ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-9/2022 от 17.01.2022 Пучежского районного суда (Ивановская область)

Дело №2а-9/2022 (№2-754/2021) (37RS0016-01-2021-001302-29)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 января 2022 г. п. Верхний Ландех

Пучежский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Никифоровой Е. В.,

при секретаре Саковой Е. В.,

с участием:

-помощника прокурора Верхнеландеховского района Царькова С. В.;

-представителей ответчиков ООО «Теплосети» ФИО1, ФИО2, действующих по доверенностям соответственно: от 10.12.2021 и 13.01.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Верхний Ландех дело по иску прокурора Верхнеландеховского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Теплосети» о возложении обязанности сформировать неснижаемый нормативный и нормативный эксплуатационный запасы топлива – каменного угля, необходимые для надлежащего проведения отопительного сезона 2021-2022 г.г. в Верхнеландеховском муниципальном районе Ивановской области,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Верхнеландеховского района в интересах неограниченного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Теплосети» о возложении обязанности сформировать неснижаемый нормативный и нормативный эксплуатационный запасы топлива – каменного угля, необходимые для надлежащего проведения отопительного сезона 2021-2022 г.г. в Верхнеландеховском муниципальном районе Ивановской области, а именно: для 3-х котельных, расположенных в поселке Верхний Ландех Верхнеландеховского района Ивановской области по адресам: улица Октябрьская, 37 «А», переулок Школьный, 2, улица Новая, 1 «А», использующих в качестве топлива каменный уголь.

Исковые требования прокурор обосновывает следующим.

Прокуратурой Верхнеландеховского района на основании решения от 20.10.2021 №108 проведена проверка исполнения требований жилищно-коммунального законодательства на территории Верхнеландеховского муниципального района, в ходе которой установлено, что между администрацией Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области и ООО «Теплосети» 01.02.2020 заключено Концессионное соглашение на объекты теплоснабжения.

Согласно постановлению администрации Верхнеландеховского муниципального района от 15.09.2021 №2820-п «О начале отопительного периода 2021-2022 г.г. в Верхнеландеховском муниципальном районе» отопительный период начинается с 16.09.2021.

Управлением муниципального хозяйства Верхнеландеховского муниципального района на основании акта проверки готовности к отопительному сезону 2021-2022 г.г. на котельные, расположенные на территории Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области выдан паспорт о готовности к отопительному сезону 2021-2022 г.г..

В соответствии с абзацем 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115, эксплуатация топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.

В силу абзаца 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115, энегоснабжающие организации, имеющие источники тепла, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.

В соответствии с п.п. 2, 15 Порядка определения нормативов технологических потерь при подаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденного Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 №377 норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса и нормативного эксплуатационного запаса топлива.

Согласно п. 20 указанного Порядка №377 от 10.08.2012 количество суток, на которые рассчитывается неснижаемый нормативный запас для твердого топлива, доставляемого железнодорожным транспортом, составляет 14 суток.

В соответствии с п. 11 указанного Порядка №377 от 10.08.2012 неснижаемый эксплуатационный запас топлива необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений основного вида топлива. При этом в силу п. 21 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115, для расчета размера неснижаемого эксплуатационного запаса топлива принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток, которое по твердому топливу составляет 45 суток.

В соответствии с п. 8.2 Концессионного соглашения от 01.02.2020 концессионер – ООО «Теплосети» обязан осуществлять деятельность по использованию (эксплуатации) объектов концессионного соглашения в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ.

В ходе проведенных мероприятий установлено, что в поселке Верхней Ландех Верхнеландеховского района Ивановской области расположены три котельных по адресам: Школьный переулок, <...> для которых не обеспечены нормативные эксплуатационные запасы топлива каменного угля на 45 дней и отсутствуют неснижаемые эксплуатационные запасы каменного угля.

Таким образом, ресурсоснабжающая организация не может гарантировать обеспечение бесперебойной подачи тепловых ресурсов на территории Верхнеландеховского муниципального района, что может повлечь за собой срыв отопительного сезона 2021-2022 г.г. и привести к нарушению законных прав жителей на непрерывное, круглосуточное и бесперебойное теплоснабжение (л.д.2-6).

Помощник прокурора Царьков С. В. исковые требования поддержал, просит их удовлетворить.

Ответчик ООО «Теплосети» в лице представителей ФИО1, ФИО2 в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме и пояснил, что нормативы неснижаемого запаса топлива на 7 суток и нормативного эксплуатационного запаса топлива на 45 суток – каменного угля для работы котельных ООО «Теплосети», расположенных в п. Верхний Ландех Ивановской области по адресам: улица Новая, 1 «А» (котельная №1), улица Октябрьская, дом 37 «А» (котельная №2) и переулок Школьный, дом 2 (котельная №4) рассчитаны ООО «Омега-Спектр». Из-за значительного увеличения цен на топливо во второй половине 2021 г. ООО «Теплосети» не обеспечило неснижаемые нормативы и нормативные эксплуатационные запасы топлива – каменного угля, необходимые для работы указанных котельных. От Администрации Верхнеландеховского муниципального района в декабре 2021 г. получены дополнительные денежные средства в размере более 2 миллионов рублей на покупку каменного угля, на которые покупался и покупается каменный уголь. Этих денежных средств недостаточно, т.к. декабрь 2021 г. был холодным и топлива на отопление тратилось больше, чем рассчитывалось.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Ивановской области в судебное заседание не явилось, хотя о месте и времени рассмотрения дела было уведомлено надлежащим образом. О причинах неявки в суд Правительство Ивановской области не сообщило.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Правительства Ивановской области.

В отзыве на исковое заявление Правительство Ивановской области указывает, что ООО «Теплосети» приняты необходимые меры по подготовке объектов теплоснабжения к прохождению отопительного сезона, в том числе по подготовке нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии.

Однако во 2 полугодии 2021 г. фактические цены на топливо значительно превысили плановые цены: 8400 рублей за 1 тонну каменного угля – фактическая цена, а учтенная при формировании тарифов на тепловую энергию на 2021 г. – 5660 рублей 84 копейки; 30000 рублей – за 1 тонну топочного мазута – фактическая цена, а учтенная при формировании тарифов на тепловую энергию – 17113 рублей 20 копеек за тонну топочного мазута.

Действующий порядок ценообразования в сфере теплоснабжения, предусмотренный взаимосвязанными нормами Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», постановления Правительства РФ от 22.10.2012 №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», приказа ФСТ России от 13.06.2013 №760-з «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» не позволяет изменять уровни установленных тарифов на тепловую энергию на 2021 г. в течение регулируемого периода, а возмещение неполученных доходов по итогам 2021 г. предусмотрено только в период с 2023 по 2025 г.г..

В данной ситуации по объективным и непредвиденным обстоятельствам, не зависящим от воли или действий сторон обязательства, у теплоснабжающих организаций Ивановской области стал формироваться дефицит денежных средств, который не позволяет им самостоятельно обеспечивать нормативные запасы топлива.

Администрация Верхнеландеховского муниципального района, учитывая вышеописанную ситуацию, при которой фактические цены на каменный уголь значительно превысили плановые цены, учтенные при формировании тарифов на тепловую энергию, незамедлительно стала направлять в Правительство Ивановской области обращения об оказании финансовой помощи на приобретение каменного угля, с целью принятия необходимых мер, направленных на бесперебойную организацию в границах муниципального образования теплоснабжения населения, предусмотренного требованиями Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.

По итогам рассмотрения обращений Администрации Верхнеландеховского муниципального района, учитывая, что в текущем году фактические цены на каменный уголь значительно превысили плановые цены, учтенные при формировании тарифов на тепловую энергию, Правительство Ивановской области приняло решение о незамедлительном выделении средств из резервного фонда Правительства Ивановской области Департаменту жилищного хозяйства Ивановской области.

Распоряжением Правительства Ивановской области от 06.12.2021 №136-рп «О выделении средств из резервного фонда Правительства Ивановской области Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области» Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области выделено 2972372 рубля 08 копеек на финансовое обеспечение непредвиденных расходов по предоставлению иных межбюджетных трансфертов бюджету Верхнеландеховского городского поселения Ивановской области на приобретение каменного угля в целях организации обеспечения надлежащего теплоснабжения потребителей на территории поселения. Указанным постановлением Главе Верхнеландеховского городского поселения Верхнеландеховского муниципального района поручено обеспечить использование полученных денежных средств в целях организации обеспечения надлежащего теплоснабжения потребителей на территории соответствующего поселения (л.д.140-144).

Выслушав стороны, огласив отзыв на исковое заявление третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, суд считает необходимым исковые требования прокурора удовлетворить.

Федеральный закон от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (в действующей редакции) (далее по тексту Закон №190-ФЗ) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

В соответствии с п. 11 ст. 2 Закона №190-ФЗ теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

Согласно Концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности Верхнеландеховского муниципального района от 10.02.2020, заключенного муниципальным образованием Верхнеландеховский муниципальный район Ивановской области – концедентом, ООО «Теплосети» -концессионером и субъектом Российской Федерации –Ивановская область, от имени которого выступает Правительство Ивановской области, ООО «Теплосети» переданы в пользование и владение три котельных с оборудованием, находящиеся в поселке Верхний Ландех Верхнеландеховского района Ивановской области по адресам: улица Октябрьская, 37 «А»; переулок Школьный, 2; Новая, 1 «А»; теплотрассы, принадлежащие или которые будут принадлежать Верхнеландеховскому муниципальному району на праве собственности, а ООО «Теплосети» обязуется осуществлять с использованием объектов соглашения производство, передачу, распределение тепловой энергии в целях бесперебойного теплоснабжения населения Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области, что подтверждается соответствующим Концессионным соглашением от 10.02.2020, копия которого имеется в деле (л.д.16-34) и Приложением №1 к нему от 10.02.2020 (л.д.35-38).

В соответствии с п. 8.2 Концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности Верхнеландеховского муниципального района от 10.02.2020, заключенного муниципальным образованием Верхнеландеховский муниципальный район Ивановской области, ООО «Теплосети» и субъектом Российской Федерации Ивановская область, ООО «Теплосети» обязано осуществлять деятельность по использованию (эксплуатации) объекта соглашения в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ.

Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее по тексту Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок).

В соответствии с письмом Минтопэнерго РФ от 25.03.2003 №32-01-05/130 «О введении в действие Правил технической эксплуатации тепловых установок» Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок распространяются на организации независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих действующие тепловые энергоустановки (производственные, производственно-отопительные и отопительные котельные, паровые и водяные тепловые сети, системы теплопотребления всех назначений).

В соответствии с п. 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.

В соответствии с п. 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона №190-ФЗ к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, относится установление нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

В соответствии с п.4.2.14.8 Постановления Правительства РФ от 28.05.2008 №400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации» Министерство энергетики Российской Федерации принимает нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

В соответствии п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона №190-ФЗ и п. п.4.2.14.8 Постановления Правительства РФ от 28.05.2008 №400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации» Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 №377 (в ред. от 22.08.2013) утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее по тексту Порядок от 10.08.2012 №377).

В соответствии с п. 2 Порядка от 10.08.2012 №377 норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее по тексту ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее по тексту ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее по тексту НЭЗТ).

В соответствии с п. 20 Порядка от 10.08.2012 №377 количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ определяется для твердого топлива при способе его доставки железнодорожным транспортом -14 суток, автотранспортом – 7 суток.

В соответствии с п. 21 Порядка от 10.08.2012 №377 для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток по твердому топливу - 45.

Согласно расчету нормативов создания запасов топлива на котельных ООО «Теплосети», произведенному ФИО8 18.10.2019, предоставленному ответчиком ООО «Теплосети», для надлежащего проведения отопительного сезона 2021-2022 г.г. в Верхнеландеховском городском поселении Ивановской области требуется создание нормативных запасов топлива – каменного угля, а именно работы котельных, находящихся в поселке Верхний Ландех Верхнеландеховского района Ивановской области по адресам:

-улица Новая, 1 «А»: 45,41 тонна –ННЗТ каменного угля ежемесячно в период с января по май 2022 г.; НЭЗТ каменного угля: 52,89 тонны - в январе 2022 г., 46,22 тонны - в феврале 2022 г., 41,1 тонны- в марте 2022 г., 24,23 тонны – в апреле 2022 г. и 2,74 тонны – в мае 2022 г.;

-улица Октябрьская, 37 «А» - 7,96 тонны – ННЗТ каменного угля ежемесячно в период с января по май 2022 г.; НЭЗТ каменного угля: 9,15 тонны - в январе 2022 г., 8,01 тонны - в феврале 2022 г., 7,17 тонны - в марте 2022 г., 4,3 тонны – в апреле 2022 г. и 0,44 тонны – в мае 2022 г.;

- переулок Школьный, д. 2 - 9,12 тонны – ННЗТ каменного угля ежемесячно в период с января по май 2022 г.; НЭЗТ каменного угля: 10,63 тонны- в январе 2022 г., 9,29 тонны - в феврале 2022 г., 8,3 тонны - в марте 2022 г., 4,94 тонны – в апреле 2022 г. и 0,57 тонны – в мае 2022 г..

Расчет нормативов создания запасов топлива, предоставленный ООО «Теплосети», другими участниками процесса не оспаривается.

17.01.2022 судом производился осмотр топлива, имеющегося на котельных, расположенных в поселке Верхний Ландех Верхнеландеховского района Ивановской области, в процессе которого было установлено следующее:

- внутри котельной №1 по улице Новая, 1 «А» находилось примерно 1, 5 тонны каменного угля и на улице рядом с котельной примерно 22 тонны каменного угля, а всего примерно 23,5 тонны каменного угля. В котельной на момент осмотра топились пять печей;

-внутри котельной №2 по улице Октябрьской, 37 «А» находилось примерно 8,5-9,5 тонны каменного угля и 0,5 тонны каменного угля находилось на улице у котельной, а всего примерно 9-10 тонн каменного угля;

-внутри котельной №4 по переулку Школьному, 2 внутри котельной находилось примерно 1, 2 тонны каменного угля и примерно 0,4 тонны каменного угля находилось на улице у котельной, а всего примерно 1, 6 тонны. Также на улице у котельной находились хлысты деревьев, используемые в качестве топлива.

Итого, на момент осмотра на трех котельных всего находилось примерно 34,1 -35,1 тонн каменного угля, хотя только ННЗТ на этих трех котельных должны быть не менее 62,49 тонн (45,41+7,96+9,12=62,49).

Согласно Постановления Администрации Верхнеландеховского муниципального района от 15.09.2021 №2823-п в Верхнеландеховском муниципальном районе отопительный сезон начался с 16.09.2021, что подтверждается соответствующим постановлением (л.д.13).

Несоздание ресурсоснабжающей организацией ООО «Теплосети» ННЗТ и НЭЗТ в зимний период может повлечь за собой срыв отопительного сезона 2021-2022 г.г. в Верхнеландеховском муниципальном районе и привести к нарушению законных прав неопределенного круга лиц на непрерывное, круглосуточное и бесперебойное теплоснабжение.

Подорожание стоимости топлива не является основанием для освобождения юридического лица ООО «Теплосети», являющегося коммерческой организацией, от исполнения обязанностей по созданию ННЗТ и НЭЗТ для работы котельных.

В связи с вышеизложенным, требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Учитывая, что решение состоялось в пользу прокурора, освобожденного от оплаты госпошлины, ответчик ООО «Теплосети» находится в трудном финансовом положении из-за значительного подорожания топлива, отопительный сезон 2021-2022 г.г. продолжается, деньги обществу необходимы для покупки топлива для продолжения отопительного сезона, суд считает возможным на основании ст. 90 ГПК РФ, п. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (в действующей редакции) освободить ответчика ООО «Теплосети» от оплаты госпошлины. Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Верхнеландеховского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Теплосети» о возложении обязанности сформировать неснижаемый нормативный и нормативный эксплуатационный запасы топлива – каменного угля, необходимые для надлежащего проведения отопительного сезона 2021-2022 г.г. в Верхнеландеховском муниципальном районе Ивановской области, удовлетворить.

Возложить на ООО «Теплосети» обязанность сформировать неснижаемый нормативный и нормативный эксплуатационный запасы топлива – каменного угля, необходимые для надлежащего проведения отопительного сезона 2021-2022 г.г. в Верхнеландеховском муниципальном районе Ивановской области, а именно для работы котельных, находящихся в поселке Верхний Ландех Верхнеландеховского района Ивановской области по адресам:

-улица Новая, 1 «А» (котельная №1): 45,41 тонны каменного угля ежемесячно, - в период с января по май 2022 г. – неснижаемый нормативный запас топлива и нормативный эксплуатационный запас топлива - каменного угля: 52,89 тонны - в январе 2022 г., 46,22 тонны - в феврале 2022 г., 41,1 тонны - в марте 2022 г., 24,23 тонны – в апреле 2022 г. и 2,74 тонны – в мае 2022 г.;

-улица Октябрьская, 37 «А» (котельная №2) : 7,96 тонны каменного угля ежемесячно, - в период с января по май 2022 г. – неснижаемый нормативный запас топлива и нормативный эксплуатационный запас топлива - каменного угля: 9,15 тонны - в январе 2022 г., 8,01 тонны - в феврале 2022 г., 7,17 тонны - в марте 2022 г., 4,3 тонны – в апреле 2022 г. и 0,44 тонны – в мае 2022 г.;

- переулок Школьный, д. 2: 9,12 тонны каменного угля ежемесячно,- в период с января по май 2022 г.– неснижаемый нормативный запас топлива и нормативный эксплуатационный запас топлива - каменного угля: 10,63 тонны - в январе 2022 г., 9,29 тонны - в феврале 2022 г., 8,3 тонны - в марте 2022 г., 4,94 тонны – в апреле 2022 г. и 0,57 тонны – в мае 2022 г..

ООО «Теплосети» освободить от оплаты госпошлины.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд Ивановской области в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий судья Е. В. Никифорова

«Решение изготовлено в окончательной форме 17.01.2022»

Председательствующий судья Е. В. Никифорова