ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-Ш-206/19 от 07.08.2019 Батыревского районного суда (Чувашская Республика)

Дело а-

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 августа 2019 года с. Шемурша

Батыревский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Хакимовой Л.Р., при секретаре Михайловой Л.Н., с участием помощника прокурора Шемуршинского района Чувашской Республики Михайлова А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Шемуршинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Трехбалтаевского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики о признании бездействия, выразившееся в непринятии мер по обеспечению мер надлежащего питьевого водоснабжения населения с.Трехбалтаево Шемуршинского района Чувашской Республики и по разработке и утверждению программы и мероприятий по организации, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению и контролю за качеством питьевой воды, незаконным,

у с т а н о в и л:

<адрес> Чувашской Республики обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Трехбалтаевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики о признании бездействия, выразившееся в непринятии мер по обеспечению мер надлежащего питьевого водоснабжения населения <адрес> Чувашской Республики и по разработке и утверждению программы и мероприятий по организации, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению и контролю за качеством питьевой воды, незаконным и возложении обязанности незамедлительно обеспечить бесперебойную поставку качественной питьевой воды в необходимом количестве населению <адрес> Чувашской Республики, в том числе путем подвоза населению, а также возложить обязанность на администрацию Трехбалтаевского сельского поселения в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программу и мероприятия по организации, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению и контролю за качеством питьевой воды Трехбалтаевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики по тем основаниям, что прокуратурой <адрес> Чувашской Республики в связи с поступившими обращениями жителей <адрес> и по поручению прокуратуры Чувашской Республики проведена проверка соблюдения законодательства администрацией Трехбалтаевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики. Основаниями для проведения прокурорской проверки послужили коллективные и индивидуальные обращения жителей Трехбалтаевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, поступающие в адрес органов прокуратуры. Проведенными проверками установлено, что водоснабжение жителей данного сельского поселения осуществляется посредством центрального водоснабжения. Объекты водоснабжения находятся в муниципальной собственности администрации сельского поселения на основании Свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> и от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>. В то же время, мощность объектов центрального водоснабжения недостаточна для бесперебойной поставки воды, воды остро не хватает сотням жителям населенного пункта сельского поселения, она поступает с перебоями, либо полностью отсутствует, в частности, в домах жителей верхнего массива населенного пункта поселения, а именно в <адрес>, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, получение коммунальных услуг надлежащего качества, более того создает угрозу для их жизни и имущества. Отсутствие надлежащего водоснабжения нарушает в массовом порядке жилищные права жителей <адрес>, Трехбалтаевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, а также иных граждан, которые постоянно или временно пребывают в населенном пункте сельского поселения, на их круглосуточное обеспечение холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах, создает угрозу их здоровью, жизни, что может привести к возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций, что свидетельствует о не соблюдении администрацией Трехбалтаевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики требований ч. 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ "О противодействии терроризму".

На судебном заседании помощник прокурора <адрес> Чувашской Республики ФИО2 административный иск поддержал, просил их удовлетворить. Также пояснил, что ответчиком суду не представлены доказательства о том, что указанные в иске нарушения устранены. Бесперебойное обеспечение воды в настоящее время по его мнению связано с погодными условиями(дождливой погодой в июле, августе).

Представители административного ответчика – администрации Трехбалтаевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики ФИО3 и ФИО4 административный иск признали частично. Также пояснили, что действительно с июня 2019 года водоснабжение в <адрес> подавался с нарушениями требований законодательства, с перебоями, были случаи прекращения водоснабжения на несколько дней. Данное обстоятельство было связано в виду отсутствия должного объема воды в водонапорных башнях, принадлежащих Трехбалтаевскому сельскому поселению. В настоящее время администрация Трехбалтаевского сельского поселения устранила нарушения, а именно: с привлечением подрядных организаций окольцевала, то есть соединили две водонапорные башни. В связи с чем, обеспечили бесперебойную подачу воды населению <адрес>. На следующий год планируют копать новую скважину по программе «Инициативный бюджет».

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 ч. 1).

Согласно ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 132 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; самостоятельно управляет муниципальной собственностью, формирует, утверждает и исполняет местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, осуществляет охрану общественного порядка, а также решает иные вопросы местного значения.

В силу ст. 2, п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация водоснабжения населения в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции РФ целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.

При этом в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и района и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены подп. 1 пункта 1 ст. 14, подп. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

На основании п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" население сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В силу ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" основными принципами охраны здоровья согласно являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи.Положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Основаниями для проведения прокурорской проверки послужили коллективные и индивидуальные обращения жителей Трехбалтаевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, поступающие в адрес органов прокуратуры. Проведенными проверками установлено, что водоснабжение жителей данного сельского поселения осуществляется посредством центрального водоснабжения. В собственности ответчика находятся два инженерных сооружения-водопроводные сети протяженностью 8948 метров и 6693 метров, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>, <адрес>.

Как было установлено судом, мощность указанных объектов центрального водоснабжения недостаточна для бесперебойной поставки воды, воды остро не хватает сотням жителям населенного пункта сельского поселения, она поступает с перебоями, либо полностью отсутствует, в частности, в домах жителей верхнего массива населенного пункта поселения, а именно в <адрес>-3, Урукова, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, получение коммунальных услуг надлежащего качества, более того создает угрозу для их жизни и имущества. Представителями ответчика в подтверждение своих доводов суду не представлены доказательства об устранении вышеуказанных нарушении.

Отсутствие надлежащего водоснабжения нарушает в массовом порядке жилищные права жителей <адрес> Чувашской Республики, а также иных граждан, которые постоянно или временно пребывают в населенном пункте сельского поселения, на их круглосуточное обеспечение холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах, создает угрозу их здоровью, жизни, что может привести к возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций, что свидетельствует о не соблюдении администрацией Трехбалтаевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики требований ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму".

В соответствии с п. "а" ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Требованиями статьи 8 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 г. № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике», к вопросам местного значения городского поселения отнесены организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4 части первой). К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктом 4 (за исключением организации в границах поселения электро- и газоснабжения населения) настоящей статьи.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 6 Устава Трехбалтаевского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики, к вопросам местного значения Трехбалтаевского сельского поселения относятся том числе организация в границах Трехбалтаевского сельского поселения тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу Закона Чувашской Республики от 19 декабря 1997 г. № 26 «О питьевой воде», централизованные системы питьевого водоснабжения являются основными в обеспечении бесперебойного режима подачи питьевой воды потребителям и относятся к особо важным объектам жизнеобеспечения городов и иных поселений. Собственники централизованных систем питьевого водоснабжения осуществляют эксплуатацию систем в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 8). Развитие питьевого водоснабжения обеспечивается реализацией государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, государственных программ Чувашской Республики (подпрограмм государственных программ Чувашской Республики) и муниципальных программ питьевого водоснабжения населения. Проектирование, строительство и реконструкция централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения осуществляются в соответствии с расчетными показателями генеральных планов развития территорий, строительными нормами и правилами, государственными стандартами, государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, утверждаемыми специально уполномоченными государственными органами. При проектировании и строительстве централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения обязательно учитываются требования обеспечения надежности указанных систем, включая резервные источники питьевого водоснабжения, при воздействии на них дестабилизирующих факторов природного (оползни, подтопления, истощение водоносного горизонта и иные) и антропогенного происхождения и прогноз вероятного изменения качества питьевой воды в результате влияния природных и антропогенных факторов среды на водосборную территорию источника питьевого водоснабжения (статья 10). Источниками финансирования питьевого водоснабжения могут быть: средства от платы пользователей и потребителей за питьевое водоснабжение; средства федерального бюджета для реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации, федеральными целевыми программами; средства республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов и иных источников (статья 12).

В нарушение указанных требований закона, администрацией Трехбалтаевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики до настоящего времени действенные меры по обеспечению надлежащего питьевого водоснабжения населения <адрес> не предприняты, подвоз воды в необходимых объемах не организован. Администрацией Трехбалтаевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики мероприятия по организации, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению и контролю за качеством питьевой воды не разработаны и не утверждены. Отсутствие надлежащего водоснабжения нарушает жилищные права жителей Трехбалтаевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, а также иных граждан, которые постоянно или временно пребывают на территории сельского поселения на круглосуточное обеспечение холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах, а также создает угрозу их здоровью.

При таких обстоятельствах довод административного истца о том, что отсутствие надлежащего водоснабжения нарушает в массовом порядке жилищные права жителей Трехбалтаевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, а также иных граждан, которые постоянно или временно пребывают в населенном пункте сельского поселения, на их круглосуточное обеспечение холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах, создает угрозу их здоровью, жизни, что может привести к возникновению пожаров, чрезвычайных ситуаций, суд полагает обоснованным. В связи с этим, административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования прокурора <адрес> Чувашской Республики, удовлетворить.

Признать бездействие администрации Трехбалтаевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, выразившееся в непринятии мер по обеспечению надлежащего питьевого водоснабжения населения <адрес>, Трехбалтаевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики и по разработке и утверждению программы и мероприятий по организации, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению и контролю за качеством питьевой воды, незаконным.

Обязать администрацию Трехбалтаевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики незамедлительно обеспечить бесперебойную поставку качественной питьевой воды в необходимом количестве населению <адрес>, Трехбалтаевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, в том числе путем подвоза населению, а также обязать в течение 1(одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программу и мероприятия по организации, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению и контролю за качеством питьевой воды Трехбалтаевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Чувашской Республики через Батыревский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Хакимова Л.Р.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.