ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-99/2017 от 31.01.2017 Благовещенского районного суда (Алтайский край)

<данные изъяты>

Дело №2а-99/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Благовещенка ДД.ММ.ГГГГ года

Благовещенский районный суд Алтайского края в составе:

Председательствующего Еременко В.И.,

при секретаре Латкиной О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю о ликвидации Семейно Родовой Общины Коренного Кумандинского Малочисленного народа «Этнос Алтая» с исключением данных о ней из единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Семейно Родовой Общины Коренного Кумандинского Малочисленного народа «Этнос Алтая», с исключением данных о ней из единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных требований начальник Управления указывает, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по
Алтайскому краю принято решение о государственной регистрации Семейно
родовой Общины Коренного Кумандинского Малочисленного народа «Этнос
Алтая» (далее - Община) при её создании. В Единый государственный реестр
юридических лиц сведения о некоммерческой организации внесены ДД.ММ.ГГГГ за
основным государственным регистрационным номером

Далее начальник Управления указывает, что на основании решения учредительного собрания от ДД.ММ.ГГГГ Управлением принято решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, а именно, о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о лице, имеющем право действовать от имени Общины, добавив
сведения о следующем лице: заместитель председателя Правления Костюков Н.Н.
Кроме того, в ЕГРЮЛ внесены сведения о филиалах Общины в <адрес>
<адрес>. На
основании распоряжения Управления от ДД.ММ.ГГГГ осуществлена государственная
регистрация изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ -
внесены сведения о филиалах в Ключевском и Красногорском районах Алтайского
края.

Учредителями некоммерческой организации являются физические лица,
принадлежащие к Кумандинскому малочисленному народу <данные изъяты>ФИО26. и ФИО27

Зарегистрированным и фактическим адресом (местом нахождения)
руководящего органа юридического лица является: <адрес>,
<адрес>.

Представитель административного истца указывает, что на основании распоряжения Управления от ДД.ММ.ГГГГ в период с
ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая документарная проверка
соответствия деятельности Семейно Родовой Общины Коренного Кумандинского
Малочисленного народа «Этнос Алтая», в том числе по расходованию денежных
средств и использованию иного имущества, заявленным уставным целям и
законодательству Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что
деятельность Общины осуществляется с нарушением законодательства Российской
Федерации.

При проведении проверки Общиной было оказано противодействие,
выразившееся в несвоевременном предоставлении документов, указанных в п. 10
Распоряжения Управления от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой проверки.
Запрашиваемые документы представлены по истечении 5-ти рабочих дней после
установленного срока представления документов в объеме, имеющемся у
некоммерческой организации. В связи с чем, Управлением составлен и направлен
для рассмотрения в уполномоченный суд протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица некоммерческой организации -
председателя Правления Елбаевой Л.П. по основаниям, установленным ч. 1
ст. 19.4.1 КоАП РФ, т.е. воспрепятствование законной деятельности должностного
лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля
по проведению проверок или уклонение от таких проверок.

Представитель истца также указывает, что из документов,
представленных для проверки (протокол от ДД.ММ.ГГГГ), в нарушение
требований ГК РФ и положений Устава физические лица, не относящиеся к
кумандинскому малочисленному народу, и принятые в члены Общины решением
Общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ - ФИО9, ФИО13, ФИО21ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18 в
образовании имущества Общины не участвовали, членские или иные взносы не
вносили. Кроме того, данные лица, за исключением ФИО17, не осуществляют традиционное хозяйствование и не занимаются традиционными промыслами коренных
малочисленных народов РФ, что подтверждается ответами на запросы из районов
Алтайского края, где они зарегистрированы, и информацией из Управления
Федеральной налоговой службы России по Алтайскому краю

Представитель истца указывает, что на основании ст. 8 Федерального закона от 30.04.1999 №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» малочисленные народы Российской Федерации, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания,
традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право
осуществлять деятельность, не запрещенную законодательством, в местах
традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности
малочисленных народов. Согласно Единому перечню коренных малочисленных
народов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства
Российской Федерации от 24.03.2000 № 255 кумандинцы отнесены к коренному
малочисленному народу Российской Федерации, проживающему на территории
Алтайского края, Республики Алтай, Кемеровской области. Распоряжением к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности
коренных малочисленных народов РФ на территории Алтайского края отнесены
<адрес> Указанный перечень носит ограничительный
характер и расширенному толкованию не подлежит. Таким образом,
Благовещенский, Курьинский, Михайловский, Ключевской районы Алтайского края
и г. Белокуриха не относятся к местам традиционного проживания и традиционной
хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ. В связи с чем,
действия Общины на территории перечисленных муниципальных образований
Алтайского края осуществляются с нарушением требований
Распоряжения

В исковом заявлении представитель также указывает, что в соответствии с п. 1 ст. 65.1 ГК РФ и со ст. 5 Закона №104-ФЗ деятельность
общин коренных малочисленных народов РФ носит некоммерческий характер.
Согласно п. 2 ст. 24 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая
организация может осуществлять предпринимательскую деятельность и иную
приносящую доход деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. На основании норм, установленных Законом №
82-ФЗ и Законом № 104-ФЗ, лица, отнесенные к коренным малочисленным народам
РФ и объединения малочисленных народов осуществляют не запрещенную законом
деятельность по использованию объектов животного и растительного мира для нужд
традиционного хозяйствования и промыслов. Вместе с тем, как следует из
представленных документов, вся деятельность Общины с момента государственной
регистрации направлена на решение вопроса о выделении Общине Администрацией
Алтайского края рыбопромыслового участка для осуществления промышленного
рыболовства и товарного рыбоводства на озере <адрес> Согласно информации Главы Администрации Благовещенского
района Алтайского края и сведениям из Единого государственного реестра
юридических лиц заместитель председателя Общины Костюков Н.Н. одновременно
является учредителем и руководителем Общества с ограниченной ответственностью
«Общественная экологическая безопасность» - коммерческой организации, которая
в ДД.ММ.ГГГГ году выступала заявителем на конкурсе на предоставление
рыбопромысловых участков на озере <адрес> и не было
допущено к участию в конкурсе по законным основаниям. Полагают, что в период,
охваченный проверкой, целью создания и деятельности Общины была
промышленная добыча цист артемии на озере <адрес> как основного вида деятельности, с целью получения дохода, что
является предпринимательской деятельностью и является нарушением со стороны
некоммерческой организации требований ГК РФ и ФЗ «О некоммерческих
организациях». Кроме того, Община планирует осуществлять указанную
деятельность на территории, не включенной Распоряжением -р в перечень
мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности
коренных малочисленных народов Российской федерации.

Проверка деятельности по расходованию денежных средств и использованию
иного имущества проводилась на предмет установления соответствия
осуществляемой деятельности некоммерческой организацией целям,
предусмотренным ее Уставом. В ходе проверки установлено, что в нарушение статьи 3 ФЗ «О некоммерческих организациях» Община не
имела самостоятельного баланса и (или) сметы.

В нарушение пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ
«О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) Община не ведет бухгалтерский
учет в соответствии с Законом № 402-ФЗ, а именно:

в нарушение пункта 3 статьи 7 Закона № 402-ФЗ руководитель Общины не
возложил ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное
должностное лицо Общины и (или) не принял ведение бухгалтерского учета на себя;

в нарушение пункта 2 статьи 8 Закона № 402-ФЗ община самостоятельно не
формировала свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми
стандартами

Таким образом, некоммерческой организацией допускаются неоднократные,
грубые нарушения законодательства Российской Федерации, что и послужило основанием для обращения в суд.

В судебное заседание не явился представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, ходатайствовал о проведении судебного разбирательства в их отсутствии. Кроме того, в дополнительно представленном ходатайстве, представитель административного истца Баханович Т.Ю. указывает, что недостатки, послужившие основанием для направления в суд административного искового заявления, административным ответчиком не устранены по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Документов, подтверждающих принятия мер по устранению выявленных в ходе внеплановой проверки грубых нарушений норм действующего законодательства Российской Федерации, в адрес Управления МЮ РФ по Алтайскому краю, не поступали. В судебном порядке или в вышеуказанный орган, акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, не обжаловался.

Представители административного ответчика Елбаева Л.П. и Костюков Н.Н. в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Из поступившего отзыва на административное исковое заявление следует, что они не согласны с административным иском полагая, что это является заказом. В представленном отзыве представителю административного ответчика указывают, что они являются первой некоммерческой организацией, которая пытается просто работать. С этой целью они обратились к Губернатору Алтайского края Карлину А.Б., с просьбой о выделении Общине рыбопромыслового участка, с целью создания дополнительных рабочих мест, как для коренных малочисленных народов, так и для населения Алтайского края. Представители указывают, что рыбопромысловый участок им еще не выделили, в связи с чем, они декларируют нулевые доходы.

Огласив исковое заявление, доводы представленного отзыва, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общин коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.

Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, основания применения которой предусмотрены статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 3 названной статьи юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер (подпункт 1); в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией (подпункт 2); в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (подпункт 3); в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций (подпункт 4).

Согласно пункту 1 ст. 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с протоколом Учредительного собрания Семейно Родовой Общины Коренного Кумандинского Малочисленного Народа «Этнос Алтая» от ДД.ММ.ГГГГ учредителями Елбаевой Л.П., ФИО27 и ФИО26, единогласно, было принято решение об учреждении Семейно Родовой Общины Коренного Кумандинского Малочисленного Народа «Этнос Алтая», а также утвержден Устав.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по
Алтайскому краю принято решение о государственной регистрации Семейно
родовой Общины Коренного Кумандинского Малочисленного народа «Этнос
Алтая» при её создании. В Единый государственный реестр
юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ внесены сведения о некоммерческой организации за основным государственным регистрационным номером

На основании решения учредительного собрания от ДД.ММ.ГГГГУправлением принято решение о государственной регистрации изменений,
вносимых в учредительные документы, а именно, о внесении в ЕГРЮЛ изменений
в сведения о лице, имеющем право действовать от имени Общины, добавив
сведения о следующем лице: заместитель председателя Правления Костюков Н.Н.
Кроме того, в ЕГРЮЛ внесены сведения о филиалах Общины в <адрес>
<адрес>. На
основании распоряжения Управления от ДД.ММ.ГГГГ осуществлена государственная
регистрация изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ -
внесены сведения о филиалах в Ключевском и Красногорском районах Алтайского
края.

Учредителями некоммерческой организации являются физические лица,
принадлежащие к Кумандинскому малочисленному народу Елбаева Л.П,
ФИО26 и ФИО27., что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствами о рождении, в соответствии с которыми, они по национальной принадлежности, являются кумандинцами.

Согласно требованиям Закона №104-ФЗ, Распоряжения №631-р
и положения п.6.3 Устава Общины по решению общего собрания членов общины в члены Общины могут приниматься лица, не относящиеся к кумандинскому народу, постоянно проживание на территории Алтайского края, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами народа.

Согласно преамбуле Федерального закона от 20 июля 2000 года № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы организации и деятельности общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, создаваемых в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов указанных коренных малочисленных народов, а также определяет правовые основы общинной формы самоуправления и государственные гарантии его осуществления.
Семейные (родовые) общины малочисленных народов это формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами (абзац пятый статьи 1 названного Федерального закона).

В судебном заседании установлено, что согласно копиям записей актов о рождении и Уставом Общины, членами общины являются: ФИО9, ФИО13, ФИО21, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17 и ФИО18, которые не относятся к Кумандинскому малочисленному народу, осуществляющему традиционное хозяйствование и не занимаются традиционными промыслами малочисленных народов, за исключением ФИО17

В соответствии с ч.2 ст.8 Федерального закона № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», учредителями общин малочисленных народов могут выступать только лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 18 лет. Число учредителей не может быть менее трех.

Пунктом 9.4.13 Устава Общины установлено, что общее
собрание членов общины принимает решение о размере и порядке уплаты членами
Общины членских и иных имущественных взносов.

Из протокола учредительного собрания Семейно Родовой Общины Коренного Кумандинского Малочисленного Народа «Этнос Алтая» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в нарушение требований ГК РФ и положений Устава физические лица, не относящиеся к кумандинскому малочисленному народу, и принятые в члены Общины решением Общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ - ФИО9, ФИО13, ФИО21ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18 в
образовании имущества Общины не участвовали, членские или иные взносы не
вносили.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 3 ФЗ "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3, пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

Согласно статье 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны в обязательном порядке оформляться оправдательными документами. Такие документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет и осуществляется документирование операций.

В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N402-ФЗ "О бухгалтерском учете" экономический субъект, к которым отнесены некоммерческие организации, обязан вести бухгалтерский учет, отражающий деятельность юридического лица.

В нарушение требований пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо Общины не возложено.

В нарушение требований пункта 2 статьи 8 указанного Федерального закона Община самостоятельно не формировала свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» малочисленные народы Российской Федерации, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания,
традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право
осуществлять деятельность, не запрещенную законодательством, в местах
традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности
малочисленных народов.

Согласно Единому перечню коренных малочисленных
народов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства
Российской Федерации №255 от 24.03.2000 года, кумандинцы отнесены к коренному
малочисленному народу Российской Федерации, проживающему на территории
Алтайского края, Республики Алтай, Кемеровской области.

Распоряжением -р к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ на территории Алтайского края отнесены: <адрес> Указанный перечень носит ограничительный характер и не подлежит расширенному толкованию.

На основании вышеуказанных требований, суд приходит к выводу о том, что Благовещенский, Курьинский, Михайловский и Ключевской районы Алтайского края, а также г. Белокуриха, не относятся к местам традиционного проживания и традиционной
хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ. В связи с чем,
действия Общины на территории перечисленных муниципальных образований
Алтайского края осуществляются с нарушением требований
Распоряжения -р.

Согласно адресных справок, никто из учредителей или членов Общины, на территории Благовещенского района Алтайского края, не проживал и не проживает.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что как в ходе проводимой проверки Управлением юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю, так и в ходе судебного разбирательства, представители административного ответчика указывали почтовый адрес для получения корреспонденции – <адрес> края, что свидетельствует о фактическом адресе место нахождения Общины по иному адресу.

Доводы административного истца о том, что целью создания и деятельности Общины была промышленная добыча цист артемии на озере <адрес><адрес> являются несостоятельными и не могут быть приняты судом во внимание, т.к. не получили своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Оценив в совокупности, вышеуказанные доказательства, суд приходит к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства нашло свое подтверждение обстоятельство допущенных грубых нарушений действующего законодательства в деятельности Семейно Родовой Общины Коренного Кумандинского Малочисленного народа «Этнос Алтая», вышеуказанных в решении суда, а следовательно, административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю о ликвидации Семейно Родовой Общины Коренного Кумандинского Малочисленного народа «Этнос Алтая» с исключением данных о ней из единого государственного реестра юридических лиц, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы представителей административного ответчика о несогласии с заявленными исковыми требованиями, не могут быть приняты судом, по вышеуказанным в решении обстоятельствам.

Административный истец, при обращении в суд с административным исковым заявлением, освобожден от уплаты государственной пошлины.

В силу положений Налогового кодекса Российской Федерации, суд считает возможным освободить административного ответчика от взыскания государственной пошлины.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.262 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю о ликвидации Семейно Родовой Общины Коренного Кумандинского Малочисленного народа «Этнос Алтая» с исключением данных о ней из единого государственного реестра юридических лиц – удовлетворить.

Ликвидировать Семейно Родовую Общину Коренного Кумандинского Малочисленного народа «Этнос Алтая», с исключением данных о ней из единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Благовещенский районный суд Алтайского края.

Председательствующий: В.И. Еременко.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>