Дело №2а-в32/2022
УИД:36RS0022-02-2021-000372-51
Строка 3.192
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 февраля 2022 года
Новоусманский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего – судьи Беляевой И.О.,
при секретаре Фатеевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Верхняя Хава в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Воронежской области к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам и пени, восстановлении пропущенного процессуального срока на взыскание задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №17 по Воронежской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам и пени, восстановлении пропущенного процессуального срока на взыскание задолженности. В обоснование заявленных требований указывают, что ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 13.03.2007 года по 13.01.2021 года, в связи с чем был обязан уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование:
в срок до 09.01.2018 года уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в бюджет ПФ РФ, за 2017 год в сумме 23 400 рублей, страховые взносы, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, за 2017 год в сумме 4 595 рублей;
в срок до 09.01.2019 года уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в бюджет ПФ РФ, за 2018 год в сумме 26 545 рублей, страховые взносы, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, за 2018 год в сумме 5 840 рублей;
в срок до 31.12.2019 года уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в бюджет ПФ РФ, за 2019 год в сумме 29 354 рублей, страховые взносы, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, за 2019 год в сумме 6 884 рублей.
В установленный срок указанная обязанность исполнена не была.
Инспекция в порядке ст. 75 НК РФ начислила пени и в соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ направила:
требование №8202 от 04.06.2018 года, в соответствии с которым ФИО1 ИНН № предлагалось в срок до 27.06.2018 года уплатить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в сумме 23 400 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в сумме 4 590 рублей;
требование №30799 от 12.02.2019 года, в соответствии с которым ФИО1 ИНН № предлагалось в срок до 07.03.2019 года уплатить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в сумме 26 545 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в сумме 5 840 рублей, задолженность по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год за период с 28.01.2019 года по 11.02.2019 года в сумме 102,86 рублей, по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год за период с 28.01.2019 года по 11.02.2019 года в сумме 22,63 рублей;
требование №514 от 10.01.2020 года, в соответствии с которым ФИО1 ИНН № предлагалось в срок до 04.02.2020 года уплатить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в сумме 29 354 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в сумме 6 884 рублей, задолженность по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год за период с 01.01.2020 года по 09.01.2020 года в сумме 55,04 рублей, по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год за период с 01.01.2020 года по 09.01.2020 года в сумме 12,91 рублей.
В связи с неуплатой в установленный срок, инспекция обратилась к мировому судье судебного участка №4 в Новоусманском судебном районе Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам, сборам, пеням штрафам в пределах сумм, указанных в неисполненных требованиях №8202 от 04.06.2018 года, №30799 от 12.02.2019 года, №514 от 10.01.2020 года. Мировым судьей судебного участка №4 в Новоусманском судебном районе Воронежской области было вынесено определение от 27.05.2021 года об отказе в принятии заявления.
До настоящего времени документов, подтверждающих добровольную оплату задолженности, в инспекцию не поступало.
Налоговый орган также обратился в суд с ходатайством о восстановлении процессуального срока, в котором просит восстановить пропущенный срок подачи заявления в суд о взыскании задолженности. В качестве уважительных причин пропуска срока указано на реорганизацию налоговых органов, в связи с чем направить заявление о вынесении судебного приказа в суд в отношении ФИО1 о взыскании задолженности в установленный срок не представлялось возможным.
На основании изложенного, административный истец просит взыскать с ФИО1 ИНН № задолженность:
по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017-2019 годы в сумме 79 299 рублей, по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на недоимку за 2017-2019 годы в сумме 157,90 рублей;
по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017-2019 годы в сумме 17 314 рублей, по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование на недоимку за 2017-219 годы в сумме 35,54 рублей.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №17 по Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, суду представлено письменное ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживают в полном объеме.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил.
Изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции РФ, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу положений Федерального закона от 03 июля 2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», начиная с 1 января 2017 года, на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Обязанность плательщиков правильно исчислять, своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы, вести в установленном порядке учёт объектов обложения по страховым взносам, начислений страховых взносов установлена пунктами 3.4, 4 статьи 23 НК РФ.
Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования (часть 3 статьи 8 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год.
Согласно п.3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 НК РФ.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года (п.2 ст. 432 НК РФ), а в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя (п.5 ст.432 НК РФ).
На основании пп.1 п. 1 ст. 430 НК РФ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
- в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 НК РФ (пп. 2 п.1 ст.430 НК РФ).
Федеральным законом от 27 ноября 2017 года N 335-ФЗ «О внесении изменения в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты» с 1 января 2018 года установлена обязанность плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере:
- на обязательное пенсионное страхование, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 23 400 рублей за расчетный период 2017 года, 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года плюс 1.0 процента суммы дохода плательщика превышающего 300 000 рублей за расчетный период;
- на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 4 590 рублей за расчетный период 2017 года, 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что административный ответчик – ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период времени с 13.03.2007 года по 13.01.2021 года (л.д. 28-30).
Согласно расчету, представленному административным истцом в исковом заявлении, ФИО1 был обязан уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование:
- в срок до 09.01.2018 года уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в бюджет ПФ РФ, за 2017 год в сумме 23 400 рублей, страховые взносы, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, за 2017 год в сумме 4 595 рублей;
- в срок до 09.01.2019 года уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в бюджет ПФ РФ, за 2018 год в сумме 26 545 рублей, страховые взносы, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, за 2018 год в сумме 5 840 рублей;
- в срок до 31.12.2019 года уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в бюджет ПФ РФ, за 2019 год в сумме 29 354 рублей, страховые взносы, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, за 2019 год в сумме 6 884 рублей.
Суд приходит к выводу об ошибочном расчете, произведенном административным истцом, в части расчета страховых взносов, зачисляемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, за 2017 год в размере 4 595 рублей, поскольку данные взносы имеют постоянную, законодательно закрепленную величину в размере 4 590 рублей.
Расчет суммы страховых взносов за указанные периоды в остальной части судом признан верным, нормативно обоснованным, контррасчет суду не представлен.
В установленный срок указанная обязанность налогоплательщиком исполнена не была.
Истцом, в порядке ст. 75 НК РФ, начислены пени и в соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ предъявлены требования:
требование №8208 от 04.06.2018 года, в соответствии с которым ФИО1 ИНН № предлагалось в срок до 27.06.2018 года уплатить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в сумме 23 400 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в сумме 4 590 рублей (л.д. 24).
В доказательство вручения указанного требования административному ответчику административным истцом представлен список требований об уплате налогов (л.д. 27). Иных документов, подтверждающих направление требования № 8208 от 04.06.2018 года ФИО1, суду не представлено.
требование №30799 от 12.02.2019 года, в соответствии с которым ФИО1 ИНН № предлагалось в срок до 07.03.2019 года уплатить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в сумме 26 545 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в сумме 5 840 рублей, задолженность по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год за период с 28.01.2019 года по 11.02.2019 года в сумме 102,86 рублей, по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год за период с 28.01.2019 года по 11.02.2019 года в сумме 22,63 рублей (л.д. 20-21).
В доказательство вручения указанного требования административному ответчику административным истцом представлен список требований об уплате налогов (л.д. 23). Иных документов, подтверждающих направление требования № 30799 от 12.02.2019 года ФИО1, суду не представлено.
Представленный истцом расчет суммы пени (л.д. 22) за указанный период судом признан верным, нормативно обоснованным, контррасчет суду не представлен.
требование №514 от 10.01.2020 года, в соответствии с которым ФИО1 ИНН № предлагалось в срок до 04.02.2020 года уплатить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в сумме 29 354 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в сумме 6 884 рублей, задолженность по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год за период с 01.01.2020 года по 09.01.2020 года в сумме 55,04 рублей, по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год за период с 01.01.2020 года по 09.01.2020 года в сумме 12,91 рублей (л.д. 16-17).
В доказательство вручения указанного требования административному ответчику административным истцом представлен список требований об уплате налогов (л.д. 19). Иных документов, подтверждающих направление требования № 514 от 10.01.2020 года ФИО1, суду не представлено.
Представленный истцом расчет суммы пени (л.д. 18) за указанный период судом признан верным, нормативно обоснованным, контррасчет суду не представлен.
В материалах дела представлено определение мирового судьи судебного участка № 4 в Новоусманском судебном районе Воронежской области от 27.05.2021 года о возвращении заявления о вынесении судебного приказа в связи с пропуском установленного законом срока для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности (л.д. 15).
Согласно указанного определения, инспекция обратилась к мировому судье с заявлением №772 от 15.01.2021 года о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки за 2017-2019 годы по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование и пени на общую сумму 96 806,44 руб.
Поскольку в добровольном порядке административный ответчик сумму задолженности не погасил, административным истцом направлено настоящее административное исковое заявление в Новоусманский районный суд Воронежской области 15.12.2021 года, что подтверждается штампом на конверте (л.д. 35).
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Из материалов дела следует, что взыскателем выставлены ФИО1 следующие требования:
требование №8208 от 04.06.2018 года об уплате задолженности по страховым взносам в срок до 27.06.2018 года;
требование №30799 от 12.02.2019 года об уплате задолженности по страховым взносам и пени в срок до 07.03.2019 года;
требование №514 от 10.01.2020 года об уплате задолженности по страховым взносам и пени в срок до 04.02.2020 года.
В указанный срок страховые взносы и пени административным ответчиком оплачены не были.
Согласно определения мирового судьи судебного участка №4 в Новоусманском судебном районе Воронежской области от 27.05.2021 года о возвращении заявления о вынесении судебного приказа в связи с пропуском установленного законом срока для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности (л.д. 15), административный истец обратился к мировому судье судебного участка №4 в Новоусманском судебном районе Воронежской области с заявлением №772 от 15.01.2021 года о вынесении судебного приказа к ФИО1 о взыскании недоимки за 2017-2019 годы по страховым взносам и пеням в пределах сумм, указанных в неисполненных требованиях №514 от 10.01.2020 года, №30799 от 12.02.2019 года, №8208 от 04.06.2018 года.
Процессуальный срок на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании страховых взносов и пеней истек.
Согласно определения о возвращении заявления о вынесении судебного приказа, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам и пеням с пропуском установленного законом срока на обращение в суд, что также нашло подтверждение в настоящем судебном заседании.
Административным истцом было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на взыскание сумм страховых взносов и пени (л.д. 12-14).
В обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока заявитель в качестве уважительных причин пропуска срока указывает на реорганизацию налоговых органов, в связи с чем направить заявление о вынесении судебного приказа в суд в отношении ФИО1 о взыскании задолженности в установленный срок не представлялось возможным.
Как разъяснено в абзаце втором пункта 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса).
Обращаясь в районный суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам и пени, копия определения об отказе в приеме заявления на выдачу судебного приказа приложена.
Из буквального толкования норм права о порядке взыскания налога, пеней и штрафа, предусмотренных п. 2, п. 3 ст. 48 НК РФ следует, что судебная процедура взыскания недоимки не может быть начата без восстановления срока для обращения в суд, для чего необходимо обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного по уважительной причине установленного законом шестимесячного срока.
Обращаясь в суд с ходатайством о восстановлении срока для взыскания недоимки по страховым взносам и пени с ФИО1, административный истец в качестве уважительной причины пропуска срока обращения указывает на реорганизацию налоговых органов.
Однако, указанные обстоятельства, по мнению суда, не могут быть расценены в качестве уважительной причины пропуска процессуального срока, поскольку у налогового органа имелось достаточно времени для оформления соответствующего заявления в установленном законом порядке, тем более, инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, сама по себе большая загруженность сотрудников по своевременному оформлению документов для обращения в суд не относится к исключительным обстоятельствам, позволяющим восстановить налоговой инспекции срок для предъявления настоящего административного иска, более того, суд указывает на то, что административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа со значительным пропуском срока, а с настоящим исковым заявлением более года после установленного законом срока на обращение в суд, в связи с чем, суд не находит правовых оснований для его восстановления.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22 марта 2012 г. № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 26 октября 2017 года № 2465-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО4 на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 НК РФ, указанный пункт не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
При таких обстоятельствах, установив, что на дату обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки с ответчика налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание страховых взносов и пени по требованиям №8208 от 04.06.2018 года, №30799 от 12.02.2019 года, №514 от 10.01.2020 года в связи с пропуском установленного законом шестимесячного срока и отсутствием доказательств уважительности пропуска срока, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для восстановления административному истцу срока для подачи административного искового заявления, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В силу ч. 8 ст. 219 КАС Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно ч. 5 ст. 180 КАС Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований о взыскании с ФИО1 недоимки по страховым взносам и пени.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении ходатайства Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Воронежской области о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения с административным иском о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам и пени - отказать.
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Воронежской области к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам и пени - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Новоусманский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.О. Беляева
мотивированное решение суда изготовлено 10 февраля 2022 года
Дело №2а-в32/2022
УИД:36RS0022-02-2021-000372-51
Строка 3.192