Дело № 2а-AL-6/2021
14RS0031-03-2021-000021-60
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Чокурдах 04 марта 2021 года
Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Яковлевой Л.Н., с участием представителя административного истца прокурора Аллаиховского района Сергеевой П.А., представителя административного ответчика председателя Аллаиховского улусного (районного) Совета депутатов ФИО1, при секретаре Шахурдиной В.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокуратуры Аллаиховского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Аллаиховскому улусному (районному) Совету депутатов Муниципального образования «Аллаиховский улус (район)» о признании решения незаконным, устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Аллаиховского района РС(Я) обратился в суд с административным иском к Аллаиховскому улусному (районному) Совету депутатов МО «Аллаиховский улус (район)» о признании решения незаконным, устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка по результатам которой установлено, что депутаты Улусного (районного) Совета депутатов ФИО2, ФИО3 в нарушение требований ч. 4, ч. 4.2 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не предоставили в уполномоченный орган сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год. В связи с нарушением ФИО3 норм Федерального закона «О противодействии коррупции» 18.09.2020 в адрес председателя улусного Совета депутатов ФИО1 было внесено представление об устранении нарушений. Решением Совета депутатов от 24.11.2020 № 112 в удовлетворении требований прокурора было отказано. Просит признать указанное решение незаконным и обязать Улусный (районный) Совет депутатов МО «Аллаиховский улус (район)» рассмотреть представление прокурора Аллаиховского района № 1-664в-2020/150 от 18.09.2020г. в отношении депутата ФИО3 на ближайшем заседании и принять решение в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», п. 10 ч. 10 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
В судебном заседании прокурор Аллаиховского района РС(Я) Сергеева П.А. требования поддержала, просила административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФИО1 в суде с административным иском не согласился, суду пояснил, что решение Аллаиховским улусным Советом депутатов принято законно, просил в удовлетворении административного иска отказать.
Заинтересованное лицо ФИО3 с административным иском также не согласился, считает, что депутат не является должностным лицом на постоянной платной основе и выполняет свои обязанности на общественных началах. Он не является лицом, замещающим муниципальную должность, в связи с чем, он не обязан представлять сведения о доходах, расходах и своем имуществе, его полномочия могут быть прекращены решением избирателей.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании ФИО3 является депутатом Аллаиховского улусного (районного) Совета депутатов МО «Аллаиховский улус (район)».
Прокуратурой Аллаиховского района РС(Я) проведена проверка на предмет исполнения депутатами представительного органа МО «Аллаиховский улус (район)» требований Федерального закона «О противодействии коррупции». В ходе указанной проверки установлено, что депутаты Аллаиховского улусного (районного) Совета депутатов ФИО2 и ФИО3 в нарушение требований ч. 4, ч. 4.2 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не представили в уполномоченный орган сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год.
18.09.2020г. в связи с нарушением ФИО3 норм Федерального закона «О противодействии коррупции» прокуратурой Аллаиховского района РС(Я) в адрес председателя улусного Совета депутатов ФИО1 было внесено представление об устранении нарушений и решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства.
Решением Аллаиховского улусного (районного) Совета депутатов от 24.11.2020 № 112 в удовлетворении требований прокурора было отказано.
Из объяснения ФИО3 от 14.01.2021г. следует, что с сентября 2019 года он является депутатом Совета депутатов МО «Аллаиховский улус (район)», осуществляет свои полномочия как депутат представительного органа местного самоуправления в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не обязывает его предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, поскольку он не замещает муниципальную должность и должности, которые прописаны в этом законе. Не замещает муниципальную должность, а имеет статус депутата и входит в состав представительного органа. Представительный орган не входит в штат администрации МО «Аллаиховский улус (район)».
В соответствии с ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 6.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно положениям ст. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса (абзац 19 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ").
Из информации, предоставленной Управлением при Главе РС(Я) по профилактике коррупционных и иных правонарушений от 21.08.2020г. следует, что по Аллаиховскому улусу (району) депутаты ФИО2 и ФИО3 депутаты районного Совета МО «Аллаиховский улус (район)» не исполнили возложенную на них обязанность по предоставлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Главе Республики Саха (Якутия) за отчетный 2019 год.
В соответствии с ч. 5 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4.1 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, замещающее муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Согласно ч. ч. 7.1, п. 10 ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам". Полномочия депутата прекращаются досрочно в иных случаях, установленных указанным Федеральным законом и иными федеральными законами.
Следовательно, непредоставление лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является основанием для досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность.
Частью 11 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Таким образом, из указанных положений закона следует, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимает представительный орган муниципального образования, основанием для прекращения полномочий является получение представительным органом сведений о неисполнении обязанностей, установленных, в том числе Федеральным законом от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Доводы представителя административного ответчика о том, что ФИО3 не является лицом, замещающим муниципальную должность и не обязан предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку на основании абз. 19 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ФИО3, как депутат выборного (представительного) органа местного самоуправления, относится к лицам, замещающим муниципальные должности.
Кроме того, в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 26.12.2007г. 535-З N 1073-III "О Реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Республике Саха (Якутия) и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)" депутат улусного (районного) Совета включен в Реестр муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Республике Саха (Якутия).
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, вышеизложенные нормы закона, суд приходит к выводу о том, что представленные доказательства в совокупности подтверждают несоблюдение установленных требований закона. Действующее законодательство не предусматривает возможность принятия представительным органом местного самоуправления иного решения, нежели решение о досрочном прекращении полномочий депутата Совета при наличии неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» о предоставлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Доказательств обратного, в нарушение ст. 62 КАС РФ, административным ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 179-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокуратуры Аллаиховского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Аллаиховскому улусному (районному) Совету депутатов Муниципального образования «Аллаиховский улус (район)» о признании решения незаконным, устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции - удовлетворить.
Признать решение Аллаиховского улусного (районного) Совета депутатов Муниципального образования «Аллаиховский улус (район)» от 24.11.2020 № 112 «О рассмотрении представления прокурора Аллаиховского района № 1-664в-2020/150 от 18.09.2020г.» незаконным.
Обязать Аллаиховский улусный (районный) Совет депутатов Муниципального образования «Аллаиховский улус (район)» в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу рассмотреть представление прокурора Аллаиховского района № 1-664в-2020/150 от 18.09.2020г. в отношении депутата ФИО3 и принять решение в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», п. 10 ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия судом решения.
Судья: Л.Н. Яковлева
Решение изготовлено: 04 марта 2021 года