ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-П-104/2022 от 02.06.2022 Шумерлинского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 2а-П-104/2022

УИД21RS0017-02-2022-000169-55

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

2 июня 2022 года село Порецкое

Шумерлинский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Безбородовой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Беззубовой Л. Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Шумерлинского районного суда Чувашской Республики административное дело по административному иску прокурора Порецкого района Чувашской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мишуковского сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обеспечении возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме посредством федерального портала государственных услуг и обязании её обеспечения,-

У с т а н о в и л:

И. о. прокурора Порецкого района Чувашской Республики, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в Шумерлинский районный суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением к администрации Мишуковского сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обеспечении возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме посредством федерального портала государственных услуг и обязании её обеспечения. Административные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Порецкого района по результатам мониторинга исполнения администрацией Мишуковского сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации», установлены нарушения действующего законодательства. Целями реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» («Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление», утверждённого президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности протоколом от 28.05.2019 № 9 являются: предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным, муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление. Одной из задач Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» является обеспечение предоставления приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде. Возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено, является одним из принципов системы публичных услуг, содержание которого раскрывается в праве заявителей на их получение и обязанности уполномоченных органов местного самоуправления обеспечить реализацию данного права.

Статьей 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209 ФЗ
«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определено, что основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются, в том числе, обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров, работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств. Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются в том числе, разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Согласно статье 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 - ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме. Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 - ФЗ установлено, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя. В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 10 указанного Федерального закона от 27.07.2010 № 210 - ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, а также обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 - ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно - технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. Пунктом 1.2 части 4 статьи 29 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 - ФЗ предусмотрено обеспечение реализации не позднее 01 июля 2012 года органами местного самоуправления требований пункта 3 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 6, пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 - ФЗ в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставления услуг. Указанный срок является общим для всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993 - р (далее по тексту – Распоряжение от 17.12.2009 № 1993 - р) утверждён сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде. Согласно Распоряжению от 17.12.2009 № 1993 - р переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде должен был быть окончен в 2013 году. В ходе проведенной прокуратурой Порецкого района проверки установлено, что Администрацией сельского поселения в нарушение указанных требований законодательства возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме до настоящего времени не обеспечена. В частности, на федеральном портале государственных услуг «www.gosuslugi.ru» возможность предоставления муниципальных услуг, в том числе предусмотренных сводным перечнем первоочередных государственных и муниципальных услуг, утверждённым Распоряжением от 17.12.2009 № 1993–р, предоставляемых в электронном виде администрацией Мишуковского сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики, в электронной форме не обеспечена. Обращение с настоящим административным исковым заявлением обусловлено необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц, поскольку не обеспечение Администрацией сельского поселения возможности получения муниципальных услуг в электронной форме ограничивает доступность их получения, препятствует реализации прав и интересов заявителей на получение муниципальных услуг в электронной форме. 17 марта 2022 года в адрес администрации сельского поселения направлялось представление, по результатам рассмотрения которого конкретные меры не приняты, по истечении месячного срока с момента направления представления нарушения не устранены. Просит признать незаконным бездействие администрации Мишуковского сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики в части не обеспечения возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме посредством федерального портала государственных услуг «www.gosuslugi.ru». Обязать администрацию Мишуковского сельского поселения Порецкого района в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Мишуковского сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики, в электронной форме в соответствии со сводным перечнем, утверждённым Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 года № 1993–р, посредством федерального портала государственных услуг «www.gosuslugi.ru».

В судебном заседании старший помощник прокурора Порецкого района Чувашской Республики Горбунов В. А. административные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика – администрации Мишуковского сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился по неизвестной причине.

Суд, с учетом мнения старшего помощника прокурора Порецкого района Чувашской Республики Горбунова В. А. полагал возможным рассмотреть дело при существующей явке.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления, должностные лица, обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Целями реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» («Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление», утверждённого президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности протоколом от 28 мая 2019 года № 9 являются: предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным, муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление.

Одной из задач Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» является обеспечение предоставления приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде. Возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено, является одним из принципов системы публичных услуг, содержание которого раскрывается в праве заявителей на их получение и обязанности уполномоченных органов местного самоуправления обеспечить реализацию данного права.

Согласно статье 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210 - ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210 – ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 10 указанного Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210 - ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, а также обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Пунктом 1.2 части 4 статьи 29 указанного Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210 - ФЗ предусмотрено обеспечение реализации не позднее 01 июля 2012 года органами местного самоуправления требований пункта 3 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 6, пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210 - ФЗ в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставления услуг. Указанный срок является общим для всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993 - р утверждён сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде. Переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде должен был быть окончен в 2013 году.

Проведенным прокуратурой Порецкого района Чувашской Республики мониторингом исполнения администрацией Мишуковского сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации», выявлены нарушения указанного законодательства. По результатам которого в адрес главы администрации Мишуковского сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики прокурором внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства.

Согласно справке от 20 апреля 2022 года, составленной старшим помощником прокурора Порецкого района Чувашской Республики, в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что администрацией Мишуковского сельского поселения в нарушении требований законодательства не обеспечена возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме. На федеральном портале государственных услуг «www.gosuslugi.ru» возможность предоставления муниципальных услуг, в том числе предусмотренным сводным перечнем первоочередных государственных и муниципальных услуг, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р, предоставляемых в электронном виде администрацией Мишуковского сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики, не обеспечена.

В судебном заседании установлено, административным ответчиком не оспаривается, что администрацией сельского поселения не выполняются требования законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации». До настоящего времени не обеспечена возможность предоставления муниципальных услуг заявителями в электронной форме.

Согласно статье 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд-

Р е ш и л:

Административные исковые требования И. о. прокурора Порецкого района Чувашской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мишуковского сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обеспечении возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме посредством федерального портала государственных услуг и обязании её обеспечения -

удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Мишуковского сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики в части не обеспечения возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме посредством федерального портала государственных услуг «www.gosuslugi.ru».

Обязать администрацию Мишуковского сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Мишуковского сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики, в электронной форме в соответствии со сводным перечнем, утверждённым Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993–р, посредством федерального портала государственных услуг «www.gosuslugi.ru».

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы, представления через Шумерлинский районный суд Чувашской Республики.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 2 июня 2022 года.

Решение20.06.2022