ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-/2017 от 23.10.2017 Прикубанского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело № 2а – /2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 октября 2017 года г. Краснодар

Прикубанский районный суд города Краснодара в составе:

председательствующего Токаревой М.А.

секретаря Кондратюк А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1, к администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодара о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодара о признании незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче разрешения на строительство, обязании выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на основании заявки от ДД.ММ.ГГГГ.

Требования мотивированы тем, что ФИО1 является собственником земельного участка по ул. пр. 1-ый Волгоградский, 9 в городе Краснодаре. ДД.ММ.ГГГГ она в установленном законом порядке обратилась в администрацию Прикубанского внутригородского округа города Краснодара с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома на указанном земельном участке. К заявлению был приложен весь необходимый пакет документов. Однако ею был поучен отказ от ДД.ММ.ГГГГ, мотивированный тем, что проектируемый объект ИЖС не входит в границы места допустимого размещения зданий, строений, сооружений на чертеже градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ, в виду отсутствия места допустимого размещения зданий, строений, сооружений. В соответствии СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поседений. Жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной не менее 100м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При осуществлении специализированных шумозащитных мероприятий обеспечивающих требований СП 51.13330, ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м. Полагает, что отказом нарушены ее права как собственника земельного участка, так как препятствует ей в осуществлении строительства жилого дома в соответствии с разрешенным видом использования земельного участка.

Представитель административного истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании административное исковое заявление поддержала, просила суд его удовлетворить.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО3 против удовлетворения административного искового заявления возражал, полагал, что отказ является законным и обоснованным.

Выслушав стороны, изучив административное исковое заявление, исследовав материалы дела, оценив все обстоятельства дела в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, ФИО1 является собственником земельного участка по ул. пр. 1-ый Волгоградский, 9 в городе Краснодаре, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.

ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию Прикубанского внутригородского округа города Краснодара с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома на указанном земельном участке. К заявлению был приложен весь необходимый пакет документов.

Администрацией Прикубанского внутригородского округа города Краснодара н данное обращение дан отказ от ДД.ММ.ГГГГ, мотивированный тем, что проектируемый объект ИЖС не входит в границы места допустимого размещения зданий, строений, сооружений на чертеже градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ RU , утвержденного приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ в виду отсутствия места допустимого размещения зданий, строений, сооружений. В соответствии СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поседений. Жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной не менее 100м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При осуществлении специализированных шумозащитных мероприятий обеспечивающих требований СП 51.13330, ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м.

Согласно ст. 15 Земельного кодекса РФ, собственностью граждан и юридических ли (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

По смыслу п. 2 ст. 40 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

В силу ч. 5 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.

Аналогичная норма содержится в ПОДП. 26 П. 1 СТ. 16 Федерального закона от 06.10.200З года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом.

Порядок обращения с заявлением о выдаче разрешения на строительство и исчерпывающий перечень документов, предоставляемых одновременно с заявлением, изложены в части 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

В порядке ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Согласно ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В соответствии с п. 2.6 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства», для предоставления муниципальной услуги в соответствии с частью 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации необходимы: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Пунктом 2.9 названного административного регламента установлены основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, которыми являются: отсутствие необходимых документов в соответствии с частью 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 2.6 раздела 2 настоящего административного регламента); несоответствие схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, а также красным линиям.

С учетом изложенного, поскольку предоставленная истцом схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства не соответствовала требованиям градостроительного плана земельного участка, оспариваемый отказ основан на фактических обстоятельствах дела и требованиях закона.

При этом сведений о том, что административный истец не согласен с утвержденным градостроительным планом земельного участка, оспаривал ненормативный акт комитета по градостроительству и архитектуре Краснодар о его утверждении, материалы дела не содержат.

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных. федеральных законов.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Видом разрешенного использования земельного участка является размещение индивидуального жилого дома.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных законом (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Полномочиями по выдаче разрешения на строительство в соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации наделены органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Получению разрешения на строительство, как следует из части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Проектная документация должна осуществляться на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса).

В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 1 и 3.1 указанной статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Системное толкование приведенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации дает основание полагать, что застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства (в случаях, когда необходимо получение разрешения) только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства.

Предоставление застройщиком указанных в статье 51 Градостроительного Российской Федерации документов, необходимых для получения разрешения на строигельство является обязательным, но их наличие не является единственным основанием для получения разрешения на строительство. Исполнение этой обязанности необходимо совершить перед началом строительства.

Кроме того, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяется выполнение строительства (реконструкции объекта капитального строительства) в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, из этого также следует, что приступить к строительству застройщик вправе только после получения такого разрешения

Поскольку оспариваемый отказ Администрации Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара принят в пределах компетенции названного органа местного самоуправления, без нарушения установленного порядка, соответствуют требованиям закона и прав административного истца не нарушает, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО1

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180; 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1, к администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодара о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: подпись

Копия верна: судья секретарь