ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2Ч-54/13 от 13.02.2013 Исаклинского районного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

« 1 3 » ф е в р а л я 2 0 1 3 г о д а с. Ч е л н о – В е р ш и н ы

Исаклинский районный суд Самарской области

в составе председательствующего судьи Богатырёва О.Н.,

при секретаре Савельевой Р.Н.,

при участии заместителя прокурора Челно-Вершинского района Самарской области Павлова А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2ч-54/2013 по исковому заявлению заместителя прокурора Челно-Вершинского района Самарской области, действующего в интересах ФИО2 ФИО7, к администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области об обязании предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения за счёт субвенций федерального бюджета, поступающих органам местного самоуправления через бюджет Самарской области,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Челно-Вершинского района Самарской области в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Исаклинский районный суд Самарской области с иском в интересах ФИО2 к администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области об обязании предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения за счёт субвенций, предоставленных бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета. В обоснование названных требований указано, что в ходе проведённой проверки исполнения законодательства, регулирующего порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, и признанных нуждающимися в жилых помещениях, выявлено нарушение требований вышеназванного законодательства администрацией муниципального района Челно-Вершинский Самарской области. А именно выявлено, что ФИО2, являющаяся вдовой участника Великой Отечественной войны, собственного жилья не имеет, в связи с чем, администрацией муниципального района Челно-Вершинский Самарской области была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. В связи с этим, 25 января 2013г. ФИО2 обратилась в администрацию муниципального района Челно-Вершинский Самарской области с заявлением о предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008г., однако решением комиссии по жилищным вопросам от 25 января 2013г. в предоставлении данной выплаты ей отказано, поскольку она не относится к категории граждан, на которых распространяются социальные гарантии, установленные данным указом. Прокурор указывает на несоответствие требованиям законодательства данных действий органа местного самоуправления муниципального района, поскольку ФИО2 в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 12 января 1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» является вдовой участника Великой Отечественной войны и в силу данного Закона, а также Закона Самарской области от 11 июля 2006г. №87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» имеет право на обеспечение жильём, которым она до настоящего времени не обеспечена. В иске обращается внимание на то, что ФИО2 самостоятельно за защитой своих прав обратиться не может, в связи с чем, исковое заявление в защиту его интересов подано прокурором. В иске содержится просьба обязать администрацию муниципального района Челно-Вершинский Самарской области предоставить ФИО2, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, социальную выплату на приобретение жилого помещения за счёт субвенций федерального бюджета, поступающих органам местного самоуправления через бюджет Самарской области.

В судебном заседании заместитель прокурора Челно-Вершинского района Самарской области Павлов А.Е. исковые требования поддержал в полном объёме по изложенным в них основаниям и просил удовлетворить.

ФИО2 о дате, времени и месте судебного разбирательства была извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Предстатель администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области по доверенности – ФИО3 в судебном заседании исковые требования заместителя прокурора Челно-Вершинского района Самарской области не признала и просила в них отказать в полном объёме по основаниям, изложенным в письменном возражении на исковое заявление. Пояснила, что ФИО2 обращалась к главе муниципального района Челно–Вершинский Самарской области с заявлением о предоставлении социальной выплаты на улучшение жилищных условий в рамках Указа Президента РФ № 714 от 07 мая 2008г. как члену семьи умершего участника Великой Отечественной войны. Рассмотрев заявление и представленные к нему документы, комиссия по жилищным вопросам администрации муниципального района Челно-Вершинский приняла решение об отказе ФИО2 в предоставлении социальной выплаты (протокол комиссии от 25 января 2013г.). В своем решении комиссия по жилищным вопросам руководствовалась письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 мая 2010 № 20847 – ВТ/07, в котором было указано, что установление периода боевых действий по защите Отечества в период Великой Отечественной войны распространяется на граждан, проходивших военную службу в период ведения боевых операций по защите Отечества в составе действующей армии с 22 июня 1941г. по 03 сентября 1945г. Таким образом, на получение мер социальной поддержки в рамках Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008г. № 714 имею право инвалиды, участники ВОВ, члены семей погибших (умерших) инвалидов, участников ВОВ, участвовавшие в боевых операциях по защите Отечества в составе действующей армии в период с 22 июня 1941г. – 03 сентября 1945г., а также лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», члены семей погибших в ВОВ лиц из числа личного состава групп самозащиты объективных и аварийных команд местной противоздушной обороны, члены семей, погибших работников госпиталей больниц города Ленинграда. Так как период военной службы ФИО1 – супруга ФИО2 (с 11.1944г. по 05.1951г.) не соответствует периоду ведения боевых операций по защите Отечества, указанному в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 мая 2010 № 20847 – ВТ/07 (22 июня 1941г. по 03 сентября 1945г., представитель ответчика считает правомерным отказ в предоставлении социальной выплаты ФИО2 на улучшение жилищных условий в рамках Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 №714, в связи с чем просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме.

Третье лицо – Министерство экономического развития и торговли Самарской области о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представили письменное возражение в котором исковые требования прокурора Челно-Вершинского района Самарской области не признало, просило в них отказать в полном объёме и рассмотреть дело без участия представителя. В письменном возражении указывается, что истец – ФИО2 является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, вместе с тем, она не подпадает под действие Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945гг.» так не принимала участие в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Обращается внимание, что главный распорядитель средств федерального бюджета, предоставляемых в форме субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации – Министерство регионального развития Российской Федерации в письмах от 19 марта 2010г. №10496-СК/07, 24 апреля 2010г. №11049-СБ/07 разъяснило, что лица, приравненные к участникам Великой Отечественной войны, по своему правовому статусу не идентичны участникам Великой Отечественной войны, в связи с чем, обеспечением жильём в рамках Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008г. №714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», имеющего целевую направленность, не подлежат. Также указано, что ФИО2, являющаяся вдовой участником Великой Отечественной войны, имеет право на меры социальной поддержки как нуждающаяся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 12 января 1995г. №5-ФЗ «О ветеранах».

Третье лицо – Министерство управления финансами Самарской области о дате, времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, Просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Согласно ранее представленного письменного возражения в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Челно-Вершинского района Самарской области об обеспечении жильём за счёт средств Самарской области просило отказать, как не основанном на законе, поскольку Министерство управления финансами Самарской области полномочиями по обеспечению жильём какой либо категории граждан не наделено и в обеспечении жильём не участвует. Обеспечение жильём категории граждан, к которой относится истец, на территории Самарской области осуществляется органами местного самоуправления за счёт субвенций федерального бюджета, поступающих через бюджет Самарской области. Таким образом, решение по делу затрагивает расходные обязательства Российской Федерации, в связи с чем, в отзыве содержится ходатайство привлечь к участию в деле в качестве третьего лица Министерство финансов Российской Федерации, в котором в судебном заседании отказано, поскольку в деле участвует Министерство экономического развития и торговли Самарской области.

Третье лицо – Правительство Самарской области о дате времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о причинах неявки не сообщило и отложении дела слушанием не ходатайствовало.

Суд считает возможным в соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещённых о дате времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Выслушав заместителя прокурора Челно-Вершинского района Самарской области Павлова А.Е., представителя ответчика – администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. В том числе пункте 4 указанной статьи предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» нуждающиеся в улучшении жилищных условий Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 №5-ФЗ «О ветеранах» должны быть обеспечены жильем.

В соответствии со статьями 3, 8, 13, 15, 16, 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", Закона Самарской области от 11 июля 2006 года №87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», Постановления Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года №77 «Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан» для получения ветеранам боевых действий субсидий на приобретение жилья необходимо соблюдение следующих условий: наличие у физического лица статуса ветерана боевых действий или инвалида; постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; отнесение на момент предоставления субсидии лица к категории нуждающегося в улучшении жилищных условий.

По смыслу данного Федерального закона от 12 января 1995 №5-ФЗ «О ветеранах», направленного на укрепление гарантий социальной поддержки семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, право на меры социальной поддержки, дополнительно к указанным ранее, приобрели и супруги умерших участников ВОВ. Указанным законом расширен и уточнен круг членов семей ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которым предоставляются меры социальной поддержки.

Однако данные обстоятельства ответчиком при принятии решения об отказе в обеспечении социальной выплаты на улучшение жилищных условии из средств федерального бюджета учтены не были.

Материалами дела установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что ФИО2 состояла в зарегистрированном браке с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГг.р., являвшегося участником Великой Отечественной войны, умершего ДД.ММ.ГГГГ После его смерти в повторный брак не вступала, имеет удостоверение о праве на льготы и преимущества как вдова участника Великой Отечественной войны.

Из материалов дела также установлено, что ФИО2 в установленном порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, обращалась за получением социальной выплаты, но ей в этом было отказано..

С учётом изложенного суд приходит к выводу о том, что ФИО2, является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, данный статус истца не оспаривался заинтересованными лицами, подтвержден соответствующим удостоверением, выданным в соответствии с требованиями нормативных актов и справкой военного комиссариата Челно-Вершинского и Шенталинского районов Самарской области, выданной на основании справки Центрального архива внутренних войск, в связи с чем, на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, мероприятия по обеспечению жильем данной категории предусмотрены Указом Президента Российской Федерации №714, финансирование данных мероприятий возможно только из средств, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2011 №352-р «О направлении бюджетных ассигнований на предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах».

При таких обстоятельствах, решение комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области от 25 января 2013г. об отказе в предоставлении ФИО2 как вдове участника Великой Отечественной войны социальной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» нельзя признать законным.

Суд не принимает во внимание доводы ответчика в отказе о том, что право истицы на обеспечение жильем производно от права ее умершего супруга, ветерана Великой Отечественной войны и не может быть больше по объему.

Возникшие между сторонами правоотношения по обеспечению вдовы участника Великой Отечественной войны жильем за счет средств федерального бюджета, в полном объеме регулируются подпунктом 4 пункта 1 и пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995г. №5-ФЗ «О ветеранах». Каких-либо дополнительных условий и ограничений для предоставления предусмотренных данными нормами права мер социальной поддержки супруге умершего участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак, ни Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008г. №714, ни Федеральный закон "О ветеранах" не содержат. Как было указано выше, данные меры социальной поддержки супруги умерших участников Великой Отечественной войны приобрели дополнительно к ранее установленным.

При этом суд не может принять во внимание ссылки ответчика в отказе, возражении и судебном заседании, а также третьего лица в возражении, на письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 марта 2010г. №10496-СК/07, от 24 апреля 2010г. №11049-СБ/07 и от 20 мая 2010г. №20874-ВТ/07, в соответствии с которыми право на получение мер социальной поддержки в рамках Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008г. №714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» имеют инвалиды, участники Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны, участвовавших в боевых операциях по защите Отечества в составе действующей армии в период с 22 июня 1941г. по 03 сентября 1945г., а лица, приравненные к участникам Великой Отечественной войны, по своему правовому статусу не идентичны участникам Великой Отечественной войны. Данные письма не носят нормативного характера и не могут изменять объём социальных гарантий, предоставленных Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».

При таких обстоятельствах исковые требования заместителя прокурора Челно-Вершинского района Самарской области к администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области об обязании предоставить ФИО2 социальную выплату на приобретение жилого помещения за счёт субвенций федерального бюджета, поступающих органам местного самоуправления через бюджет Самарской области, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Прокурор в силу пункта 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден от уплаты госпошлины при подаче искового заявления в суд.

Вместе с тем, в силу пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации администрация муниципального района Челно-Вершинский Самарской области также освобождена от уплаты государственной пошлины.

При таких обстоятельствах, с учетом положений части 4 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по рассматриваемому делу взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 194–198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление заместителя прокурора Челно-Вершинского района Самарской области, действующего в интересах ФИО2, к администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области об обязании предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения за счёт субвенций федерального бюджета, поступающих органам местного самоуправления через бюджет Самарской области – удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района Челно-Вершинский Самарской области предоставить вдове ветерана Великой Отечественной войны – ФИО2, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, социальную выплату на приобретение жилого помещения за счёт субвенций федерального бюджета, поступающих органам местного самоуправления через бюджет Самарской области.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Исаклинский районный суд Самарской области.

Мотивированное решение суда изготовлено 13 февраля 2013г.

Председательствующий