дело № 2а-99/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Первомайский Первомайского района 17 февраля 2020 года
Оренбургской области
Первомайский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Стройкиной Д.Р.,
при секретаре Вегеле В.А.,
с участием старшего помощника прокурора Первомайского района Оренбургской области Алексеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Володарский сельсовет Первомайского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия муниципального образования и обязании провести работу по обустройству автомобильной дороги,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Первомайского района Оренбургской области обратился в Первомайский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Володарский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, в котором просит признать незаконным бездействие администрации по непринятию мер, направленных на снижение аварийности на автомобильной дороге общего пользования местного значения по <данные изъяты> посредством обустройства искусственной неровности в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», а также обязать в срок до 01 августа 2020 года принять меры, направленные на снижение аварийности на автомобильной дороге общего пользования местного значения по <данные изъяты> посредством обустройства искусственной неровности в соответствии с требованиями вышеуказанного ГОСТ.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Первомайского района Оренбургской области по коллективному обращению жителей <данные изъяты> проведена проверка, в ходе которой в деятельности администрации МО Володарский сельсовет Первомайского района Оренбургской области выявлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения.
Анализ аварийности по <данные изъяты> в период с 2014 по 2019 годы свидетельствует о том, что на указанной автомобильной дороге произошло 18 дорожно-транспортных происшествий, в том числе одно из них со смертельным исходом.
Между тем, администрацией МО Володарский сельсовет Первомайского района Оренбургской области действенных мер к обеспечению безопасности дорожного движения на <данные изъяты> не принято. По результатам рассмотрения обращения жителей <данные изъяты> по аналогичному вопросу в январе 2019 года администрацией МО Володарский сельсовет Первомайского района Оренбургской области до настоящего времени меры к обустройству искусственной неровности на автодороге не приняты, изменения в Проект организации дорожного движения на территории населенных пунктов МО не внесены.
По данному факту в адрес главы администрации МО Володарский сельсовет Первомайского района Оренбургской области по результатам проверки 28 ноября 2019 года внесено представление об устранении нарушений, по итогам рассмотрения которого выявлено, что нарушения в части принятия мер к снижению аварийности на автодороге <данные изъяты> принято не было.
Прокурор указывает, что непринятие мер к обеспечению безопасности дорожного движения по автомобильным дорогам общего пользования местного значения существенным образом нарушает права граждан на безопасность дорожного движения, что противоречит интересам государства и общества, так как создают реальную угрозу для здоровья и безопасности неопределенного круга лиц.
В судебном заседании старший помощник прокурора Первомайского района Оренбургской области Алексеева О.В. административные исковые требования уточнила, просила суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Володарский сельсовет Первомайского района Оренбургской области по непринятию мер, направленных на снижение аварийности на автомобильной дороге общего пользования местного значения по <данные изъяты> посредством обустройства искусственной неровности в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения».
Обязать администрацию муниципального образования Володарский сельсовет Первомайского района Оренбургской области в срок до 1 августа 2020 года принять меры, направленные на снижение аварийности на автомобильной дороге общего пользования местного значения по <данные изъяты> посредством обустройства двух искусственных неровностей в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения»:
- первая искусственная неровность на расстоянии 100-200 метров от съезда с автодороги <данные изъяты>
- вторая искусственная неровность на расстоянии 700-800 метров от съезда с автодороги <данные изъяты>
Представитель административного ответчика –администрации МО Володарский сельсовет Первомайского района Оренбургской области Дурманов В.А., действующий на основании решения Совета депутатов МО Володарский сельсовет Первомайского района № 14 от 27 октября 2015 года «Об избрании главы муниципального образования Володарский сельсовет Первомайского района Оренбургской области», о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в направленном суду заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие. В судебном заседании 13 февраля 2020 года с административными исковыми требованиями прокурора согласился частично, указывая, что в настоящее время ведется работа по утверждению нового проекта организации дорожного движения, где будет предусмотрена искусственная неровность в районе остановки школьного автобуса.
Представитель заинтересованного лица - старший госинспектор дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Первомайскому району Шаров Е.Ю. о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в направленном суду заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие. В судебном заседании 13 февраля 2020 года с административными исковыми требованиями прокурора согласился, представил заключение с указанием мест на <данные изъяты>, где целесообразно установление искусственных неровностей.
Заслушав объяснения старшего помощника прокурора Первомайского района Оренбургской области Алексеевой О.В., изучив материалы дела, суд считает, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Первомайского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности администрации МО Володарский сельсовет Первомайского района Оренбургской области.
Указанная проверка была проведенна по коллективному обращению жителей <данные изъяты> по факту непринятия администрацией МО Володарский сельсовет мер к снижению аварийности на участке автодороги посредством оборудования искусственной неровности.
В ходе проверки, прокуратурой Первомайского района Оренбургской области установлено, что анализ аварийности по <данные изъяты> в период с 2014 года по 2019 год свидетельствует о том, что на указанной автомобильной дороге произошло 18 дорожно-транспортных происшествий, в том числе, одно из них со смертельным исходом.
По данному факту в адрес главы администрации МО Володарский сельсовет Первомайского района Оренбургской области по результатам проверки 28 ноября 2019 года внесено представление об устранении нарушений.
Из ответа администрации МО Володарский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на представление прокуратуры Первомайского района Оренбургской области от 28 ноября 2019 года следует, что проведен ямочный ремонт на проезжей части автодороги ул. <данные изъяты>. С целью снижения аварийности на <данные изъяты> в настоящее время прорабатывается вопрос приобретения в 2020 году камеры видеонаблюдения с возможностью определения скорости и установки её на въезде на <данные изъяты>. Для временного решения вопроса обеспечения безопасности движения на данном участке дороги был установлен дорожный знак «Жилая зона» с ограничением скорости движения до 20 км. в час. В связи с недостаточностью денежных средств в бюджете МО Володарский сельсовет внесение изменений в проект организации дорожного движения запланировано МО Володарский сельсовет на 2020 год.
При этом, как установлено судом, по итогам рассмотрения представления выявленные нарушения в части принятия мер к снижению аварийности на автодороге <данные изъяты>, администрацией МО Володарский сельсовет Первомайского района Оренбургской области принято не было.
Вместе с тем, в соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Нормами ст.4 Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области», за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закреплены вопросы, предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской»
Аналогичные положения закреплены в п. 5 ч. 1 ст.5 Устава муниципального образования Володарский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, принятого решением совета депутатов МО Володарский сельсовет Первомайского района Оренбургской области от 18 декабря 2015 года №26.
Таким образом, в силу приведенных норм права лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения, является соответствующий орган местного самоуправления, который должен обеспечить содержание автомобильных дорог местного значения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Прокурор, обращаясь в суд с настоящим административным иском, указывает на то, что непринятие мер к обеспечению безопасности дорожного движения по автомобильным дорогам общего пользования местного значения существенным образом нарушает права граждан на безопасность дорожного движения, что противоречит интересам государства и общества, т.к. создают реальную угрозу для здоровья и безопасности неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (ст. 2 Федерального закона N 196-ФЗ).
Исходя из положений ч.4 ст.6 указанного Федерального закона полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Таким образом, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к ведению администрации муниципального образования Володарский сельсовет Первомайского района Оренбургской области.
В соответствии с требованиями п. 3.1. ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» искусственная неровность - специально устроенное возвышение на проезжей части для принудительного снижения скорости движения, расположенное перпендикулярно к оси дороги.
Согласно п. 4.1.1 ГОСТ Р 52605-2006 искусственные неровности устраивают на отдельных участках дорог для обеспечения принудительного снижения максимально допустимой скорости движения транспортных средств до 40 км/ч и менее.
Исходя из п. 6.1 ГОСТ Р 52605-2006 искусственные неровности устраивают на дорогах с асфальтобетонными и цементобетонными покрытиями на участках с искусственным освещением.
В соответствии с п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 искусственные неровности допускается устраивать на основе анализа причин аварийности на конкретных участках дорог с учетом состава и интенсивности движения и дорожных условий.
Согласно информации ОГИБДД ОМВД России по Первомайскому району от 14 февраля 2020 года, за период с 2014 года по 2019 год на <данные изъяты> произошло 18 дорожно-транспортных происшествий, из них 4 дорожно-транспортных происшествия из-за нарушени скоростного режима. Данные дорожно-транспортные происшествия произошл на ул. Степная в районе домов № 63,69,71,75. с учетом проведенного анализа и согласно требованиям ГОСТ Р 52605-2006, допустима установка искусственных неровностей в начале и в конце опасного участка дороги.
Доказательств принятия администрацией МО Володарский сельсовет Первомайского района Оренбургской области мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения на <данные изъяты>, в деле не имеется.
При таких обстоятельствах требования прокурора Первомайского района Оренбургской области подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно п.1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.
Срок, о котором просит административный ответчик и с которым согласился административный ответчик (до 01 августа 2020 года), по мнению суда, является разумным, обоснованным и достаточным для исполнения действий по принятию мер, направленных на снижение аварийности на автомобильной дороге общего пользования местного значения по <данные изъяты> посредством обустройства искусственной неровности в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения».
На основании изложенного выше и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Володарский сельсовет Первомайского района Оренбургской области по непринятию мер, направленных на снижение аварийности на автомобильной дороге общего пользования местного значения по <данные изъяты> посредством обустройства искусственной неровности в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения».
Обязать администрацию муниципального образования Володарский сельсовет Первомайского района Оренбургской области в срок до 1 августа 2020 года принять меры, направленные на снижение аварийности на автомобильной дороге общего пользования местного значения по <данные изъяты> посредством обустройства двух искусственных неровностей в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения»:
- на расстоянии 100-200 метров от съезда с автодороги <данные изъяты>
- на расстоянии 700-800 метров от съезда с автодороги «<данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Первомайский районный суд Оренбургской области.
Судья Д.Р.Стройкина
Решение в окончательной форме принято 21 февраля 2020 года.
Судья Д.Р.Стройкина