Дело №2а-999/20
42RS0023-01-2020-001562-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Новокузнецк 24 декабря 2020 года
Новокузнецкий районный суд Кемеровской области в составе председательствующего Коптевой А.Г.
при секретаре Грошевой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции РФ по Кемеровской области-Кузбассу к административному ответчику ФИО1 коренного малочисленного народа шорцев «Алтын-Чер» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции РФ по Кемеровской области-Кузбассу обратилось в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику ФИО1 коренного малочисленного народа шорцев «Алтын-Чер» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
Требования мотивированы тем, что Община коренного малочисленного народа шорцев «Алтын-Чер» зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новокузнецкому району, учетный №, №. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением проводилась плановая документарная проверка на предмет соблюдения Организацией требований законодательства и целей, предусмотренных ее учредительным документом (уставом), в том числе требований по расходованию денежных средств и использованию ею иного имущества за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по итогам которой был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, Организации было вынесено предупреждение о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения. Однако в указанный срок нарушения устранены не были. По данному факту ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ Организации вынесено повторное предупреждение, установлен срок до ДД.ММ.ГГГГ для устранения выявленных нарушений. Однако Организацией вновь нарушения устранены не были. Также было выявлено нарушение Организацией ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Организацией допущены следующие нарушения: в ЕГРЮЛ содержится информация наименования Организации только на русском языке, также в русском языке слово «Алтын-Чер» отсутствует, при этом перевода на русский язык не указан. Отдельные положения Устава не соответствуют нормам действующего законодательства, Правление организации было избрано неуполномоченным на то органом, протоколы заседаний правления оформлены не в соответствии с действующим законодательством.Поскольку ответчиком неоднократно не представлены в установленный срок сведения и документы, в суд подано настоящее заявление.
Представитель административного истца Управления Министерства юстиции РФ по Кемеровской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствии.
Представитель административного ответчика – Общины коренного малочисленного народа шорцев «Алтын-Чер» ФИО2 исковые требования признала. Суду пояснила, что действительно в августе 2019 года проводилась проверка, были установлены нарушения, которые необходимо было устранить в установленный срок, однако ничего устранено не было.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области, ФИО3, в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о времени и месте судебного заседания судом извещен надлежащим образом.
Изучив письменные материалы дела, суд полагает административные исковые требования Управления Министерства юстиции РФ по Кемеровской области обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.
Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится уполномоченным органом или его территориальным органом.
Согласно пп. 3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В соответствии с п. 7 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Судом установлено, что Община коренного малочисленного народа шорцев «Алтын-Чер» зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новокузнецкому району, учетный №, №.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением проводилась плановая документарная проверка на предмет соблюдения Организацией требований законодательства и целей, предусмотренных ее учредительным документом (уставом), в том числе требований по расходованию денежных средств и использованию ею иного имущества за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по итогам которой был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ.
Организацией были допущены следующие неоднократные нарушения норм федеральных законов.
1.Согласно подпункту «а» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о полном и (в случае, если имеется) сокращенном наименовании на русском языке (в случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранномязыке, в едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках).
Пунктом 1 ст. 1, пп.2 п.1 ст.3 Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации» закреплено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык, государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в наименованиях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности. В русском языке слово «Алтын-Чер» отсутствует, однако, в нарушение указанных норм закона Организацией допущено его использование в наименовании - Община коренного малочисленного народа шорцев «Алтын-Чер» без одновременного перевода на русский язык.
Организации надлежало устранить выявленное нарушение, в установленный срок внести изменения в свое наименование с целью приведения его в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, в трехдневный срок с момента внесенных изменений представить в Управление необходимые документы для внесения в единый государственный реестр обновленных сведений о наименовании Организации, что в нарушение п. 7 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», подпункта «а» п.1 ст.5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Организацией не было исполнено.
2.Согласно подпункту «е» п.1 ст.5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся подлинник или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия учредительного документа юридического лица.
По результатам проведенной проверки было установлено, что отдельные положения учредительного документа (устава) Организации не соответствуют нормам действующего законодательства Российской Федерации, а именно:
Пункт 4.7 устава, согласно которому «Община осуществляет предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижением целей, ради которых она создана и соответствует им, и не запрещено действующим законодательством», противоречит п.2 ст.24 Федерального закона «О некоммерческих организациях», предоставляющему возможность некоммерческой организации осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии ее указания в уставе.
- Положение п. 2.4 устава Общины, касающееся печати Организации, противоречит п.4 ст.3 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которому некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке, тогда как в указанном пункте устава закреплена возможность иметь круглую печать без указания на соблюдение данных ограничений.
- В нарушение ст. 10 Федерального закона «Об общих принципахорганизации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и ДальнегоВостока Российской Федерации» п. 4.8 устава содержит положение о том, чтопорядок распределения доходов от реализации излишков продуктов традиционногохозяйствования и изделий традиционных промыслов определяется на Общемсобрании членов Организации, тогда как указанный порядок должен содержаться вуставе Организации.
Также, в нарушение ст. 10 Федерального закона «Об общих принципахорганизации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и ДальнегоВостока Российской Федерации» устав Организации не определяет: вид общины,возмещения убытков, условия ответственности членов Организации по долгам и убыткам Организации, порядок внесения изменений идополнений в учредительные документы.
-Пункт 4.4 устава, согласно которому Организация может осуществлятьиные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством противоречит п. 1 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях»,некоммерческая организация может осуществлять один виднесколько видов деятельности, не запрещенныхРоссийской Федерации и соответствующих целям деятельностиорганизации, которые предусмотрены ее учредительными.
Таким образам, Организации надлежало устранить выявленные нарушения, касающиеся несоответствия норм устава действующему законодательству, в установленный срок внести изменения в устав, в трехдневный срок с моментавнесенных изменений представить в Управление необходимые документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительный документ (устав), и для внесения в единый государственный реестр устава Организации в новое редакции, что в нарушение и. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», подпункта «е» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации индивидуальных предпринимателей», Организацией исполнено не было.
3.Согласно подпункту «п» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц ипредпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся коды по Общероссийскому классификатору видов экономическойдеятельности юридического лица.
В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один виддеятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельностинекоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительнымидокументами. При определении видов экономической деятельности Организации, коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) должны соответствовать видам деятельности, определенным в уставе Организации.Однако, в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о дополнительных видах деятельности Организации, коды по ОКВЭД: 46.31 «Торговля оптовая фруктами и овощами», 46.31.11 «Торговля оптовая свежим картофелем», 46.32 «Торговля оптовая мясом и мясными продуктами», 46.32.3 «Торговля оптовая консервами из мяса и мяса птицы», 46.73.1 «Торговля оптовая древесным сырьем и необработанными лесоматериалами», 46.73.2 Торговля оптовая пиломатериалами», 47.11.2 «Торговля розничная незамороженными продуктами, включая напитки и табачные изделия, в неспециализированных магазинах», 47.19 «торговля розничная внеспециализированных магазинах», которые являются видами предпринимательской деятельности, не закрепленными в уставе.
Однако, общины коренных малочисленных народов создаются в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры.
Таким образом, ведение указанной деятельности противоречит уставным целям Организации, что является нарушением п. 2 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Также, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц коды по ОКВЭД: 55.10 «Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания», 55.20 «Деятельность по предоставлению мест для краткосрочногопроживания», 55.90 «Деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания», 56.10 «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания», 56.10.1 «Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания исамообслуживания», 56.10.3 «Деятельность ресторанов и баров по обеспечению питанием в железнодорожных вагонах - ресторанах и на судах», 93.29.2 «Деятельность танцплощадок, дискотек, школ танцев», 96.02 «Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты», 96.09 «Предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки», которые в нарушение п. 1 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» не соответствуют уставным целям Организации.
Организацией в нарушение п.7 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», подпункта «п» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в установленный срок и до настоящего времени не представлены документы для внесения изменений в сведения единого государственного реестра юридических лиц о кодах по ОКВЭД: об исключении кодов, не соответствующих видам деятельности Организации.
4.В нарушение п. 5 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Организацией в установленный в уведомлении о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ срок (до ДД.ММ.ГГГГ) и до настоящего времени в Управление не представлены следующие документы, указанные в распоряжении о проведении плановой документарной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ№-р: банковская выписка по расчетному счету, открытом в ПАО «Сбербанк России» Кемеровское отделение №; протокол собрания Организации ДД.ММ.ГГГГ, на заседании которого ФИО2 избрана Председателем Правления на новый срок, который согласно пояснениям ФИО2 в Организации имеется; договор с Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование Организации от ДД.ММ.ГГГГ№.
5.Согласно подпункту «в» п.1 ст.5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Сведения об адресе (месте нахождения) Организации, указанные в едином государственном реестре юридических лиц, а также в уставе Организации - <адрес>
Однако, в нарушение п.7 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и подпункта «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в трехдневный срок и до настоящего времени в Управление не представлены документы, необходимые для внесения изменений в устав Организации и единый государственный реестр юридических лиц в связи с изменением сведений об адресе (месте нахождения) Организации. По указанному адресу Организация деятельность не осуществляет.
Данное помещение по указанному адресу было предоставлено Организации администрацией Новокузнецкого муниципального района на основании договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом муниципального образования «Новокузнецкий муниципальный район» № от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, после получения помещения в пользование, Председателем Правления Организации ФИО2 летом 2013 года в нем был начат ремонт, демонтировано половое покрытие, потолок, межкомнатные перегородки, двери, пожарная сигнализация, и после демонтажа ремонтные работы прекратились, помещение оставлено в нерабочем состоянии. В связи с чем, в 2016 году по указанию Главы Новокузнецкого муниципального района помещение было изъято у Организации, и за счет бюджета района ремонт в помещении был завершен и размещен поселковый музей. Администрацией Новокузнецкого муниципального района было принято решение о досрочном расторжении договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом муниципального образования Новокузнецкий муниципальный район» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Также, Организацией не устранены следующие нарушения, выявленные при проведении проверки.
В нарушение п. 2 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которому требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, Организацией не соблюдаются следующие нормы устава: в нарушение п. 8.4 устава Общим собранием членов не рассматривались вопросы, относящиеся к его исключительной компетенции: избрание Правления Организации, определение основных направлений деятельности Организации, принципов образования и использования ее имущества.В нарушение п. 8.7 устава Правление Организации не разрабатывало и не утверждало финансовый план Организации, не рассматривало и не утверждало годовые отчеты о финансово-хозяйственной деятельности Организации, не заслушивало отчеты Председателя Правления, не утверждало повестку для Общего собрания. В соответствии с пп. 8.4.2 п. 8.4 устава к исключительной компетенции Общего собрания членов относится избрание Правления Организации, однако, согласно представленному для проведения проверки протоколу заседания Правления от ДД.ММ.ГГГГ на его заседании были утверждены новые члены Правления в связи с истечением сроков их полномочий.
Тем самым, Правление Организации было избрано неуполномоченным на то органом управления, что является нарушением пп. 8.4.2 п. 8.4 устава, и одновременно п. 2 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», согласно которому к исключительной компетенции Общего собрания членов относится избрание Правления Организации.
В нарушение п. 8.1 устава неверно используется наименование высшего органа управления: вместо Общего собрания членов указывается собрание, что подтверждается представленными для проверки протоколами собрания от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
В нарушение п. 8.1 устава Общим собранием членов в 2018 году не соблюдалась периодичность проведения его заседаний (вместо 1 раза в полгода, было проведено только 1 раз в год, что подтверждается представленным за 2018 год протоколом собрания только от ДД.ММ.ГГГГ).
В нарушение п. 8.5 устава Правление Организации избрано ДД.ММ.ГГГГ в составе - 7 человек (ФИО18, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9), тогда как в соответствии с 8.5 устава Правление избирается на 2 года в составе 11 человек.
Из представленного протокола Правления от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Правление состоит из 9 членов (ФИО18, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО4, ФИО14, ФИО15, ФИО16); на заседании Правления от ДД.ММ.ГГГГ присутствовало 7 членов Правления (ФИО18, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9), однако, сведения об избрании данных составов Правления не представлены.
Таким образом, персональный состав Правления после ДД.ММ.ГГГГ изменялся, однако, согласно представленным протоколам собрания вопрос о его избрании на заседаниях не рассматривался.
В нарушение п. 4 ст. 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, представленные протоколы заседаний Правления оформлены не в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а именно: не указано точное место проведения собраний, время, сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, в протоколах не указаны сведения о точном месте проведения собраний и времени.
При проведении проверки не установлено у Организации наличия имущества, как обязательного признака юридического лица, что является нарушением п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, также неустановлено формированием Организации имущества в соответствии с п. 10.2 Устава.
У Организации имелся достаточно длительный срок с момента вынесения первого предупреждения (ДД.ММ.ГГГГ) и вплоть до установленного в повторном предупреждении срока (до ДД.ММ.ГГГГ) для устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, однако, какие-либо меры для их устранения Организацией не приняты, нарушения не устранены.
Постановлением мирового судьи судебного участка 2 Новокузнецкого судебного района Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ Организация привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4.1 Кодекса Российской Федерации к наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Таким образом, исследованными выше судом доказательствами установлено, что Организацией допущены нарушения действующего законодательства Российской Федерации, в том числе неоднократно нарушены требования ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а именно: неоднократно не представлены в установленный срок сведения и документы, предусмотренные данной статьей закона, выразившиеся в непредставлении документов для внесения в единый государственный реестр юридических лиц обновленных сведений о наименовании ФИО17 русском языке, приведенном в соответствие с требованиями законодательства, непредставлении устава Организации в новой редакции для внесения его в единый государственный реестр юридических лиц, непредставление документов для внесения изменений в сведения единого государственного реестра юридических лиц о кодах по ОКВЭД: об исключении кодов, не соответствующих видам деятельности Организации, непредставлении отдельных документов, указанных в распоряжении о проведении плановой документарной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ№, непредставление обновленных достоверных сведений об адресе Организации в пределах ее места нахождения и документов, необходимых для внесения обновленных сведений об адресе в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Непредставление документов для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельствует о фактическом прекращении деятельности Организации.
Кроме того, о фактическом прекращении деятельности Организации свидетельствует бездействие Организации по устранению выявленных нарушений, неисполнению ею обязанностей, предусмотренных законодательством для юридического лица.
При указанных обстоятельствах, суд находит требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.178-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л
Ликвидировать Общину коренного малочисленного народа шорцев «Алтын-Чер», исключив ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.Г.Коптева