ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2КА-88/2021 от 10.07.2021 Верхнеколымского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2NKа-88/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Черский «10» июля 2021 года

Верхнеколымский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Польниковой О.Ю., при секретаре Пименовой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску

заместителя прокурора Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) к администрации муниципального района «Нижнеколымский район» о признании бездействия незаконным, о понуждении принять муниципальные правовые акты, регламентирующие организацию и функционирование особо охраняемых природных территорий местного значения,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Нижнеколымский район» (далее АМР "Нижнеколымский район"), которым просит признать бездействие АМР "Нижнеколымский район", выразившееся в непринятии мер по разработке муниципальных правовых актов, регламентирующих организацию и функционирование особо охраняемой природной территории (далее по тексту - ООПТ) местного значения – ресурсный резерват «Куропаточья», незаконным.

Просит обязать административного ответчика в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу разработать и принять следующие муниципальные правовые акты:

- административный регламент по организации охраны ООПТ - ресурсного резервата "Куропаточья";

- положение об ООПТ - ресурсного резервата "Куропаточья";

- об установлении, изменении границ ООПТ - ресурсного резервата "Куропаточья", в том числе территориальные схемы землеустройства и районной планировки.

Также просит обязать административного ответчика в вышеуказанный срок организовать деятельность по охране и управлению ресурсным резерватом "Куропаточья".

В обоснование заявленных требований в иске указано, что в ходе проверки исполнения федерального и регионального законодательства об особо охраняемых территориях, проведенной прокуратурой Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) в отношении АМР «Нижнеколымский район», установлено, что решением IV сессии районного Совета депутатов МР «Нижнеколымский район» от 26.11.2013 № 08 на территории Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) был образован ресурсный резерват «Куропаточья».

Однако в нарушение действующего федерального и регионального законодательства об особо охраняемых территориях административным ответчиком не разработаны муниципальные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в указанной отрасли.

В частности, не принят административный регламент по организации охраны данной ООПТ, положение об ООПТ, решения об установлении, изменении границ ООПТ, в том числе территориальные схемы землеустройства и районной планировки.

Внесенное и.о. главы АМР ФИО1 представление от 09.03.2021 № 07-07-2021 «Об устранении нарушений законодательства об особо охраняемых территориях» оставлено административным ответчиком без удовлетворения со ссылкой на то, что соответствующие муниципальные нормативно-правовые акты будут разработаны и приняты до конца 2022 год.

Бездействие административного ответчика нарушает основные принципы законодательства об особо охраняемых территориях, охране животного мира, не отвечает целям и задачам создания ООПТ.

Стороны, своевременно и надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела в суд не явились.

Заместитель прокурора Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) ФИО2, и.о. главы АМР «Нижнеколымский район» ФИО3 направили ходатайства о рассмотрении дела без их участия.

Поскольку явка лиц, участвующих в деле, не является обязательной и не признана судом обязательной, суд, руководствуясь ч. 7 ст. 150 КАС РФ рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

Согласно ч.ч. 2, 3, 4, 8, 9, 12 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады.

Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.

Обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Как следует из материалов дела, в рамках осуществления надзорной деятельности прокуратурой Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) проведена проверка исполнения АМР «Нижнеколымский район» законодательства об особо охраняемых природных территориях, в ходе которой установлено, что решением IV сессии районного Совета МР «Нижнеколымский район» третьего созыва от 26.11.2013 создана особо охраняемая природная территория – ресурсный резерват местного значения «Куропаточья» в границах Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия), однако, в нарушение действующего законодательства административный ответчик не разработал муниципальные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в данной области.

В частности не разработан и не принят административный регламент по организации охраны ресурсного резервата "Куропаточья"; положение о ресурсном резервате "Куропаточья"; об установлении, изменении границ ООПТ - ресурсного резервата "Куропаточья", в том числе территориальные схемы землеустройства и районной планировки.

Кроме того, не организована охрана и управление ресурсным резерватом "Куропаточья".

Бездействие АМР «Нижнеколымский район» нарушает основные принципы законодательства об особо охраняемых территориях, охране животного мира, не отвечает целям и задачам создания ООПТ.

Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Определяя срок исполнения данного решения, суд, исходя из требований разумности, считает, что его следует установить в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Согласно п.п. 9, 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ стороны освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск заместителя прокурора Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Нижнеколымский район» - удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального района «Нижнеколымский район», выразившееся в непринятии мер по разработке муниципальных правовых актов, регламентирующих организацию и функционирование особо охраняемой природной территории местного значения – ресурсный резерват «Куропаточья», незаконным.

Обязать администрацию муниципального района «Нижнеколымский район» в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу разработать и принять следующие муниципальные правовые акты:

- административный регламент по организации охраны ресурсного резервата "Куропаточья";

- положение о ресурсном резервате "Куропаточья";

- об установлении, изменении границ особо охраняемой природной территории - ресурсного резервата "Куропаточья", в том числе территориальные схемы землеустройства и районной планировки.

Обязать администрацию муниципального района «Нижнеколымский район» в вышеуказанный срок организовать деятельность по охране и управлению ресурсным резерватом "Куропаточья".

Сообщение о мерах по устранению допущенного нарушения в течение одного месяца со дня вступления в законную силу данного решения направить в Верхнеколымский районный суд Республики Саха (Якутия), в прокуратуру Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через постоянное судебное присутствие в поселке Черский в составе Верхнеколымского районного суда Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия решения суда.

Судья О.Ю. Польникова