ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-Ш-276/20 от 18.03.2021 Батыревского районного суда (Чувашская Республика)

УИД: 21RS0003-02-2020-000371-62

Дело №2а-Ш-8/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 марта 2021 года <адрес>

Батыревский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Полякова Ю.Н., при секретаре судебного заседания ФИО2, с участием старшего помощника прокурора <адрес> ЧР ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Собранию депутатов Большечеменевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики и Конкурсной комиссии по отбору на должность главы Большечеменевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики о признании недействительными (незаконными) актов об избрании главы Большечеменевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики,

у с т а н о в и л:

Медведев Г.Ф. обратился в суд с административным иском к Собранию депутатов Большечеменевского сельского поселения Батыревского района ЧР и Конкурсной комиссии по отбору на должность главы Большечеменевского сельского поселения Батыревского района ЧР о признании недействительными (незаконными) актов об избрании главы Большечеменевского сельского поселения Батыревского района ЧР.

Требования мотивированы тем, что при принятии решения конкурсной комиссии об избрании главой администрации Большечеменевского сельского поселения Батыревского района ЧР ФИО8 допущены существенные нарушения законодательства, в-частности: было оказано психологическое давление на членов конкурсной комиссии председателем этой комиссии ФИО7, у которой была личная заинтересованность в результатах деятельности конкурсной комиссии; порядок проведения конкурса, объявление о конкурсе, решение об избрании главы сельского поселения не были опубликованы в надлежащем порядке; не были соблюдены требования к кандидата на должность главы сельского поселения в части уровня профессионального образования и стажа работы по специальности, вследствие чего в качестве кандидатиа на должность главы был выдвинут ФИО4, не имеющий высшего образования. На основании изложенного, с учетом всех уточнений к иску, административный истец просит: признать незаконным (недействительным) порядок формирования и организации деятельности конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Большечеменевского сельского поселения Батыревского района ЧР; признать недействующими порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Большечеменевского сельского поселения Батыревского района ЧР, утвержденный решением Собрания депутатов Большечеменевского сельского поселения Батыревского района ЧР от ДД.ММ.ГГГГ, решение Собрания депутатов Большечеменевского сельского поселения Батыревского района ЧР о назхначении членов конкурсной комиссии по отбору на должность главы Большечеменевского сельского поселения Батыревского района ЧР; признать незаконными и отменить протокол от ДД.ММ.ГГГГ Конкурсной комиссии по отбору на должность главы администрации Большечеменевского сельского поселения Батыревского района ЧР, решение от ДД.ММ.ГГГГ Собрания депутатов Большечеменевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики об избрании главы Большечеменевского сельского поселения Батыревского района ЧР ФИО8

Административный истец ФИО1 свои требования поддержал.

Его представитель ФИО5 административные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в административном исковом заявлении, вновь привели их суду, просил удовлетворить. Суду также пояснил, что полагает возможным фальсификацию представленных стороной ответчика документов о публикациях.

Представитель административного ответчика – Собрания депутатов Большечеменевского сельского поселения Батыревского района ЧР ФИО6 требования административного истца не признала, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.

Представитель административного ответчика - Конкурсной комиссии по отбору на должность главы Большечеменевского сельского поселения Батыревского района ЧР ФИО7 административный иск не признала.

Заинтересованное лицо – глава Большечеменевского сельского поселения Батыревского района ЧР ФИО8 полагал административный иск не подлежащим удовлетворению, показал, что на членов конкурсной комиссии по отбору на должность главы администрации Большечеменевского сельского поселения никакого давления не оказывалось, все члены комиссии самостоятельно сделали свой выбор.

Прокурор, участвующий в деле, полагала административный иск подлежащим отклонению.

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО9- член конкурсной комиссии по отбору на должность главы Большечеменевского сельского поселения показал, что никакого давления на членов конкурсной комиссии никем не оказывалось, все члены комиссии голосовали открыто, самостоятельно. При собеседовании с ФИО1 тому членами комиссии был задан вопрос о его полезной работе в бытность его на должности главы Большечеменевского сельского поселения, на который тот не ответил. Сам ФИО9 голосовал против ФИО1, так как за все время предыдущей работы на должности главы сельского поселения тот работал плохо, где-то за год до выборов они даже обращались с письмом к руководству Республики с выражением недоверия к ФИО1

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями могут быть признаны незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, и оценив их в совокупности по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ч. 2, ч. 2.1 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Согласно части 2 статьи 21 Устава Большечеменевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, принятого решением Собрания депутатов Большечеменевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики от 25.03.2011 №1 (с изменениями в редакции решения Собрания депутатов Большечеменевского сельского поселения от 17 июня 2015 года №1) предусмотрено, что Глава Большечеменевского сельского поселения избирается Собранием депутатов Большечеменевского сельского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, на срок полномочий Собрания депутатов сельского поселения, принявшего решение о его избрании, но не менее чем на два года.

Из содержания ч.2.1 той же статьи следует, что порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования.

Решением Собрания депутатов Большечеменевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Большечеменевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики. Соотвественно, что не противоречит положениям федеральных, региональных и муниципальных нормативных актов.

Указанный порядок проведения конкурса, опубликован в «Вестнике Чеменево» от ДД.ММ.ГГГГ за . Там же размещено объявление о конкурсе на замещение должности главы Большечеменевского сельского поселения, с указанием времени (ДД.ММ.ГГГГ) и адреса места (в кабинете главы сельского поселения) проведения конкурса.

Решением Собрания депутатов Большечеменевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ создана конкурсная комиссия в количестве 8 человек для отбора кандидатур на должность главы Большечеменевского сельского поселения, от Собрания депутатов Большечеменевского сельского поселения избраны 4 члена.

Еще 4 члена конкурсной комиссии назначены распоряжением Главы Батыревского района от ДД.ММ.ГГГГ.

Заседание конкурсной комиссии правомочно, если на нем присутствуют не менее двух третей от установленного общего числа членов конкурсной комиссии (абз. 4 ст. 3 Порядка проведения конкурса…).

В силу абзаца шестого пункта 2.2 части 2 статьи 31 Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 №19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике" представительному органу поселения для проведения голосования по кандидатурам на должность главы поселения представляется не менее двух зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов.

ДД.ММ.ГГГГ был проведён конкурс на замещение должности главы сельского поселения, и решением конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в Собрание Большечеменевского сельского поселения представлены 2 кандидата на должность главы Большечеменевского сельского поселения <адрес> ЧР. Административный истец Медведев Г.Ф. в Собрание депутатов представлен не был, поскольку за его кандидатуру никто из членов конкурсной комиссии не голосовал, против него проголосовало 7 членов.

Данное заседание конкурсной комиссии проведено с участием всех 8 членов конкурсной комиссии (правомочным составом). Данное зафиксировано протоколом заседания.

Каких-либо доказательств, которые бы свидетельствовали о необъективном и предвзятом отношении председателя комиссии ФИО7, к кандидатуре истца суду не представлено. Допрошенные судом заинтересованное лиц и свидетель указывают на то, что члены конкурсной комиссии голосовали самостоятельно, без какого-либо давления со стороны.

Сам по себе факт отбора двух победителей конкурса, за исключением административного истца, свидетельствует о том, что не все претенденты, изъявившие желание участвовать в конкурсе, должны быть признаны победителями конкурса, и предложены конкурсной комиссией для избрания на должность главы муниципального образования.

Фактически доводы административного истца сводятся лишь к тому, что его кандидатура не была оценена должным образом, поскольку себя он считает достойным кандидатом. Однако факт, что коллегиальное решение о признании победителей было принято не в пользу административного истца, не свидетельствует о нарушении его избирательных прав, поскольку во всех конкурсных процедурах, предусмотренных для избрания на данную должность законодательством, административный истец участвовал, но не победил.

По доводам истца о допуске на выборы лица без высшего образования:

Согласно абзацу пятому пункта 2.2 части 2 Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике», абзацу четвертому части 3 статьи 21 Устава Большечеменевского сельского поселения, условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой поселения полномочий по решению вопросов местного значения.

Из содержаний Решения Собрания депутатов Большечеменевского сельского поселения № 6 от 25.09.2020 «Об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Большечеменевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики» и Решения Собрания депутатов Большечеменевского сельского поселения № 7 от 25.09.2020 «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Большечеменевского сельского поселения» следует, что данными нормативными правовыми актами не предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой поселения полномочий по решению вопросов местного значения.

По доводам истца о противоречии Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы администрации Батыревского района ЧР Конституции РФ и Федеральному законодательству о местном самоуправлении:

Исходя из понятия «выборного должностного лица местного самоуправления», данного Федеральным законом № 131-ФЗ, и содержания части 2 статьи 21 Устава Большечеменевского сельского поселения следует, что Глава Большечеменевского сельского поселения является выборным должностным лицом местного самоуправления.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» настоящим Федеральным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами (далее - избирательные комиссии муниципальных образований), с правом решающего голоса, поскольку указанные лица (далее - лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими.

Следовательно, исходя из вышеизложенного, Главу Большечеменевского сельского поселения, не является муниципальным служащим и на него не распространяются требования Закона о муниципальной службе, в том числе и квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы.

При оценке доводов истца о фальсификацию документов о публикациях, суд исходит из презумпции добросовестности сторон, поскольку сторона истца лишь предполагает возможную фальсификацию, однако никаких доказательств данному доводу суду не приводит.

При изложенных обстоятельствах, требования административного истца о признании недействительными (незаконными) актов об избрании главы Большечеменевского сельского поселения Батыревского района ЧР, не подлежат удовлетворению.

Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании и принимает решение по заявленным административным истцом требованиям (ст. ст. 176, 178 КАС РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административных исковых требований Медведева Гаврила Федоровича к Собранию депутатов Большечеменевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики и Конкурсной комиссии по отбору на должность главы Большечеменевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики о признании недействительными (незаконными) актов об избрании главы Большечеменевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Чувашской Республики через Батыревский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.Н. Поляков

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение30.03.2021