ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-99/2022 от 23.06.2022 Читинского гарнизонного военного суда (Забайкальский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Читинский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Цыбелова А.А., при секретарях судебного заседания Фефеловой Е.Ф., Беляевой М.В., Попове И.А., с участием административного истца Темирбекова Т.Т., представителя административного ответчика Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» (далее - ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю») – Шиндяевой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-99/2022 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части Темирбекова Т.Т. об оспаривании действий заместителя начальника федерального государственного казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», связанных с отказом в возмещении транспортных расходов при следовании в отпуск члену его семьи,

установил:

Темирбеков Т.Т. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что совместно со своей супругой – ТБА проводил отпуск за 2021 год, при этом при следовании от места проведения основного отпуска к месту прохождения военной службы, им были понесены расходы на покупку билетов для своей супруги. По прибытию в воинскую часть им был составлен авансовый отчет на сумму 11180 рублей 20 копеек. Решением заместителя начальника ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» от 30 марта 2022 года данный авансовый отчет ему был возвращен, а в возмещении транспортных расходов при следовании в отпуск ему было отказано.

Полагая свои права нарушенными, а указанные действия должностного лица незаконными, Темирбеков Т.Т. просил суд признать их таковыми, обязав начальника ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» возместить транспортные расходы при следовании в отпуск за 2021 год на члена его семьи –ТБА

Для надлежащего рассмотрения дела в качестве административного ответчика был привлечен – начальник ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю», в качестве административного соответчика – заместитель начальника ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю», в качестве второго административного ответчика – ФКУ «УФО МО РФ по», в качестве заинтересованного лица – командир войсковой части

Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания начальник ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю», его заместитель, командир войсковой части , в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили и не ходатайствовали о рассмотрении дела исключительно с их участием. При этом представитель командира войсковой части К. просила рассмотреть данное дело в ее отсутствие. В связи с чем, суд в соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ счел возможным рассмотреть данное дело в их отсутствие.

В судебном заседании административный истец Темирбеков Т.Т. свои требования, изложенные в административном иске, поддержал и просил удовлетворить его в полном объёме. При этом пояснил, что он вместе со своей супругой в январе 2022 года следовал из основного отпуска к месту прохождения военной службы, билет для супруги был куплен за свой счет по маршруту Москва - Улан-Удэ (воздушным транспортом), Улан-Удэ-Чита (железнодорожным транспортом). Подобный маршрут был выбран как наименее затратный.

Представитель административного ответчика ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» - Шиндяева Н.Н. в судебном заседании требования административного истца не признала и просила суд в их удовлетворении отказать. При этом пояснила, что дорога к месту проведения отпуска и обратно осуществляется в прямом беспересадочном сообщении, а при отсутствии беспересадочного сообщения – с наименьшим количеством пересадок по кратчайшему маршруту, при этом наименьшая цена не учитывается. Более того административный истец злоупотребил своим правом на компенсацию потраченных денежных средств, поскольку его супруга около 6 месяцев находилась в г.Москва.

Представитель заинтересованного лица – командира войсковой части К. в представленном в суд отзыве полагала административное исковое заявление Темирбекова Т.Т. подлежащим удовлетворению, поскольку действующим законодательством не регламентирован период нахождения в пересадочном пункте при перелете военнослужащих к месту проведения основного отпуска и обратно.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями пунктов 1.1 и 2 ст. 20 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими и (или) экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, курсанты военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом один раз в год по территории Российской Федерации к месту использования основного (летнего каникулярного) отпуска и обратно. Супруги и несовершеннолетние дети военнослужащего – гражданина, проходящего военную службу по контракту, имеют право на основаниях, установленных для военнослужащих – граждан, на проезд на безвозмездной основе один раз в год – к месту использования отпуска и обратно.

Данные социальные гарантии также закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» (далее - Порядок).

В силу п. 45 Порядка, случаев и особенностей оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категорий проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 27 декабря 2017 года № 815, военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими и (или) экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, выдаются воинские перевозочные документы для проезда один раз в год по территории Российской Федерации одного члена семьи военнослужащего-гражданина (за исключением совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения) при следовании с военнослужащим-гражданином или отдельно от него по их выбору от места военной службы военнослужащего-гражданина или от места жительства члена его семьи, если он проживает отдельно от военнослужащего-гражданина, к месту использования отпуска и обратно к месту военной службы военнослужащего-гражданина или к месту жительства члена семьи военнослужащего-гражданина независимо от того, откуда член его семьи убывал к месту использования отпуска.

Согласно п.6 приказа Министра обороны Российской Федерации от 27 декабря 2017 № 815 «Об определении Порядка, случаев и особенностей оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категорий проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте» (далее – Порядок), требования №1 и требования № 3 выдаются для проезда в прямом беспересадочном сообщении, а при отсутствии беспересадочного сообщения - с наименьшим количеством пересадок по кратчайшему маршруту. В случае проезда с пересадками требования № 1 и требования № 3 выдаются на каждый участок пути.

В соответствии с п.9 Порядка, воинские перевозочные документы подписываются командирами воинских частей, их заместителями или иными уполномоченными лицами.

Как усматривается из п. 45 Порядка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территории Российской Федерации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими и (или) экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, выдаются воинские перевозочные документы для проезда один раз в год по территории Российской Федерации от места военной службы к месту использования основного (летнего каникулярного) отпуска и обратно.

Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими и (или) экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, выдаются воинские перевозочные документы для проезда один раз в год по территории Российской Федерации одного члена семьи военнослужащего-гражданина (за исключением совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения) при следовании с военнослужащим-гражданином или отдельно от него по их выбору от места военной службы военнослужащего-гражданина или от места жительства члена его семьи, если он проживает отдельно от военнослужащего-гражданина, к месту использования отпуска и обратно к месту военной службы военнослужащего-гражданина или к месту жительства члена семьи военнослужащего-гражданина независимо от того, откуда член его семьи убывал к месту использования отпуска. В случае использования военнослужащим или членом семьи военнослужащего-гражданина, указанными в настоящем пункте, основного отпуска в нескольких местах воинские перевозочные документы выдаются для проезда военнослужащего от места военной службы до одного из мест использования отпуска, указанного в приказе командира воинской части и отпускном билете, и обратно от одного из мест использования отпуска, указанного в приказе командира воинской части и отпускном билете, к месту военной службы, а также для проезда одного члена семьи военнослужащего-гражданина по его выбору от места военной службы военнослужащего-гражданина или от места жительства члена его семьи, если он проживает отдельно от военнослужащего-гражданина, к одному из мест использования отпуска и обратно от одного из мест использования отпуска к месту военной службы военнослужащего-гражданина или к месту жительства члена его семьи независимо от того, откуда он убывал к месту использования отпуска.

По смыслу указанных норм право на проезд к месту проведения отпуска как военнослужащего, так и членов его семьи является производным от права на отпуск и неразрывно связано с ним. Министерство Обороны РФ гарантирует отдельным категориям военнослужащих и членам их семей бесплатный проезд к месту проведения отпуска и обратно.

Как усматривается из копии свидетельства о заключении брака от 3 июля 2013 года, ТБА (до заключения брака ФИО16) является супругой Темирбекова Т.Т.

Из справки войсковой части от 24 января 2022 года следует, что ТБА – супруга Темирбекова Т.Т., следует к месту проведения отпуска в г

Как следует из рапорта Темирбекова Т.Т., последний просил предоставить ему отпуск за 2021 год с местом проведения отпуска в а также просил выписать воинские перевозочные документы на себя и свою супругу ТБА

Как следует из сообщения представителя войсковой части от 30 мая 2022 года, Темирбековым Т.Т. воинские перевозочные документы были использованы на себя и свою супругу в одном направлении (аэропорт Чита - аэропорт Москва). На обратный путь Темирбеков Т.Т. ВПД на его супругу не выписывались, поскольку срок её отпуска превышал три месяца, а воинские перевозочные документы действительны в течение трех месяцев.

Данные обстоятельства о том, что ВПД в счет основного отпуска за 2021 год на члена его семьи – супругу ТБА. по маршруту аэропорт Москва – аэропорт Улан-Удэ, ст. Улан-Удэ – ст. Чита не использовались, подтверждается также требованием на перевозку воинских пассажиров от 25 января 2022 года.

Согласно справке-расчет войсковой части от 25 января 2022 года № 259 расходы Темирбекова Т.Т., связанные с проездом члена его семьи – супруги ТБА. в основной отпуск за 2021 год по маршруту а/п Москва – а/п Улан-Удэ составили 7600 рублей, ст. Улан-Удэ – ст. Чита 3580 рублей 20 копеек. Общая сумма расходов 11180 рублей 20 копеек.

Стоимость данных расходов подтверждается маршрутными квитанциями электронного авиа- и железнодорожного билетов, согласно которым был приобретен авиа-билет а/п Москва – а/п Улан-Удэ стоимостью 7600 рублей, а также железнодорожный билет по маршруту город Улан-Удэ – город Чита стоимостью 3580 рублей 20 копеек.

Как видно из выписки из приказа командира войсковой части от 26 января 2022 года № 16 Темирбекову Т.Т. приказано оплатить транспортные расходы, связанные с проездом члена семьи военнослужащего – ТБА в размере 11180 рублей 20 копеек, кроме того выдать справку о неиспользовании ВПД по маршруту а/п Москва – а/п Улан-Удэ, ст. Улан-Удэ – ст. Чита.

Из авансового отчета № 5/2/4/23 следует, что Темирбековым Т.Т. понесены расходы в размере 11180 рублей 20 копеек на транспортные расходы за основной отпуск в 2021 году.

Как усматривается из сообщения заместителя начальника ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» от 30 марта 2022 года № 5/6/4561 авансовый отчет по компенсации проезда Темирбекова Т.Т. в отпуск был возвращен, а в возмещении транспортных расходов на члена его семьи (супруги административного истца) при следовании в отпуск отказано. В обоснование указано, что ВПД на супругу не оформлялись, кроме того использован не прямой маршрут следования, а с пересадками, в связи с чем при наличии прямого беспересадочного сообщения по маршруту Москва-Чита возместить транспортные расходы не представляется возможным.

Вместе с тем, как видно из ответа АО «Авиакомпания Сибирь» от 16 июня 2022 года №10-с-204-22-13948 стоимость перелета по маршруту Москва-Чита на 9 января 2022 года в экономическом классе обслуживания, группа «STANDART» с багажом до 23 кг. составляет 21765 рублей (минимальная). Кроме того в указанную дату имелась возможность осуществить перелет по маршруту Москва-Чита с пересадкой в г. Новосибирске. При этом стоимость перелета в экономическом классе обслуживания, группа «STANDART» с багажом до 23 кг. составляет 18983 рублей (минимальная).

Исходя из изложенного, ТБА. имела право за 2021 год на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом по территории Российской Федерации к месту использования основного (летнего каникулярного) отпуска и обратно как член семьи военнослужащего.

При этом довод представителя административного ответчика о том, что отсутствует возможность возместить транспортные расходы по маршруту г. Москва – г. Улан-Удэ – г. Чита, поскольку имелось прямое беспересадочное сообщение по маршруту г. Москва – г. Чита, суд находит несостоятельным в связи с тем, что стоимость билетов прямого сообщения г. Москва – г. Чита фактически превышает понесенные административным истцом расходы, связанные с приобретением билетов.

Также суд считает необоснованным довод административного ответчика о том, что не подлежат возмещению указанные расходы в связи с неоформлением воинских перевозочных документов, поскольку согласно сообщению из войсковой части , на обратный путь Темирбеков Т.Т. воинские перевозочные документы на его супругу не выписывались, поскольку срок её отпуска превышал срок, в течение которого действительны воинские перевозочные документы. Довод представителя административного ответчика о злоупотреблении административного истца своим правом на компенсацию потраченных денежных средств в связи с нахождением супруги около 6 месяцев в г.Москва, суд считает несостоятельным, поскольку право на компенсацию потраченных денежных средств в данном случае не может ставиться в зависимость от времени нахождения лица в месте проведения отпуска.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что действия административного ответчика, связанные с отказом в возмещении Темирбекову Т.Т. транспортных расходов при следовании в отпуск за 2021 год члену его семьи – ТБА., являются незаконными, а требования административного истца обоснованными, а его права подлежат восстановлению.

Анализируя изложенное, суд находит административное исковое заявление Темирбекова Т.Т. подлежащим удовлетворению.

Поскольку требования административного истца удовлетворены, суд в соответствии со ст. 111 КАС РФ, считает необходимым взыскать с ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» в пользу Темирбекова Т.Т. сумму уплаченной им государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. 111, 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд

решил:

Административное исковое заявление военнослужащего войсковой части Темирбекова Т.Т. удовлетворить.

Признать действия заместителя начальника федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», связанные с отказом в возмещении Темирбекову Т.Т. транспортных расходов при следовании в отпуск члену его семьи ТБА за 2021 год незаконными.

Обязать начальника федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» возместить административному истцу понесённые им транспортные расходы, при следовании в отпуск члену его семьи ТБА. за 2021 год, с этой целью взыскать с федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» в Темирбекова Т.Т. денежные средства в размере 11180 (одиннадцать тысяч сто восемьдесят) рублей 20 копеек.

Взыскать с федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» в пользу Темирбекова Т.Т. сумму уплаченной им государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей.

Об исполнении решения начальнику федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» необходимо сообщить в Читинский гарнизонный военный суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Восточный окружной военный суд через Читинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Цыбелов

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ