ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-Ч-25/20 от 05.02.2020 Ядринского районного суда (Чувашская Республика)

Дело (УИД) RS0-12

Производство а-Ч – 25/2020

Решение

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ с. Красные Четаи

Ядринский районный суд Чувашской Республики – Чувашия в составе:

председательствующего судьи Иванова О.В.,

при секретаре судебного заседания Ермолаевой А.В.,

с участием административного истца - помощника прокурора <адрес> Чувашской Республики –

рассмотрев в помещении районного суда административный иск прокурора <адрес> Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику Староатайскому сельскому поселению <адрес> Чувашской Республики о признании незаконным бездействие администрации в сфере противодействия коррупции,

установил:

<адрес> Чувашской Республики, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Староатайскому сельскому поселению <адрес> Чувашской Республики о признании бездействие главы администрации Староатайского сельского поселения незаконным в сфере противодействия коррупции.

<адрес> в рамках контрольной проверки соблюдения антикоррупционного законодательства выявлены факты неисполнения требований указанного законодательства администрацией Староатайского сельского поселения по представлению прокурора.

Так, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности администрации Староатайского сельского поселения, в частности на предмет исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы, утвержденный Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 378 в ходе которой установлено следующее.

Положениями ч. 4 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определено, что органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В соответствии с ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции.

Как показала проверка, проведенная в марте т.г. в администрации Староатайского сельского поселения принимаются определенные меры, направленные на обеспечение законности в деятельности должностных лиц администрации, принят ряд нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции.

В целях реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и в целях создания эффективных условий для недопущения коррупции, ее влияния на деятельность администрации Староатайского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики администрацией сельского поселения постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утвержден План по противодействию коррупции в администрации Староатайского сельского поселения <адрес> на 2018-2020 годы, в который внесены изменения ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, состояние организации работы по исполнению мероприятий Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 378 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы" (далее – Указ) не отвечает предъявляемым требованиям.

Так, п. 3 Указа органам местного самоуправления предписано обеспечить в соответствии с Национальным планом реализацию предусмотренных им мероприятий и до ДД.ММ.ГГГГ внесение изменений в антикоррупционные программы (планы противодействия коррупции) органов местного самоуправления.

В частности указанным Национальным планом противодействия коррупции установлено, что его мероприятия направлены на решение следующих основных задач:

совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

обеспечение единообразного применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в целях повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов;

совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;

совершенствование предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" порядка осуществления контроля за расходами и механизма обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы; обеспечение полноты и прозрачности представляемых сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания;

совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере бизнеса, в том числе по защите субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц;

систематизация и актуализация нормативно-правовой базы по вопросам противодействия коррупции, устранение пробелов и противоречий в правовом регулировании в области противодействия коррупции и др.

Национальным планом противодействия коррупции должностные лица ориентированы на продолжение работы по повышению эффективности противодействия коррупции в дальнейшем.

Между тем, в ходе проверки на предмет принятия администрацией сельского поселения организационных мер по дальнейшему предупреждению коррупции, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлено, что администрацией Староатайского сельского поселения меры по надлежащему исполнению Плана противодействия коррупции на 2018 – 2019 г. не приняты.

Пунктом 5 Национальной стратегии органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться пунктом 4 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении планов соответствующих муниципальных образований по противодействию коррупции.

При этом пунктом 4 Указа руководителям федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов предписано, в том числе, принимать действенные меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на государственной службе; организовать контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами; обеспечивать своевременную корректировку планов в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период; обеспечить усиление антикоррупционной составляющей при организации профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки федеральных государственных служащих.

Однако принимаемые на муниципальном уровне меры по выполнению Плана по противодействию коррупции на 2018-2019 годы не согласуется с Национальным планом противодействия коррупции и Национальной стратегией противодействия коррупции и не обеспечивает решение задач, поставленных Президентом РФ перед органами местного самоуправления.

Так, в ходе проверки было установлено, что администрацией поселения среди прочих нарушений не приняты меры по ежегодному повышению квалификации муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции; не проведена оценка коррупционных рисков, возникающих при реализации муниципальными служащими своих функций, уточнения в их должностные инструкции в указанной части не внесены.

По факту выявленных нарушений в адрес главы Староатайского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.

Администрацией сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ представлен ответ о привлечении виновного лица к дисциплинарной ответственности и принятии мер по устранению нарушений в части актуализации сведений о родственниках и свойственника в личных делах муниципальных служащих. Сведений об устранении иных нарушений не имеется.

В ходе настоящей проверки установлено, что администрацией Староатайского сельского поселения до сих План мероприятий по противодействию коррупции на 2018-2019 г.г. в части, предусматривающей принятие мер по ежегодному повышению квалификации муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции; проведение оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации муниципальными служащими своих функций, внесения уточнений в их должностные инструкции не исполнены, требования прокурора по представлению в указанной части не выполнены.

Обеспечение законности в сфере профилактики коррупции отчасти достигается через органы местного самоуправления в пределах их полномочий по предупреждению коррупции.

С учетом возложенных на органы местного самоуправления определенных обязанностей Национальным планом противодействия коррупции, достижение целей и решение задач, закреплённых в Национальной стратегии противодействия коррупции, не возможно без надлежащей организационной работы по предупреждению коррупции, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Бездействие администрации Староатайского сельского поселения по устранению нарушений антикоррупционного законодательства создает условие для совершения коррупционных правонарушений со стороны муниципальных служащих, тем самым влечет за собой нарушение интересов неопределенного круга лиц, в частности, населения Староатайского сельского поселения <адрес>, и в силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ служит основанием для обращения прокурора в суд.

В силу ч.1 ст. 39 Кодекса об административном судопроизводстве РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Просит признать незаконным бездействие администрации Староатайского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики по исполнению пунктов 3.5, 3.7 Плана мероприятий по противодействию коррупции на 2018-2019 г.г. (утвержденного постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ), в частности, по принятию мер по ежегодному повышению квалификации муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции; проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации муниципальными служащими своих функций, внесение уточнений в их должностные инструкции в указанной части.

Обязать администрацию Староатайского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики в соответствии с пунктами 3.5, 3.7 Плана мероприятий по противодействию коррупции в Староатайском сельском поселении на 2018-2019 г.г. принять меры по ежегодному повышению квалификации муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции; проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации муниципальными служащими своих функций, внесению уточнений в их должностные инструкции в указанной части в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Административный истец – помощник прокурора <адрес> Чувашской Республики ФИО3 в судебном заседании требования прокурора поддержала в полном объеме по изложенным в иске мотивам.

Административный ответчик глава Староатайского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики в суд не явилась, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело без представителя ответчика, исковые требования прокурора признала в полном объеме.

В силу ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Согласно ч. 1 ст. 157 КАС РФ заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.

Анализируя доводы и изложенные выше обстоятельства, суд не усматривает препятствий для принятия признания иска административным ответчиком, поскольку это не противоречит положениям Кодекса административного судопроизводства РФ, других федеральных законов, касающихся спорного правоотношения, и не нарушает прав других лиц.

При таких обстоятельствах суд считает возможным принять признание административного искового заявления представителем административного ответчика, поскольку, как установлено при рассмотрении дела, оно не противоречит закону и не повлечет за собой нарушение прав и законных интересов других лиц.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны сторонами в результате достигнутого ими в судебном заседании или вне судебного заседания соглашения, а также обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

Если обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами или стороной в порядке, установленном настоящей статьей, приняты судом, они не подлежат проверке в ходе производства по административному делу.

Таким образом, на основании изложенного, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в связи с их признанием административным ответчиком.

Суд считает необходимым с учетом требований разумности установить административному ответчику срок для исполнения возложенных на административного ответчика обязанностей в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора <адрес> Чувашской Республики, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Староатайского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики по исполнению пунктов 3.5, 3.7 Плана мероприятий по противодействию коррупции на 2018-2019 г.г. (утвержденного постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ), в частности, по принятию мер по ежегодному повышению квалификации муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции; проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации муниципальными служащими своих функций, внесение уточнений в их должностные инструкции в указанной части.

Обязать администрацию Староатайского сельского поселения <адрес> Чувашской республики в соответствии с пунктами 3.5, 3.7 Плана мероприятий по противодействию коррупции в Староатайском сельском поселении на 2018-2019 г.г. принять меры по ежегодному повышению квалификации муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции; проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации муниципальными служащими своих функций, внесению уточнений в их должностные инструкции в указанной части в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Чувашской Республики через Ядринский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.


Председательствующий О.В. Иванов