Дело №2а‑454/2022
УИД 36RS0015-01-2022-000785-25
РЕШЕНИЕ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт.Грибановский | 15 июня 2022 года |
Грибановский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Жидких И.Г.,
при секретаре Труфановой С.А.,
с участием представителя административного истца, помощника прокурора Грибановского района Алексеевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Грибановского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Нижнекарачанского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец, прокурор Грибановского района, обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Нижнекарачанского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и о понуждении к совершению действий.
Требования мотивирует тем, что прокуратурой Грибановского района была проведена проверка законодательства, обеспечивающего защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в деятельности администрации Нижнекарачанского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, в ходе которой установлено следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 № 1680 утверждены общие требования к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами (далее по тексту – Требования).
Пунктом 12 указанных Требований предусмотрено, что на официальном сайте органа государственного контроля (надзора), а при наличии технической возможности - на официальном сайте органа муниципального контроля в сети «Интернет» создается отдельный раздел (подраздел), содержащий информацию о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений. Органы государственного контроля (надзора) вправе организовать в указанном разделе (подразделе) подписку для заинтересованных лиц на рассылку электронных сообщений с информацией о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений.
На основании пунктов 13,14 Требований органы муниципального контроля составляют, размещают на официальном сайте в сети «Интернет» и поддерживают в актуальном состоянии перечни нормативных правовых актов, а также обеспечивают их своевременную актуализацию. Для каждого вида муниципального контроля составляется отдельный перечень нормативных правовых актов.
Пунктом 18 Требований закреплено, что перечень нормативных правовых актов размещается на официальном сайте органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в сети «Интернет» в формате, обеспечивающим поиск по указанному перечню и его копирование, вместе с текстами (ссылками на тексты) нормативных правовых актов, иных документов или их отдельных частей и поддерживается в актуальном состоянии (с указанием даты последней актуализации).
В ходе проверки установлено, что на официальном сайте администрации Нижнекарачанского сельского поселения отдельный подраздел не создан, информация о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений не размещена, перечень нормативных правовых актов для каждого вида муниципального контроля отсутствует.
Администрацией поселения информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, не осуществляется.
Просит признать незаконным бездействие администрации Нижнекарачанского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, выразившееся в непринятии мер по созданию и размещению на официальном сайте обязательной информации, предусмотренной пунктами 12,13,14 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 № 1680, а именно, информации о реализации мероприятий по профилактике нарушений, а также о неразмещении перечня нормативных правовых актов; обязать администрацию Нижнекарачанского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области разместить на официальном сайте администрации сельского поселения указанную выше обязательную информацию, предусмотренных пунктами 12,13,14.
В судебном заседании представитель административного истца, помощник прокурора Грибановского района Алексеева Т.А. требования административного иска поддержала, считает их подлежащими удовлетворению.
Представитель административного ответчика, глава администрации Нижнекарачанского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области в судебное заседание надлежащим образом извещенный, не явился; от главы сельского поселения Гомолко С.И. поступило письменное заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, с иском согласны.
Суд, с учетом мнения представителя прокуратуры, в соответствии с частью 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя прокуратуры, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) настоящий кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее по тексту - Закон № 8-ФЗ) установлено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
Согласно статьи 13 Закона № 8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит, в том числе нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (подпункт «а» пункта 2 части 1 статьи 13 Закона № 8-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона № 8-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления наряду с информацией, указанной в части 1 названной статьи и относящейся к их деятельности, могут размещать в сети «Интернет» иную информацию о своей деятельности с учетом требований Закона № 8-ФЗ.
Как следует из части 1 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 248-ФЗ) под муниципальным контролем понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
На основании статьи 44 Закона № 248-ФЗ программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее по тексту - программа профилактики рисков причинения вреда) ежегодно утверждается по каждому виду контроля, после чего размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет».
Порядок разработки и утверждения программы профилактики рисков причинения вреда утверждается Правительством Российской Федерации и должен предусматривать ее общественное обсуждение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 990 утверждены «Правила разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям» (далее по тексту – Постановление № 990).
Согласно пунктам 9-15 Постановления №990 в целях применения мер стимулирования добросовестности в программе профилактики указываются установленные положением о виде контроля мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц.
Программа профилактики утверждается решением уполномоченного должностного лица контрольного (надзорного) органа не позднее 20 декабря предшествующего года и размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет» в течение 5 дней со дня утверждения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 № 1680 утверждены общие требования к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Согласно пункту 12 Требований, на официальном сайте органа государственного контроля (надзора), а при наличии технической возможности - на официальном сайте органа муниципального контроля в сети «Интернет» создается отдельный раздел (подраздел), содержащий информацию о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений. Органы государственного контроля (надзора) вправе организовать в указанном разделе (подразделе) подписку для заинтересованных лиц на рассылку электронных сообщений с информацией о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений.
На основании пунктов 13, 14 Требований органы муниципального контроля составляют, размещают на официальном сайте в сети «Интернет» и поддерживают в актуальном состоянии перечни нормативных правовых актов, а также обеспечивают их своевременную актуализацию. Для каждого вида муниципального контроля составляется отдельный перечень нормативных правовых актов.
Пунктом 18 Требований закреплено, что перечень нормативных правовых актов размещается на официальном сайте органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в сети «Интернет» в формате, обеспечивающем поиск по указанному перечню и его копирование, вместе с текстами (ссылками на тексты) нормативных правовых актов, иных документов или их отдельных частей и поддерживается в актуальном состоянии (с указанием даты последней актуализации).
В соответствии с пунктом 19 Требований размещение текстов нормативных правовых актов производится путем указания в перечне нормативных правовых актов ссылки на текст нормативного правового акта, иного документа, размещенных на официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru), а в случае отсутствия на указанном портале текста нормативного правового акта, иного документа - путем указания ссылки на текст нормативного правового акта, иного документа, размещенного на официальном сайте органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
На основании пункта 23 Требований органы муниципального контроля на постоянной основе обеспечивают информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В силу пункта 1 части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
На основании части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 20.06.2022 помощником прокурора Грибановского района проведена проверка исполнения требований законодательства, обеспечивающего защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в деятельности администрации Нижнекарачанского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области.
Согласно акту проверки, при осмотре страниц сайта сети «Интернет» на странице сайта отдельный подраздел не создан, информация о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений, перечень нормативных правовых актов для каждого вида муниципального контроля отсутствует.
Администрацией поселения информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, не осуществляется.
При таких обстоятельствах административные исковые требования прокурора Грибановского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Нижнекарачанского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и о понуждении к совершению действий суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-178, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Грибановского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Нижнекарачанского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, выразившееся в непринятии мер по созданию подраздела и размещению на официальном сайте администрации в сети «Интернет» обязательной информации, предусмотренной пунктами 12,13,14 общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2018 №1680, а именно, информации о реализации мероприятий по профилактике нарушений, а также в неразмещении перечня нормативных правовых актов.
Обязать администрацию Нижнекарачанского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области разместить на официальном сайте администрации сельского поселения обязательную информацию, предусмотренную пунктами 12,13,14 общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2018 №1680, а именно, информацию о реализации мероприятий по профилактике нарушений, перечень нормативных правовых актов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Воронежский областной суд, через Грибановский районный суд Воронежской области, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18.07.2022
Председательствующий: П/П
Копия верна:
Судья:
Секретарь: