ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-998/18 от 14.11.2018 Петровского районного суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-998/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Светлоград 14 ноября 2018 года

Петровский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Ромась О.В.

при секретаре - Портянко А.С.,

с участием помощника прокурора Петровского района Ставропольского края Орловой Д.Н.,

представителя ответчика администрации Петровского городского округа Ставропольского края – Романовой Е.В., действующей на основании доверенности --- от ***,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда г.Светлограда административное исковое заявление прокурора Петровского района Ставропольского края Пустовойт Л.В. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Петровского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обратиться с заявлением о признании права муниципальной собственности на объекты водоотведения (канализационные сети),

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Петровского района Ставропольского края Пустовойт Л.В. обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Петровского городского округа Ставропольского края, выразившееся в непринятии достаточных мер по оформлению права муниципальной собственности на объекты водоотведединя и возложить обязанность в течение месяца после вступления решения суда в законную силу обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на следующие объекты недвижимости:- канализационная сеть, назначение: 10.3. сооружения канализации. Протяженность: 264.0000 м., кадастровый ---, местоположение: Российская Федерация, ..., р-н Петровский, ..., от ...,; канализационная сеть, назначение: 10.3 сооружения канализации. Протяженность: 92.0000 м., кадастровый ---, местоположение: Российская Федерация, ..., р-н Петровский, ... (16-26); канализационная сеть, назначение: сооружения канализации. Протяженность: 136.0000 м., кадастровый ---, местоположение: Российская Федерация, ..., р-н Петровский, ..., (2-4); канализационная сеть, назначение: 10.3. сооружения канализации. Протяженность: 70.0000 м., кадастровый ---, местоположение: Российская Федерация, ..., р-н Петровский, ..., (1-3), обосновывая свои требования следующим.

Прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Петровского городского округа Ставропольского края требований законодательства о муниципальной собственности в части оформления бесхозяйных объектов в муниципальную собственность и принятия мер по их безопасной эксплуатации на территории Петровского района.

В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Согласно статьям 2, 4, 12 Федерального Закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре прав.

Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580 (далее - Положение).

В силу п. 5 Положения, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется в случаях, если объект имущества не имеет собственника; его собственник неизвестен; от права собственности на него собственник отказался.

Согласно п. 21 указанного Положения принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Следовательно, для признания за муниципальным образованием права собственности на бесхозяйные водопроводные сети муниципальное образование, на территории которого они находятся, обязано первоначально подать в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, соответствующее заявление.

Установлено, что согласно информации Межмуниципального отдела по Петровскому и Туркменскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от ***--- по состоянию на *** в Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о следующих объектах недвижимого имущества, поставленных на учет в качестве бесхозяйных:

- канализационная сеть, назначение: 10.3. сооружения канализации. Протяженность: 264.0000 м., кадастровый ---, местоположение: Российская Федерация, ..., р-н Петровский, ..., от ..., принято на учет в качестве бесхозяйного объекта *** № регистрации ---

- канализационная сеть, назначение: 10.3 сооружения канализации. Протяженность: 92.0000 м., кадастровый ---, местоположение: Российская Федерация, ..., р-н Петровский, ... (16-26), принято на учет в качестве бесхозяйного объекта *** № регистрации ---1;

- канализационная сеть, назначение: сооружения канализации. Протяженность: 136.0000 м., кадастровый ---, местоположение: Российская Федерация, ..., р-н Петровский, ..., (2-4), принято на учет в качестве бесхозяйного объекта *** № регистрации ---;

- канализационная сеть, назначение: 10.3. сооружения канализации. Протяженность: 70.0000 м., кадастровый ---, местоположение: Российская Федерация, ..., р-н Петровский, ..., (1-3), принято на учет в качестве бесхозяйного объекта *** № регистрации ---

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) одной из целей государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является охрана здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

В соответствии п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Кроме того, согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с ч.ч. 3, 4, 5 ст. 8 Закона № 416-ФЗ организация, заключившая договор аренды сроком более чем на один год или концессионное соглашение, объектами которых являются централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, обязана в течение трех месяцев со дня заключения указанных договора или соглашения получить лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с осуществлением горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В ходе проведённой прокуратурой района проверки установлено, что в нарушение указанных требований законодательства объекты недвижимости: канализационная сеть, назначение: 10.3. сооружения канализации. Протяженность: 264.0000 м., кадастровый ---, местоположение: Российская Федерация, ..., р-н Петровский, ..., от ...,; канализационная сеть, назначение: 10.3 сооружения канализации. Протяженность: 92.0000 м., кадастровый ---, местоположение: Российская Федерация, ..., р-н Петровский, ... (16-26); канализационная сеть, назначение: сооружения канализации. Протяженность: 136.0000 м., кадастровый ---, местоположение: Российская Федерация, ..., р-н Петровский, ..., (2-4); канализационная сеть, назначение: 10.3. сооружения канализации. Протяженность: 70.0000 м., кадастровый ---, местоположение: Российская Федерация, ..., р-н Петровский, ..., (1-3) в регистрирующем органе в течение длительного времени за органами местного самоуправления на соответствующем праве не зарегистрированы.Отсутствие регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества лишает администрацию Петровского городского округа права распоряжаться им в соответствии с нормами действующего законодательства, использовать его по назначению, содержать в надлежащем состоянии, что при определенных обстоятельствах может повлечь угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования и нарушает интересы неопределенного круга лиц на качественное водоснабжение и водоотведение.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Представитель истца помощник прокурора Петровского района Ставропольского края Орлова Д.Н. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме дополнительно пояснив, что

Представитель ответчика – администрации МО Петровского городского округа Ставропольского края ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала и просила отказать в иске в полном объеме, пояснив, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 этого же федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Частью 2 статьи 3 указанного федерального закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 этого же федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Согласно пунктам 2, 9, 23 и 28 статье 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

Определением Конституционного Суда РФ от 09.11.2017 N 2516-О (пункт3.1.) закреплено: «Конституционный Суд Российской Федерации уже обращался к определению полномочий и финансовых обязательств муниципальных образований в связи с анализом поименованных в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", включая его статью 16, вопросов местного значения. Смысл правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 29 марта 2011 года N 2-П, от 13 октября 2015 года N 26-П, от 26 апреля 2016 года N 13-П и Определении от 28 марта 2017 года N 720-О, сводится к следующему.

Направления деятельности администраций городских округов - в рамках общих принципов правового регулирования компетенции муниципальных образований - выражены в правовых нормах общего характера, поэтому содержание такой деятельности, включая конкретные способы, методы, средства решения вопросов местного значения, должно раскрываться во взаимосвязи с положениями специального отраслевого, в том числе бюджетного, законодательства. Понятие "организация", используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг. Термин "организация" в любом случае не может трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, поскольку в противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода муниципальных образований за пределы своей компетенции. Поэтому содержательное наполнение компетенции муниципальных образований, определяемое указанным термином, не может раскрываться в отрыве от содержания компетенции иных территориальных уровней публичной власти, а также вне связи с обязанностями, которые могут быть возложены на участников гражданского оборота с учетом особенностей той или иной сферы отношений.

Соответственно, на положения пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относящие часть определяемых посредством термина "организация" вопросов в сфере электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также отдельные вопросы в сфере дорожной деятельности к перечню вопросов местного значения городских округов, с тем чтобы гражданам, проживающим на данной территории, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему соответствующих публичных услуг надлежащего качества и к транспортной инфраструктуре общего пользования, служащей необходимой предпосылкой для реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в Постановлении от 20 декабря 2010 года N 22-П, в силу которой основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. При этом названные законоположения, прямо отсылающие к отраслевому законодательству, предполагают лишь определенную степень участия городских округов в реализации соответствующих публичных задач и не ограничивают органы местного самоуправления в определении оптимальных вариантов их решения, в частности с учетом существующих финансовых возможностей муниципального образования».

Пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" гласит, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Пункт 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" закрепил, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В пункте 6 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" указано, что расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Кроме того, как указано в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.10.2017 N Ф08-6773/2017 по делу N А32-40458/2016 «В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Доказательств того, что спорные канализационные сети относятся к муниципальной собственности и подлежат передаче в администрацию в материалы дела обществом не представлено.

Наличие у объекта водоснабжения либо объекта водоотведения статуса бесхозяйного имущества само по себе не наделяет общество правом требования от органа местного самоуправления (администрации) принятия этого объекта в муниципальную собственность. Отсутствие у спорных сетей собственника само по себе не возлагает на абонента бремени по их содержанию. Данная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2016 N 309-КГ16-17473.

Нормы пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" о водоснабжении позволяют ресурсоснабжающей организации эксплуатировать бесхозяйные объекты централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения».

Пояснила, что Определением Верховного Суда РФ от 23.12.2016 N 309-КГ16-17473 по делу N А07-26377/2015 четко закрепелно, что «..наличие у объекта водоснабжения либо объекта водоотведения (водопровода) статуса бесхозяйного имущества само по себе не наделяет абонента, организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, правом требования от органа местного самоуправления (администрация) принятия этого объекта в муниципальную собственность».

Полагает, что возложение обязанности на администрацию Петровского городского округа Ставропольского края обратиться с заявлением в суд о признании права муниципальной собственности на указанные канализационные сети незаконно, так как согласно абзацу 2 статьи 225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь, что не является обязанностью администрации.

Представитель третьего лица – заместитель начальника Межмуниципального отдела по Петровскому, Туркменскому и Благодарненскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю ФИО6 в судебное заседание не явился, предоставил отзыв, в котором просит дело рассмотреть в его отсутствие и вынести решение в соответствии с действующим законодательством.

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Положениями части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения, согласно положениям части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Пункт 3 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит положения о том, что законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные вопросы местного значения городских округов с внутригородским делением с передачей необходимых для их осуществления материальных ресурсов и финансовых средств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" (подпункт 4.3), а также полномочиями по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6.1).

Согласно положениям статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться: 1)имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; 2)имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона; 3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; 4)имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения; 5)имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 1 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Согласно статьи 10 Устава Петровского городского округа Ставропольского края, принятого Решением Совета депутатов Петровского городского округа ...--- от *** к вопросам местного значения отнесена организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4).

К полномочиям органов местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения в соответствии со статьей 12 Устава в целях решения вопросов местного значения отнесены полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (пункт 7), а также разработка и утверждение программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа, программы комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 10).

В соответствии со статьей 47 Устава администрация городского округа обладает следующими полномочиями по решению вопросов местного значения:

управление и распоряжение объектами муниципальной собственности в установленном порядке (пункт 4);

организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (пункт 7);

осуществление полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» пункт 51).

Согласно статьи 57 Устава в собственности городского округа может находиться:

1)имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения городского округа;

2)имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа;

3)имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления городского округа и должностных лиц местного самоуправления городского округа, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами Совета депутатов городского округа;

4)имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения;

5)имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 Федерального закона;

6)иное имущество необходимое для осуществления полномочий органов местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения городского округа, установленных настоящим Уставом.

7)выморочное имущество, переходящее в порядке наследования по закону в муниципальную собственность городского округа.

Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Петровского городского округа Ставропольского края требований законодательства о муниципальной собственности в части оформления бесхозяйных объектов в муниципальную собственность и принятия мер по их безопасной эксплуатации на территории ..., в ходе которой установлено, что объекты недвижимости: канализационная сеть, назначение: 10.3. сооружения канализации. Протяженность: 264.0000 м., кадастровый ---, местоположение: Российская Федерация, ..., р-н Петровский, ..., от ... - до ...; канализационная сеть, назначение: 10.3 сооружения канализации. Протяженность: 92.0000 м., кадастровый ---, местоположение: Российская Федерация, ..., р-н Петровский, ... (16-26); канализационная сеть, назначение: сооружения канализации. Протяженность: 136.0000 м., кадастровый ---, местоположение: Российская Федерация, ..., р-н Петровский, ..., (2-4); канализационная сеть, назначение: 10.3. сооружения канализации. Протяженность: 70.0000 м., кадастровый ---, местоположение: Российская Федерация, ..., р-н Петровский, ..., (1-3) в регистрирующем органе в течение длительного времени за органами местного самоуправления на соответствующем праве не зарегистрированы.

В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

До 01.01.2017 г. вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей регулировались Приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 г. № 701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее - Порядок). Пунктами 2, 4 и 7 Порядка, определено, что на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет (далее - заявление): органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов. К заявлению прилагаются:

а)документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен), в том числе документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества и документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Закона и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта РФ;

б) заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества;

в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости.

Исходя из вышеизложенного, для принятия на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйной недвижимой вещи должны быть представлены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник не известен, или от права собственности на него собственник отказался, отсутствуют притязания на объект либо фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом.

Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного и действующее законодательство носит императивный характер по предписанию в обязательном порядке постановки на учет бесхозяйных недвижимых вещей и с этой целью требует подачи заявления соответствующим органом местного самоуправления.

Согласно сведениям ЕГРН, предоставленным Управлением Росреестра по ..., по состоянию на ***:

- канализационная сеть, назначение: 10.3. сооружения канализации. Протяженность: 264.0000м., кадастровый ---, местоположение: Российская Федерация, ..., р-н Петровский, ..., от ..., принято на учет в качестве бесхозяйного объекта ***, № регистрации ---

- канализационная сеть, назначение: 10.3 сооружения канализации. Протяженность: 92.0000 м., кадастровый ---, местоположение: Российская Федерация, ..., р-н Петровский, ... (16-26), принято на учет в качестве бесхозяйного объекта ***, № регистрации ---

- канализационная сеть, назначение: сооружения канализации. Протяженность: 136.0000 м., кадастровый ---, местоположение: Российская Федерация, ..., р-н Петровский, ..., (2-4), принято на учет в качестве бесхозяйного объекта ***, № регистрации ---;

- канализационная сеть, назначение: 10.3. сооружения канализации. Протяженность: 70.0000 м., кадастровый ---, местоположение: Российская Федерация, ..., р-н Петровский, ..., (1-3) принято на учет в качестве бесхозяйного объекта ***, № регистрации ---.

Пункт 9 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определяет канализационную сеть как комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Основными целями государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» являются: 1) охрана здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; 2) повышение энергетической эффективности путем экономного потребления воды; 3) снижение негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод; 4) обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; 5) обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:

1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;

3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;

4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;

5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;

6) согласование инвестиционных программ;

7) согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - план снижения сбросов);

8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», регулирующей вопросы обеспечения эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения, в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В судебном заседании установлено, что на основании Передаточного акта б/н бесхозяйных объектов водоснабжения, расположенных на территории муниципального образования города Светлограда Петровского района Ставропольского края от ***, составленного администрацией города Светлограда и ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», бесхозяйные объекты, в том числе указанные канализационные сети, были переданы на обслуживание организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение, согласно Перечню водопроводных сетей, имеющих признаки бесхозяйных (приложение 2), строки ---, 25, 26 (л.д.8-11).

Согласно условий пункта 3 Передаточного акта администрация города Светлограда приняла на себя обязательство в течение трех месяцев по истечении года со дня постановки бесхозяйного недвижимого имущества на учет, оформить право муниципальной собственности на объекты, указанные в Приложениях № 1 и № 2 к передаточному акту.

В соответствии с Законом Ставропольского края от 14.04.2017г № 36-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Петровского муниципального района Ставропольского края, и об организации местного самоуправления на территории Петровского района Ставропольского края» муниципальные образования, входящие в состав Петровского муниципального района Ставропольского края, в том числе городское поселение город Светлоград, преобразованы путем их объединения во вновь образованное муниципальное образование Петровский городской округ, и согласно статьи 6 указанного Закона органы местного самоуправления Петровского городского округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Петровского муниципального района Ставропольского края, городского и сельских поселений, входящих в состав Петровского муниципального района Ставропольского края, которые на день вступления в силу настоящего Закона осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Ставропольского края, органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, физическими и юридическими лицами. Следовательно, администрация Петровского городского округа является правопреемником администрации города Светлограда.

В соответствии с частью 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Из смысла части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что право на принятие во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо на приобретение в собственность иными лицами в силу приобретательной давности, возникает только в случае, если бесхозяйная недвижимость не признана по решению суда поступившей в муниципальную собственность.

Порядок рассмотрения заявления о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество установлен главой 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.

Частью 2 статьи 291 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в заявлении органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно быть указано, кем, когда недвижимая вещь поставлена на учет, а также должны быть приведены доказательства, свидетельствующие об отсутствии ее собственника. Суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на эту вещь (часть 2 статьи 293 ГПК РФ).

Выявление бесхозяйных объектов недвижимости с последующим их оформлением в муниципальную собственность является одной из задач для органов местного самоуправления в сфере управления имуществом. Вместе с тем, для объектов инфраструктуры это является необходимостью, так как отсутствие собственника и непринятие мер по надлежащему оформлению права собственности на бесхозяйные объекты водоснабжения или водоотведения может привести к отсутствию контроля за состоянием их работоспособности, создать угрозу бесперебойному снабжению ресурсами и нарушить права граждан и юридических лиц.

Приобретение бесхозяйного имущества в собственность муниципалитета позволяет обеспечить надлежащее функционирование объектов, поскольку согласно положениям части 1 статьи 10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны принимать меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Суд также принимает во внимание, что законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, в связи с чем требование о возложении данной обязанности по осуществлению действий по признанию права муниципальной собственности на администрацию Петровского городского округа является обоснованным.

Данная правовая позиция суда не противоречит мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлении от 20 декабря 2010 года N 22-П, и приведенному в качестве довода ответчиком, в силу которой основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. При этом названные законоположения, прямо отсылающие к отраслевому законодательству, предполагают лишь определенную степень участия городских округов в реализации соответствующих публичных задач и не ограничивают органы местного самоуправления в определении оптимальных вариантов их решения, в частности с учетом существующих финансовых возможностей муниципального образования.

В правовых нормах статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» законодателем определена и закреплена степень участия городских округов в реализации соответствующих публичных задач, связанных с водоснабжением и водоотведением.

Перечень имущества, содержащийся в статье 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предполагает его использование при решении вопросов местного значения и обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, работников муниципальных предприятий и учреждений. Таким образом, законодатель прямо определяет критерии для использования имущества, которое может находиться в собственности муниципального образования. Вместе с тем статья 50 Федерального закона №131-ФЗ не может рассматриваться как формирующая закрытый перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности (Определение Конституционного Суда РФ от 02.11.2006 №540-0).

Доводы ответчика в этой части суд оценивает как несостоятельные и не основанные на законе.

Судом также учитываются положения пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», согласно которому объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

В силу абзаца 3 пункта 1 Приложения 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «Объекты, относящиеся к муниципальной собственности» к таковым относятся объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.

Объекты инженерной инфраструктуры- объекты, обеспечивающие объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, централизованными системами водоснабжения, канализации, дождевой канализации, теплоснабжения, энергоснабжения, газоснабжения, телефонизации и связи.

Таким образом, канализационные сети как объекты инженерной инфраструктуры городов являются объектами, отнесенными к муниципальной собственности.

В соответствии с утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае: государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Законом либо принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение. Запись о снятии объекта недвижимого имущества с учета вносится в Единый государственный реестр недвижимости одновременно с записью о государственной регистрации права собственности.

На основании статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд находит исковые требования прокурора Петровского района Ставропольского края Пустовойт Л.В. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Петровский городской округ Ставропольского края о признании незаконным бездействие администрации Петровского городского округа Ставропольского края, выразившееся в непринятии достаточных мер по оформлению права муниципальной собственности на объекты недвижимости и о возложении на администрацию Петровского городского округа Ставропольского края в течение месяца после вступления решения суда в законную силу обязанность обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимости подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Петровского района Ставропольского края Пустовойт Л.В. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Петровский городской округ Ставропольского края о признании незаконным бездействие администрации Петровского городского округа Ставропольского края, выразившееся в непринятии достаточных мер по оформлению права муниципальной собственности на объекты недвижимости и о возложении на администрацию Петровского городского округа Ставропольского края в течение месяца после вступления решения суда в законную силу обязанности обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на объекты недвижимости – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Петровского городского округа Ставропольского края, выразившееся в непринятии достаточных мер по оформлению права муниципальной собственности на следующие объекты недвижимости: канализационная сеть, назначение: 10.3. сооружения канализации. Протяженность: 264.0000 м., кадастровый ---, местоположение: Российская Федерация, ..., р-н Петровский, ..., от ...; канализационная сеть, назначение: 10.3 сооружения канализации. Протяженность: 92.0000 м., кадастровый ---, местоположение: Российская Федерация, ..., р-н Петровский, ... (16-26); канализационная сеть, назначение: сооружения канализации. Протяженность: 136.0000 м., кадастровый ---, местоположение: Российская Федерация, ..., р-н Петровский, ..., (2-4); канализационная сеть, назначение: 10.3. сооружения канализации. Протяженность: 70.0000 м., кадастровый ---, местоположение: Российская Федерация, ..., р-н Петровский, ..., (1-3).

Возложить на администрацию Петровского городского округа ... обязанность в течение месяца после вступления решения суда в законную силу обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на следующие объекты недвижимости: канализационная сеть, назначение: 10.3. сооружения канализации. Протяженность: 264.0000 м., кадастровый ---, местоположение: Российская Федерация, ..., р-н Петровский, ..., от ...; канализационная сеть, назначение: 10.3 сооружения канализации. Протяженность: 92.0000 м., кадастровый ---, местоположение: Российская Федерация, ..., р-н Петровский, ... (16-26); канализационная сеть, назначение: сооружения канализации. Протяженность: 136.0000 м., кадастровый ---, местоположение: Российская Федерация, ..., р-н Петровский, ..., (2-4); канализационная сеть, назначение: 10.3. сооружения канализации. Протяженность: 70.0000 м., кадастровый ---, местоположение: Российская Федерация, ..., р-н Петровский, ..., (1-3).

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца.

Судья О.В.Ромась