ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-К-13/20 от 26.02.2020 Верхнеколымского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-SK-13/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Зырянка 26 февраля 2020 года

Верхнеколымский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Эверстовой О.В., при секретаре Созоновой М.Н., с участием административного истца – заместителя прокурора Среднеколымского района Рогожина А.В., представителя административного ответчика –ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц – связи

административное дело по административному иску прокурора Среднеколымского района РС (Я) в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Город Среднеколымск» о признании бездействия муниципального образования в сфере безопасности дорожного движения незаконным и обязании устранить имеющиеся нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Среднеколымского района РС (Я) обратился в Верхнеколымский районный суд РС (Я) в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к МО «Город Среднеколымск» с требованием о признании бездействия муниципального образования в сфере безопасности дорожного движения незаконным и обязании устранить имеющиеся нарушения.

В обосновании административного искового заявления указано, что прокуратурой Среднеколымского района РС (Я) проведена проверка исполнения ответчиком законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства не проведен квалификационный отбор уполномоченных организаций, осуществляющих перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврат; ответчиком не приняты меры по созданию комиссии по вопросам функционирования специализированных стоянок; не утверждено положение по вопросам функционирования специализированных стоянок. Данные нарушения способствуют препятствованию нормальной работы органов внутренних дел по обеспечению безопасности дорожного движения, что влечет за собой нарушение прав граждан на охрану жизни, здоровья и имущества, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно - транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Административный истец – заместитель прокурора Среднеколымского района РС (Я) Рогожин А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просит административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика АМО «Город Среднеколымск» ФИО1 в судебном заседании исковые требования признала.

Выслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту № 196-ФЗ) задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 №196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее по тексту – № 131-ФЗ) правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Местное самоуправление в РС (Я) осуществляется в соответствии с принципами сочетания интересов населения муниципальных образований и интересов Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации (ч. 2 ст. 1 Закона РС (Я) от 30.11.2004 №171-З № 349-III «О местном самоуправлении в РС (Я)» (далее – Закон № 349)).

К полномочиям органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в области местного самоуправления относится правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления по предметам ведения Республики Саха (Якутия), а также в пределах полномочий органов государственной власти Республики Саха (Якутия) по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 349).

Местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 14 Закона № 349).

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» (далее - № 3-ФЗ») одним из основных направлений деятельности полиции является обеспечение безопасности дорожного движения.

Полиции на основании п. 21 ч. 1 ст. 13 №3-ФЗ предоставляется право задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается задержание транспортных средств при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, в случаях предусмотренных ч. 1 ст. 27.13 настоящего Кодекса.

Перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврат владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, оплата лицами, привлеченными к административной ответственности за административные правонарушения, повлекшие применение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации. Возврат задержанных транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляется незамедлительно после устранения причины их задержания (ч. 10 ст. 27.13 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 2 Закона РС (Я) от 21.02.2013 1163-З № 1221-IV «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств на территории Республики Саха (Якутия)» (далее Закон <данные изъяты>) установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в сфере организации перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств относятся

1) проведение квалификационного отбора уполномоченных организаций, осуществляющих перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврат, в соответствии с положением, утвержденным Правительством Республики Саха (Якутия);

2) создание комиссии муниципального образования по вопросам функционирования специализированных стоянок в соответствии с положением, утвержденным органом местного самоуправления;

3) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Законом, другими законами Республики Саха (Якутия) к полномочиям органов местного самоуправления.

Прокуратурой Среднеколымского района РС (Я) проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования «Город Среднеколымск» исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения.

В ходе проверки установлено следующее:

- в нарушение вышеуказанных норм федерального и регионального законодательства административный ответчик не произвел квалификационный отбор уполномоченных организаций, осуществляющих перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврат, в соответствии с положением, утвержденным Правительством Республики Саха (Якутия);

- комиссия по вопросам функционирования специализированных стоянок не создана;

- положение по вопросам функционирования специализированных стоянок не разработано и не утверждено административным ответчиком.

Факты, установленные проверкой нарушений, стороной административного ответчика не оспариваются.

Данные нарушения также подтверждаются представлением прокуратуры Среднеколымского района от 14.05.2019 года, внесенным в адрес и.о. Главы МО «Среднеколымск», ответом администрации МО «Город Среднеколымск» от 04.02.2020 года, от 25.02.2020 года.

Отсутствие специализированной стоянки препятствует нормальной работе органов внутренних дел по обеспечению безопасности дорожного движения, что влечет за собой нарушение прав граждан на охрану жизни, здоровья и имущества, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Кроме того данное нарушение способствует возникновению преступных посягательств в отношении задержанных транспортных средств, что также нарушает права граждан на защиту их имущества.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление прокурора Среднеколымского района подлежит удовлетворению.

Административный истец и административный ответчик на основании п. 9 и 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Среднеколымского района РС (Я) удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Город Среднеколымск», выразившееся в непроведении квалификационного отбора уполномоченных организаций, осуществляющих перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврат, в соответствии с положением, утвержденным Правительством Республики Саха (Якутия) от 02.09.2013 № 294, в непринятии мер по созданию комиссии по вопросам функционирования специализированных стоянок, в отсутствии утвержденного положения по вопросам функционирования специализированных стоянок - незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Среднеколымск» провести квалификационный отбор уполномоченных организаций, осуществляющих перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврат, в соответствии с положением, утвержденным Правительством Республики Саха (Якутия) от 02.09.2013 № 294, принять меры по созданию комиссии по вопросам функционирования специализированных стоянок, разработке и утверждению положения по вопросам функционирования специализированных стоянок в срок до 01.07.2020 года.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Верхнеколымский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято и провозглашено 26 февраля 2020 года.

Судья О.В. Эверстова