ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-А-12/19 от 17.01.2019 Красноармейского районного суда (Чувашская Республика)

№2а-А-12/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Аликово 17 января 2019г.

Красноармейский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Сядаровой Н.И., с участием прокурораСорокина А.И., представителя администрации Большевыльского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики ФИО1, при секретаре судебного заседания Игнатьевой И.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аликовского района Чувашской Республики к администрации Большевыльского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики о признании действий (бездействий) незаконными и возложении обязанностей,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Аликовского района Чувашской Республики по поручению прокуратуры Чувашской Республики в связи с рассмотрением обращения депутата Государственного Совета Чувашской Республики <ФИО>1 в интересах жителей <АДРЕС> проведена проверка исполнения администрацией Большевыльского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики законодательства, регулирующего вопросы содержания муниципальных дорог, организации уличного освещения в ходе которой выявлены нарушения закона.

В обоснование требований указал, что в силу Федерального Закона от 08 ноября 2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Закона Чувашской Республики от 20 декабря 2015г. №84 «О перераспределении полномочий в области дорожной деятельности по проектированию, строительству, реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения между органами местного самоуправления городских, сельских поселений и муниципальных районов Чувашской Республики и органами государственной власти Чувашской Республики» строительство, реконструкция, а также проектирование автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов поселений с 01 января 2016г. является полномочием Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики.

Строительство автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов сельских поселения, начиная с 2015г. осуществляется в соответствии со Стандартом организации «Проектирование автомобильных дорог с малой интенсивностью движения в Чувашской Республике (СТО 03443146-001-2014) переходным (щебеночным) типом покрытия».

Проверкой, проведенной 16 ноября 2018г. установлено, что грунтовая дорога по <АДРЕС> Чувашской Республики протяженностью 1,1 км не соответствует требованиям к качеству и целям. На момент проверки грунтовая дорога по все протяженности имела множественные колеи, ямы глубиной до 45-50 см.

Для включения строительства вышеназванной автомобильной дороги в перечень объектов капитального строительства в очередном финансовом году за счет средств Дорожного фонда Чувашской республики администрация Большевыльского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики было необходимо представить в Минтранс Чувашии заявочную документацию, в том числе положительное заключение государственной экспертизы на строительство объекта в соответствии со Стандартом организации с переходным (щебеночным) типом покрытия, однако, как показала проверка, администрацией сельского поселения меры по предоставлению в Минтранс Чувашии заявочной документации для включения строительства вышеназванной автомобильной дороги в перечень объектов капитального строительства до настоящего времени не приняты.

Кроме того, согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится в том числе утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроляза их соблюдением, организации благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

Правилами благоустройства Большевыльского сельского поселения Аликовского района, утвержденного Решением Собрания депутатов Большевыльского сельского поселения Аликовского района от 15 декабря 2017г. №96 предусмотрена обязанность сельского поселения в организации освещения улиц.

Аналогичная норма содержится в пп.22 ст.8 Закона Чувашской Республики от 02 июня 2006г. №12 «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике», согласно которой организация освещения улиц относится к вопросам местного значения поселения.

Однако как показала проверка, администрацией Большевыльского сельского поселения не выполняются возложенные законом полномочия. Уличное освещение в <АДРЕС> в ночное время отсутствует.

Прокурор Сорокин А.И. поддержал исковые требования.

Представитель ответчика администрации Большевыльского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики ФИО1 признал исковые требования частично, указав, что заявку они отправили в адрес главы Администрации Аликовского района, который также отправил в Минтранс Чувашии заявочную документацию для включения строительства вышеназванной автомобильной дороги в перечень объектов капитального строительства до настоящего времени не приняты. По поводу освещения улиц, положение исправляет, в бюджет сельского поселения заложена сумма для закупки таймера времени.

Суд, выслушав сторон, приходит к следующему.

Согласно статье 39КАСРФ и пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из акта проверки от 16 ноября 2018г. следует, что в связи с рассмотрением обращения депутата Государственного Совета Чувашской Республики <ФИО>1 в интересах жителей <АДРЕС> совместно с начальником отдела по строительству, ЖКХ, дорожному хозяйству, транспорту и связи администрации Аликовского района Чувашской Республики проведена проверка исполнения администрацией Большевыльского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики законодательства, регулирующего вопросы содержания муниципальных дорог, организации уличного освещения, в ходе которой установлено, что грунтовая дорога по <АДРЕС> Чувашской Республики протяженностью 1,1 км разбита, не соответствует требованиям к качеству и целям. На момент проверки грунтовая дорога по всей протяженности имеет множественные колеи, ямы глубиной 45-50 см.

Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

В соответствии с частью 9 статьи 5 Закона N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.Согласно ст.2 Закона Чувашской Республики от 20 декабря 2015г. №84 «О перераспределении полномочий в области дорожной деятельности по проектированию, строительству, реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения между органами местного самоуправления городских, сельских поселений и муниципальных районов Чувашской Республики и органами государственной власти Чувашской Республики» Кабинет Министров Чувашской Республики или уполномоченный им орган исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющий государственную политику в области дорожного хозяйства, осуществляет полномочия органов местного самоуправления городских, сельских поселений Чувашской Республики в области дорожной деятельности по проектированию, строительству, реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов поселений.

Таким образом, поскольку полномочия в области дорожной деятельности отнесены к вопросам местного самоуправления муниципального района, последний, на основании заключенных с администрациями сельских поселений соглашений, вправе передать соответствующие полномочия.

Поскольку полномочия в области дорожной деятельности отнесены к администрация Аликовского района Чувашской Республики 02 ноября 2017г., то администрация района обратилась письменным предложением в адрес Министерства транспортного и дорожного хозяйства Чувашской Республики о разработке строительства автомобильной дороги по <АДРЕС> Чувашской Республики на 1 400 км. В связи с чем, суд полагает, что в части признания незаконным бездействие администрации Большевыльского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики, выразившееся в не предоставлении в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики заявочной документации на строительство дороги по <АДРЕС> Чувашской Республики для включения строительства вышеназванной автомобильной дороги в перечень объектов капитального строительства за счет средств Дорожного фонда Чувашской Республики и обязать ее представить в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики заявочную документацию на строительство дороги по <АДРЕС> Чувашской Республики для включения строительства вышеназванной автомобильной дороги в перечень объектов капитального строительства за счет средств Дорожного фонда Чувашской Республики в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, оставить без удовлетворения.

Согласно пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения относится организация благоустройства территории сельского поселения, включая освещение улиц.

В соответствии с п. 1.1 ст. 17 указанного Федерального закона, организация электроснабжения населения относится к вопросам местного значения, по которым органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Суд полагает, что организация освещения улиц является обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности жителей, а также дорожного движения и профилактики совершения правонарушений. Суд учитывает то обстоятельство, что отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в темное время суток, а также на безопасность дорожного движения, что ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с требованиями СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение" в городских и сельских поселениях должно быть организовано искусственное освещение улиц, дорог, проездов и площадей в вечернее и ночное время, на улицах и дорогах сельских поселений частичное или полное отключение освещения в ночное время не допускается ("СНиП 23-05-95*. Естественное и искусственное освещение" (введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 02.08.1995 N 18-78).

Проверка установила, что на территории <АДРЕС> сельского поселения в ночное время, на улицах данного населенного пункта отсутствует наружное освещение.

В соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-93 "Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", … включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк (п. 4.6.1.); доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим (п. 4.6.3); допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч. (п. 4.6.4).

Так, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, пункта 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Учитывая изложенное, не имеется оснований полагать, что отсутствие в бюджете сельского поселения денежных средств на проведение работ по организации освещения улиц, освобождает ответчика от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции, от проведения мероприятий, необходимых для решения названных выше вопросов.

Руководствуясь ст.194-198,199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Аликовского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц – жителей <АДРЕС> Чувашской Республики к администрации Большевыльского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики о признании действия (бездействия) администрации Большевыльского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики незаконным и возложении обязанностей, удовлетворить частично.

В части признания незаконным бездействие администрации Большевыльского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики, выразившееся в не предоставлении в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики заявочной документации на строительство дороги по <АДРЕС> Чувашской Республики для включения строительства вышеназванной автомобильной дороги в перечень объектов капитального строительства за счет средств Дорожного фонда Чувашской Республики и обязать ее представить в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики заявочную документацию на строительство дороги по <АДРЕС> Чувашской Республики для включения строительства вышеназванной автомобильной дороги в перечень объектов капитального строительства за счет средств Дорожного фонда Чувашской Республики в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, оставить без удовлетворения.

Признать незаконным бездействие администрации Аликовского района Чувашской Республики, выразившееся в не организации освещение улиц в <АДРЕС> Чувашской Республики в ночное время.

Обязать администрацию Большевыльского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики об обязании организовать освещение улиц в <АДРЕС> Чувашской Республики в ночное время в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий Н.И.Сядарова

Мотивированное решение вынесено 22 января 2019г.