Дело № 2а-99/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Даниловка 12 мая 2021 года
Даниловский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Ливенцевой Е.В.,
при секретаре Донцовой Е.В.,
с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора Даниловского района Волгоградской области Рудницкой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Даниловского района Волгоградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Островского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным, понуждении к исполнению законодательства о безопасности дорожного движения,
установил:
прокурор Даниловского района Волгоградской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Островского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным, понуждении к исполнению законодательства о безопасности дорожного движения. В обоснование заявленных требований указывает, что прокуратурой Даниловского района Волгоградской области проведено обследование дорожного покрытия автомобильных дорог в ст-це <адрес> Волгоградской области, в ходе которого установлено, что участок дорожного покрытия, расположенный по <адрес> от домовладения № до домовладения №, имеет дефекты в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, имеет повреждения в виде россыпей грунта, песка и щебня более 1 м2, таким образом не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст). Согласно информации, предоставленной администрацией Островского сельского поселения Даниловского муниципального района, указанный участок дороги относится к автомобильным дорогам общего пользования ст-цы Островская. Таким образом, лицом, ответственным за надлежащее содержание указанного участка дороги в ст-це Островская, является администрация Островского сельского поселения Даниловского муниципального района, а деятельность администрации в сфере безопасности дорожного движения не соответствует требованиям федерального законодательства. Указанные нарушения создают реальную угрозу безопасности движения транспортных средств по указанному участку автодороги, создают условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям и возникновению дорожно-транспортного травматизма. Просит признать бездействие администрации Островского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения, незаконным, обязать администрацию Островского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести ремонт участка дорожного покрытия в ст-це Островская, расположенного по ул. Октябрьская от домовладения №2 до домовладения №30, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора Даниловского района Волгоградской области Рудницкая О.И. поддержал административные исковые требования и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – администрации Островского сельского поселения – Глава поселения ФИО1, в судебное заседание не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия, с заявленными требованиями согласен.
Представитель заинтересованного лица – ОМВД России по Даниловскому району Волгоградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, возражений по заявленным требованиям не представил.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, считает требования прокурора Даниловского района Волгоградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст. 21 Федерального Закона от 17.01.1992 «О прокуратуре», предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с требованиями ст. 12 вышеуказанного Федерального закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Волгоградской области от 28.11.2014 N 156-ОД «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Волгоградской области», за сельскими поселениями в Волгоградской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные, в том числе, пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, т.е. деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог относится к числу вопросов местного значения.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ (ред. от 30.07.2019) "О безопасности дорожного движения", обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов установлены ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст) (далее по тексту - ГОСТ).
В соответствии с требованиями п. 5.2.4 ГОСТа, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А).
В судебном заседании установлено, что 14.04.2021 прокуратурой Даниловского района Волгоградской области, совместно с ОГИБДД ОМВД России по Даниловскому району проведена проверка исполнения администрацией Островского сельского поселения требований законодательства в области безопасности дорожного движения. По результатам проверки было установлено, что участок дорожного покрытия, расположенный по ул. Октябрьская от домовладения №2 до домовладения №30, имеет дефекты в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, имеются загрязнения в виде россыпи грунта, песка и щебня, площадью более 1 м2, таким образом не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст), что подтверждается актом проверки от 14.04.2021 и фототаблицей к нему.
Согласно Перечню, вышеуказанная автомобильная дорога находится в собственности и состоит на балансе Островского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области.
Из пункта 1 статьи 5.2 Устава Островского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области, следует, что к закрепленным за Островским сельским поселением вопросам местного значения из числа, предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Островского сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Островского сельского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что администрацией Островского сельского поселения нарушены требования законодательства об осуществлении муниципального контроля за автомобильными дорогами местного значения в границах населенного пункта Островского сельского поселения, выразившиеся в непринятии мер по осуществлению ремонта участка дорожного покрытия, то есть административным ответчиком не приняты меры по обеспечению безопасности дорожного движения.
Бездействие должностных лиц органов местного самоуправления по несоблюдению требований законодательства, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения в границах Островского сельского поселения, создает реальную угрозу безопасности движения транспортных средств по указанному участку автодороги.
На основании вышеизложенного, суд считает административные исковые требования прокурора Даниловского района Волгоградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежащими удовлетворению.
Устанавливая в соответствии с ч.3 ст. 227 КАС РФ срок исполнения решения, суд исходит из необходимости его реального исполнения, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчика, конкретных обстоятельств дела, в связи с чем считает необходимым определить срок для исполнения решения суда - 3 месяца со дня вступления решения в законную силу, который, по мнению суда, является разумным, обоснованным и достаточным.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования прокурора Даниловского района Волгоградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Островского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным, понуждении к исполнению законодательства о безопасности дорожного движения - удовлетворить.
Признать бездействие администрации Островского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области по непринятию мер по обеспечению безопасности дорожного движения, незаконным.
Обязать администрацию Островского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области в течение 3 (трёх) месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать ремонт участка дорожного покрытия в ст-це Островская Даниловского района Волгоградской области, расположенного по ул. Октябрьская от домовладения №2 до домовладения №30, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, представив суду сведения об исполнении решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Даниловский районный суд Волгоградской области.
Мотивированный текст решения изготовлен 19.05.2021.
Председательствующий подпись. Е.В. Ливенцева