Дело № 2а-AI-1/2021( № 2а- AI -190/2020г.)
УИД 14RS0016-05-2020-000303-87
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Айхал 11 января 2021 года
Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Константиновой Д. Е.,
при секретаре Новгородовой Н. Н.,
с участием представителя административного истца по ВКС ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску ФИО3 к поселковому Совету депутатов муниципального образования «Поселок Айхал» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) о признании решения поселкового Совета депутатов IV-№ 52-2 «О досрочном прекращении полномочий депутата избирательного округа № 1-Дорожный ФИО3» незаконным и подлежащим отмене, возложении обязанности по публикации решения об отмене в информационном бюллетене «Вестник Айхала» и размещении на официальной сайте администрации МО «пос.Айхал»,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец ФИО3 обратился в суд с административным иском к Поселковому совету депутатов муниципального образования «Поселок Айхал» Мирнинского района РС(Я) о признании решения поселкового СД МО «Поселок Айхал» о досрочном прекращении полномочий депутата незаконным и отмене решения, об обязании опубликовании решения об отмене решения в информационном бюллетене «Вестник Айхала» и размещении на официальном сайте администрации МО «Поселок Айхал на том основании, что решением IV- № 52-2 от 22.10.2020 г. LII сессии поселкового СД МО «Поселок Айхал» на основании ч.7.1 ст.40 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.11 ч.1 ст.28 Устава МО «Поселок Айхал» Мирнинского района были досрочно прекращены его полномочия, как депутата избирательного округа № 1 Дорожный. С данным решением он не согласен и считает, что принято с существенными нарушениями, то есть он как депутат 22.08.2020 г. предоставил в поселковый Совет МО справку о доходах, имуществе и имущественных правах в отношении себя и своих несовершеннолетних детей. В этот же день он направил справки по почте в Управление при главе РС (Я) по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Брак с супругой Е.А. был расторгнут 30.05.2017 года, потому и он считает, что предоставлять справки о доходах супруги он не был обязан. Он считает, что согласно требованиям закона, он как депутат должен был предоставить сведения о доходах за 2019 год до 01.08.2020 года, но 30-дневный срок прекращения его полномочий истекал 30.08.2020 г., то есть до появления основания для досрочного прекращения полномочий депутата по основаниям, предусмотренным ч.10 ст.40 ФЗ № 131 от 06.10.2003 года. А, если считать с даты поступления представления прокурора, то срок истек только 18.09.2020 года. На сессии 18.09.2020 года вопрос о прекращении его полномочий как депутата не решался. Он считает, что решение о прекращении полномочий его как депутата принято по истечении установленных законом сроков и на момент вынесения решения он выполнил обязанности предоставить информацию о доходах. Он 21.10.2020 года на электронную почту поселкового СД направил заявление на имя председателя поселкового СД МО «Поселок Айхал» о досрочном снятии полномочий депутата поселкового Совета и его заявление поступило в тот же день. При наличии заявления о снятии полномочий по собственному желанию, оно подлежит обсуждению в первую очередь. Но на повестку дня заседания его заявление не выносилось, на заседании не обсуждалось. Таким образом, ФИО3 считает, что существенные нарушения федерального и местного законодательства, допущенные в связи с принятием 22.10.2020 года решения поселкового СД МО «Поселка Айхал» о досрочном прекращении полномочий его, как депутата, влекут его незаконность. Потому и он просит признать решения LII сессии поселкового СД МО «Поселок Айхал» IV- № 52-2 от 22.10.2020 г. о досрочном прекращении полномочий его, как депутата поселкового СД, незаконным и отменить данное решение, обязать поселковый СД МО «Поселок Айхал» опубликовать решения об отмене решения в информационном бюллетене «Вестник Айхала» и размещении на официальном сайте администрации МО «Поселок Айхал.
В ходе судебного разбирательства представитель административного истца пояснил, что он полностью поддерживает требования своего доверителя и просит удовлетворить их в полном объеме. Истец считает, что при решении вопроса о прекращении его полномочий как депутата была нарушена процедура принятия данного решения, то есть 2-х недельный срок его не уведомили об очередной сессии, что не позволило ему подготовить свое мнение по рассматриваемому вопросу и довести до других депутатов поселкового совета. Кроме того, повестка дня о рассмотрении вопроса о прекращении полномочий ФИО3 было принято в день сессии 22.10.2020 г., то есть после того как ФИО3 получил уведомление о дате и времени проведения сессии. Административной ответчик не принял во внимание положение ч.4 ст.34 ФЗ от 06.10.2003 г № 131-ФЗ, согласно которой органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно положения Указа Президента РФ от 18.05.2009 г. № 559 не подлежат императивному применению в отношении должностных лиц и депутатов местного самоуправления, к которым относится депутат поселкового совета депутатов МО «Поселок Айхал». Существенные нарушения федерального и местного законодательства, допущенные в связи с принятием решения поселкового Совета депутатов МО «п. Айхал» о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО3 влекут его незаконность, как нарушившие его права и законных интересов.
Представитель административного ответчика в судебном заседании пояснил, что они не согласны с доводами истца ФИО3 в адрес ФИО4 МО «Поселок Айхал» 19 августа 2020 г. поступило представление прокурора г. Удачного об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, законодательства о противодействии коррупции, в котором было указано, что в ходе прокурорской проверки установлено, что в нарушении требований законодательства депутатом поселкового совета депутатов МО «Поселок Айхал» ФИО3 до 01.08.2020 г. соответствующие сведения о своих доходах, супруги и своих несовершеннолетних детей за 2019 год не предоставлены. А также прокурором г. Удачного было предложено рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО3 в течение месяца со дня внесения представления и принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений. На основании данного представления 22.10.2020 года была проведена очередная сессия поселкового совета депутатов, и был решен вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО3 о времени и месте рассмотрения данного вопроса он был оповещен своевременно. На основании решения I.II cессии ПСД МО «Поселок Айхал» от 22.10.2020 г. IV-№ 52-2 полномочия депутата избирательного округа №1 Дорожный ФИО3 были досрочно прекращены. Они считают, что при рассмотрении данного вопроса никаких нарушений законодательства не были допущены. Кроме того, заявление ФИО3 о досрочном снятии полномочий депутата поступили только 21.10.2020 года, то есть после поступления представления прокурора и принятия решения о созыве очередной сессии по рассмотрению данного вопроса. Кроме того, ФИО3 как депутат фактически с сентября 2019 года не посещал и не принимал участия в сессиях и работе поселкового Совета депутатов и не проявлял никакой работы, так как избиратели с его участка обращались по данному вопросу к ним. Потому и они просят в требованиях ФИО3 отказать в полном объеме.
Суд, заслушав доводы сторон и исследовав все представленные материалы, считает целесообразным отказать в удовлетворении требований ФИО3 по следующим основаниям.
Так в ходе судебного разбирательства установлено, что в отношении ФИО3 согласно решения I сессии Айхальского поселкового совета депутатов от 29 сентября 2017 года подтверждено его полномочия как депутата по избирательному округу № 1 Дорожный п. Айхал Мирнинского района. Решением IV-№ 52-2 от 22.10.2020 г. LII сессии поселкового СД МО «Поселок Айхал» на основании ч.7.1 ст.40 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.11 ч.1 ст.28 Устава МО «Поселок Айхал» Мирнинского района были досрочно прекращены его полномочия, как депутата поселкового совета депутатов МО «Поселок Айхал».
Из представленных материалов установлено, что 19 августа 2020 г. поступило представление прокурора г. Удачного об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, законодательства о противодействии коррупции, в котором было указано, что в ходе прокурорской проверки установлено, что в нарушении требований законодательства депутатом поселкового совета депутатов МО «Поселок Айхал» ФИО3 до 01.08.2020 г. соответствующие сведения о своих доходах, супруги и своих несовершеннолетних детей за 2019 год не предоставлены. А также прокурором г. Удачного было предложено рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО3 в течение месяца со дня внесения представления и принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений. На основании представления прокурора данный вопрос в отношении ФИО3 был поставлен в очередной сессии 17 сентября 2020 г, потом данный вопрос неоднократно переносился по инициативе депутатов для подготовки данного вопроса, что подтверждается протоколами сессий поселкового Совета депутатов от 17 сентября, 18 сентября, 29 сентября 2020 года. Из представленных материалов установлено, что 22.10.2020 года была проведена очередная сессия поселкового совета депутатов и был окончательно решен вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО3 О времени и месте рассмотрения данного вопроса истец ФИО3 был оповещен своевременно, что подтверждается материалами дела.
Из представления прокурора г. Удачного от 19.08.2020 г. за исх.№13-2020/2370 установлено, прокуратурой проведена проверка исполнения требования законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, законодательства о противодействии коррупции, по результатам которой было установлено, что отдельным лицом поселкового совета депутатов требования законодательства не соблюдаются. В нарушении требований законодательства депутат Совета депутатов ФИО3 до 01.08.2020 года сведения о своих доходах, супруги и своих несовершеннолетних детей за 2019 года не предоставил.
Депутатом считается член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ лицами, замещающими муниципальную должность, являются депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе (далее - лица, замещающие муниципальные должности).
В соответствии ч.7 ст.40 ФЗ № 131 депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В силу требований ч.4.2 ст.12.1 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ, если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет указанные сведения в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе, а также за каждый год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам". В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, указанное лицо сообщает об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (часть 4.2 введена Федеральным законом от 03.04.2017 № 64-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2019 № 251-ФЗ).
Кроме того, в соответствии со ст. 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 22.11.2017 № 1918-З № 1393-V лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Главе Республики Саха (Якутия) через Управление при Главе Республики Саха (Якутия) по профилактике коррупционных и иных правонарушений не позднее 30 апреля, следующего за отчетным.
На основании Указа Президента РФ от 17.04.2020 № 272 «О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г.», согласно 3aкону Республики Саха (Якутия) от 23.04.2020 2235-3 № 381-VI "О представлении лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и. обязательствах имущественного характера за отчетный период с 01 января по 31 декабря 2019 года» сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период подлежали представлению лицами, замещающими муниципальные должности в срок до 01.08.2020 г. включительно.
Из представленных материалов судом установлено, что к установленной дате от депутата представительного органа МО «Поселок Айхал» ФИО3 сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не поступили. 31.08.2020 г. в адрес Управления поступило почтовое отправление за № от отправителя ФИО3, содержащее заполненные формы справок в отношении себя и своих несовершеннолетних детей за отчетный 2019 год. Справки заполнены с использованием специального программного обеспечения «Справки БК» распечатаны и подписаны ФИО3 22.08.2020 г., т.е. вне срока декларационной кампании 2020 года.
В соответствии с ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральными законами (ст. 40 ч.10.1 ФЗ № 131).
Решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимается представительным органом местного самоуправления не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий (часть 11 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ). Днем появления основания для досрочного прекращения полномочий депутата необходимо считать день поступления в представительный орган муниципального образования соответствующего письма высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», лицо, замещающее муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что полномочия депутата ФИО3 могут быть сложены досрочно на основании решения представительного органа МО «Поселок Айхал» в связи с неисполнением обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
При рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата достаточным основанием является информация, подтверждающая факт неисполнения депутатом своих обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Таким образом, доводы административного истца ФИО3 и его представителя о том, что он в поселковый Совет МО справку о доходах, имуществе и имущественных правах в отношении себя и своих несовершеннолетних детей предоставил своевременно и в срок, установленный законом, также при решении вопроса о прекращении его полномочий как депутата была нарушена процедура принятия решения, суд считает необоснованными и несостоятельными.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 177, 227-228 КАС Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований административного истца ФИО3 к поселковому Совету депутатов муниципального образования «Поселок Айхал» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) о признании решения поселкового Совета депутатов IV-№ 52-2 «О досрочном прекращении полномочий депутата избирательного округа №1-Дорожный ФИО3» незаконным и подлежащим отмене, возложении обязанности по публикации решения об отмене в информационном бюллетене «Вестник Айхала» и размещении на официальной сайте администрации МО «пос.Айхал», отказать.
Решение в течение одного месяца может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия), со дня вынесения.
Председательствующий: п / п Д.Е. Константинова
Решение в окончательной форме оформлено и подписано «12 » января 2021 года.
Копия решения с подлинным в е р н а:
Судья Мирнинского районного
суда РС (Я) в пос. Айхал: Д.Е. Константинова