Красноармейский районный суд Самарской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Красноармейский районный суд Самарской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 сентября 2011 г. с. Пестравка
Красноармейский районный суд Самарской области в составе:
Председательствующего Бачеровой Т.В.,
С участием прокурора Пестравского района Драгунова С.А.,
При секретаре Бордюговской О.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2к-243/2011 по иску прокурора Пестравского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения ФИО3 Пестравский Самарской области, третьему лицу ОНД МР Пестравский и Красноармейский об устранении нарушений требований пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Пестравского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к. администрации сельского поселения ФИО3 Пестравский Самарской области, третьему лицу ОНД МР Пестравский и Красноармейский об устранении нарушений требований пожарной безопасности по тем основаниям, что в соответствии с под п. 9 п. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ » от 06.10.2003 №131-Ф3 к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с п. 10 ст. 7 Устава сельского поселения Пестравка, принятого решением Собрания Представителей сельского поселения Пестравка от ДД.ММ.ГГГГ №, к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения.
Согласно ст.1 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 №69-ФЗ первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В соответствии со ст. 19 вышеуказанного № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.
На основании п. 19 ст. 2 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22,07.2008 №123-Ф3 первичные средства пожаротушения - переносные или передвижные средства пожаротушения, используемые для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития. Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003. года № 313 утверждены ППБ в РФ.
Данные ППБ в РФ устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно п. 10 ППБ 01-03 руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
Проведенной проверкой в сельском поселении Пестравка установлены многочисленные нарушения требований указанного законодательства. С 31.05.11 на территории Самарской области действует особый противопожарный режим. Согласно ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ просит суд обязать администрацию сельского поселения ФИО3 Пестравский устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
1.1. Обеспечить для целей пожаротушения населенный пункт Пестравка прицепными пожарными мотопомпами в количестве не менее двух штук, населенные пункты Тяглое Озеро, Садовка, Анютино обеспечить переносными пожарными мотопомпами.
1.2 У водоемов (водоисточников) (р.Болыпой Иргиз, оз.Тяглое, р.Овсянка) а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
1.3 У естественных водоисточников (р. Большой Иргиз, оз.Тяглое, р.Овсянка) устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
1.4 Разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности).
1.5 На территориях сельских населенных пунктов Пестравка, Тяглое Озеро, Садовка, Анютино установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и организовать запасы воды для целей пожаротушения.
1.6 Обеспечить расстановку пожарных гидрантов в с.Пестравка, обеспечивающую для пожаротушения любое обслуживаемое данной сетью здание и сооружение от одного гидранта на расстояние не более 150 метров.
1.7. Проводить сезонную проверку работоспособностей сетей наружного противопожарного водоснабжения (не реже двух раз в год).
1.8. Обеспечить территорию населенных пунктов Пестравка, Тяглое Озеро, Садовка, Анютино наружным освещением в соответствии с нормативными требованиями в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, мест нахождения пожарного
инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов.
1.9. Проезжую часть улицы напротив выездной площадки пожарного депо
оснастить светофором и (или) световым указателем с акустическим
сигналом, позволяющим останавливать движение транспорта и
пешеходов во время выезда пожарных автомобилей из гаража по сигналу
тревоги.
В судебном заседании прокурор Пестравского района Драгунов С.А. поддержал исковые требования дал аналогичные, изложенным в исковом заявлении показания.
Представитель ответчика администрации сельского поселения Пестравка муниципального района Пестравский по доверенности ФИО4 исковые требования признала частично, показала, что нет необходимости по обеспечению населенного пункта Пестравка прицепными мотопомпами, поскольку в поселении отсутствует грузовая автомашина, за которую можно было прицепить данную мотопомпу, нет оператора, в селе существует специализированная ПЧ. В д.Анютино нет строений и нет жителей. В д.Садовка проживает 20-30человек пенсионеров,средний возраст которых 68лет. С.Тяглое Озеро находится в 7км.от села Пестравка и там также нет необходимости в мотопомпе. Считает, что нет целесообразности установления указателей о расположении водоисточников,водоемов, поскольку все в сельской местности знают о их местонахождении. Водоемы оз.Тяглое и р.Овсянка в летний период сильно мелеют, вода на значительное расстояние уходит от берегов. Берега р.Большой Иргиз очень крутые.Кроме того заселены и застроены частным сектором, оборудовать там пирс, отвечающей указанным требованиям нет технической возможности. На реке Большой Иргиз имеется защебененная плотина ширина которой не более 4м., с которой они берут воду и с которой есть возможность для забора воды пожарной машине. Однако обустроить на ней пирс также нет технической возможности.С.Пестравка расположено не лесном массиве. Признают требования по установке звуковой сигнализации,за исключением с.Анютино, по запасу воды нет,поскольку не конкретизировано требование. По п.1.6 по расстановке гидрантов на расстоянии не более 150м.друг от друга не признают требование,поскольку данные водопроводные сети были построены очень давно и чтобы в настоящее время установить данные гидранты необходимо их дополнительное количество 186шт., для чего потребуется около 3млн.руб., однако данными суммами они не располагают. По п.1.7.также не признают,поскольку данные сети переданы на обслуживание в ЖКХ. По п.1.8 не признают требовании, в части с.Анютино. По п.1.9 не признают, так как , которую необходимо оснастить светофором находится в федеральной собственности,так как это дорога федерального значения, им в собственность не передавалась и они не имеют возможности установить на чужой территории какие-либо знаки,тем более светофор.
Представитель 3лица ОГПН муниципальных районов Пестравский и Красноармейский ФИО5 подтвердил, что вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности в сельском поселении имеются и их необходимо устранять, поскольку в случае пожара создается угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц.Кроме того, дополнил, что в настоящее время имеются различные прицепные мотопомпы, в том числе и такие, какие можно использовать на легковой автомашине.
Выслушав мнение сторон, свидетелей ФИО1,ФИО2 изучив материалы дела, суд считает исковое заявление прокурора Пестравского района обоснованным, но подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям:
Судом установлено и следует из Устава сельского поселения Пестравка, и под. п. 9 п. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ » от 06.10.2003 №131-Ф3 к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения.
Согласно ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 №69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.
ППБ 01-03 в РФ устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно п. 10 ППБ 01-03 руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
Как видно из материалов проверки и не отрицается участвующими в деле лицами, в сельском поселении имеются нарушения правил пожарной безопасности, поэтому в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, ст. 34 вышеуказанного ФЗ «О пожарной безопасности», в целях защиты жизни, здоровья и имущества неопределенного круга лиц в случае пожара, суд считает необходимым обязать администрацию сельского поселения ФИО3 Пестравский устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
1.1. В соответствии с п.31 ППБ 01-03 Обеспечить для целей пожаротушения населенный пункт Пестравка прицепными пожарными мотопомпами в количестве 2шт.,населенный пункт Тяглое Озеро переносной пожарной мотопомпой.
1.2. В соответствии с п.90 ППБ 01-03 У водоисточников (гидрантов), а также у плотины водоема р.Большой Иргиз, а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
1.3. В соответствии с п.89 ППБ 01-03 организовать проведение сезонной не реже двух раз в год проверки работоспособности сетей наружного противопожарного водоснабжения.
1.4. В соответствии с п.27 ППБ 01-03 Обеспечить территорию населенных пунктов Пестравка,Тяглое Озеро,Садовка наружным освещением в соответствии с нормативными требованиями в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, мест нахождения пожарного инвентаря, а также подъезду к плотине водоема на р. Большой Иргиз.
1.5. В соответствии п.114 ППБ 01-04 на территории населенных пунктов Пестравка,Тяглое Озеро, Садовка установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и создать запас воды для целей пожаротушения.
Доводы представителя ответчика о том, что у них отсутствует грузовая автомашина, на которой возможно перевозить прицепную мотопомпу,оператор, а также в с.Пестравка имеется ПЧ, суд не может принять во внимание, поскольку существуют различные типы и виды прицепных мотопомп, в том числе и эксплуатируемые легковыми автомашинами,которые должны иметься в сельских поселениях как первичные передвижные средства пожаротушения. По вышеуказанным основаниям суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика о том, что с.Тяглое Озеро расположено в 7км.от с.Пестравка.
Суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика о нецелесообразности установления указателей о расположении водоисточников,водоемов, поскольку все в сельской местности знают о их местонахождении, поскольку данные доводы являются голословными.
Доводы представителя ответчика о том, что требование истца организовать запас воды для целей пожаротушения на территории населенных пунктов не конкретизировано, суд не может принять во внимание,поскольку ППБ и другими нормативными актами конкретный объем воды не определен, поэтому суд считает необходимым количеством тот запас воды, который необходим для целей пожаротушения.
Доводы представителя ответчика о том, что сети наружнего противопожарного водоснабжения переданы ими на обслуживание в ЖКХ,суд не может принять во внимание,поскольку требование прокурора направлено на организацию данных мероприятий.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора, а именно в части требования, указанного в п.1.1. исковых требований по обеспечению переносными мотопомпами с.Анютино и д.Садовка суд считает необходимым отказать,поскольку как видно из показаний представителя ответчика и подтверждается приобщенными к материалам дела справкам в с.Анютино строений нет,никто не проживает. В д.Садовка проживают 30-40жителей средний возраст которых 68лет, поэтому суд считает нецелесообразным удовлетворение данного требования в части данных населенных пунктов. В части требования, касающегося устройства подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомашин и забора воды в любое время года у водоемов р.Овсянка, оз.Тяглое суд считает необходимым оставить за прокурором право обращения в суд с исковыми требованиями об оборудовании подъездов с пирсами и установки по направлению движения к ним указателей у естественных водоисточников озера Тяглое и река Овсянка при наполнении данных водоемов водой в любое время года для целей пожаротушения, поскольку как было установлено в судебном заседании из показаний представителя ответчика и свидетеля начальника ГО ЧС администрации МР Пестравский ФИО2 данные водоемы сильно мелеют, вода значительно уходит от берегов и оборудования пирсов в настоящее время нецелесообразно.
В части исковых требований по оборудованию пирсом р.Большой Иргиз суд считает необходимым прокурору отказать, поскольку в судебном заседании было установлено из показаний представителя ответчика и свидетеля начальника ГО ЧС администрации МР Пестравский ФИО2, что берега данной реки заселены и застроены частным сектором. Кроме того они обрывистые и установить пирс не представляется возможным. Других доказательств в этой части истцом не представлено суду. Кроме того, как видно из показаний свидетеля начальника пожарной части 125 ФИО1 пожарной службой для целей пожаротушения забор воды производится с плотины через р.Большой Иргиз, которая является пригодной для данных целей. Поэтому суд считает, что целесообразности устройства дополнительного пирса на р.Большой Иргиз нет. С учетом этого суд считает целесообразным обязать ответчика у данной плотины, а также по направлению движения к ней установить соответствующие указатели, поскольку данная плотина используется в качестве пирса.
Требование,указанное в п.1.4. искового заявления - Разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности), суд считает, что также не подлежит удовлетворению,поскольку данное правило касается населенных пунктов,расположенных в лесных массивах, а как видно из показаний представителя ответчика,и не оспаривается сторонами по делу - с.Пестравка расположено в стороне от лесного массива.
Суд считает необходимым отказать прокурору Пестравского района в части требований,касающихся с.Анютина, поскольку как было установлено в судебном заседании не оспаривается сторонами по делу каких либо строений и жителей в данном селе нет, поэтому нарушение требований пожарной безопасности.установленных в данном селе чьих-либо прав и свобод не нарушает.
В части требования прокурора по обязанию ответчика обеспечить расстановку пожарных гидрантов, обеспечивающую для пожаротушения любое обслуживаемое данной сетью здание и сооружение от одного гидранта на расстояние не более150м., суд считает необходимым также отказать,поскольку как видно из показаний представителя ответчика данные сети проложены много лет назад, а для приобретения новых гидрантов в соответствии с данными требованиями необходимо около 3млн.руб.,которыми они не располагают. Кроме того, данные требования в отношении расположения гидрантов на расстоянии 150м. должны соблюдаться только при проектировании централизованных постоянных наружных систем водоснабжения населенных пунктов.
В части требования прокурора по п.1.9. суд считает необходимым отказать, поскольку как видно из показаний представителя ответчика и подтверждается представленными ей сведениями о передаче в собственность сельскому поселению Пестравка улиц , на проезжей части которой истец просит установить соответствующий знак или светофор в собственность сельскому поселения Пестравка не передавалась, данная дорога является федерального значения (трасса Красноармейское-Пестравка), поэтому суд не вправе обязать сельское поселение возводить какие-либо объекты на территории,которая ответчику не принадлежит. Других доказательств истцом суду представлено не было, ходатайства о замене ненадлежащего ответчика надлежащим заявлено не было. Поэтому исковое заявление прокурора Пестравского района подлежит удовлетворению частично.
На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 13, 67, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Пестравского района удовлетворить частично:
Обязать администрацию сельского поселения ФИО3 Пестравский устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
1.1. Обеспечить для целей пожаротушения населенный пункт Пестравка прицепными пожарными мотопомпами в количестве 2шт.,населенный пункт Тяглое Озеро переносной пожарной мотопомпой.
1.2. У водоисточников (гидрантов), а также у водоема (плотины) р.Большой Иргиз, а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
1.3. Обеспечить территорию населенных пунктов Пестравка,Тяглое Озеро,Садовка наружным освещением в соответствии с нормативными требованиями в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, мест нахождения пожарного инвентаря, а также подъезду к водоему (плотине) на р. Большой Иргиз.
1.4. На территории населенных пунктов Пестравка,Тяглое Озеро, Садовка установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и создать запас воды для целей пожаротушения.
1.5. Организовать сезонную проверку работоспособности сетей наружнего противопожарного водоснабжения (не реже двух раз в год).
Оставить за прокурором право обращения в суд с исковыми требованиями об оборудовании подъездов с пирсами и установки по направлению движения к ним указателей у естественных водоисточников озера Тяглое и река Овсянка при наполнении данных водоемов водой в любое время года для целей пожаротушения.
В остальной части исковых требований прокурору Пестравского района отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноармейский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме, то есть с 04.10.2011г.
Судья Красноармейского районного суда Бачерова Т.В.