ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-П101/2016 от 18.07.2016 Богучарского районного суда (Воронежская область)

Дело № 2а-п101/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Петропавловка 18 июля 2016 г.

Богучарский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего Моисеенко В.И.,

при секретаре Рублевой О.И.,

с участием административного истца - представителя ООО «Газэнергосеть розница» Кондратьевой Н.С. по доверенности,

административного ответчика - представителя администрации Богучарского муниципального района Воронежской области Козлова Д.В. по доверенности,

помощника прокурора Богучарского района - Голева О.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть розница» к администрации Богучарского муниципального района Воронежской области о признании недействующим нормативного правового акта в части,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Газэнергосесть розница» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать пункт 4 постановления администрации Богучарского муниципального района Воронежской области от 26 января 2016 года № 26 «Об установлении цены земельных участков при продаже земельных участков, находящихся в собственности Богучарского муниципального района Воронежской области» недействующим с даты его принятия, указывая, что оспариваемый в части нормативный правовой акт, опубликованный в районной газете «Сельская Новь», выпуск № 9 от 05.02.2016 года, не соответствует статье 3, пункту 1 статьи 4, статье 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушает конституционный принцип о запрете придания обратной силы закону, ухудшающему положения граждан и юридических лиц.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 17 ноября 2015 года ООО «Газэнергосеть розница», являясь арендатором земельного участка общей площадью 5 000 кв.м. из земель промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения для строительства многотопливного заправочного комплекса с кадастровым № 36:03:53:00009:119, обратилось к административному ответчику с заявлением о выкупе земельного участка, на котором расположено принадлежащее административному истцу недвижимое имущество.

26.01.2016 года администрацией Богучарского муниципального района Воронежской области издано Постановление № 26 «Об установлении цены земельных участков при продаже земельных участков, находящихся в собственности Богучарского муниципального района Воронежской области», которым установлена цена земли при продажи земельных участков, находящихся в собственности Богучарского муниципального района Воронежской области, собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений в размере ее кадастровой стоимости и закреплено, что постановление вступает в законную силу после опубликования в районной газете «Сельская Новь» и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 ноября 2015 года. В таком случае размер цены при выкупе земельного участка будет многократно превышать цену, которая подлежит определению, по мнению административного истца, в соответствии с приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 26.07.2012 г. № 1325 «Об установлении цены земли при продажи земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области или государственная собственность на которые не разграничена» по аналогии закона. Указание в оспариваемом п.4 Постановления № 26 от 26.01.2016 г. о распространении своего действия на правоотношения, возникшие с 01.11.2015 г. противоречит ст.4 ГК РФ.

Представитель административного истца - ООО «Газэнергосеть розница» - Кондратьева Н.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, пояснила, что указание в п.4 Постановления № 26 от 26.01.2016 г. о распространении своего действия на правоотношения, возникшие с 01.11.2015 г., лишает возможности доказывать в судебном порядке, что выкупная стоимость арендованного Обществом земельного участка должна определяться в соответствии с Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 26.07.2012 г. № 1325 «Об установлении цены земли при продажи земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области или государственная собственность на которые не разграничена».

Представитель административного ответчика - администрации Богучарского муниципального района Воронежской области, действующий на основании доверенности, Козлов Д.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, полагал, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий должностного лица с соблюдением требований законодательства, соответствует порядку принятия и введения его в действие, не нарушает нормы материального права. Указание в п.4 Постановления № 26 от 26.01.2016 г. о распространении своего действия на правоотношения, возникшие с 01.11.2015 г., было сделано в связи с тем, что на тот момент отсутствовал нормативно-правовой акт, регулирующий порядок определения цены земельного участка без проведения торгов.

Прокурор Богучарского района Голев О.Н. в заключении по делу просил признать оспариваемый пункт 4 Постановления администрации Богучарского муниципального района Воронежской области № 26 от 26.01.2016 г. незаконным в части указания на распространение его действия на правоотношения, возникшие с 01 ноября 2015 года, в остальной части в удовлетворении административного иска просил отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, учитывая мнение прокурора, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.

В силу ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

В соответствии со ст. 132 Конституции РФ, ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам местного значения.

Как следует из материалов дела, ООО «ГЭС розница» владеет на праве аренды земельным участком общей площадью 5000 кв.м., с кадастровым номером 36:03:5300009:119, адресный ориентир: <адрес обезличен> на котором расположено сооружение (многотопливная АЗС), принадлежащее истцу на праве собственности (л.д.15-21).

17 ноября 2015 года Общество обратилось к административному ответчику с заявлением о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка без проведения торгов. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 17 ноября 2015 года составляла 1 157 450 рублей (л.д.22-23).

В силу п. 6 ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Статьей 39.4 Земельного Кодекса РФ установлено, что при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации - в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В силу п.п. «3» п.2 ст. 7 Закона Воронежской области N 25-ОЗ от 13.05.2008 года администрация Воронежской области в лице ДИЗО Воронежской области наделена полномочиями по установлению в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.25 ЗК РФ порядка определения платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

На момент обращения административного истца с заявлением о выкупе находящегося в аренде земельного участка (20.11.2015 г.) на территории Воронежской области действовал Приказ Департамента имущественных и Земельных отношений Воронежской области от 26.07.2012 г. № 1325 «Об установлении цены земли при продаже земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов», согласно которому цена земли на территории Воронежской области при продаже земельных участков, за исключением территории городского округа г.Воронеж, находящихся в собственности Воронежской области или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам расположенных на них зданий, сооружений, а равно при продаже таких земельных участков для ведения садоводства, дачного хозяйства в границах земельного участка, предоставленного членам садоводческого, дачного некоммерческого объединения граждан, устанавливается по формуле: Ц = КС x Ст x 7 (Ц - цена выкупа земельного участка; КС - кадастровая стоимость земельного участка; Ст - ставка земельного налога, установленная нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка; 7 - кратность ставки земельного налога).

26.01.2016 года администрацией Богучарского муниципального района Воронежской области издано постановление № 26 «Об установлении цены земельных участков при продаже земельных участков, находящихся в собственности Богучарского муниципального района Воронежской области», которое было опубликовано в районной газете «Сельская Новь», выпуск № 9 от 05.02.2016 г.

Пунктом 1 вышеуказанного постановления цена земли при продаже земельных участков, находящихся в собственности Богучарского района, собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений установлена в размере ее кадастровой стоимости.

Пунктом 4 постановления № 26 от 26.01.2016 г. установлено, что оно вступает в силу после опубликования в районной газете «Сельская Новь» и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01 ноября 2015 года.

Согласно подпункту "г" пункта 2 части 8 статьи 213 КАС РФ суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.

Как установлено в п. 3 ст. 3 ЗК РФ, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Как следует из объяснения административного ответчика (л.д.76-85), на момент подачи заявления ООО «ГЭС розница» о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося у них в аренде, у администрации Богучарского муниципального района отсутствовал нормативный правовой акт, регулирующий порядок определения цены земельного участка без проведения торгов, в связи с чем в п. 4 Постановления № 26 от 26.01.2016 года было указано, что оно распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.11.2015 года.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22 апреля 2014 г. N 12-П, статья 4 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет общий (основной) принцип действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (часть 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).

В силу пункта 4 статьи 7 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.26 Устава Богучарского муниципального района Воронежской области представительным органом муниципального района является Совет народных депутатов; администрация Богучарского муниципального района Воронежской области является исполнительно-распорядительным органом муниципального района.

Статьей 56 Устава установлено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Таким образом, оспариваемое в части Постановление № 26 от 26.01.2016 г. изданное исполнительно-распорядительным органом муниципального района -администрацией Богучарского муниципального района Воронежской области, противоречит Конституции РФ, Гражданскому Кодексу РФ и иным нормативным правовым актам.

В судебном заседании установлено, что указание в п.4 оспариваемого Постановления на распространение его действия на правоотношения, возникшие до его вступления в силу, противоречит статье 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации, так как придание Постановлению администрации Богучарского муниципального района Воронежской области № 26 от 26.01.2016 г. обратной силы, затрагивает права и интересы административного истца, как покупателя земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему на праве собственности сооружение.

Также в судебном заседании установлено, что фактически требования административного истца направлены на признание недействующим пункта 4 Постановления № 26 от 26.01.2016 г. в той мере, в какой предусмотрено ретроактивное действие пункта 4 Постановления в редакции оспариваемого нормативного правового акта, введение которого повлекло за собой увеличение выкупной цены земельного участка, которым административный истец владеет на праве аренды.

При таких обстоятельствах суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению в указанной части и считает необходимым признать пункт 4 указанного постановления в части указания на распространение его действия на правоотношения, возникшие с 01 ноября 2015 года недействующим со дня его принятия. В остальной части административный иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.175-176, ст.ст. 180,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть розница» удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня его принятия пункт 4 постановления администрации Богучарского муниципального района Воронежской области от 26 января 2016 года № 26 «Об установлении цены земельных участков при продаже земельных участков, находящихся в собственности Богучарского муниципального района Воронежской области» в части указания на распространение его действия на правоотношения, возникшие с 01 ноября 2015 года

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о настоящем решении в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт - газете «Сельская Новь».

В остальной части административный иск оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Воронежского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: подпись В.И.Моисеенко