ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-А-191/2022 от 28.07.2022 Красноармейского районного суда (Чувашская Республика)

№2а-А-191/2022

УИД21RS0009-02-2022-000230-05

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Аликово 28 июля 2022г.

Красноармейский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Н.И.Сядаровой, при секретаре судебного заседания Сергеевой С.В., с участием прокурора Мочалова А.В., представителя Собраниядепутатов Тенеевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики по доверенности Лазаревой Ф.Ю., представтеля заинтересованного лица- главы Тенеевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики – адвоката Васильева С.И., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора Аликовского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Собранию депутатов Тенеевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики о признании решения №61 от 19.04.2022 бездействия Собрания депутатов Тенеевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики незаконным и обязании рассмотреть вопрос об удалении в отставку главы Тенеевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Аликовского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц вышел в суд с административным иском к Собранию депутатов Тенеевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики о признании решения №61 от 19.04.2022 бездействия Собрания депутатов Тенеевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики незаконным и обязании рассмотреть вопрос об удалении в отставку главы Тенеевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики, указав, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции выявлены нарушения при предоставлении главой Тенеевского сельского поселения Аликовского района Васильевой Л.Г. сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера.

На основаниираспоряжения Главы Чувашской Республики от 17.12.2021 №739-рг осуществлен контроль за расходами главы Тенеевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики, а также за расходами супруга за отчетный период 2020г.

Согласно выводам, содержащимся в докладе о результате осуществления контроля за расходами главы Тенеевского сельского поселения Васильевой Л.Г., расходы по совершенным сделкам по приобретению двух квартир, расположенных по адресу: , а также нежилого помещения и земельного участка, расположенных по адресу: , стоимость которых составила 7 250 000 рублей, не соответствуют доходам, полученным Васильевой Л.Г. и ее супругом.

Васильевой Л.Г. не соблюдена обязанность по предоставлению сведений о своих расходах по совершенным сделкам и об источниках получения денежных средств, за счет которых совершены данные сделки, а именно в разделе2 сведений Васильевой Л.Г. за 2020г. не указаны сведения о совершенной сделке по приобретению нежилого помещения и земельного участка, расположенных по адресу: .

По изложенным фактам 18.03.2022 в адрес Собрания депутатов Тенеевсеого сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики внесено представление с требованием о решении вопроса о привлечении Васильевой Л.Г. к дисциплинарной ответственности.

17.05.2022 председателем Собрания депутатов Тенеевского сельского поселения Аликовского района 3 представлен ответ на представление, выраженный в виде решения Собрания депутатов от 19.04.2022 №61 о привлечении главы Тенеевского сельского поселения Аликовского района Васильевой Л.Г. к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

23.05.2022 при повторном рассмотрении Собранием депутатов Тенеевского сельского поселения Аликовского района представления прокуратуры района от 18.03.2022, представительным органом в отношении главы Тенеевского сельского поселения Аликовского района Васильевой Л.Г., предусмотренная Федеральным законом №273-ФЗ мера дисциплинарного воздействия также не принята.

Прокурор просит признать незаконными решение №61 от 19.04.2022 о привлечении главы Тенеевсекого сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики Васильевой Л.Г. к дисциплинарной ответственности в виде замечания, и бездействие Собрания депутатов Тенеевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики, выразившееся в непринятии мер по рассмотрению вопроса об удалении в отставку главы Тенеевсекого сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики Васильевой Людмилы Геннадьевны за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» Просит обязать на ближайшем заседании Собрания депутатов Тенеевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики со дня вступления решения суда в законную силу об удалении в отставку главы Тенеевсекого сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики Васильевой Людмилы Геннадьевны за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

На судебном заседании прокурор Мочалов А.В. полностью признал административные исковые требования по основаниям, изложенным в нем, просил их удовлетворить.

Представитель Собрания депутатов Тенеевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики по доверенности Лазарева Ф.Ю. не признала заявленные требования, просила отказать в их удовлетворении. Представитель указала, что в соответствии с п.10 ч.10 ст.35, ч.1 ст.74.1 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования обязан рассмотреть обращение прокурора об удалении главы муниципального образования в отставку на заседании в установленном порядке и принять соответствующее решение об удалении главы муниципального образования в отставку либо отклонить инициативу об удалении главы муниципального образования в отставку при наличии к тому оснований. Оценочный характер выносимого представительным органом решения предполагает при его принятии использование демократических процедур и учет различных факторов и мнений, тем самым оценка деятельности органов местного самоуправления при осуществлении контрольных полномочий представительного органа может быть различной и связана с дискрецией этого органа, на что указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 января 2012 года №114-О и от 16 июля 2013г. №1241-О.

Следовательно, право оценивать деятельность главы муниципального образования принадлежит исключительно представительному органу местного самоуправления. Информация, поступившая из прокуратуры является основанием для подачи обращения инициативы депутатов об удалении главы муниципального образования в отставку. Прокуратура не наделена полномочиями по исполнению функций представительного органа местного самоуправления или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В соответствии с ч. 16 ст. 74.1. Закона N 131-ФЗ в случае, если инициатива депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку отклонена представительным органом муниципального образования, вопрос об удалении главы муниципального образования в отставку может быть вынесен на повторное рассмотрение представительного органа муниципального образования не ранее чем через два месяца со дня проведения заседания представительного органа муниципального образования, на котором рассматривался указанный вопрос.

Таким образом, доводы искового заявления о том, что Собранием депутатов допущено неправомерное бездействие, являются несостоятельными.

Представитель заинтересованного лица – главы Тенеевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики Васильевой Л.Г. адвокат Васильев С.И. указывает на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований, поддерживая выступление представителя Собрания депутатов Тенеевского сельского поселения. Он указывает, что увольнение (освобождение от должности) главы муниципального образования в связи с несоблюдением запретов, ограничений и не исполнения обязанностей, установленных законом о противодействии коррупции не является безусловным, поскольку требует соблюдения установленной законом процедуры, учитывающей волеизъявление членов коллегиального органа, соблюдение прав должностного лица при применении к нему взыскания, а также общих принципов соразмерности при применении взыскания. Сказанное соотноситься с правовой позицией, изложенной в п.53 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004г. №2, согласно которой наложение на работника дисциплинарного взыскания эта компетенция работодателя. Представление прокурора Аликовского района было рассмотрено 19 апреля 2022г. и повторно 23 мая 2022. Повторное рассмотрение представления было осуществлено с участием прокурора района. По результатам рассмотрения представления вынесены решения №61 от 19.04.2022 и №61 от 23 мая 2022г., согласно которым решен вопрос о привлечении главы Тенеевского сельского поселения Васильевой Л.Г. к дисциплинарной ответственности. Поскольку нарушения Собранием депутатов действующего законодательства при принятии обжалуемого прокурором решения не были допущены, то отсутствуют основания для удовлетворения искового заявления. Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022г. №21 к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия. Он также считает, что Васильевой Л.Г. совершен несущественный коррупционный проступок: недвижимость, приобретенная на деньги брата и сестры, указаны в подразделе справки, посвященном объектам недвижимости в собственности, где указаны на какие деньги они были приобретены. Считает, что ею допущены ошибки при оформлении Справки. Также Васильевой Л.Г. ошибочно указаны сведения об имуществе, принадлежащем супругам на праве совместной собственности, только в своей справке. Полагает, за несущественные проступки Васильева Л.Г. не подлежит, так как впоследствии она исправила ошибки в Справке.

Суд, выслушав сторон, исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему.

Статьей 10 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

По смыслу приведенной правовой нормы органы указанных ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, то есть Конституцией Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

Местное самоуправление в Российской Федерации в соответствии со ст. 133 Конституции Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Отношения, связанные с избранием, осуществлением деятельности главы муниципального образования и удалением в отставку урегулированы Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года, Законом Чувашской Республики от 18.10.2004 N 19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике",Уставом муниципального образования.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и Уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.

Согласно п.4.1 ст.36 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 4.1 ст.31Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 N 19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике", глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Согласно ч.6 ст.36 ФЗ №131 и пп. 2.1 п. 6 ст.31 Закона Чувашской республики полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 года N 273-ФЗ одной из мер профилактики коррупции указано установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы в случае непредставления им сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

На основании п. 4 ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 8.1 указанного Федерального закона лица, замещающие должности государственной или муниципальной службы, обязаны предоставлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе, и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Согласно ч. 9 ст. 8 невыполнение гражданином или лицом, указанным в ч. 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной ч. 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы.

Согласно ч. 3 ст. 8.1 непредставление лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, или представление ими неполных или недостоверных сведений о своих расходах либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим освобождение лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, от замещаемой (занимаемой) должности, увольнение в установленном порядке с государственной или муниципальной службы.

Решением Собрания депутатов Тенеевского сельского поселения №15 от 11.11.2015 Васильева Людмила Геннадьевна избрана главой Тенеевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики.

С 30 сентября 2020г. полномочия главы Тенеевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики Васильевой Л.Г. прекращены на основании решения Собрания депутатов Тенеевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики от 29.09.2020г. №07.

03.11.2020 №15 решением Собрания депутатов Тенеевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики Васильева Людмила Геннадьевна избрана главой Тенеевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики на срок полномочий с 5 ноября 2020г.

Прокуратурой Аликовского района Чувашской Республики проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства о противодействии коррупции, в результате которой в деятельности главы Тенеевскогосельского поселения Аликовского района Васильевой Л.Г. установлены нарушения законодательства о противодействии коррупции.

Установлено, что Васильевой Л.Г. в разделе2 Справки «Сведений о расходах» в качестве расходов указано приобретение 2- квартир в на общую сумму 7 000 000 рублей. При этом в качестве источника дохода указаны накопления за предыдущие годы и дар от брата 5 Суммы данных источников не конкретизированы, документов о получении от 5 7 000 000 рублей Васильевой Л.Г. не представлено. Аналогично, Васильевой Л.Г. в разделе Справки «Сведения о расходах» на своего супруга 2 в разделе источника дохода на приобретение нежилого помещения, площадью 610 кв.м.в на сумму 250 тыс. рублей.

Проведенной проверкой установлено, что сумма указанных расходов превышают сумму доходов Васильевой Л.Г. и ее супруга за 3 предыдущих года.

Согласно представлению прокурора, главой сельского поселения Васильевой Л.Г. в справке на себя не конкретизирован доход, полученный от ИП 1 в размере 1 680 рублей. В справке указана лишь сумма общего дохода. Такое же нарушение Васильевой Л.Г. допущено при указании доходов на супруга 2

В качестве источника получения средств, за счет которых приобретено имущество, в справе о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020г. в разделе1 справки у супруга Васильевой Л.Г.. 2 указан –доход по основному месту работы – 795 180 руб., доход, полученный от продажи автомобиля – 50 000 рублей. А в справке у Васильевой Л.Г. в разделе 1 Сведения о доходах указаны: доход поосновному месту работы – 330 121,88 руб., зарплата на приемного ребенка – 42 248,00 руб., пособие на приемного ребенка – 84 984,00 руб., доход, полученный от продажи молока и сельхозпродукции – 235 000,00 руб., итого: 693 353,88 руб. Суммы и период получения использованной на покупку недвижимости заработной платы не конкретизированы. Не указаны сведения, учтены ли совместные доходы супругов, либо только супруга.

В разделе 2 «Сведения о расходах», Васильевой Л.Г. указаны расходы на приобретение двух квартир, расположенных по адресу: размере 4 500 000 рублей и 2 500 000 рублей, указаны расходы: накопления за предыдущие годы, дар от брата 5 года рождения. В разделе 3.1 Недвижимое имущество, в том числе указаны упомянутые квартиры по адресу: Чувашская Республика, площадью 64,4 кв.м., и по адресу: Чувашская Республика, , площадью 34,1 кв.м., где в графе основание приобретения и источник дохода, кроме выписок из ЕГРН от 06.11.2020, указаны источники дохода: накопленный за предыдущие годы.

В разделе 3.1. Недвижимое имущество, в том числе указано нежилое помещение по адресу: Чувашская Республика, , где в графе основание приобретения и источник средств имеется отметка в источнике средств: накопления за предыдущие годы.

01.12.2021г. прокурором Аликовского района Чувашской Республики в адрес Руководителя Администрации Главы Чувашской Республики направлена информация в отношении Васильевой Л.Г., главы Тенеевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики, указавая, что проверкой установлено, что в разделе 2, представленной Васильевой Л.Г. справки о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020г. указаны сведения о приобретении двух квартир в на общую сумму 7 000 000 рублей, превышающую сумму ее дохода и супруга за 3 предыдущих года. При этом в качестве источников средств не конкретизированы, документы, подтверждающие получение от 5 7 000 000 рублей, Васильевой Л.Г. не представлены.

20.12.2021г.начальник Управления Главы Чувашской Республики по вопросам противодействия коррупции извещает главу Тенеевского сельского поселения Аликовского района Васильеву Л.Г. о принятии решения об осуществлении контроля за ее расходами, а также за расходами ее супруга за отчетный 2020 год.

Принято распоряжение Главы Чувашской Республики от 17 декабря 2021г. осуществить контроль за расходами Васильевой Людмилы Геннадьевны, главы Тенеевского сельского поселения Аликовского района, а также за расходами ее супруга за отчетный период 2020г., а Распоряжением главы Чувашской Республики от 11 февраля 2022г. за 50-рг срок проведения проверки продлен на 90 дней"(л.д.20,21).

Из доклада начальника Управления Главы Чувашской Республики о результатах осуществления контроля за расходами Васильевой Людмилы Геннадьевны, главы Тенеевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики на л.д.14-19, следует, что расходы по совершенным сделкам по приобретению двух квартир, расположенных по адресу: Чувашская Республика, , а также нежилого помещения и земельного участка, расположенных по адресу: Чувашская Республика, , общая стоимость которых составила 7 250 000 руб. 00 коп., не соответствуют доходам, полученными Васильевой Л.Г. и ее супругом.

Васильевой Л.. не соблюдена обязанность по представлению сведений о своих расходах по совершенным сделкам и об источниках получения денежных средств, за счет которых совершены данные сделки, а именно в разделе 2 сведений о доходах Васильевой Л.Г. за 2020г. не указаны сведения о совершенной сделке по приобретению нежилого помещения и земельного участка, расположенных по адресу:Чувашская Республика, .

Общая сумма полученных Васильевой Л.Г. и ее супругом денежных средств, законность которых подтверждена, составляет 3 169 795 руб. 41 коп., что менее стоимости совершенных Васильевой Л.Г. и ее супругом сделок на 4 080 2о4 руб. 59 коп.

Управление предлагает в соответствии с ч.3 ст.16 Федерального закона №230 направить результаты контроля за расходами Васильевой Л.Г., а также за расходами ее супруга и материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в прокуратуру Чувашской Республики для возможного принятия мер прокурорского реагирования.

18 марта 2022г. прокурор Аликовского района Чувашской Республики внес представление в адрес Собрания депутатов Тенеевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики о безотлагательном рассмотрении представления на ближайшем заседании Собрания депутатов сельского поселения с участием прокурора, принять исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений законодательства о противодействии коррупции, причин и условий им способствующих и не допущению подобных нарушений впредь. Также требует решить вопрос о привлечении главы Тенеевского сельского поселения Аликовского района Васильевой Л.Г. к дисциплинарной ответственности.

20 апреля 2022г. дается ответ на представление прокурора, где сообщается, что главой Тенеевского сельского поселения Васильевой Л.Г., а также ее супругом в 2020г. совершены сделки по приобретению двух квартир, расположенных по адресу: Чувашская Республика, , общей стоимостью 7 000 000 рублей. Источниками получения денежных средств за счет которых совершены вышеуказанные сделки послужили родному брату 5 и родной сестре 5 Пояснили, что при совершении данных сделок собственные средства Васильевой Л.Г., а также ее супруга не использовались. Также сообщают, что денежные средства, использованные для совершения сделок по приобретению двух квартир не указаны в сведениях о доходах в качестве дохода, поскольку неверно полагали, что раз данные денежные средства принадлежат родному брату и родной сестре главы Тенеевского сельского поселения, то указывать в качестве своего дохода не нужно.

Не указание нежилого помещения и земельного участка, расположенных по адресу:Чувашская Республика, , общей стоимостью 250 000 рублей в разделе 2 сведений о доходах, а также о доходах супруга, неверно полагали, что раз сумма данных сделок, совершенная супругом главы сельского поселения в 2020г. не превышала совокупный доход и доход супруга за три года, предшествующих году совершения данных сделок, то такие сделки не подлежат отражению в разделе 2 сведений о доходах. При этом данные объекты недвижимого имущества указаны в собственности в сведениях о доходах супруга главы сельского поселения и не имели умысла укрывать данный факт.

Главой сельского поселения Васильевой Л.Г. в справке на себя не конкретизирован доход, полученный от ИП 1 в размере 1 680 рублей. В справке указана лишь сумма общего дохода. Также нарушение Васильевой Л.Г. допущено при указании доходов на супруга 2 Данные доходы получены от 1 за счет аренды земельных участков. Главе Тенеевского сельского поселения строго указано впредь не допускать представлений недостоверных сведений.

Факт,что расходы главы Тенеевского сельского поселения Аликовского района Васильевой Л.Г. и ее супруга по совершенным сделкам по приобретению двух квартир, расположенных по адресу: Чувашская Республика, , а также нежилого помещения и земельного участка, расположенных по адресу: Чувашская Республика, , общая стоимость которых составила 7 250 000 руб. 00 коп., не соответствуют доходам, полученными Васильевой Л.Г. и ее супругом, установлен.

Дисциплинарный проступок, в том числе коррупционный, является единственным основанием дисциплинарной ответственности.

Собрание депутатов Тенеевского сельского поселения решило ограничиться мерой дисциплинарного взыскания (замечанием) в отношении главы Тенеевского сельского поселения Васильевой Л.Г., установив факт коррупционного проступка.

17 мая 2022г. и.о. прокурора Аликовского района Мочаловым А.В. в адрес председателя Собрания депутатов Тенеевского сельского поселения Аликовского района 3 направлено предложение об устранении нарушения, где указано, что решение Собрание депутатов Тенеевского сельского поселения от 19.04.2022г. №61 вынесено без участия представителя прокуратуры Аликовского района Чувашской Республики и не соответствует действующему законодательству. Прокурор Мочалов А.В. предлагает в срок до 25.05.2022 устранить данное нарушение, созвать внеочередное заседание Собрания депутатов Тенеевского сельского поселения Аликовского района для рассмотрения представления прокуратуры района от 18.03.2022 с участием представителя прокуратуры Аликовского района.

Из ответа на представление от 17.05.2022г. от 23.05.2022г. (л.д.6) следует, что Собранием депутатов Тенеевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики 23 мая 2022г. проведено внеочередное Собрание депутатов Тенеевского сельского поселения с участием прокурора Аликовского района Чувашской Республики Петрова Е.В. и депутаты Собрания депутатов Тенеевского сельского поселения решили ограничиться принятой ранее мерой дисциплинарного взыскания (замечанием), что подтверждается протоколом №11 заседания Собрания депутатов Тенеевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики четвертого созыва от 23 мая 2022г. (л.д.11-12).

Таким образом, прокурор считает, что принятое вышеуказанное решение №61 от 17 мая 2022г. Собрания депутатов Тенеевского сельского поселения Аликовского района является незаконным.

Прокурор также считает незаконным бездействие Собрание депутатов Тенеевского сельского поселения Аликовского района выразившееся в не принятии мер по рассмотрению вопроса об удалении в отставку главы Тенеевского сельского поселения Аликовского района Васильевой Л.Г. за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены ФЗ от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В исковом заявлении прокурор района в соответствии Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции»просит признать незаконным решение Собрание депутатов Тенеевского сельского поселения от 19.04.2022г. №61 о привлечении главы Тенеевского сельского поселения Аликовского района Васильеву Л.Г. к дисциплинарной ответственности, которое вынесено без участия представителя прокуратуры Аликовского района Чувашской Республики и просит признать бездействие Собрание депутатов Тенеевского сельского поселения Аликовского района выразившееся в не принятии мер по рассмотрению вопроса об удалении в отставку главы Тенеевского сельского поселения Аликовского района Васильевой Л.Г. за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены ФЗ от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Порядок удаления главы муниципального образования в отставку регламентирован ст. 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Так, согласно ч. 1 указанной статьи (в редакции на 30.12.2021 года) представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В соответствии с п. 4 ч. 2 указанной статьи несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами является основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку.

Инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования (ч. 3).

Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (ч. 4).

В случае, если при рассмотрении инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку предполагается рассмотрение вопросов, касающихся обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, и (или) решений, действий (бездействия) главы муниципального образования, повлекших (повлекшего) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 настоящего Федерального закона, решение об удалении главы муниципального образования в отставку может быть принято только при согласии высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (ч. 5).

Инициатива высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования вместе с проектом соответствующего решения представительного органа муниципального образования. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования уведомляется не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования (ч. 6).

Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения (ч. 7).

Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (ч. 8).

Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается председателем представительного органа муниципального образования (ч. 9).

В случае, если в соответствии с уставом муниципального образования глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, решение об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается депутатом, председательствующим на заседании представительного органа муниципального образования (ч. 10).

В случае, если в соответствии с уставом муниципального образования глава сельского поселения возглавляет исполнительно-распорядительный орган и исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается депутатом, председательствующим на заседании представительного органа муниципального образования (ч. 11).

В случае, если глава муниципального образования, входящий в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняющий полномочия его председателя, присутствует на заседании представительного органа муниципального образования, на котором рассматривается вопрос об удалении его в отставку, указанное заседание проходит под председательством депутата представительного органа муниципального образования, уполномоченного на это представительным органом муниципального образования (ч. 12).

При рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены:

1) заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку;

2) предоставление ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.

В случае, если глава муниципального образования не согласен с решением представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение (ч. 14).

Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае, если глава муниципального образования в письменном виде изложил свое особое мнение по вопросу удаления его в отставку, оно подлежит опубликованию (обнародованию) одновременно с указанным решением представительного органа муниципального образования (ч. 15).

В случае, если инициатива депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку отклонена представительным органом муниципального образования, вопрос об удалении главы муниципального образования в отставку может быть вынесен на повторное рассмотрение представительного органа муниципального образования не ранее чем через два месяца со дня проведения заседания представительного органа муниципального образования, на котором рассматривался указанный вопрос (ч. 16).

Аналогичный порядок удаления главы муниципального образования в отставку предусмотрен в ч.6 ст.31 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года N 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике».

Исходя из указанных норм закона, вопрос об удалении главы муниципального образования в отставку может быть инициирован не менее 1/3 частью депутатов представительного органа муниципального образования или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), т.е. Главой Чувашской Республики.

Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О Прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является, в том числе, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона (п. 3).

В силу ст. 24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Исходя из указанных норм, прокурор был вправе внести представление с требованием об инициировании уполномоченными лицами вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку в связи с вывяленными нарушениями Федерального закона Российской Федерации "О противодействии коррупции".

В письме (обращении) прокурора республики 4 в адрес руководителя Администрации Главы Чувашской Республики от 07.12.2021г. указывается, что направляется информация прокурора Аликовского района республики о наличии оснований для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего муниципальную должность.

В обращении, направленном в адрес главы Тенеевского сельского поселения, не ставится вопрос об удалении главы сельского поселения в отставку, а разъясняется ч.2 ст.9 Федерального закона от 3 декабря 2012г. №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц доходами».

Согласно части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом

В силу ч. 2 ст. 176 КАС РФ суд первой инстанции основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Из представленных административным истцом – прокурором в суд документов не усматривается, что прокурор выходил в адрес Собрания депутатов Тенеевского сельского поселения о привлечении Васильевой Л.Г. к дисциплинарной ответственности, вплоть до инициирования вопроса об удалении его в отставку Собранием депутатов Тенеевского сельского поселения.

К обращению от 20.12.2021г. в адрес Главы Тенеевского сельского поселения и к Распоряжению Главы Чувашской Республики от 11 февраля 2022г. не приложен проект соответствующего решения представительного органа муниципального образования, как того требует ч. 6 ст. 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Прокурором района направлено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от 18 марта 2022г. с требованием безотлагательно рассмотреть на ближайшем заседании Собрания депутатов сельского поселения с участием прокурора, принять меры по устранению выявленных нарушений и решить вопрос о привлечении Васильеву Л.Г. к дисциплинарной ответственности.

Данное представление Собранием депутатов Тенеевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики рассмотрено 19 апреля 2022г. и дан письменный ответ№46 от 20.04.2022г. (л.д.6).

Так, в соответствии с абзацем 4 пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21, вносит представление об устранении нарушений закона. Представление прокурора является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.

Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В силу приведенных выше положений пункта 3 статьи 7 Закона о прокуратуре прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.

Следовательно, изложенные в представлениях прокуроров требования об их рассмотрении с участием представителя прокуратуры основано на нормах названного Закона и обязывает лиц, в адрес которых внесены такие представления, уведомить прокурора о времени и месте их рассмотрения.

Вопреки требованиям ст.62 КАС РФ административным истцом- прокурором в суду не представлены в качестве доказательств – сведения о не уведомлении прокурора ответчиком о месте и времени рассмотрения представления, и протокол Собрания депутатов Тенеевского сельского поселения от 19 апреля 2022г.

Тем не менее, 20.04.2022г. ответ дан прокурору о рассмотрении представления и повторно дан ответ23 мая 2022г. о рассмотрении представления прокурора от 18 марта 2022г. уже с участием прокурора – административного истца.

Согласно протоколу №11 внеочередного заседания Собрания депутатов Тенеевского сельского поселения от 23 мая 2022г., рассмотрев повторно представление прокурора Аликовского района от 18 марта 2022г. №03-06 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и в связи с привлечением главы Тенеевского сельского поселения решением Собрания депутатов Тенеевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики от 19.04.2022г. №61 Васильевой Л.Г. к дисциплинарной ответственности в виде замечания, Собрание депутатов Тенеевского сельского поселения Аликовского района решило ограничиться принятой ранее мерой дисциплинарного взыскания.

Доказательств того, что Собранием депутатов Тенеевского сельского поселения при принятии обжалуемого прокурором решения нарушено действующее законодательство Российской Федерации, материалы дела не содержат.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" органы, должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд (Определение от 24 февраля 2005 года N 84-О).

При рассмотрении в судебном порядке дела прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований.

Во исполнение представления прокурора Собранием депутатов Тенеевского сельского поселения был дан ответ прокурору о результатах рассмотрения требования прокурора 19.04.2022 и дополнительно 23.05.2002г., что подтверждается протоколом №11Собрания депутатов Теневского сельского поселения.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прокурор в иске указывает, что 23.05.2022 при повторном рассмотрении Собранием депутатов Тенеевского сельского поселения Аликовского района представления прокуратуры района от 18.03.2022, представительным органом в отношении главы Тенеевского сельского поселения Аликовского района Васильевой Л.Г., предусмотренная Федеральным законом №273-ФЗ мера дисциплинарного воздействия также не принята.

Суд полагает, что Собрание депутатов Тенеевского сельского поселения,дисциплинарное взыскание в виде замечания вынес в отношении главы Тенеевского сельского поселения Васильевой Л.Г., учитывая смягчающие и отягчающие обстоятельства.23.05.2022 при повторном рассмотрении Собранием депутатов Тенеевского сельского поселения Аликовского района представления прокуратуры района от 18.03.2022, представительным органом в отношении главы Тенеевского сельского поселения Аликовского района Васильевой Л.Г., предусмотренная Федеральным законом №273-ФЗ мера дисциплинарного воздействия также принята.

Исходя из смысла приведенных норм права Собрание депутатов Тенеевского сельского поселения, которому было адресовано представление прокурора, вправе не согласиться с доводами представления и принять решение об отсутствии оснований для исполнения требований, содержащихся в акте прокурорского реагирования.

Приведенное правовое регулирование позволяет сделать вывод о том, что применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, в данном случае Собранием депутатов Тенеевского сельского поселения.

Руководствуясь ст.227,175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления прокурора Аликовского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Собранию депутатов Тенеевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики о признании незаконным решения №61 от 19.04.2022 о привлечении главы Тенеевсекого сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики Васильевой Л.Г. к дисциплинарной ответственности в виде замечания, отказать.

В удовлетворении административного искового заявления прокурора Аликовского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Собранию депутатов Тенеевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействие Собрания депутатов Тенеевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики, выразившееся в непринятии мер по рассмотрению вопроса об удалении в отставкуглавы Тенеевсекого сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики Васильевой Людмилы Геннадьевны за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», отказать.

В удовлетворении административного искового заявления прокурора Аликовского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Собранию депутатов Тенеевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республикиобобязаниина ближайшем заседании Собрания депутатов Тенеевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрособ удалении в отставку главы Тенеевсекого сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики Васильевой Людмилы Геннадьевны за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий Н.И. Сядарова

Мотивированное решение изготовлено 10 августа 2022г.

Решение12.08.2022