ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2КА-562/2023 от 19.12.2023 Красноармейского районного суда (Самарская область)

Административное дело №2Ка-562/2023

УИД 63RS0017-02-2023-00433-72

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 декабря 2023 года с.Пестравка

Красноармейский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Бачеровой Т.В.,

при секретаре Костенко И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2Ка-562/2023 по административному исковому заявлению Гребнева И.А. в лице представителя Норкина Л.В. к госинпекции гостехнадзора Самарской области в лице территориального подразделения – Госинспекции гостехнадзора ИГТН Пестравского района Самарской области, Центральной акцизной таможне ФТС РФ в лице территориального подразделения –Северо-Западного акцизного таможенного поста об установлении наличия или отсутствия полномочий по выдаче ЭПСМ и обязании выдачи данного документа,

У С Т А Н О В И Л:

Гребнев И.А. в лице представителя Норкина Л.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к госинпекции гостехнадзора Самарской области в лице территориального подразделения – Госинспекции гостехнадзора ИГТН Пестравского района Самарской области, Центральной акцизной таможне ФТС РФ в лице территориального подразделения –Северо-Западного акцизного таможенного поста об установлении наличия или отсутствия полномочий по выдаче ЭПСМ и обязании выдачи данного документа, указав, что 30.05.2013 г. Гребневым И.А. приобретен снегоболотоход . Данный снегоболотоход не прошел в установленном порядке государственную регистрацию, подлинник ПСМ и договор купли-продажи в отношении данного средства были утрачены. Решением суда установлен факт владения и пользования Гребневым И.А. указанным снегоболотоходом, которое вступило в законную силу 09.01.2023 г. В целях получения дубликата ПСМ истец обратился в Центральную акцизную таможню ФТС РФ, но, согласно полученному ответу, с 02.11.2022 г. таможенными органами утрачены полномочия по выдаче дубликатов ПСМ. При обращении с соответствующим заявлением в специализированную организацию, в полномочия которой включена выдача электронных паспортов, федерального уровня – ФГУП НАМИ, установлено, что правомочность по выдаче дубликата ПСМ либо ЭПСМ, согласно описываемой ситуации не представляется возможным по причине выдачи ЭПСМ лишь на основании дубликата ПСМ на бумажном носителе. Госинспекцией гостехнадзора Самарской области отказано в выдаче дубликата ПСМ. Тогда как до момента присутствия соответствующих полномочий, на органы таможенного контроля возлагалась обязанность по выдаче дубликатов ПСМ в случае их утраты, на незарегистрированную технику и ввезенную на территорию РФ с 01.09.2001 г., для последующей регистрации. Находящаяся в собственности Гребнева И.А. техника является ранее ввезенной на таможенную территорию государства - члена Союза, в частности на территорию РФ, на срок более 12 месяцев подряд и в полной мере прошедшей процедуру таможенного оформления по причине выдачи ПСМ на основании п.2.1.1 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утв. Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 28.06.1995 г. С учетом этого, ввиду утраты таможенными органами наделенных полномочий по выдаче ПСМ и их дубликатов на незарегистрированные машины и ранее ввезенные на территорию РФ, учитывая нахождение изготовителя за пределами территории РФ и стран-участниц таможенного Союза, единственно возможным органом (организацией), обладающим полномочиями по выдаче дубликата ПСМ на машину, а после 02.11.2022 г. – сразу ЭПСМ, является уполномоченный орган на регистрацию; правомочность по оформлению электронного паспорта указанной самоходной машины может быть осуществлена исключительно госинспекцией Гостехнадзора по Самарской области. С учетом изложенного, а также в силу ст.6 ГК РФ, предусматривающую возможность применения законодательства по аналогии, просит суд установить наличие полномочий у Госинспекции Гостехнадзора Самарской области по оформлению электронного паспорта самоходной машины (ЭПСМ) на снегоболотоход марки , паспорт самоходной машины ; обязать Инспекцию Гостехнадзора ИГТН Пестравского района по Самарской области оформить электронный паспорт самоходной машины (ЭПСМ) на данный снегоход, собственником которого является Гребнев И.А.

Определением суда от 21.03.2022 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФГУП «НАМИ» и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области.

Административный истец, его представитель в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно представленному представителем истца заявлению, просил данное дело рассмотреть без участия истца и его представителя. Просил также учесть, что в представленном министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области отзыве, имеется ссылка на алгоритм государственной регистрации, который Гребневым И.А. не оспаривается.

Представители административных ответчика Госинспекции гостехнадзора Самарской области в лице территориального подразделения – Госинспекции гостехнадзора ИГТН Пестравского района Самарской области, Центральной акцизной таможне ФТС РФ в лице территориального подразделения –Северо-Западного акцизного таможенного поста в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Представители заинтересованных лиц - ФГУП «НАМИ» и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, от Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области поступил отзыв, согласно которому, в качестве ответчика по делу указана государственная инспекция гостехнадзора по Самарской области, однако инспекция не является самостоятельным юридическим лицом, а лишь структурным подразделением министерства на основании Постановления Правительства Самарской области от 24.04.2017 г. №176. Кроме того, указало, что владелец техники, в соответствии с действующим законодательством обязан зарегистрировать её или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение действия государственного регистрационного знака «ТРАНЗИТ» или в течение 10 календарных дней со дня выпуска техники в свободное обращение, либо со дня временного ввоза техники на территорию РФ на срок более 6 месяцев, либо со дня приобретения прав владельца техники и др.

Изучив материалы дела, суд считает исковое заявление Гребнева И.А. необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 30.05.2013 г. Гребневым И.А. приобретен снегоболотоход . Данное транспортное средство с момента приобретение не был поставлен на государственный регистрационный учет.

Как указывает истец, был утерян подлинный экземпляр паспорта транспортного средства на указанный снегоболотоход, а также был утрачен договор купли-продажи, при этом восстановление договора купли-продажи в настоящее время оказалось невозможным ввиду ликвидации предыдущих собственников указанного средства.

При обращении Гребнева И.А. (его представителя) в июне 2022 года в Государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, аттракционов (далее – Госинспекция гостехнадзора Самарской области) в целях государственной регистрации указанного снегоболотохода, был получен ответ, что для государственной регистрации необходимо представить документ, подтверждающий право собственности или иное законное основание владения и пользования техникой, паспорт техники. Также было разъяснено, что, в случае утраты или порчи паспорта, дубликат этого паспорта выдается уполномоченным органом (организацией), выдавшим паспорт, - в отношении машины, ввезенной на таможенную территорию Союза, но не зарегистрированной органом (организацией), уполномоченным на регистрацию; для получения дубликата паспорта, необходимо обратиться на таможню, выдавшую паспорт первоначально, с документом, подтверждающим право собственности и справкой о совершенных регистрационных действиях, выданной органом гостехнадзора, указывающей, что техника ранее не регистрировалась.

Из материалов дела следует, что при обращении Гребнева И.А. (его представителя) в июне 2022 года в Самарскую таможню о выдаче дубликата паспорта самоходной машины, был получен ответ, что для получения дубликата паспорта, необходимо обратиться в Центральную акцизную таможню (в отношении машины, не зарегистрированной в органах, уполномоченных на регистрацию), либо в орган, уполномоченный на регистрацию (в отношении машины, зарегистрированной органом, уполномоченным на регистрацию).

Из материалов дела следует, что при обращении Гребнева И.А. (его представителя) в июле 2022 года в Центральную акцизную таможню, был получен ответ, что для получения дубликата паспорта самоходной машины необходимо представить документ (справку, либо постановление), подтверждающий факт обращения собственника, либо владельца в органы внутренних дел по месту утраты ПСМ, с указанием номера ПСМ и (или) заводского номера самоходной машины, позволяющим идентифицировать утраченный ПСМ, а также справку из гостехнадзора об отсутствии регистрационных действий в отношении вышеуказанной самоходной техники; необходимо представить документ, подтверждающий право собственности на данное транспортное средство (договор купли-продажи и т.д.).

Согласно материалам дела, при обращении Гребнева И.А. (его представителя) в сентябре 2022 года в госинспекцию гостехнадзора Пестравского района Самарской области, был получен ответ, что справки о совершенных регистрационных действиях выдаются, в том числе владельцам техники или их представителям, при представлении оригиналов документов или заверенных надлежащим образом, копий документов, подтверждающих право собственности на указанный снегоболотоход.

Судом установлено и подтверждается решением Красноармейского районного суда Самарской области от 01.12.2022 года, установлен факт владения и пользования на праве собственности Гребневым И.А. снегоболотоходом марки , паспорт самоходной машины (ПСМ) .

При этом, как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, при повторном обращении Гребнева И.А. (его представителя) в феврале 2023 года в Центральную акцизную таможню, был получен ответ, что выдача ПСМ таможенными органами Российской Федерации являлась дополнительной функцией, не относящейся к области таможенного дела, возложенные на таможенные органы Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 года №460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации» и Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 г. №100 «О паспорте самоходной машины и других видов техники». Решением Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 г. №122 установлено, что до 1 ноября 2022 года включительно допускалось оформление паспортов самоходных машин и других видов техники в соответствии с единой формой паспорта самоходной машины и других видов техники и Порядком её заполнения. Со 02.11.2022 г. у таможенных органов отсутствуют основания для выдачи ПСМ, в том числе на самоходные машины, зарегистрированные на территории государств – членов ЕАЭС. Электронные ПСМ оформляются уполномоченными органами (организациями) государств – членов ЕАЭС и организациями-изготовителя, включенными в Единый реестр уполномоченных органов (организаций) государств – членов Таможенного союза и организаций-изготовителей транспортных средств, самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов транспортных средств и паспортов самоходных машин и других видов техники, в том числе оформление электронных паспортов транспортных средств и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники. В связи с указанным, Центральная акцизная таможня разъяснила, что осуществить выдачу дубликата ПСМ на Северо-Западном таможенном посту не представляется возможным.

Как следует из материалов дела, при обращении истца (его представителя) в специализированную организацию, был получен ответ, согласно которому, на данный момент отсутствует утвержденный порядок оформления электронных паспортов самоходных машин (далее- ЭПСМ) взамен утраченных (утерянных) паспортов самоходных машин, выданных на бланках.

В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно п. З ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Нормами ч. 4 ст. 24 этого Закона определено, что участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Госавтоинспекции или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит", или в течение 10 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Аналогичные требования приведены в п. 5 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 г. №1507, введенных в действие с 01.01.2021 г.

Согласно пункту 5 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1507 (далее-Правила №1507), владелец техники обязан зарегистрировать ее или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение срока действия государственного регистрационного знака "ТРАНЗИТ" или в течение 10 календарных дней со дня выпуска техники в свободное обращение в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, либо со дня выдачи паспорта техники или дня оформления электронного паспорта техники (для техники, не подлежащей таможенному декларированию), либо со дня временного ввоза техники на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев, либо со дня приобретения прав владельца техники, снятия с учета, замены номерных компонентов в виде двигателя, кузова, рамы, коробки передач, основного ведущего моста или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Государственная регистрация техники совершается на основании заявления владельца техники или его представителя о государственной регистрации техники.

Для государственной регистрации техники представляются следующие документы: заявление по форме; документ, удостоверяющий личность владельца техники или его представителя (предъявляется при подаче заявления), кроме случаев подачи заявления в соответствии с абзацем вторым пункта 7 настоящих Правил; документ, подтверждающий полномочия представителя владельца техники, в случае, если документы подаются представителем; документ, подтверждающий право собственности или иное законное основание владения и пользования техникой или основными компонентами; паспорт техники с отметкой об уплате утилизационного сбора либо отметкой об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с законодательством Российской Федерации или выписка из электронного паспорта техники (может быть представлена по инициативе заявителя) со статусом "действующий" в автоматизированной системе "Системы электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники" (далее - автоматизированная система системы электронных паспортов техники), оформленного в соответствии с Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15 августа 2014 г. (далее - электронный паспорт техники); копия действующего документа об оценке соответствия техники требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. №823, и (или) технического регламента Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним", утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. №60; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (может быть представлен по инициативе заявителя); документ, идентифицирующий технику как временно ввезенную, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; квитанция (платежное поручение) об уплате государственной пошлины (может быть представлена по инициативе заявителя); свидетельство (акт) об утилизации, подтверждающее факт уничтожения техники (в случае снятия техники с государственного учета после утилизации) (пункт 6 вышеуказанных Правил).

Как следует из материалов дела, указанный снегоболотоход на государственном регистрационном учете в органах гостехнадзора не числится, ранее зарегистрирован не был.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 года №460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" (далее - постановление Правительства №460) установлено, что обязательным условием регистрации тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и других машин и допуска их к эксплуатации является наличие паспорта самоходной машины и иных видов техники.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства №460 паспорта выдаются предприятиями - изготовителями - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 1 сентября 1995 г., а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после августа 2008 г.; органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями - изготовителями до 1 сентября 1995 г., ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 сентября 2001 г., и на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем, выпущенные предприятиями - изготовителями или ввезенные на территорию Российской Федерации до 7 августа 2008 г. - при предъявлении их к регистрации.

С 1 января 2016 года вступил в силу Порядок заполнения единой формы паспорта самоходной машины.

Согласно пункту 2 Порядка заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года №100 (далее - Порядок №100), паспорт оформляется организациями - изготовителями машин, включенными в единый реестр уполномоченных органов (организаций) государств - членов Евразийского экономического союза и организаций - изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники (далее - изготовители), на произведенные ими машины, а также в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз), - уполномоченными органами (организациями) государств - членов, включенными в указанный единый реестр), по единой форме, утвержденной решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года №100.

Подпунктом "в" пункта 2 решения Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года №100 определено, что до 1 января 2016 года допускается оформление паспорта самоходной машины и других видов техники по форме и в соответствии с правилами, которые установлены законодательством государства-члена.

В соответствии с пунктом 9 Порядка №100 орган, уполномоченный на регистрацию машин (Гостехнадзор) может выдать дубликат паспорта самоходного средства только на ранее зарегистрированную машину.

Тогда как судом установлено и следует из материалов дела, что ранее указанный снегоболотоход на регистрационный учет не ставился, свидетельство о его регистрации отсутствует, паспорт самоходной машины на указанный снегоболотоход либо какой-либо иной документ на данный снегоболотоход, позволяющий его идентифицировать и содержащий сведения о его характеристиках и прежнем владельце, отсутствует.

При этом, административный истец еще в 2013 году (как следует из искового заявления) приобрел спорный снегоболотоход без необходимых документов, удостоверяющих соответствие машины требованиям безопасности дорожного движения. Доказательств обратного, суду, в противоречие ст.62 КАС РФ, не представлено. При этом отсутствие паспорта на снегоболотоход фактически лишает возможности инспектора гостехнадзора на законных основаниях выдать дубликат паспорта самоходной машины, так как не позволяет внести в бланк по установленной форме все необходимые сведения, включая об объеме и мощности двигателя, максимальной технически допустимой массе и максимальной конструктивной скорости, габаритах и так далее, учитывая также отсутствие сведений о регистрации.

Обращаясь в суд с настоящим иском, административный истец просил суд установить полномочия у Госинспекции Гостехнадзора Самарской области по выдаче электронного паспорта самоходной машины на спорный снегоболотоход и обязать оформить данный электронный паспорт.

Но, при обращении с заявлением о постановке транспортного средства на учет, административный истец представил регистрирующему органу все иные документы, за исключением паспорта транспортного средства, данное транспортное средство ранее не было поставлено на учет, учитывая также, что допускается оформление паспортов самоходных машин и других видов техники в соответствии с единой формой паспорта самоходной машины и других видов техники и Порядком заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники, утвержденными Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 г. №100 (далее - единая форма): в Российской Федерации - до 1 ноября 2022 г. включительно.

При этом, согласно п.16 Правил №1507, электронный паспорт техники оформляется Инспекцией Гостехнадзора в следующих случаях: взамен паспортов техники, предъявляемых заявителем при предоставлении государственной услуги по государственной регистрации техники; в отношении техники, состоящей на государственном учете.

Однако, как сведений о выдаче на указанный снегоболотоход паспорта техники, так и доказательств того, что указанный снегоболотоход ранее был зарегистрирован в соответствии с законодательством Российской Федерации (состоял на государственном регистрационном учете), административный истец суду, в противоречие ст.62 КАС РФ, не представил.

Тогда как суд установил (что также следует из искового заявления), что до вступления в действие решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 №100 "О паспорте самоходной машины и других видов техники" административный истец, владеющий снегоболотоходом с 2013 года, за получением паспорта самоходной машины в порядке пункта 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.1995 №460 не обращался, а у органа гостехнадзора области с 01 января 2016 года, исходя из вышеизложенных норм права, отсутствуют полномочия по выдаче паспорта на самоходную машину, ранее не прошедшую технический учет.

Таким образом, названными нормативными правовыми актами в настоящее время возможность выдачи паспорта транспортного средства (либо электронного паспорта транспортного средства) в отношении спорного снегоболотохода и не оформленного на учет ранее с выдачей паспорта транспортного средства торговой организацией либо органами гостехнадзора, не предусмотрена.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что возможность оформления и выдачи дубликата паспорта самоходной машины на снегоболотоход, у административного ответчика отсутствует в настоящее время.

Следовательно, в силу вышеизложенных норм права, суд приходит к выводу об отсутствии полномочий у Госинспекции Гостехнадзора Самарской области по оформлению электронного паспорта самоходной машины (ЭПСМ) на снегоболотоход марки , паспорт самоходной машины .

В соответствии с ч.ч.8, 9 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Учитывая также, что снегоболотоход Гребнева И.А. ранее не был зарегистрирован в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитывая, что у органа гостехнадзора области с 01 января 2016 года отсутствуют полномочия по выдаче паспорта на самоходную машину, ранее не прошедшую технический учет, учитывая, что электронный паспорт техники оформляется Инспекцией Гостехнадзора взамен паспортов техники, предъявляемых заявителем при предоставлении государственной услуги по государственной регистрации техники; в отношении техники, состоящей на государственном учете, - суд приходит к выводу, что отказ Госинспекции Гостехнадзора по Самарской области в июле 2022 года и отказ Госинспекции гостехнадзора ИГТН Пестравского района Самарской области в сентябре 2022 г. в оформлении ЭПСМ – Гребневу И.А. основан на законе, приняты в пределах полномочий данных органов, учитывая также, что Госинспекция Пестравского района не является самостоятельным юридическим лицом, порядок и срок принятия данных решений не нарушен, содержание оспариваемых по существу, истцом решений соответствует нормативно-правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, оснований для возложения на Инспекцию Гостехнадзора ИГТН Пестравского района по Самарской области обязанности оформить электронный паспорт самоходной машины (ЭПСМ) на данный снегоход, собственником которого является Гребнев И.А., у суда не имеется, поскольку таковых полномочий у данного лица не установлено.

Позиция заявителя о том, что единственно возможным органом (организацией), обладающим полномочиями по выдаче дубликата ПСМ на машину, а после 02.11.2022 г. – сразу ЭПСМ, является уполномоченный орган на регистрацию; правомочность по оформлению электронного паспорта указанной самоходной машины может быть осуществлена исключительно госинспекцией Гостехнадзора по Самарской области, основана на неверном толковании положений действующего законодательства.

Из частей 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее частью 1 статьи 19, закрепляющей равенство всех перед законом и судом, следует, что конституционное право на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме эффективного восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями.

Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушают права и свободы заявителя, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту.

Следовательно, признание незаконными действий (бездействия) и решений органов и должностных лиц возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов гражданина. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Такая совокупность в данном случае отсутствует, нарушение прав и охраняемых законом интересов административного истца допущено не было.

Административный истец, в нарушение части 11 пункта 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательств нарушения прав и интересов оспариваемым действием (бездействием) не представил, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется и в удовлетворении заявленных требований Гребневу И.А. необходимо отказать.

Доводы представителя административного истца о применении аналогии законодательства, ссылку на идентичную возможность применения ст.10 и ст.14 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 г. №283-ФЗ, суд не может принять во внимание, в силу вышеизложенных норм права, учитывая также, что у инспекции гостехнадзора в настоящее время утрачена возможность выдачи паспортов самоходных машин взамен утраченных на технику, ранее не состоящую на регистрационном учете.

По вышеизложенным основаниям, суд не может принять во внимание все иные доводы административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.219 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований административного истца Гребнева И.А. в лице представителя Норкина Л.В. к госинпекции гостехнадзора Самарской области в лице территориального подразделения – Госинспекции гостехнадзора ИГТН Пестравского района Самарской области, Центральной акцизной таможне ФТС РФ в лице территориального подразделения –Северо-Западного акцизного таможенного поста об установлении наличия полномочий у Госинспекции Гостехнадзора Самарской области по оформлению электронного паспорта самоходной машины (ЭПСМ) на снегоболотоход марки , паспорт самоходной машины ; обязании Инспекции Гостехнадзора ИГТН Пестравского района по Самарской области оформить электронный паспорт самоходной машины (ЭПСМ) на данный снегоход, собственником которого является Гребнев И.А.– отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноармейский районный суд Самарской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда.

Судья Красноармейского районного суда

Самаркой области Бачерова Т.В.