ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-99/2016 от 30.05.2016 Бельского районного суда (Тверская область)

Дело № 2а- 99 / 2016г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Белый 30 мая 2016 года

Бельский районный суд Тверской области в составе :

председательствующего судьи Новиковой С.А.,

при секретаре Маковской Е.Н.,

с участием помощника прокурора Бельского района Степанова Д.В.,

представителя административного ответчика - администрации муниципального образования «Пригородное сельское поселение» Бельского района Тверской области – Богданова В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Бельского района Тверской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Пригородное сельское поселение» Бельского района Тверской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и о возложении обязанности разработать административные регламенты предоставления муниципальных услуг в сфере жилищного строительства,

у с т а н о в и л :

Прокурор Бельского района Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Пригородное сельское поселение» Бельского района Тверской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и о возложении обязанности разработать административные регламенты предоставления муниципальных услуг в сфере жилищного строительства.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Бельского района проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования «Пригородное сельское поселение» Бельского района Тверской области требований Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Проведенная проверка показала, что законодательство об организации предоставления государственных и муниципальных услуг администрацией муниципального образования «Пригородное сельское поселение» Бельского района Тверской области соблюдается ненадлежащим образом, а именно : не обеспечена возможность предоставления муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами, в частности, отсутствуют утверждённые административные регламенты предоставления следующих муниципальных услуг в сфере жилищного строительства, предусмотренных исчерпывающим перечнем процедур в соответствующей сфере строительства, который был утверждён постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 года №403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства» :

Принятие решения о подготовке документации по планировке территории.

Утверждение документации по планировке территории.

Допуск заявителя к участию в аукционе на право заключить договор о развитии застроенной территории.

Подписание протокола о результатах аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории.

Заключение договора о развитии застроенной территории.

Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства.

Предоставление разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка.

Предоставление градостроительного плана земельного участка.

Предоставление разрешения на строительство.

Продление срока действия разрешения на строительство (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Внесение изменений в разрешение на строительство (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Предоставление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Передача материалов для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

Предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта.

Отсутствие административного регламента влечет за собой грубое нарушение прав граждан - потребителей муниципальных услуг, так как отсутствие муниципального нормативного правового акта, регулирующего данную сферу отношений, может привести к злоупотреблению правами заявителей.

Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Пригородное сельское поселение» Бельского района Тверской области; обязать административного ответчика в месячный срок после вступления решения суда в законную силу разработать административные регламенты предоставления муниципальных услуг в сфере жилищного строительства.

В подготовительной части судебного заседания помощник прокурора Бельского района Степанов Д.В. от части административных исковых требований (разработать административные регламенты по предоставлению разрешения на строительство, продлению срока действия разрешения на строительство, внесению изменений в разрешение на строительство, предоставлению разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) отказался в связи с тем, что решением Совета депутатов Пригородного сельского поселения Бельского района Тверской области №84 от 17 декабря 2015 года полномочия по осуществлению выдачи разрешений на строительство, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, разрешению на ввод объекта в эксплуатацию при осуществлении строительства переданы администрации Бельского района, а также об отказе от исковых требований о возложении на ответчика обязанностей разработать административные регламенты по предоставлению разрешений на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства и по выдаче градостроительных планов земельных участков в связи с тем, что ответчик добровольно удовлетворил административные исковые требования в этой части. Кроме того, отказался от исковых требований о возложении на ответчика обязанности разработать административный регламент по предоставлению решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в связи с тем, что разработка данного административного регламента для сельского поселения не является обязательным.

Отказ от части административных исковых требований был принят судом и определением суда производство по делу в этой части было прекращено.

В части остальных административных исковых требований помощник прокурора Бельского района Степанов Д.В. доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал по вышеизложенным основаниям, просит удовлетворить их.

В судебном заседании представитель административного ответчика – администрации муниципального образования «Пригородное сельское поселение» Бельского района Тверской области – Богданов В.П., действующий на основании решения Совета депутатов Пригородного сельского поселения Бельского района Тверской области №1 от 18 сентября 2013 года, требования прокурора Бельского района Тверской области признал полностью и пояснил, что администрация муниципального образования «Пригородное сельское поселение» Бельского района Тверской области действительно не исполнила возложенные на неё федеральными законами обязанности по разработке административных регламентов предоставления муниципальных услуг в сфере жилищного строительства. Однако в настоящее время указанные нарушения закона устраняются. В дальнейшем администрация муниципального образования «Пригородное сельское поселение» Бельского района Тверской области обязуется не допускать нарушения требований Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Указанный прокурором срок для исполнения обязанности – считает разумным.

Представитель заинтересованного лица – Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций в судебное заседание не явился, в своём заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие.

С согласия всех участников судебного разбирательства судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела суд, приходит к выводу, что обстоятельства, указанные в административном исковом заявлении подтверждены представленными доказательствами, исследованными в судебном заседании.

Согласно ч.2 ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления – деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

В соответствии со ст.6 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги обязаны, в том числе, предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Согласно ст.2 Федерального закона от 20 апреля 2014 года №80-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 6 Градостроительного кодекса РФ» муниципальные правовые акты подлежат приведению в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации не позднее чем в течение шести месяцев со дня утверждения Правительством РФ исчерпывающего перечня процедур в соответствующей сфере строительства, который был утверждён постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 года №403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства».

Статьёй 9 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрены требования к оказанию услуг, которые являются необходимыми и обязательными для муниципальных услуг, перечни которых размещаются на официальных сайтах органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг.

Требования к структуре административных регламентов и общие требования к разработке проектов административных регламентов предусмотрены статьями 12 и 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В силу ч.1 ст.12 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

В соответствии со ст.13 вышеуказанного закона разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.

Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги, входящему в состав структуры административного регламента, предусмотрены ст.14 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В соответствии с частью 1 ст.29 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В ходе судебного разбирательства установлено, что администрацией муниципального образования «Пригородное сельское поселение» Бельского района Тверской области в нарушение действующего законодательства не разработаны и не утверждены административные регламенты предоставления муниципальных услуг в сфере жилищного строительства.

Учитывая изложенное, суд приход к выводу, что бездействие администрации муниципального образования «Пригородное сельское поселение» Бельского района Тверской области, выразившееся в отсутствии разработанных административных регламентов предоставления муниципальных услуг в сфере жилищного строительства, нарушает права граждан - потребителей муниципальных услуг.

В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Круг лиц, в защиту которых выступает прокурор района, является неопределенным, поскольку его невозможно индивидуализировать, привлечь к участию в деле в качестве истцов.

В связи с указанным, заявленные прокурором Бельского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц требования к администрации муниципального образования «Пригородное сельское поселение» Бельского района Тверской области суд считает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд полагает разумным и достаточным установить срок для исполнения указанных требований – в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы…

Статья 104 КАС РФ предусматривает, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины… устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Бельского района Тверской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Пригородное сельское поселение» Бельского района Тверской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и о возложении обязанности разработать административные регламенты предоставления муниципальных услуг в сфере жилищного строительства - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Пригородное сельское поселение» Бельского района Тверской области в части выполнения требований Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Обязать администрацию муниципального образования «Пригородное сельское поселение» Бельского района Тверской области в месячный срок после вступления решения суда в законную силу разработать административные регламенты предоставления муниципальных услуг в сфере жилищного строительства, предусмотренных исчерпывающим перечнем процедур в соответствующей сфере строительства, который был утверждён постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 года №403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства» :

Принятие решения о подготовке документации по планировке территории.

Утверждение документации по планировке территории.

Допуск заявителя к участию в аукционе на право заключить договор о развитии застроенной территории.

Подписание протокола о результатах аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории.

Заключение договора о развитии застроенной территории.

Предоставление разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка.

Передача материалов для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

Административному ответчику - администрации муниципального образования «Пригородное сельское поселение» Бельского района Тверской области - сообщить об исполнении решения по данному делу в Бельский районный суд Тверской области и прокурору Бельского района Тверской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 30 мая 2016 года.

Председательствующий С.А. Новикова.