ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-П243/20 от 18.08.2020 Россошанского районного суда (Воронежская область)

ДЕЛО №2а-п243/2020 г. УИД: 36RS0034-03-2020-000343-18

Строка 3.119

Резолютивная часть решения оглашена 18 августа 2020 года, мотивированное решение составлено 20 августа 2020 года.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.г.т. Подгоренский 18 августа 2020 года

Россошанский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Морозова В.А.

при секретаре Пудовой О.В.

с участием прокурора Шафоростовой Е.В.

административного истца /Комаров В.П./

представителя административного ответчика Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области /Величко С.В./

представителя административного ответчика администрации Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области по доверенности /Ремезова Н.А./

представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Подгоренского района Воронежской области по доверенности /Подольхова Н.А./

представителя административного ответчика Муниципальной избирательной комиссии Переваленского сельского поселения Подгоренского района Воронежской области /Фомин С.И./

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску /Комаров В.П./ к Совету народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области, администрации Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области, Территориальной избирательной комиссии Подгоренского района Воронежской области, Муниципальной избирательной комиссии Переваленского сельского поселения Подгоренского района Воронежской области о нарушении избирательных прав,

УСТАНОВИЛ:

/Комаров В.П./ обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области, администрации Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области, Территориальной избирательной комиссии Подгоренского района Воронежской области, Муниципальной избирательной комиссии Переваленского сельского поселения Подгоренского района Воронежской области о нарушении избирательных прав, указав в обоснование заявленных требований следующее. Решением избирательной комиссии Переваленского сельского поселения Подгоренского района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ/Комаров В.П./ зарегистрирован в качестве кандидата в порядке самовыдвижения в депутаты Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения 4 созыва по Переваленскому трехмандатному избирательному округу №. В ходе избирательной компании по выборам депутатов Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения 4 созыва ему от председателя муниципальной избирательной комиссии Переваленского сельского поселения Подгоренского района Воронежской области /Фомин С.И./ стало известно о том, что ДД.ММ.ГГГГ Советом народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области принято решение «О внесении изменений и дополнений в Устав Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области», которым п. 3 ст. 14 Устава Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района изложен в следующей редакции «Выборы депутатов Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области проводятся на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства по двум многомандатным избирательным округам (по одному четырехмандатному избирательному округу, по одному трехмандатному избирательному округу). Схему избирательных округов для проведения выборов утверждает Совет народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области в соответствии с федеральным и областным законодательством» и п. 1 ст. 26 изложен в следующей редакции: «Совет народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области состоит из 7 депутатов избираемых в соответствии со ст. 14 настоящего Устава на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». Также ДД.ММ.ГГГГ Советом народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области принято решение «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схем избирательных округов, расположенных на территории Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области», которым в решение Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схем избирательных округов, расположенных на территории Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области» внесено изменения относительно числа депутатских мандатов: 4 депутатских мандата по четырехмандатному избирательному округу (пос. Пробуждение, число избирателей 285) и 3 депутатских мандата по трехмандатному избирательному округу (с. Перевальное, х. Окраюшкин, х.Высокий Байрак, число избирателей 290). Указывает, что ранее число депутатских мандатов на территории Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области было 10. Также указывает на то, что указанные решения Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области нарушают его избирательные права, препятствуют доступу к общественной работе, приняты без явки действующих депутатов Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области, а также не были размещены в установленный срок в средствах массовой информации. Кроме того, указывает на то, что Совет народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области не является юридическим лицом с декабря 2019 года. Просит суд признать недействительными решение Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ решение «О внесении изменений и дополнений в Устав Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области» и решение Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схем избирательных округов, расположенных на территории Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области», как принятые с нарушением действующего законодательства и нарушающие его избирательные права.

В судебном заседании административный истец /Комаров В.П./ административное исковое заявление поддержал в полном объеме и дал пояснения согласно описательной части решения суда.

Представитель административного ответчика администрации Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области по доверенности /Ремезова Н.А./ административное исковое заявление /Комаров В.П./ не признала в полном объеме, указывая на следующее. В соответствии с п. 6 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» численность депутатов представительного органа поселения, муниципального округа определяется Уставом муниципального образования и не может быть: менее 7 человек при численности населения менее 1000 человек. По данным Росстата территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области предоставленном в начале 2020 года численность постоянного населения Переваленского сельского поселения Подгоренского района Воронежской области, составила 781 человек. Данная информация и послужила основанием для принятия Советом народным депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области решения от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Устав Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области». Данное решение было принято в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 21.07.2005 года №97-ФЗ «О государственной регистрации Уставов муниципальных образований». После прохождения установленной процедуры, изменения в Устав Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области были зарегистрированы в Управлении Министерства юстиции РФ по Воронежской области ДД.ММ.ГГГГ, о чем сделана регистрационная запись . Также указанное решение было опубликовано на официальном сайте Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области и размещено на стендах и зданиях: администрации Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области – Воронежская область, Подгоренский район, пос. Пробуждение, ул. Центральная, д. 2; МКОУ Переваленская ООШ №1 - Воронежская область, Подгоренский район, пос. Пробуждение, ул. Центральная, д. 11а; магазина - Воронежская область, Подгоренский район, х. Окраюшкин, ул. Центральная, д. 2; магазина - Воронежская область, Подгоренский район, с. Перевальное, ул. Школьная, д. 3, что подтверждается актом об обнародовании решения о внесении изменений и дополнений в Устав Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ главой Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области /Величко С.В./ Также указывает на то, что ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №12 по Воронежской области исключено недействующее юридическое лицо Совет народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области, поскольку в Уставе Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области, не указано, что данный представительный орган местного самоуправления является юридическим лицом. Кроме того, считает, что поскольку решением муниципальной избирательной комиссии Переваленского сельского поселения Подгоренского района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ/Комаров В.П./ зарегистрирован в качестве кандидата в порядке самовыдвижения в депутаты Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения 4 созыва по Переваленскому трехмандатному избирательному округу , никакие избирательные права административного истца нарушены не были и не созданы препятствия для осуществления им избирательных прав.

Представитель административного ответчика Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области /Величко С.В./ административное исковое заявление /Комаров В.П./ не признал в полном объеме по основаниям, указанным представителем административного ответчика администрации Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области по доверенности /Ремезова Н.А./ Также суду пояснил, что перед принятием Советом народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области решения от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Устав Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области» ДД.ММ.ГГГГ проходили публичные слушания, на которых присутствовали депутаты Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области и жители Переваленского сельского поселения, по результатам которых единогласным голосованием было решено рекомендовать Совету народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области рассмотреть вопрос о принятии решения «О внесении изменений и дополнений в Устав Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области» на сессии Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области, что подтверждается протоколом публичных слушаний Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области по вопросу «О внесении изменений и дополнений в Устав Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области» от ДД.ММ.ГГГГ. Протокол и решение публичных слушаний по проекту решения Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области «О внесении изменений и дополнений в Устав Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области» были размещены на стендах и зданиях: администрации Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области – Воронежская область, Подгоренский район, пос. Пробуждение, ул. Центральная, д. 2; МКОУ Переваленская ООШ №1 - Воронежская область, Подгоренский район, пос. Пробуждение, ул. Центральная, д. 11а; магазина - Воронежская область, Подгоренский район, х. Окраюшкин, ул. Центральная, д. 2; магазина - Воронежская область, Подгоренский район, с. Перевальное, ул. Школьная, д. 3, что подтверждается актом об обнародовании, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ главой Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области. ДД.ММ.ГГГГ на сессии Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области, где были зарегистрированы и присутствовали 8 депутатов из 10, то есть более 50 % от избранных депутатов, единогласным голосованием было принято оспариваемое административном истцом решение «О внесении изменений и дополнений в Устав Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области», что подтверждается протоколом сессии Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное решение было опубликовано на официальном сайте Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области и размещено на стендах и зданиях: администрации Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области – Воронежская область, Подгоренский район, пос. Пробуждение, ул. Центральная, д. 2; МКОУ Переваленская ООШ - Воронежская область, Подгоренский район, пос. Пробуждение, ул. Центральная, д. 11а; магазина - Воронежская область, Подгоренский район, х. Окраюшкин, ул. Центральная, д. 2; магазина - Воронежская область, Подгоренский район, с. Перевальное, ул. Школьная, д. 3, что подтверждается актом об обнародовании решения о внесении изменений и дополнений в Устав Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ главой Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области. Также указанное решение ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано в Вестнике муниципальных правовых актов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района. Также ДД.ММ.ГГГГ на сессии Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области, где были зарегистрированы и присутствовали 7 депутатов из 10, то есть более 50 % от избранных депутатов, единогласным голосованием было принято оспариваемое административном истцом решение «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схем избирательных округов, расположенных на территории Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области», что подтверждается протоколом сессии Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что оспариваемые административным истцом /Комаров В.П./ решения Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области приняты в соответствии с действующим законодательством и не нарушают его избирательные права.

Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Подгоренского района Воронежской области по доверенности /Подольхова Н.А./ административное исковое заявление не признала в полном объеме, указывая на то, что оспариваемыми решениями Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Устав Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области» и от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схем избирательных округов, расположенных на территории Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области» избирательные права /Комаров В.П./ нарушены не были.

Представитель административного ответчика муниципальной избирательной комиссии Переваленского сельского поселения Подгоренского района Воронежской области /Фомин С.И./ административное исковое заявление не признал в полном объеме, ссылаясь на то, что оспариваемыми решениями Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Устав Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области» и от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схем избирательных округов, расположенных на территории Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области» избирательные права /Комаров В.П./ нарушены не были.

Суд, выслушав административного истца /Комаров В.П./, представителя административного ответчика Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области /Величко С.В./, представителя административного ответчика администрации Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области по доверенности /Ремезова Н.А./, представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Подгоренского района Воронежской области по доверенности /Подольхова Н.А./, представителя административного ответчика муниципальной избирательной комиссии Переваленского сельского поселения Подгоренского района Воронежской области /Фомин С.И./, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, приходит к следующему.

Частью 2 ст. 32 Конституции РФ провозглашено, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Согласно ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с частями 1, 2, 3, 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Согласно ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

Пунктом 1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусмотрено, что на публичные слушания должны выноситься проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

Частями 4, 5, 6, 8 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами (часть 4). Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, голос главы муниципального образования учитывается при принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования (часть 5). Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом (часть 6). Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований (часть 8).

Согласно п. 1 ст. 24 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования.

Как установлено в судебном заседании решением избирательной комиссии Переваленского сельского поселения Подгоренского района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ/Комаров В.П./ зарегистрирован в качестве кандидата в порядке самовыдвижения в депутаты Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения 4 созыва по Переваленскому трехмандатному избирательному округу (л.д. 20).

Также из материалов дела следует, что в соответствии с требованиями пункта 1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по проекту решения о внесении изменений и дополнений в Устав Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области ДД.ММ.ГГГГ проведены публичные слушания, на которых присутствовали депутаты Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области, а также жители указанного поселения. По результатам публичных слушаний ДД.ММ.ГГГГ года единогласным голосованием было решено рекомендовать Совету народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области рассмотреть вопрос о принятии решения «О внесении изменений и дополнений в Устав Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области» на сессии Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области, что подтверждается протоколом публичных слушаний по вопросу «О внесении изменений и дополнений в Устав Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области» от ДД.ММ.ГГГГ, решением публичных слушаний по вопросу «О внесении изменений и дополнений в Устав Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 137-139, 140, 141, 142).

Протокол и решение публичных слушаний по проекту решения Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области «О внесении изменений и дополнений в Устав Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области» были размещены на стендах и зданиях: администрации Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области – Воронежская область, Подгоренский район, пос. Пробуждение, ул. Центральная, д. 2; МКОУ Переваленская ООШ №1 - Воронежская область, Подгоренский район, пос. Пробуждение, ул. Центральная, д. 11а; магазина - Воронежская область, Подгоренский район, х. Окраюшкин, ул. Центральная, д. 2; магазина - Воронежская область, Подгоренский район, с. Перевальное, ул. Школьная, д. 3, что подтверждается актом об обнародовании протокола и решения публичных слушаний по проекту решения Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области «О внесении изменений и дополнений в Устав Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области», утвержденным ДД.ММ.ГГГГ главой Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области /Величко С.В./ (л.д. 143).

ДД.ММ.ГГГГ на сессии Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области, где были зарегистрированы и присутствовали 8 депутатов из 10, то есть более 50 % от избранных депутатов, единогласным голосованием было принято решение «О внесении изменений и дополнений в Устав Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области», что подтверждается протоколом сессии Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21, 22-29, л.д.134-136).

Указанное решение было опубликовано на официальном сайте Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области (л.д. 36) и размещено на стендах и зданиях: администрации Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области – Воронежская область, Подгоренский район, пос. Пробуждение, ул. Центральная, д. 2; МКОУ Переваленская ООШ №1 - Воронежская область, Подгоренский район, пос. Пробуждение, ул. Центральная, д. 11а; магазина - Воронежская область, Подгоренский район, х. Окраюшкин, ул. Центральная, д. 2; магазина - Воронежская область, Подгоренский район, с. Перевальное, ул. Школьная, д. 3, что подтверждается актом об обнародовании решения о внесении изменений и дополнений в Устав Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ главой Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области /Величко С.В./ (л.д. 61). Также указанное решение ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано в Вестнике муниципальных правовых актов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района (л.д. 51-60).

ДД.ММ.ГГГГ изменения и дополнения в Устав Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области, принятые решением Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Устав Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области зарегистрированы в Управлении Министерства юстиции РФ по Воронежской области, о чем сделана регистрационная запись (л.д. 39).

Также ДД.ММ.ГГГГ на сессии Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области, где были зарегистрированы и присутствовали 7 депутатов из 10, то есть более 50 % от избранных депутатов, единогласным голосованием было принято оспариваемое административном истцом решение «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схем избирательных округов, расположенных на территории Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области», что подтверждается протоколом сессии Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30-32, 132-133).

Анализ вышеприведенных законоположений и установленных судом фактических обстоятельств дела свидетельствует о том, что принятие решения Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Устав Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области» и решения Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схем избирательных округов, расположенных на территории Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области» входили в компетенцию представительного органа муниципального образования Переваленское сельское поселение Подгоренского муниципального района Воронежской области - Совета народных депутатов. Оспариваемые административным истцом решения приняты Советом народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области в соответствующей форме, с соблюдением установленной процедуры для их принятия и правил введения их в действие.

Оспариваемым решением Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Устав Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области» п. 3 ст. 14 Устава Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района изложен в следующей редакции «Выборы депутатов Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области проводятся на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства по двум многомандатным избирательным округам (по одному четырехмандатному избирательному округу, по одному трехмандатному избирательному округу). Схему избирательных округов для проведения выборов утверждает Совет народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области в соответствии с федеральным и областным законодательством» и п. 1 ст. 26 изложен в следующей редакции: «Совет народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области состоит из 7 депутатов избираемых в соответствии со ст. 14 настоящего Устава на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании», чем как указывает в административном исковом заявлении и в судебном заседании административный истец /Комаров В.П./, якобы нарушаются его избирательные права (л.д. 39, 40-47).

Федеральный закон от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет основные типы муниципальных образований (городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения) и дает им в статье 2 определение.

Из содержания терминов и понятий, приведенных в статье 2 указанного Федерального закона, следует, что под сельским поселением понимается один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; под городским поселением понимается город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; под городским округом понимается один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; под городским округом с внутригородским делением понимается городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования; под муниципальным районом понимается несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; под внутригородской территорией (внутригородским муниципальным образованием) города федерального значения понимается часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

В соответствии с ч. 6 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» численность депутатов представительного органа поселения, муниципального округа, городского округа определяется уставом муниципального образования и не может быть менее: 7 человек - при численности населения менее 1000 человек;10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек; 15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек; 20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек; 25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек; 35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.

Согласно сообщению Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области (Воронежстат) вн от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с данными Воронежстата численность постоянного населения Переваленского сельского поселения на ДД.ММ.ГГГГ составляет 781 человек (л.д. 35).

Таким образом, оспариваемые административным истцом положения решения Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Устав Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области» приведенным законоположениям не противоречат.

Согласно ч. 2 ст. 41 Федеральный закон от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.

Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц усматривается, что Совет народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области 30.08.2019 года МИ ФНС №12 по Воронежской области исключён из ЕГРЮЛ на основании заявления о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ (л.д. 144-152). В Уставе Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области отсутствует норма, обязывающая регистрировать представительный орган Совет народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области как юридическое лицо, чем не нарушаются права административного истца (л.д. 62-131).

В соответствии с частью второй статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Учитывая вышеизложенное и то, что доводы, указанные в административном исковом заявлении, не нашли своего подтверждения, а нарушений каких-либо прав и законных интересов административного истца не было установлено, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-176, 178-180, 177, 244 КАС РФ, суд,

Решил:

В удовлетворении административного искового заявления /Комаров В.П./ к Совету народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области, администрации Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области, Территориальной избирательной комиссии Подгоренского района Воронежской области, муниципальной избирательной комиссии Переваленского сельского поселения Подгоренского района Воронежской области о нарушении избирательных прав – отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Россошанский районный суд в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.А.Морозов

ДЕЛО №2а-п243/2020 г. УИД: 36RS0034-03-2020-000343-18

Строка 3.119

Резолютивная часть решения оглашена 18 августа 2020 года, мотивированное решение составлено 20 августа 2020 года.