подготовлен технический план на основании декларации об объекте недвижимого имущества и технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ год, распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и уведомления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41-42).

Декларация оформлена на здание с кадастровым номером <данные изъяты> м по адресу: <адрес>, <данные изъяты> назначением и наименованием объекта недвижимости: нежилое хозяйственное строение, о чем в разделе «Характеристики объекта недвижимости» декларации имеются соответствующие сведения (л.д. 18-26, 45-50).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в филиал бюджетного учреждения <адрес> «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество <данные изъяты> и техническим планом здания, сооружения, помещения, либо объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ, что указано в описи документов, принятых для изменения основных характеристик здания (л.д. 27, 39).

Согласно заявлению ФИО1 просила осуществить государственный кадастровый учет здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты> в части изменения назначения объекта недвижимости и вид разрешенного использования – нежилое (л.д. 39-41).

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> осуществление действий по изменению основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав было приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ с указанием на непредставление документов, запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам, а именно: копии разрешительной документации на ввод объекта в эксплуатацию на объект недвижимости (л.д. 75-76).

В уведомлении также указано, что технический план здания не соответствует требованиям приказа Минэкономразвития России «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» от ДД.ММ.ГГГГ». Так, распоряжение администрации Центрального административного округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которых составлялся план, выданы в отношении нежилого помещения, тогда как заявление подано в отношении здания; по заявлению собственника при осуществлении государственного кадастрового учета могут быть изменены только основные сведения об объекте недвижимости, к числу которых назначение здания, помещения, а также наименование здания не относятся в соответствии с п. п. 9, 10, 11 ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ. (л.д. 75-76).

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> сообщено заявителю о приостановлении действий по изменению основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку согласно ответу, поступившему от департамента строительства Администрации <адрес>, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не выдавалось (л.д. 77-78).

В соответствии с ч. 13 ст. 24 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ (далее по тексту – Федеральный закон № 218-ФЗ), п. ДД.ММ.ГГГГ Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту – Приказ ) (в редакции, действовавшей на момент подготовки декларации и плана) утверждены форма технического плана (приложение ) и требования к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений (приложение ).

В п. 41 Приказа закреплено, что Раздел «Характеристики помещения» заполняется в соответствии с документами, указанными в п. 20 раздела II «Общие требования к подготовке технического плана».

Согласно п. 20 раздела II «Общие требования к подготовке технического плана» приложения Приказа сведения о здании, за исключением сведений о местоположении такого здания на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания.

Эта же норма регламентирует, что в случае, указанном в ч. 7 ст. 70 Закона, сведения о здании (объекте индивидуального жилищного строительства), за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство и проектной документации такого объекта недвижимости (при ее наличии) либо декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости или правообладателем земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24Закона (далее - Декларация), в случае, если проектная документация не изготавливалась.

В случае если на момент принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию для принятия указанного решения законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не предусматривалось представление технического плана объекта недвижимости, сведения о здании, сооружении (за исключением сведений о местоположении такого здания, сооружения на земельном участке и о его площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до ДД.ММ.ГГГГ и (или) утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующего объекта.

Из материалов дела следует и установлено судебным разбирательством, что технический план оформлен на здание на основании декларации и технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ на здание без каких-либо ссылок на проектную документацию, что формально согласуется с требованиями к оформлению технического плана, содержащимися в п. 20 раздела II приложения Приказа .

Судебным разбирательством также установлено и подтверждается материалами дела, что к регистрирующем органу ФИО1 обратилась с заявлением об изменении наименования и назначения здания на нежилое (л.д. 40) и с техническим планом, а равно декларацией на здание – помещение вспомогательного использования (л.д. 42-43).

Вместе с тем в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> Управление Росреестра по <адрес> указывает, что порядок изменения назначения зданий не определен, в отличие от порядка изменения назначения помещений, предусмотренного главой 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, к которому прибегнул административный истец, фактически выражая намерение изменить назначение и наименования всего здания.

По правилам, предусмотренным п. п. 9, 10, 11 ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: 9) назначение здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание; 10) назначение помещения (жилое, нежилое), если объектом недвижимости является помещение; 11) наименование здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования.

В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 13 Федерального закона № 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия – при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе о переводе жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение (если не требуется проведение работ по перепланировке) или об утверждении акта приемочной комиссии (в случае проведения работ по перепланировке).

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 218-ФЗ в случае, если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13, 15.1 статьи 32 названного Федерального закона сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости в сроки, установленные статьей 34 названного Федерального закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Применительно к изложенному, в порядке, который избрала ФИО1, обратившись в регистрирующий орган, не может быть признано основанием для изменения наименования и назначения здания из жилого в нежилое распоряжение администрации <данные изъяты> административного округа <адрес> о переводе жилого помещения в нежилое (л.д. 70). Доводы административного истца и его представителя об обратном, суд считает несостоятельными. При этом из текста распоряжения не следует, что комиссией рассматривался вопрос о переводе жилого помещения в нежилое на основании какой-либо проектной документации здания.

При этом ссылки стороны административного истца на несоответствие оспариваемого уведомления регистрационного органа указаниям, изложенным в письме Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> «О рассмотрении обращения» судом также отклоняются, как не влияющие на существо рассматриваемого дела.

Руководствуясь положениями ст. 41 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ, Росреестр указал, по его мнению, на возможность изменения наименования здания или сооружения, в том числе в связи с изменением назначения такого здания или сооружения. В частности, отмечено, что изменение наименования здания или сооружения может быть связано с изменением его функционального использования (без проведения реконструкции такого здания или сооружения), а также в связи с изменением назначения такого здания или сооружения.

Между тем письмо Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ@ «О рассмотрении обращения» основано на положениях ст. ст. 41-42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», утративших силу с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 361-ФЗ.

В письме Минэкономразвития России «О внесении в ЕГРН сведений о наименовании здания, назначении помещения (здания) и их изменении; о признании жилых строений пригодными для постоянного проживания» от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> носящего рекомендательный, поскольку согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения, приводятся положения п. п. 9, 10, 11 ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ, применимые в рассматриваем случае.

В оспариваемом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> обращено внимание заявителя также на наличие признаков реконструкции здания, поскольку ФИО1 выразила намерение изменить его назначение.

Кроме того, как видно из технического паспорта, на основании которого, в том числе, был подготовлен технический план, <данные изъяты> спорный объект представлял собой жилой дом площадью <данные изъяты> кв. м, <данные изъяты> постройки, правообладателем которого являлся <данные изъяты> без правоустанавливающих документов. В составе здания была кухня, веранда, комната, общей площадью жилого помещения – <данные изъяты> проведена реконструкция с техническим описанием в качестве конструктивных таких элементов здания и благоустройства объекта жилищного строительства, как автономное водяное отопление <данные изъяты>. м, электрокотел, открытая проводка на все здание площадью <данные изъяты> автономная канализация на <данные изъяты> м, столбчатый кирпичный фундамент (л.д. 56-68).

Как следует из понятийного аппарата ст. 1 ГрК РФ, реконструкцией объектов капитального строительства является изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (п. 14).

Понятие реконструкции также определено в приложении «Справочное» <данные изъяты> Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов. Нормы проектирования, утвержденным приказом Госкомархитектуры от ДД.ММ.ГГГГ, как комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей жилого дома (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади дома) или его назначения и осуществляемых в целях улучшения условий проживания и приведения эксплуатационных показателей жилого дома к уровню современных требований.

Для эксплуатации же здания в качестве нежилого необходимо оформление разрешительных документов на реконструкцию и ввод в эксплуатацию данного здания в порядке ст. 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Как указано выше, ФИО1 обращалась в Управление Росреестра с заявлением об изменении дополнительных характеристик здания, а не о государственной регистрации права на здание, для проведения которой существуют специальные требования по представлению на государственную регистрацию правоустанавливающих документов, подтверждающих законность реконструкции объекта капитального строительства.

Учитывая данное обстоятельство, суд обращает внимание ФИО1 на следующее.

В силу ч. 1, п. 8 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.

Статьей 9 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ регламентировано, что Градостроительный кодекс Российской Федерации применяется к отношениям по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства, возникшим после его введения в действие. К указанным отношениям, возникшим до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие. Положения части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации применяются также в отношении указанных в ней объектов, которые были построены, реконструированы или изменены до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Из материалов регистрационного дела № МFC-0136/2018-150565-1 не следует, что ФИО1 предоставлялось разрешение на ввод созданного по результатам реконструкции объекта (нежилого здания) в эксплуатацию, выдаваемое, в свою очередь, на основании разрешения на строительство. При этом заявление ФИО1 касалось изменения характеристик здания, а не регистрации права на нежилое здание.

Более того, в соответствии с ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ) разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 названной статьи и другими федеральными законами.

На территории муниципального образования <адрес> функции в сфере архитектуры и градостроительства осуществляет Департамент архитектуры и градостроительства администрации <адрес>, который, в том числе, выдает разрешение на строительство объектов капитального строительства (в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), дающее застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (Положение «О департаменте архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>», утв. Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ).

По правилам ч. 10 ст. 40 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 71 Федерального закона № 218-ФЗ в случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимого имущества сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимого имущества на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.

Как указано выше, решение вопроса о выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства на территории <адрес> находится в ведении департамента архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>, который при решении вопроса о выдаче разрешения на строительство в силу ч. 1 ст. 51 ГрК РФ обязан проверить соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и установить произошли ли на объекте капитального строительства такие изменения, которые затрагивают ли конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности самого объекта капитального строительства.

Если произошедшие в здании изменения относятся к случаям, установленным п. 17 ст. 51 ГрК РФ, в регистрирующий орган должны быть представлены соответствующие документы, из которых должно усматриваться, что выдача разрешения на строительство в связи с реконструкцией данного здания не требуется.

Согласно ч. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе, в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; капитального ремонта объектов капитального строительства; иных случаях, если в соответствии с названным Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит понятия объектов вспомогательного использования, упоминающихся в п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, предусматривающей упрощенный порядок оформления строительного процесса. Однако указанная норма определяет, что выдача разрешения на строительство не требуется для строительства строений и сооружений вспомогательного использования.

Понятие вспомогательных зданий и помещений определено, в частности, в СНиП II-92-76 «Вспомогательные здания и помещения промышленных предприятий», утвержденных постановлением Государственного комитета Совета М. С. по делам строительства от ДД.ММ.ГГГГ, и в п. 3.4 приложения Б СП 54.13330.2011 «Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003», утвержденного приказом Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ, по смыслу которых вспомогательные здания, как правило, должны включаться в число объектов недвижимости, а вспомогательные помещения различного назначения размещаются в одном здании и предназначены для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, в том числе: кухня или кухня-ниша, передняя, ванная комната или душевая, уборная или совмещенный санузел, кладовая или хозяйственный встроенный шкаф, постирочная, помещение теплогенераторной и т.п.

При этом объектами недвижимого имущества вспомогательного значения, подлежащие регистрации могут быть признаны не все строения.

Так, согласно ч. 6 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, в соответствии со ст. 130, 131, 132, 133.1, 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Исходя из комментариев к ст. 130 ГК РФ, признаками недвижимого имущества, подлежащего регистрации, являются четыре составляющих: 1) наличие фундамента у постройки; 2) невозможность отделить строение от фундамента без причинения несоразмерного ущерба; 3) наличие подведенных коммуникаций (свет, водоснабжение, канализация и т.п.); 4) материал, из которого изготовлен объект (цельные материалы, а не сборные части).

Довод же административного истца о том, что собственник вправе перепрофилировать свое здание без получения дополнительных разрешений и согласований, при условии, что назначение нового объекта соответствует основному виду разрешенного использования земельного участка капитального строительства, со ссылкой на ст. 37 ГрК РФ также не влечет отмену уведомления о приостановлении изменений характеристик объекта, поскольку среди видов разрешенного использования земельных участков для индивидуальной жилой застройки размещение нежилых зданий не значится, в отличие от хозяйственных построек (приказ Минэкономразвития России «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, ФИО1 следует определиться – представляет ли строение новый объект права, а именно: произведена ли реконструкция здания путем изменения его назначения на нежилое, что является юридически значимым обстоятельством для вывода о реконструкции здания, или пристрой предназначен для обслуживания основного объекта. От данных обстоятельств зависит возникновение у ФИО1 прав и обязанностей в отношении конкретного объекта при его регистрации, а равно предмет и основания доказывания в исковом порядке при наличии спора о праве и отказе компетентных органов в выдаче разрешения на строительство на нежилой объект недвижимого имущества.

Применительно к положениям ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения заявления о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух необходимых условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя.

Такая совокупность в данном случае отсутствует.

Учитывая изложенное, решение Управления Росреестра по <адрес> – уведомление о приостановлении изменения основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав вынесено в соответствии с законом, оснований для его отмены и возложении обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, не имеется.

Основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 226, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд через Первомайский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

мотивированное решение суда составлено 10.04.2019, не вступило в законную силу