Гр.дело №2а 563/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2018 года Талдомский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Румянцевой М.А. с участием заместителя Талдомского городского прокурора Авдеевой Е.Н. при секретаре Голубеве С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Территориальной избирательной комиссии <адрес> об оспаривании решения ТИК об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Талдомского городского округа, суд
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец ФИО2 обратился в суд с административным иском об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Талдомского городского округа по одномандатному избирательному округу № на выборах, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании представитель административного истца ФИО5 административный иск поддержал по основаниям, изложенным в иске, суду пояснил, что административный истец выдвинул свою кандидатуру в Совет депутатов Талдомского городского округа в порядке самовыдвижения и представил в ТИК подписные листы с необходимым количеством подписей избирателей в поддержку его кандидатуры, а также остальные документы, необходимые для регистрации кандидата. Административным истцом были лично собраны 19 подписей избирателей в поддержку его выдвижения из необходимых 16. Однако, решением ТИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО2 было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Талдомского городского округа, в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, необходимых для регистрации. Из представленных 19 подписей, 15 было признано недействительными на основании заключения эксперта. Однако, извещение о проведении проверки подписей административный истец не получал и при проведении проверки не присутствовал. С заключением эксперта ознакомился в суде. Административный истец лично собирал подписи избирателей, которые все графы заполняли лично, что готовы подтвердить в судебном заседании.
Просит суд признать решение ТИК от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в регистрации административного истца кандидатом в депутаты Совета депутатов Талдомского городского округа незаконным, т.к. экспертное заключение должно оцениваться в совокупности со всеми доказательствами, в т.ч. показаниями свидетелей. Считает, что вопросы, поставленные перед экспертом не отвечают критериям, необходимым для признания подписей недействительными. Непонятно, какие подписи признаны действительными, какие недействительными.
Представитель ТИК <адрес>ФИО6 в судебном заседании административный иск не признала, считает решение ТИК законным и обоснованным, т.к. оно вынесено на основании требований избирательного законодательства, поскольку ФИО2 представлено для регистрации недостаточное количество достоверных подписей избирателей. Из 19 представленных подписей, 15 подписей признано недействительными на основании заключения специалиста ОМВД по <адрес>, привлечение которого для проверки достоверности подписей предусмотрено законом. Из заключения следует, что рукописные записи в графах «Дата внесения подписи» в представленных листах были выполнены 4 разными лицами, а не 19, что недопустимо, т.к. подпись избирателя и дата ее внесения должны быть выполнены лично избирателем. Просит суд административный иск оставить без удовлетворения.
Свидетель ФИО7 суду показал, что заполнял подписной лист в поддержку самовыдвижения ФИО2 кандидатом в депутаты Совета депутатов Талдомского городского округа. Лист заполнял два или три раза, т.к. делал помарки. Сведения в подписном листе, кроме даты и подписи, заполняла его жена, он собственноручно проставлял дату и подпись.
Свидетель ФИО8 суду показала, что заполняла подписной лист в поддержку самовыдвижения ФИО2 кандидатом в депутаты Совета депутатов Талдомского городского округа. Все графы заполняла собственноручно, печатными буквами, чтобы было понятно. Лист заполняла один раз.
Свидетель Сидоренкова суду показала, что заполняла подписной лист в поддержку самовыдвижения ФИО2 кандидатом в депутаты Совета депутатов Талдомского городского округа. Первый раз оказалось неправильным заполнение, ФИО2 подходил в ней второй раз на работу и она собственноручно заполнила все графы и поставила дату и подпись.
Свидетель ФИО9 суду показал, что два раза заполнял подписной лист в поддержку выдвижения кандидатом в депутаты ФИО2Все сведения вносил самостоятельно. Заполнял два раза, т.к. в первом листе не было места для сборщика подписей.
Свидетель ФИО10 суду показала, что заполняла подписной лист в поддержку ФИО2, все сведения вносила сама, один раз. В ее присутствии лист заполняла ее соседка ФИО11
Свидетели ФИО12, ФИО13 и ФИО14, ФИО15, ФИО16,ФИО17, ФИО18 дали аналогичные показания.
Свидетель ФИО19 суду показала, что является секретарем ТИК <адрес>. Она принимала документы у ФИО2 и сообщала ему о заседании рабочей группы по проверке подписей избирателей в подписных листах ДД.ММ.ГГГГ с участием эксперта. Административный истец спрашивал у нее, необходимо ли ему присутствовать, на что она ответила, что это его право, может присутствовать, может нет. Если бы ФИО2 сдал подписные листы раньше, то и проверка была бы проведена раньше и он успел бы исправить недостатки, но он предоставил подписные листы в последний день.
Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, исследовав материалы дела, считает административный иск не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с пп. "д" п. 24 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального з. от <данные изъяты> N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном ст. 75 настоящего Федерального з., по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п. п. 24 - 26 ст. 38 настоящего Федерального з., иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным з., иным з.
В соответствии с п.3 ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
В соответствии с п.6.1 ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
В соответствии с п.6.4 п.п. «е, з, о» ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются:
е) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
В соответствии с ч.14 ст.<адрес> «О муниципальных выборах в <адрес>» недействительными признаются:
1) подписи избирателей, собранные до дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата;
2) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом;
3) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 5 настоящей статьи;
4) подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист;
5) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
6) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями, несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 5 настоящей статьи;
(в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 121/2014-ОЗ)
В соответствии с ч.24 ст.30 вышеуказанного <адрес> основаниями отказа в регистрации кандидата являются:
1) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
2) несоблюдение кандидатом требований, установленных частью 8 статьи 23 настоящего Закона;
3) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований части 1 статьи 26 настоящего Закона;
4) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
5) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, настоящего Закона;
6) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных частями 3, 5 и 6 статьи 23 настоящего Закона;
7) наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено Федеральным законом;
7.1) если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом;
(п. 7.1 введен <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 121/2014-ОЗ)
8) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата;
В судебном заседании установлено, что решением территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Совета депутатов Талдомского городского округа на ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривается.
Решением ТИК от ДД.ММ.ГГГГ N 314 административному истцу отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Талдомского городского округа по одномандатному избирательному округу № на основании статьи <адрес> «О муниципальных выборах в <адрес>» в связи с недостаточным количеством подписей избирателей, признанных действительными и достоверными в поддержку самовыдвижения административного истца кандидатом в депутаты Совета депутатов Талдомского городского округа, из 16 необходимых действительными признано 4 подписи избирателей /л.д.<данные изъяты>
ФИО2 не согласился с указанным решением и обратился в суд с административным иском об оспаривании решения ТИК от ДД.ММ.ГГГГ и обязании зарегистрировать его кандидатом в депутаты Совета депутатов Талдомского городского округа.
Как усматривается из материалов дела, ФИО2 в территориальную избирательную комиссию были представлены необходимые для регистрации его кандидатом в депутаты Совета депутатов Талдомского городского округа документы, в том числе подписные листы, содержащие подписи избирателей в поддержку его самовыдвижения в количестве 19 подписей избирателей/л.д.37-39/.
Территориальной избирательной комиссией, в установленном законом порядке, с привлечением эксперта ЭКО ОМВД России по <адрес>, проведена проверка 19 подписей избирателей, что составило 100% от общего числа представленных подписей в поддержку самовыдвижения административного истца кандидатом в депутаты Совета депутатов Талдомского городского округа. О проведении проверки подписных листов с участием эксперта ФИО2 извещался секретарем избирательной комиссии ДД.ММ.ГГГГ при сдаче документов, что фактически не оспаривает.
Согласно заключения по проверке подписных листов, представленного экспертом ЭКО ОМВД России по <адрес>ФИО20от ДД.ММ.ГГГГ/л.д.<данные изъяты> рукописные записи, расположенные в графах «Дата внесения подписи» в представленной на исследование сшивке №, состоящей из пяти листов, выполнены 4 разными лицами, тогда как подписи выполнены 19 разными лицами.
Кроме того, рукописные записи, расположенные в графах «Фамилия, имя отчество», «Год рождения», «Адрес места жительства» и «Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, в представленной на исследование сшивке № были выполнены 4 разными лицами.
По результатам проверки рабочая группа составила ведомость проверки подписных листов /л.д.<данные изъяты> и итоговый протокол /л.д.<данные изъяты> которым рекомендовала ТИК отказать в регистрации кандидату в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей в поддержку его самовыдвижения, представленных в ТИК, что и было сделано оспариваемым решением ТИК от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.8 ст.37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.
В соответствии с п.6.4 п.п. «е» ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" к проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
В данном случае территориальной избирательной комиссией был привлечен к проверке специалист ЭКЦ ГУ МВД России по <адрес> – эксперт ЭКО ОМВД России по <адрес>ФИО20, который был направлен по ходатайству председателя территориальной избирательной комиссии <адрес>, что подтверждено в судебном заседании и не оспаривается. По результатам проверки рукописных записей и подписей в подписных листах №№ экспертом было составлено заключение по проверке подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ, являющееся в силу вышеуказанной нормы закона экспертным заключением, которое могло служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.
Доводы административного истца и его представителя о том, что выводы эксперта являются ошибочными и не могут приниматься во внимание, надлежащими доказательствами не подтверждены. Свидетельские показания такими доказательствами не являются, поскольку не могут опровергать заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 3 ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", из содержания которого следует, что к проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.
Эксперт имеет высшее образование, специальность «Судебная экспертиза» и стаж работы в области почерковедческих и технико-криминалистических экспертиз с 2009 года. Доказательств, порочащих методы или порядок проведения исследований экспертом и его выводы, или заставляющих сомневаться в его объективности и компетентности, суду не представлено, в связи с чем у суда нет оснований не доверять его выводам. При этом, ходатайство о допросе эксперта было заявлено административным истцом, но в ходе рассмотрения дела отозвано.
При таких обстоятельствах, суд принимает заключение по проверке подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ в качестве допустимого доказательства по делу.
Принимая во внимание заключение специалиста – эксперта отделения по ЭКО ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, суд считает решение территориальной избирательной комиссии об отказе ФИО2 в регистрации кандидатом в депутаты в Совет депутатов Талдомского городского округа законным. и обоснованным, поскольку достоверными и действительными являются только 4 подписи избирателей, которые собственноручно оставили свою подпись в подписном листе и указали дату ее совершения, чего недостаточно для регистрации кандидатом в депутаты.
Показания свидетелей, допрошенных судом, которые подтвердили, что лично заполняли все графы в подписном листе, в т.ч. подпись и дату, полностью опровергаются экспертным заключением, полученным в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, требования административного истца об оспаривании решения ТИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Талдомского городского округа по одномандатному избирательному округу № и обязании произвести процедуру регистрации, суд оставляет без удовлетворения
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО2 об оспаривании решения ТИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Талдомского городского округа и обязании произвести регистрацию оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня принятия судом решения в Московский областной суд через Талдомский районный суд.
Судья Румянцева М.А.
Мотивированное решение
изготовлено 13.08.2018 г.