Дело № 3-0038 25 октября 2010 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Гудушина Н.Б.,
при секретаре судебного заседания Трескиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 25 октября 2010 года дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзаца четвертого пункта 13 Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 15.12.2009 № 190-пп (в ред. постановления Правительства Архангельской области от 06.04.2010 № 92-пп),
у с т а н о в и л :
заместитель прокурора Архангельской области обратился в Архангельский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзаца четвертого пункта 13 Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 15.12.2009 № 190-пп (в ред. от 06.04.2010).
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что оспариваемая норма не соответствует пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку допускает применение повышающих коэффициентов за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для жилищного строительства, в случае отсутствия регистрации права на завершенный строительством объект в установленном порядке, в том числе при наличии выданного разрешения на ввод данного объекта в эксплуатацию. Кроме того, отношения по договору строительного подряда регулируются статьей 740 Гражданского кодекса Российской Федерации. СНиП 1.04.03-85 «Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений», утвержденные постановлением Госстроя СССР и Госплана СССР от 17.04.1985 № 51/90 (в ред. от 17.07.1989) предусматривают общую расчетную продолжительность строительства предприятий, зданий и сооружений (объектов, не относящихся к жилищному строительству), в том числе в сроки превышающие три года. Оспариваемая норма предоставляет значительное преимущество арендаторам земельных участков, предоставленных для строительства объектов, нормативные сроки строительства которых не превышают трех лет, что противоречит принципу экономической обоснованности, закрепленному в Основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582.
В судебном заседании старший прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Архангельской области Поликарпов Д.А. заявленные требования поддержал.
Представитель Правительства Архангельской области Попова Н.В. не согласилась с заявлением прокурора.
Заслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Архангельской области от 15.12.2009 № 190-пп утверждено Положение об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, которое официально опубликовано в издании «Волна», № 56, 31.12.2009.
Постановлением Правительства Архангельской области от 06.04.2010 № 92-пп в указанное Положение внесены изменения, которые официально опубликованы в издании «Волна», № 16, 20.04.2010
Положение устанавливает порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, на что указано в пункте 1.
Не определенные настоящим Положением правоотношения, связанные с определением размера арендной платы за земельные участки, регулируются законодательством Российской Федерации (пункт 2).
В пункте 4 Положения указана формула расчета размера арендной платы при аренде земельного участка:
А = Упкс x Sзу x Ст x Квр x Кинф, где:
А - размер арендной платы (руб.);
Упкс - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка (руб./кв. м);
Sзу - общая площадь земельного участка (кв. м);
Ст - ставка арендной платы по видам (группам) разрешенного использования земельного участка (%), которая принимается:
в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены земельные участки;
в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск», - Правительством Архангельской области;
при определении размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, применяются ставки арендной платы для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, принятые органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены земельные участки (за исключением территории муниципального образования «Город «Архангельск»);
вид разрешенного использования земельного участка устанавливается в пределах групп Типового перечня видов разрешенного использования, утвержденного приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 года № П/О N 0152;
Квр - коэффициент времени, учитывающий срок аренды земельного участка пропорционально количеству дней в году;
Кинф - коэффициент инфляционных процессов, который равен индексу потребительских цен за период с начала года (среднегодовой), утверждаемый распоряжением Правительства Архангельской области о прогнозе социально-экономического развития Архангельской области на следующий год и умноженный на коэффициенты инфляционных процессов, которые применялись ранее.
При актуализации результатов государственной кадастровой стоимости земельных участков в период первого года действия актуализированных результатов Кинф принимается равным 1.
Кинф на 2010 год равен 1,0.
Пунктом 13 Положения установлено, что в отношении земельных участков, предоставленных для строительства, сумма арендной платы рассчитывается в порядке, установленном пунктом 4 настоящего Положения, при этом ставка арендной платы устанавливается:
в размере трех десятых процента - в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства;
в размере полутора процентов - в отношении земельных участков, предоставленных для других видов строительства.
В случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка для строительства (за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства) право на завершенный строительством объект не зарегистрировано в установленном порядке, к ставке арендной платы за такой земельный участок применяется повышающий коэффициент 3. Указанный абзац оспаривается прокурором.
Таким образом, прокурором оспариваются отдельные положения нормативного правового акта, официально опубликованного и вступившего в силу.
На день рассмотрения дела оспариваемые прокурором положения в установленном порядке не отменены и не утратили силу.
Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Оспариваемые прокурором положения не противоречат ни федеральным законам, ни другом нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Так, в силу части 4 статьи 22, статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
В соответствии со статьями 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07. 2009 № 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования;
принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» арендная плата за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется в соответствии с пунктом 10 данной статьи.
В соответствии с абзацем пятым пункта 10 статьи 3 этого же Федерального закона порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из содержания пункта 13 Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области следует, что в отношении земельных участков, предоставленных для строительства, применяется пониженная ставка арендной платы, размер которой составляет: три десятых процента - в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства; полутора процента - в отношении земельных участков, предоставленных для других видов строительства.
Однако в случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка для строительства (за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства) право на завершенный строительством объект не зарегистрировано в установленном порядке, то есть в соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то ставка арендной платы, применительно к абзацу третьему данного пункта 13, увеличивается в три раза.
Таким способом орган государственной власти субъекта Российской Федерации – Архангельской области реализовал полномочия по установлению порядка определения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области.
Абзац 4 пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает применение повышающего коэффициента к арендной плате. В случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством.
Однако оспариваемые прокурором положения не противоречат вышеприведенной норме Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку они не допускают применение повышающего коэффициента 3 к ставке арендной платы при исчислении арендной платы за земельный участок, предоставленный для жилищного строительства.
Такой вывод вытекает из системного толкования положений статьи 23 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», устанавливающей особенности государственной регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в многоквартирных домах, и вышеприведенного пункта 2 Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области.
Исходя из предмета правового регулирования положения Гражданского кодекса Российской Федерации, касающиеся сроков выполнения работы по договору строительного подряда, и нормы продолжительности строительства СНиП 1.04.03-85, которые могут использоваться при заключении договора строительного подряда и носящие справочный характер, на рассматриваемые по настоящему делу отношения не распространяются.
Не может быть принят во внимание и довод прокурора о том, что оспариваемая норма предоставляет значительное преимущество арендаторам земельных участков, предоставленных для строительства объектов, нормативные сроки строительства которых не превышают трех лет, что противоречит принципу экономической обоснованности.
Нет оснований полагать, что в результате применения повышающего коэффициента 3 арендная плата будет установлена в размере, не соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
В оспариваемой прокурором норме речь идет об увеличении ставки арендной платы, а размер арендной платы определяется по формуле, указанной в пункте 4 Положения, и зависит в том числе, от ставка арендной платы по видам (группам) разрешенного использования земельного участка.
Кроме того, этот довод прокурора опровергается представленными заинтересованным лицом примерами расчета арендной платы за использование земельных участков.
При таких обстоятельствах заявление прокурора не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
отказать в удовлетворении заявления заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзаца четвертого пункта 13 Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 15.12.2009 № 190-пп (в ред. постановления Правительства Архангельской области от 06.04.2010 № 92-пп).
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд
Председательствующий Н.Б. Гудушин