Дело № 2а-997/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 сентября 2020 года город Тверь
Калининский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Тирановой Л.В.,
с участием: административного истца ФИО1 и его представителя ФИО2,
при секретаре Кудряшовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к муниципальному учреждению Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, Межрайонной ИФНС России №12 по Тверской области об оспаривании решения о государственной регистрации изменений в сведениях о муниципальном учреждении Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, решения Совета депутатов и об исключении из ЕГРЮЛ записи
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России №12 по Тверской области, в котором с учетом уточнения требований просит:
признать незаконным решение Совета депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области № 18 от 22 июля 2019 года об избрании ФИО3 исполняющим обязанности главы Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области.
признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области от 18 ноября 2019 года о государственной регистрации изменений в сведениях о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени муниципального учреждения Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области (запись за государственным регистрационным номером (ГРН) №;
возложить на регистрирующий орган Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области обязанность восстановить нарушенные права административного истца путем исключения из Единого государственного реестра юридических лиц записи за государственным регистрационным номером (ГРН) № от 18 ноября 2019 года;
Административный истец просил решение обратить к немедленному исполнению, поскольку замедление его исполнения может привести существенному нарушению и препятствиям в реализации законных интересов административного истца как исполняющего обязанности высшего должностного лица поселения, а также осуществляющего управление работой Совета депутатов поселения.
В обоснование административного искового заявления указано, что ФИО1 является депутатом Совета депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области.
Решением Совета депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области от 17 декабря 2015 года № 127 «О заместителе Главы муниципального образования «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области» ФИО1, как депутата Совета депутатов Михайловского сельского поселения третьего созыва, избрали заместителем Главы муниципального образования «Михайловское сельское поселение» на срок до вступления в должность Главы «Михайловского сельского поселения».
Вышеуказанным решением на административного истца, как на заместителя Главы муниципального образования «Михайловское сельское поселение», возложено исполнение обязанностей Главы муниципального образования «Михайловское сельское поселение» в связи с отсутствием Главы муниципального образования «Михайловское сельское поселение» по причине досрочного прекращения полномочий.
До настоящего времени на законных основаниях Глава муниципального образования «Михайловское сельское поселение» не избран.
Советом депутатов Михайловского сельского поселения не принималось законных решений о возложении на кого-либо иного исполнения обязанностей Главы Михайловского сельского поселения.
Однако согласно выписке из ЕГРЮД от 18 мая 2020 года, выданной Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области, лицом, исполняющим обязанности главы Михайловского сельского поселения является ФИО3. Государственный регистрационный номер и дата внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей указанные сведения о ФИО3 как исполняющим обязанности главы поселения – № от 18 ноября 2019 года. Основанием для внесения в ЕГРЮЛ сведений об ФИО3 как исполняющим обязанности главы поселения послужило заявление об изменении сведений, не связанных с изменением учредительных документов, поступившее в МИФНС № 12 по Тверской области 11 ноября 2019 года по форме Р14001.
Административный истец считает, что заявление от 11 ноября 2019 года, на основании которого в ЕГРЮЛ внесены сведения об ФИО3 как исполняющим обязанности главы поселения является незаконным.
Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района не принимал законных решений по возложению на ФИО4 исполнения обязанностей Главы поселения и предоставления ему полномочий без доверенности действовать от имени юридического лица.
Начиная с 17 декабря 2015 года, с даты вынесения решения Совета депутатов Михайловского сельского поселения, ФИО1 исполняются обязанности Главы сельского поселения, в связи с чем, только у административного истца имеются полномочия действовать без доверенности от имени муниципального образования и руководить работой Совета депутатов поселения, в том числе созывать очередные и внеочередные заседания Совета депутатов и председательствовать на этих заседаниях.
Совет депутатов Михайловского сельского поселения в установленном порядке не принимал решения о прекращении полномочий административного истца, об избрании нового Главы поселения, в том числе ФИО3, о наделении других лиц правом действовать без доверенности от имени муниципального образования и Совета депутатов. Так же не рассматривался вопрос о необходимости обращения в регистрирующий орган с заявлением о внесении изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в частности ФИО3
Заседания Совета депутатов по перечисленным вопросам в установленном порядке не созывались и не проводились.
Административным истцом 11 ноября 2019 года в Межрайонную ИФНС № 12 по Тверской области заявления об изменении сведений в отношении указания ФИО3 исполняющим обязанности главы поселения не подавалось, и никому не поручалось подавать такое заявление.
ФИО1 считает, что вышеуказанное заявление в МИФНС № 12 по Тверской области подписано неуполномоченным на это лицом. Документы, подтверждающие необходимость внесения изменений, приложенные к указанному заявлению, являются незаконными.
На протяжении 2018 года и 2019 года депутаты Совета депутатов Михайловского сельского поселения ФИО5, ФИО6, руководствуясь личными интересами, предпринимали попытки внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся указания их в качестве исполняющих обязанности Главы сельского поселения, представляя документы, на основании которых регистрирующий орган вносил изменения. Судом по итогам рассмотрения административного иска ФИО1 внесенные изменения признавались недействительными и в ЕГРЮЛ делались отметки о недействительности этих изменений.
Протокольными определениями суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено муниципальное учреждение Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, заинтересованных лиц - ФИО3, Администрация муниципального образования «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные административные исковые требования в полном объеме. Пояснил, что с 23 декабря 2019 года по 10 февраля 2020 года заседаний Совета депутатов Михайловского сельского поселения не проводилось. 27 апреля 2020 года административный истец присутствовал на заседании, пояснял ФИО3, что тот действует незаконно.
Заявил и поддержал письменное ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, указав, что не предполагал, что ФИО3 могут быть внесены какие-либо изменения в ЕГРЮЛ, поскольку таких решений не принималось, о наличии оспариваемой записи ему стало известно в мае 2020 года с сайта налогового органа, административный иск подан 05 июня 2020 года. Ранее 27 апреля 2020 года на заседании Совета депутатов ФИО3 заявил о свих правах как исполняющего обязанности Главы поселения, представив выписку из ЕГРЮЛ. В период с 18 ноября 2019 года по 18 мая 2020 года административный истец не предполагал и не мог предполагать о действиях ФИО3 по подаче заявления в налоговый орган о проведении регистрации изменений в ЕГРЮЛ и таковой регистрации.
Ранее пояснил, что в сельском поселении образовалось две группы депутатов, в одной из них ФИО3 Ему, ФИО1, не известно о принятых Советом депутатов решениях в отношении ФИО3
В дополнительных письменных пояснениях указал, что сведений о публикации Газеты «Ведемья» №7 (118) от 01 августа 2020 года с оспариваемым ращением не имеется, из скриншота с сайта поселения следует, что страницы газеты удалены. Данные обстоятельства свидетельствуют о действиях ФИО3 по введению в заблуждение относительно его избрания исполняющим обязанности Главы сельского поселения, а действия по подаче им заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ являются незаконными, совершены лицом, не имеющим на это полномочий.
Представитель административного истца ФИО2 поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении с учетом уточнений. Дополнительно пояснил, что ФИО1 был на заседании в июле 2020 года, поэтому знал, что никакого решения об избрании ФИО3 исполняющим обязанности главы Михайловского сельского поселения не принимались. Решение не было опубликовано официально, поэтому ФИО1 был уверен в отсутствии данного решения, пока ФИО3 не показал ему выписку из ЕГРЮЛ с записью.
Административные ответчики Совета депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, Межрайонная ИФНС России № 12 по Тверской области при надлежащем извещении, в том числе публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда kalininsky.twr.sudrf.ru, представителей не направили.
Межрайонная ИФНС России № 12 по Тверской области представила письменный отзыв на заваленные требования, в котором указала на отсутствие оснований для возложения обязанности по возмещению судебных расходов, связанных с уплатой госпошлины, на инспекцию, поскольку налоговый орган вынес оспариваемое решение на основании заявления, поданного ФИО3 по форме Р14001. Отказ регистрирующим органом в приеме документов на государственную регистрацию не предусмотрен Законом 129-ФЗ, которым регулируется заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц. За недостоверно представленные сведения несут ответственность заявители, а не налоговая инспекция.
Заинтересованное лицо ФИО3, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился направил письменные возражения на административное исковое заявление, согласно которым считает заявленные ФИО1 требования не основанными на законе, необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В обоснование указав, что решением Совета депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области № 18 от 22 июля 2019 года он был избран заместителем Главы Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области. Данное решение опубликовано в официальном печатном издании поселения – газете «Ведемья», вступило в силу и до настоящего времени никем не оспорено. Необходимости принятия Советом депутатов поселения отдельного решения о возложении на заместителя Главы поселения обязанностей Главы поселения федеральным законодательством, Уставом поселения, Регламентом Совета депутатов поселения не установлено. С 23 октября 2019 года ФИО3 автоматически приступил к исполнению обязанностей Главы поселения в связи с досрочным прекращением полномочий Главы поселения ФИО6 В соответствии с требованиями законодательства ФИО3 подал соответствующее заявление в ИФНС России № 12 по Тверской области. Оспариваемыми действиями ИФНС России № 12 по Тверской области никаким образом не нарушены права ФИО1 Последний никогда не являлся Главой Михайловского сельского поселения, а лишь исполняющим обязанности Главы. Должность исполняющего обязанности Главы Михайловского сельского поселения не является выборной должностью местного самоуправления Михайловского сельского поселения, следовательно, полномочия ФИО1 в данной должности прекратились с началом работы Совета депутатов поселения нового созыва 24 сентября 2018 года. После вступления ФИО3 в должность исполняющего обязанности Главы поселения и до подачи искового заявления ФИО1 участвовал как минимум в пяти заседаниях Совета депутатов под председательством ФИО3 и обращался в жалобой в прокуратуру Калининского района. Следовательно ФИО1 пропущены сроки обращения в суд с административным исковым заявлением.
Советом депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области за подписью ФИО3 представлены аналогичные возражения на административный иск. Дополнительно указано, что ФИО1 было известно о нарушенных правах при обращении с письмами 17 февраля 2020 года на имя заместителя председателя Совета депутатов ФИО3, а данные, опубликованные на сайте ФНС, являются общедоступными.
Заинтересованное лицо Администрация муниципального образования «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области в судебное заседание не явилась, представителя не направила, извещалась о слушании дела надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда kalininsky.twr.sudrf.ru.
Выслушав административного истца и его представителя, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Исходя из положений части 9 статьи 226, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В силу статьи 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления регламентированы Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно статье 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц (часть 1). Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам (часть 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации).
До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр (часть 3 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственные реестры, содержащие сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы являются федеральными информационными ресурсами.
При государственной регистрации юридического лица заявителем может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право действовать без доверенности от имени этого юридического лица (подпункт «а» части 1.3 статьи 9 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Пунктом 2 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган среди прочего представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, определен статьей 18 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в силу пункта 2 которой представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 данного Федерального закона.
Согласно пункту 1.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено данным пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемых при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении не требуется в случае: представления документов, предусмотренных статьей 12 данного Федерального закона, непосредственно в регистрирующий орган лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность; представления документов, предусмотренных статьями 22.1, 22.2 и 22.3 данного Федерального закона, в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность; направления документов в регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 1 названной статьи, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
Перечень оснований для отказа предусмотрен статьей 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», является исчерпывающим. Отказ в государственной регистрации допускается в случае подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (подпункт «д» части 1).
Таким образом, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям действующего законодательства и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию, заявление должно быть подписано уполномоченным лицом, избранным в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что Муниципальное учреждение «Совет депутатов Михайловского сельского поселения» Калининского района Тверской области зарегистрировано как юридическое лицо с 09 декабря 2005 года, имеет ОГРН №.
На дату поступления в суд искового заявления и на момент рассмотрения настоящего дела согласно сведениям с официального сайта ФНС России (сайт http://www.nalog.ru) лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени Муниципального учреждения «Совет депутатов Михайловского сельского поселения» Калининского района Тверской области указан ФИО3,, должность указана как исполняющий обязанности Главы поселения.
Данное обстоятельство в силу части 1 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является общеизвестным и не нуждается в доказывании.
При проверке доводов административного истца о нарушении его прав, свобод и законных интересов принятыми решениями, суд исходит из следующего.
В силу положений статей 43,44 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 37 Устава, в системе муниципальных правовых актов Михайловского сельского поселения Устав является актом высшей юридической силы, регулирующий порядок организации и осуществления местного самоуправления на территории Михайловского сельского поселения, порядок формирования и полномочия органов местного самоуправления.
Из содержания Устава муниципального образования Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области следует, что структуру органов местного самоуправления Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области составляют: Совет депутатов – представительный орган; Глава поселения - высшее должностное лицо поселения; администрация поселения – исполнительно – распорядительный орган поселения (статья 25 Устава). Совет депутатов поселения обладает правами юридического лица. Порядок созыва, подготовки и проведения заседаний, принятия решений и осуществление полномочий устанавливаются Регламентом работы Совета депутатов (часть 5,8 статьи 26 Устава). К компетенции Совета депутатов относится избрание Главы поселения из своего состава (часть 2 статьи 27 Устава).
Глава поселения избирается тайным голосованием Советом депутатов из числа депутатов поселения, организует деятельность Совета депутатов и исполняет полномочия председателя Совета депутатов поселения. Глава поселения избирается на пять лет, порядок избрания устанавливается Уставом МО и Регламентом Совета депутатов. Полномочия Главы поселения начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Главы поселения. В случае досрочного прекращения полномочий Главы поселения, его полномочия исполняет заместитель Главы поселения. Глава поселения руководит работой Совета депутатов поселения, без доверенности действует от имени муниципального образования (статья 29 Устава).
Согласно Регламента Совета депутатов муниципального образования «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области, принятому на основании решения Совета депутатов муниципального образования «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области №133 от 19 февраля 2016 года, Глава поселения по должности исполняет обязанности председателя Совета (п. 2.1).
Согласно положениям упомянутого регламента, заместитель Главы поселения избирается из числа депутатов Совета открытым голосованием на заседании Совета и выполняет свои обязанности на непостоянной основе (п. 2.6).
Установлено, что решением Совета депутатов Михайловского сельского поселения №127 от 17 декабря 2015 года депутат Совета депутатов третьего созыва ФИО7 на срок до вступления в должность Главы поселения избран заместителем Главы муниципального образования «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области. Согласно пункту 2 решения заместитель Главы муниципального образования «Михайловское сельское поселение» ФИО1 исполняет обязанности Главы поселения на основании статьи 29 Устава в связи с отсутствием Главы поселения по причине досрочного прекращения полномочий Главы поселения.
Вступившим в законную силу решением Калининского районного суда Тверской области от 10 декабря 2018 года (дело № 2а-1837/2018) по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области об оспаривании решения о государственной регистрации изменений в сведениях о муниципальном учреждении Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области и о внесении в ЕГРЮЛ записи за государственным регистрационным номером (ГРН) №, возложении обязанности восстановить нарушенные права, постановлено:
«Признать решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области от 11 октября 2018 года о государственной регистрации изменений в сведениях о муниципальном учреждении Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области (запись за государственным регистрационным номером №) незаконным.
Возложить на регистрирующий орган Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области обязанность восстановить нарушенные права истца путем исключения их Единого государственного реестра юридических лиц записи за государственным регистрационным номером (ГРН) № от 11 октября 2018 года».
Принимая решение, суд установил, что на основании поступившего заявления регистрирующим органом вынесено решение о государственной регистрации от 11 октября 2018 года № 14744А по форме № Р80001, в ЕГРЮЛ внесена запись от 11 октября 2018 года за государственным регистрационным номером (ГРН) №, которая содержит сведения о прекращении полномочий руководителя юридического лица исполняющего обязанности Главы поселения ФИО1, по причине возложения полномочий руководителя юридического лица в должности исполняющего обязанности председателя Совета депутатов ФИО5 (лист записи ЕГРЮЛ по форме Р50007). Поскольку какое-либо решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения вышеупомянутых изменений Советом депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области не принимались, протоколы заседаний Совета депутатов четверного созыва за 2018 год: от 24 сентября, от 01 октября, от 22 октября, от 09 ноября, не содержат сведений об избрании Главы поселения, вопрос о возложении обязанностей Главы поселения не выносился на обсуждение депутатов, решений по этому вопросу депутатами не принималось, суд признал наличие оснований для признания действий ФИО5 по обращению в регистрирующий орган с заявлением о регистрации изменений в ЕГРЮЛ об муниципальном учреждении «Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области», связанных со сменой сведений о лице, имеющим право действовать без доверенности незаконными.
Вступившим в законную силу решением Калининского районного суда Тверской области от 22 октября 2019 года (дело № 2а-1465/2019) по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, Межрайонной ИФНС России №12 по Тверской области об оспаривании решений о государственной регистрации изменений в сведениях о муниципальном учреждении Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, решения Совета депутатов об избрании Главы поселения, и об исключении из ЕГРЮЛ записей за государственным регистрационным номером (ГРН) №, и №, постановлено:
«Признать незаконным решение Совета депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области № 17 от 13 июня 2019 года об избрании Главы Михайловского сельского поселения.
Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области от 25 июня 2019 года №9286А о государственной регистрации изменений в сведениях о муниципальном учреждении Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области (запись за государственным регистрационным номером №).
Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области от 27 мая 2019 года №7599А о государственной регистрации изменений в сведениях о муниципальном учреждении Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области (запись за государственным регистрационным номером №).
Возложить на регистрирующий орган Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области обязанность восстановить нарушенные права административного истца путем исключения из Единого государственного реестра юридических лиц записей за государственным регистрационным номером (ГРН) № от 25 июня 2019 года и № от 27 мая 2019 года.
Решение обратить к немедленному исполнению.»
При рассмотрении административного дела № 2а-1465/2019 установлено, что во исполнение решения суда от 10 декабря 2018 года (дело № 2а-1837/2018), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области исключила из Единого государственного реестра юридических лиц запись за государственным регистрационным номером (ГРН) № от 11 октября 2018 года, что следовало из выписки ЕГРЮЛ в отношении Муниципального учреждения Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области по состоянию на 01 апреля 2019 года, согласно которой лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени Совета депутатов, является ФИО1, о чем ДД.ММ.ГГГГ была внесена запись №.
Как установлено в последующем, решение Совета депутатов от 13 июня 2019 года № 17 об избрании ФИО6 Главой Михайловского сельского поселения судом признано незаконным.
Как следует из материалов регистрационного дела, представленных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области, оспариваемая запись в ЕГРЮЛ от 18 ноября 2019 года за государственным регистрационным номером № внесена на основании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области от 18 ноября 2019 года №16864А о государственной регистрации изменений в сведениях о муниципальном учреждении Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области согласно заявления ФИО3 по форме № Р14001 в связи с прекращением полномочий ФИО1 в качестве и.о. Главы поселения.
Основанием для обращения ФИО3 в регистрирующий орган послужило оспариваемое решение Совета депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района № 18 от 22 июля 2019 года, пописанное Главой поселения ФИО8
Согласно сведений полученных по запросу суда от Совета депутатов, с 28 октября 2019 года по 10 февраля 2020 года заседаний Совета депутатов Михайловского сельского поселения не проводилось.
Вместе с тем, суду представлена копия протокола заседания Совета депутатов от 23 декабря 2019 года, согласно которой вопрос об избрании Главы Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, заместителя не вносился в повестку дня.
Как следует из копии решения № 18 от 22 июля 2019 года депутат Совета депутатов Михайловского сельского поселения четвертого созыва ФИО3 избран заместителем Главы Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области на срок полномочий Совета депутатов. Из представленной административным ответчиком - Советом депутатов суду ксерокопии газеты усматривается публикация решения в газете «Ведемья» № 7(118) от 01 августа 2019 года. Однако подлинный экземпляр данного номера газеты суду на обозрение не представлен, из скриншота сайта сельского поселения следует, что указанный номер газеты не опубликован в установленном порядке.
Кроме того, согласно копии протокола заседания Совета депутатов от 22 июля 2019 года, представленного по запросу суда администрацией поселения и Советом депутатов, по вопросам об избрании ФИО3 заместителем Главы поселения в поселения, об избрании Главы поселения (вопросы 2 и 3) решения не приняты.
Таким образом, оспариваемое решение № 18 от 22 июля 2019 года, подписанное Главой Михайловского сельского поселения ФИО6 нельзя признать законным, в установленном порядке такое решение Советом депутатов не принималось. Кроме того, ФИО6 не имел полномочий на подписание оспариваемого решения, поскольку решение Совета депутатов от 13 июня 2019 года№ 17 об избрании ФИО6 Главой Михайловского сельского поселения судом признано незаконным.
Установлено, что в заседании 22 июля 2019 года участвовало 10 депутатов, в числе которых – ФИО1 В голосовании принимало участие 7 депутатов, таким образом, трое депутатов не принимали участие в голосовании. Решением Калининского районного суда Тверской области от 25 сентября 2019 года (дело № 2а-1329/2019) признано незаконным решение Совета депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области № 16 от 13 июня 2019 года «О досрочном прекращении полномочий депутатов» ФИО9, ФИО10, ФИО1. Решение обращено к немедленному исполнению.
Как указано выше, 17 декабря 2015 года решением Совета депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района № 127, ФИО1 избран заместителем Главы МО «Михайловское сельское поселение», на него возложено исполнение обязанностей Главы поселения в связи с отсутствием Главы поселения по причине досрочного прекращения полномочий главы.
Установлено, что 09 сентября 2018 года состоялись выборы в Совет депутатов Михайловского сельского поселения. Согласно постановления Территориальной избирательной комиссии Калининского района от 10 сентября 2018 года №83/1099-4, в Совет депутатов четвертого созыва избрано 10 депутатов, в том числе ФИО1
На заседаниях Совета депутатов четверного созыва Глава поселения не избран, вопрос о возложении обязанностей Главы поселения не выносился на обсуждение депутатов, решений по этому вопросу депутатами не принималось.
Кроме того, не рассматривался на заседаниях вопрос о возложении на ФИО3 полномочий действовать от имени муниципального учреждения «Совет депутатов Михайловского сельского поселения» Калининского района Тверской области без доверенности, а также о необходимости обращения в регистрирующий орган с заявлением о внесении изменений в учредительные документы в части сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Нотариальные действия по свидетельствованию подписи ФИО3 на заявлении в части заверения подлинности подписи заявителя в нотариальном порядке не подтверждают соответствующие полномочия ФИО3 на совершение действий по внесению изменений в учредительные документы о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени муниципального учреждения «Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области» как и соответствие наименования должности руководителя постоянно действующего органа регистрируемого юридического лица или иного лица, имеющего право действовать без доверенности от имени этого юридического лица.
В рассматриваемом случае имеются нарушения требований к содержанию документов, предъявляемых при обращении в регистрирующий орган за совершением регистрационных действий в части содержания достоверной информации.
Кроме того поскольку какое-либо решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения вышеупомянутых изменений Советом депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области не принимались, иного сторонами не доказано, имеются основания признания действий ФИО3 по обращению в регистрирующий орган с заявлением о регистрации изменений в ЕГРЮЛ о муниципальном учреждении «Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области», связанных со сменой сведений о лице, имеющим право действовать без доверенности незаконными, соответственно требования административного истца о возложении на регистрирующий орган обязанности устранить допущенные нарушения подлежат удовлетворению.
В связи с изложенным, в опровержение доводов административного ответчика Совета депутатов и заинтересованного лица ФИО3 суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца ФИО1 в полном объеме, поскольку наличие в ЕГРЮЛ оспариваемой записи нарушает права и законные интересы административного истца на управление работой Совета депутатов, препятствует осуществлению местного самоуправления через выборные органы местного самоуправления, гарантированные законом, как руководителя юридического лица, поскольку Глава Михайловского сельского поселения по должности является руководителем Совета депутатов сельского поселения, а нарушение порядка принятия решения Советом депутатов - на участие административного истца в работе представительного органа местного самоуправления, осуществлению полномочий депутата представительного органа местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно предписаниям подпункта 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
В соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 40 указанного Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
Ранее судом признавалось противоречие изложенным выше положениям статьи 29 Устава муниципального образования Михайловское сельское поселение Калининского района Тверской области пункта 2.4 Регламента Совета депутатов муниципального образования Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, в связи с чем, данный пункт не подлежит применению при рассмотрении административного дела, что соответствует части 2 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы административного ответчика Совета депутатов и заинтересованного лица ФИО3 о том, что полномочия ФИО1 в данной должности прекратились с началом работы Совета депутатов поселения нового созыва 24 сентября 2018 года, противоречат приведенным положениям закона. В опровержение приведенных доводов Глава поселения до настоящего времени не избран, вопрос о возложении обязанностей Главы поселения не выносился на обсуждение депутатов, решений по этому вопросу депутатами не принималось. Сведений о досрочном отзыве или освобождении от должности заместителя Главы муниципального образования «Михайловское сельское поселение» ФИО11, признании незаконным решения Совета депутатов Михайловского сельского поселения №127 от 17 декабря 2015 года, материалы дела не содержат. Доводы административного ответчика Совета депутатов и заинтересованного лица ФИО3 о том, что с 23 октября 2019 года ФИО3 автоматически приступил к исполнению обязанностей Главы поселения в связи с досрочным прекращением полномочий Главы поселения ФИО6 противоречат приведенным положениям закона, кроме того, последний законно не избирался Главой поселения.
Несмотря на то, что в результате действий ФИО3 от лица Совета депутатов внесены изменения в ЕГРЮЛ в отношении должностного лица муниципального учреждения Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, именно оспариваемая запись нарушила права и законные интересы административного истца, в связи с чем административное исковое заявление обоснованно предъявлено к Межрайонной ИФНС России №12 по Тверской области, а действия по подаче им заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ являются незаконными, совершены лицом, не имеющим на это полномочий. Однако оснований для возложения обязанности по возмещению судебных расходов, связанных с уплатой госпошлины, на инспекцию не имеется, поскольку налоговый орган вынес оспариваемое решение на основании заявления, поданного ФИО3 по форме Р14001. Отказ регистрирующим органом в приеме документов на государственную регистрацию не предусмотрен Законом 129-ФЗ, которым регулируется заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц. Государственная пошлина, уплаченная ФИО1 при подаче административного иска подлежит взысканию с административного ответчика – Совета депутатов сельского поселения.
Согласно статье 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов
Суд не соглашается с позицией административного ответчика – Совета депутатов и заинтересованного лица ФИО3 о пропуске административным истцом срока обращения в суд, поскольку административный истец узнал о возможном нарушении прав и законных интересов не ранее 27 апреля 2020 года на заседании Совета депутатов со слов ФИО3, заявившего о своих правах как исполняющего обязанности Главы поселения, представив выписку из ЕГРЮЛ. Подав 05 июня 2020 года административный иск, установленный законом срок ФИО1 не пропустил. Доводы о том, что ФИО1 должно быть ранее известно о принятых оспариваемых решениях и внесенной записи, оспариваются материалами дела, поскольку на заседаниях Совета депутатов, на которых присутствовал административный истец, соответствующего решения не принималось, газета «Ведемья» №7 (118) от 01 августа 2020 года с текстом оспариваемого решения не опубликована в установленном порядке, поэтому, ФИО1, опираясь на добросовестность участников публичных правоотношений, не мог ранее предполагать о внесении оспариваемой записи в ЕГРЮЛ.
Согласно частям 1 и 2 статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных названным кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению, в том числе по просьбе административного истца, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.
Принимая во внимание, что предметом иска по настоящему делу является требование о признании незаконным решения Совета депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, настоящее решение подлежит обращению к немедленному исполнению, поскольку замедление в исполнении может привести к существенному нарушению и препятствиям к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца как исполняющего обязанности высшего должностного лица поселения, а также осуществляющего управление работой Совета депутатов поселения.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным решение Совета депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области № 18 от 22 июля 2019 года об избрании ФИО3 заместителем Главы муниципального образования «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области.
Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области от 18 ноября 2019 года №16864А о государственной регистрации изменений в сведениях о муниципальном учреждении Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области (запись за государственным регистрационным номером №).
Возложить на регистрирующий орган Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области обязанность восстановить нарушенные права административного истца путем исключения из Единого государственного реестра юридических лиц записи за государственным регистрационным номером № от 18 ноября 2019 года.
Решение в вышеизложенной части обратить к немедленному исполнению.
Взыскать с муниципального учреждения Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области в пользу ФИО1 уплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Калининский районный суд Тверской области.
Судья Л.В. Тиранова
Решение в окончательной форме с учетом нерабочих дней изготовлено 02 октября 2020 года.
Судья Л.В. Тиранова
Дело № 2а-997/2020