Дело №2а-АВ-16/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Белая Гора 16 апреля 2019 года
Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего, судьи Круподери И.В.
с участием представителя административного истца – Главы муниципального образования городское поселение «п.Белая Гора» ФИО1,
при секретаре Хростовской А.Г.
рассмотрев административное исковое заявление Администрации МО ГП «п.Белая Гора» к Государственному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» об обязании приступить к сбору и транспортировке твердых бытовых отходов
установил:
Администрация МО ГП «п.Белая Гора» обратилась в суд с административным исковым заявлением к ГУП ЖКХ РС (Я) об обязании приступить к сбору и транспортировке твердых бытовых отходов согласно условий тендера в связи с критической ситуацией СанПиН «п.Белая Гора»
В заявлении указал, что ГУП ЖКХ РС (Я) является уполномоченным органом и отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) на территории арктической зоны Республики Саха (Якутия) с 1 января 2019 года. Администрация МО ГП «п.Белая Гора» неоднократно направляла в ГУП ЖКХ письма о том, что в связи с отсутствием сил и средств, в том числе специализированной техники, работы по сбору и вывозу уборке ТБО будут проводится только за январь 2019 года. Также в связи с тем, что с 1 января 2019 года на всей территории РФ в части сбора и переработки ТКО действует Единый оператор, Администрация МО ГП «п.Белая Гора», финансовые средства в местном бюджете на сбор и транспортировку не закладывались, торги не проводилось.
Просит обязать ГУП ЖКХ РС (Я) как выигравший тендер в Северо-арктической зоне республики приступить к сбору и транспортировке ТКО, согласно условий тендера незамедлительно.
В судебном заседании представитель административного истца Глава МО ГП «п.Белая Гора» ФИО1 административное исковое заявление поддержал, по обстоятельствам указанным в исковом заявлении и дополнил, что в ноябре 2018 года тендер по сбору и транспортировке ТБО на территории Абыйского района выиграл ГУП «ЖКХ РС (Я)». Работы по сбору и транспортировке ТКО на территории п.Белая Гора силами Абыйского филиала ГУП ЖКХ проводятся по настоящее время, претензий административному ответчику не имеется.
В судебном заседании представитель административного ответчика, отсутствовал о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Суд находит явку административного ответчика необязательной и в порядке ч.2 ст.150 КАС РФ, рассматривает дело без участия представителя ответчика.
Заслушав участника судебного заседания, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно п. 4 ст. 24.6 вышеуказанного Федерального закона юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2016 г. N 881 утверждены Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, анализ вышеприведенных норм федерального законодательства и нормативных правовых актов свидетельствует о том, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 15.12.2018) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами"), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п.3 ст. 8, Закон Республики Саха (Якутия) от 23.04.2009 688-З N 267-IV (ред. от 19.12.2018) "Об отходах производства и потребления на территории Республики Саха (Якутия)" (принят постановлением ГС (Ил Тумэн) РС(Я) от 23.04.2009 З N 268-IV), организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". В силу требований статьи 19.1, вышеуказанного Закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Республики Саха (Якутия) обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории Республики Саха (Якутия), на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с уполномоченным Правительством Республики Саха (Якутия) исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) в соответствии с настоящей статьей.
Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.
Согласно территориальной схеме по обращению с отходами РС (Я) на 2017-2026 годы республика разделена на 5 зон, в каждой из которой будет действовать свой региональный оператор по обращению с ТКО.
Из них по Арктически-Северной зоне региональным оператором признано ГУП «ЖКХ РС (Я)». В зону деятельности регионального оператора по обращению с ТКО входят: Абыйский улус (район), Аллаиховский улус (район), Анабарский национальный (Долгано-эвенкийский) улус (район), Булунский улус (район), Верхнеколымский улус (район), Верхоянский район, Жиганский национальный эвенкийский район, Момский район, Нижнеколымский район, Оленекский эвенкийский национальный район, Среднеколымский улус (район), Усть-Янский улус (район), Эвено-Бытантайский национальный улус. Статус регионального оператора присваивается сроком на 10 лет.
В судебном заседании установлено, что региональным оператором - ГУП ЖКХ РС (Я) на территории МО ГП «п.Белая Гора» сбор и транспортировка ТКО проводится с 31 марта 2019 года. Данное обстоятельство подтверждается показаниями Главы МО ГП «п.Белая Гора» ФИО1 данными в суде, письмом Генерального директора ГУП «ЖКХ РС (Я)» адресованном суду.
Суд приходит к выводу, что заявленные административным истцом требования удовлетворены административным ответчиком до рассмотрения дела в суде – ГУП «ЖКХ РС (Я)» как региональный оператор приступил к сбору и транспортировке ТКО с 31 марта 2019 года и проводит данную деятельность в настоящее время.
Учитывая, что возложенные законом на регионального оператора – ГУП «ЖКХ РС (Я)» обязанности по сбору и транспортировке ТКО исполняются, претензии со стороны Администрации МО ГП «п.Белая Гора» к региональному оператору отсутствуют, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска.
Повторное возложение обязанностей на регионального оператора по сбору и транспортировке ТКО, не предусмотрено нормативными правовыми актами, указанными в настоящем решении.
Руководствуясь ст. ст. 174-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Администрации МО ГП «п.Белая Гора» к Государственному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» об обязании приступить к сбору и транспортировке твердых бытовых отходов отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РС (Я) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Усть-Янский районный суд РС (Я).
Председательствующий И.В.Круподеря
Резолютивная часть изготовлена 16.04.2019 года
Мотивированное решение изготовлено 16.04.2019 года.