Дело № 2а-997/2021
22RS0011-02-2021-000491-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 марта 2021 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Яркович Н.Г.
при секретаре Аншаковой Е.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело административному иску Администрации города Рубцовска Алтайского края к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов города Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Кулешовой О.С., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю об уменьшении исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Рубцовска Алтайского края обратилась в суд с настоящим административным иском, в котором истец указал, что *** ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП г. Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов Кулешовой О.С. в рамках исполнительного производства от *** -ИП было вынесено постановление о взыскании с Администрации города Рубцовска Алтайского края (далее - Администрация города) исполнительского сбора в размере 50 000 руб. Решением Рубцовского городского суда Алтайского края по делу , вступившим в законную силу *** на Администрацию города была возложена обязанность провести открытый конкурс по отбору управляющей компании для управления многоквартирным жилым домом ... в соответствии с положениями ч. 4 ст. 161 ЖК РФ, ч. 5 ст. 200 ЖК РФ, заключить по результатам открытого конкурса договор управления жилым домом ..., о чем в течении одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда сообщить Щербакову А.А., Расторгуеву И.Н. и в Рубцовский городской суд Алтайского края. Это обусловлено особенностями формирования пакета документа, согласование, формирования соответствующей заявки, порядка и сроков размещения соответствующей информации на официальном сайте, порядка проведения самого конкурса, порядка и сроков заключения договора по результатам его проведения, а равно предоставления необходимого времени победителю конкурса. Из года в год дотация г. Рубцовску из фонда финансовой поддержки муниципальных образований на выравнивание бюджетной обеспеченности определяется в размере 60-70 % от необходимой потребности. Собственные доходы не обеспечивают потребность в финансовых средствах в полном объеме, соответственно расходы бюджета г. Рубцовска из года в год планируются исходя из налоговой базы в объеме 35-40 % от реальной потребности. Основные социально-значимые мероприятия города на протяжении многих лет находятся в сложном финансово-экономическом состоянии, снижают налоговую базу и сокращают поступления в бюджет. Низкий уровень собственных доходов и дотации нс позволяет в полном объеме финансировать потребности городского хозяйства. Формирование расходов бюджета г. Рубцовска осуществляется в соответствии со ст. 65 Бюджетного кодекса РФ на основании принятых расходов обязательств и в первую очередь обепечиваются расходы на выплату заработной платы на развернутую сеть учреждений бюджетной сферы, оплату коммунальных услуг и уплату налогов во все уровни бюджетной системы. Оставшихся средств объективно явно недостаточно на решение в полном объеме вопросом местного значения городского округа в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Более того, с учетом существующего механизма заключения контрактов для муниципальных нужд, объема предстоящих работ, исполнение многих решений судов в установленные этими же решениями сроки изначально было невыполнимым. Несмотря на это Администрацией города безусловно принимаются все возможные меры по исполнению решений судов, вступивших в законную силу, а равно проводятся все необходимые мероприятия по предотвращению и недопущению возникновения чрезвычайных ситуаций, создающих угрозу безопасности населения, граждан и юридических лиц. Администрация города, примет все необходимые меры по исполнению решения суда, вступившего в законную силу, определив объем необходимых работ, размер необходимого для этого финансирования и источник их получения, и выполнит работы в порядке, установленном действующим законодательством. В настоящее время, в отношении Администрации города Рубцовска Алтайского края возбуждено более <данные изъяты> исполнительных производств, по которым Администрация города является должником. Для исполнения, необходимо свыше <данные изъяты> рублей. Бюджет муниципального образования город Рубцовск Алтайского края на 2020- 2021 год сформирован в строгом соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими Федеральными законами, законами Алтайского края и муниципальными правовыми актами муниципального образования в области бюджетного и налогового законодательства. По оценке главных распорядителей бюджетных средств общая сумма потребности для обеспечения деятельности учреждений, финансируемых из бюджета города и функционирования городского хозяйства, составляет <данные изъяты>. рублей, при прогнозируемом объеме собственных доходов с учетом источников финансирования дефицита бюджета города <данные изъяты> рублей или 12,9 % от потребности. В настоящее время у Администрации города имеется задолженность: по исполнительным листам поступившим в Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю более <данные изъяты> рублей. Администрацией города были предприняты все зависящие от нее меры, направленные на своевременное исполнение требований исполнительного документа. Однако, с учетом вышеуказанных обстоятельств, у Администрации города не было реальной возможности исполнить решение Рубцовского городского суда Алтайского края в предоставленный судебным приставом-исполнителем срок 5 дней, при возложении дополнительной ответственности в виде исполнительского сбора Администрация города еще более будет испытывать материальные затруднения. Административный истец просил уменьшить исполнительский сбор взыскиваемый с Администрации города Рубцовска Алтайского края по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП г. Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов Управления ФССП России по Алтайскому краю Кулешовой О.С. в рамках исполнительного производства -ИП возбужденного *** на одну четвертую от подлежащей взысканию суммы.
В судебном заседании представитель административного истца отсутствовал, был надлежаще извещен, просил рассмотреть дело без его участия.
Судебный пристав-исполнитель ОСП города Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов УФССП России по Алтайскому краю Кулешова О.С. в судебном заседании отсутствовала, была надлежаще извещена.
Начальник отдела старший судебный пристав ОСП города Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов УФССП России по Алтайскому краю Банчуков Е.В. в судебном заседании отсутствовал, была надлежаще извещен.
Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю в судебном заседании отсутствовал, был надлежаще извещен.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон «Об исполнительном производстве») принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В своей деятельности судебный пристав-исполнитель исходит из целей и задач исполнительного производства, которыми являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Согласно ч.ч. 1, 11, 12, 15 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления.
Согласно ч. 1 ст. 112 Закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Закона "Об исполнительном производстве").
Судом установлено, что *** судебным приставом-исполнителем Кулешовой О.С. было возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника Администрации города Рубцовска Алтайского края, в пользу взыскателя Щербакова А.А., предмет исполнения: обязать администрацию города Рубцовска Алтайского края провести открытый конкурс по отбору управляющей компании для управления многоквартирным жилым домом ... в соответствии с положениями ч. 4 ст. 161 ЖК РФ, ч. 5 ст. 200 ЖК РФ, заключить по результатам открытого конкурса договор управления жилым домом ..., о чем в течении одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда сообщить Щербакову А.А., Расторгуеву И.Н. и в Рубцовский городской суд Алтайского края
Согласно постановлению о возбуждении исполнительного производства должнику установлен срок для добровольного исполнения требований 5 дней.
Пунктом 3 постановления о возбуждении указанных исполнительных производств должник был предупрежден, что в случае неисполнения требовании исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и не представления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
Постановления о возбуждении исполнительного производства получено должником ***, что подтверждается штампом входящей корреспонденции на постановлении.
В установленный срок для добровольного исполнения требований исполнительный документ должником исполнен не был.
В связи с этим, *** судебным приставом-исполнителем Кулешовой О.С. было вынесено постановление о взыскании с Администрации ... края исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, которое было получено должником ***, что подтверждается штампом входящей корреспонденции на постановлении.
По смыслу ч. 1 ст. 112 Закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства (п. 78. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50).
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 Закона "Об исполнительном производстве").
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Закона "Об исполнительном производстве").
Как разъяснено в п. 74. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации), суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
Те же основания (степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественное положение должника, иные существенные обстоятельства) указаны в ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» в качестве оснований отсрочки или рассрочки взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч.3 ст.112 Закона «Об исполнительном производстве». При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательств суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора по смыслу закона должно быть связано с невиновностью в нарушении установленных сроков исполнения исполнительных документов.
С учетом обстоятельств дела, суд не находит оснований для освобождения Администрации города Рубцовска Алтайского края от уплаты исполнительского сбора.
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона «Об исполнительном производстве»).
В обоснование своих требований об уменьшении исполнительского сбора представитель Администрации города Рубцовска Алтайского края ссылался на тяжелое материальное положение, в связи с наличием большого количества исполнительных производств (<данные изъяты>), по которым администрация города Рубцовска является должником, задолженность по которым составляет свыше <данные изъяты> руб. У Администрации имеется задолженность по исполнительным листам, поступившим в Управление Федерального казначейства по Алтайском краю, более <данные изъяты> руб.
Кроме того, причиной не исполнения требований в срок для добровольного исполнения исполнительного документа явились объективные обстоятельства, связанные с процедурой исполнения решения суда, а именно, особенностями формирования пакета документа, согласование, формирования соответствующей заявки, порядка и сроков размещения соответствующей информации на официальном сайте, порядка проведения самого конкурса, порядка и сроков заключения договора по результатам его проведения, а равно предоставления необходимого времени победителю конкурса. Для осуществления необходимых мероприятий в рамках действующего законодательства требуется гораздо больший срок, чем установленные судебным приставом-исполнителем 5 дней.
Разрешая требования Администрации города Рубцовска Алтайского края, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами права, учитывая имущественное положение должника и изложенные обстоятельства, пришел к выводу о том, что имеются основания для снижения исполнительского сбора на одну четверть в соответствии со ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве», а именно, исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от *** по исполнительному производству от ***, до 37500 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования Администрации города Рубцовска Алтайского края об уменьшении исполнительского сбора удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора, установленного в размере 50 000 руб. постановлением судебного пристава- исполнителя ОСП города Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайском краю от *** по исполнительному производству -ИП от *** в отношении должника Администрации города Рубцовска Алтайского края, до 37500 рублей.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Алтайский краевой суд через Рубцовский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Г. Яркович