ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-04/13 от 29.10.2013 Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики (Карачаево-Черкесская Республика)

 Дело № 3-04/13

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 <дата>                             <адрес>

 Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе

 председательствующего судьи Болатчиевой А.А.,

 с участием прокурора - прокурора отдела Прокуратуры КЧР Мурадовой А.Ю., представителя заявителя Кубановой А.А. - Хубиевой Р.С., заинтересованных лиц - Правительства Карачаево-Черкесской Республики в лице представителя Макаровой А.В., Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики в лице представителя Айбазовой Р.С.,

 при секретаре Мавлододовой А.Л.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кубановой Алины Айгуфовны о признании пункта 24.2 постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от <дата> № 480 «О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность, на которые не разграничена, в муниципальном образовании <адрес>, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы» противоречащим ст. 22 Земельного Кодекса РФ, постановлению Правительства Российской Федерации от <дата> № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности»,

                  У С Т А Н О В И Л:

 Кубанова А.А. обратилась в суд с заявлением о признании пункта 24.2 постановления Правительства КЧР от <дата> № 480 «О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность, на которые не разграничена, в муниципальном образовании <адрес>, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы» (далее по тексту - оспариваемый пункт Постановления, оспариваемое Постановление, п. 24.2 Постановления), противоречащим ст. 22 Земельного Кодекса РФ, постановлению Правительства РФ от <дата> № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

 В обоснование указала, что <дата> между ней и Управлением по имущественным и земельным отношениям мэрии <адрес> был заключен договор № 720-а аренды земельного участка, площадью 21 500 кв.м., расположенного по <адрес> в южной части <адрес>, под производство проектно-изыскательских работ для строительства торгово-закупочной базы.

 В декабре 2012 года Министерство имущественных и земельных отношений КЧР обратилось в суд с иском о взыскании арендных платежей за период с <дата> по <дата> в размере 2 777 800 рублей с применением годовой арендной ставки, предусмотренной пунктом 24.2 постановления Правительства КЧР от <дата> № 480.

 Так, данным пунктом установлена годовая арендная ставка за «сверх нормативные сроки выполнения проектно-изыскательских работ», которая является санкцией (ответственностью) за нарушение арендаторами сроков пользования земельными участками, выделенными под производство проектно-изыскательских работ. При этом, размеры базовых ставок арендной платы завышены более чем в 7 раз.

 Кубанова А.А. полагает, что, устанавливая повышенные ставки арендной платы за нарушения сроков проведения проектно-изыскательских работ (буквальный смысл Постановления - разрешенное использование земельного участка - «сверх нормативных сроков ПИР»), Правительство КЧР фактически в оспариваемом Постановлении предусматривает ответственность за допущенное арендаторами нарушение по превышению сроков использования земельных участков сверх сроков, установленных для производства проектно-изыскательских работ в виде применения повышенных базовых ставок арендной платы, тем самым вступает в прямое противоречие с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ.

 Кроме того, заявитель утверждает, что произвольное, без соответствующего экономического обоснования установление Правительством КЧР размера рассматриваемого коэффициента при определении размера арендной платы за использование земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности, противоречит принципу экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования, установленного Конституционным Судом РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".

 Таким образом, заявитель полагает, что годовая арендная ставка в 25,8 в случае сверхнормативных сроков проектно-изыскательских работ установлена Правительством КЧР вопреки условиям договора аренды, фактически является мерой юридической ответственности и экономически необоснованна.

 Правительство КЧР и Министерство имущественных и земельных отношений КЧР просило в удовлетворении заявления отказать, утверждая, что постановление Правительства РФ от <дата> № 582 было принято значительно позже постановления Правительства КЧР от <дата> № 480 и носит рекомендательный характер. Кроме того, постановление Правительства РФ от 16 июля № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" не содержит положений о его распространении на ранее возникшие отношения. Ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном образовании - городе Черкесске определены исходя из следующих основных принципов: принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в данном проекте постановления определяются порядок расчета арендной платы; принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым ставка арендной платы за земельный участок устанавливается фиксировано (в рублях), в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и зоны градостроительной ценности (месторасположения земельного участка); принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться. Расчет арендной платы, в том числе повышающий коэффициент, предусмотренный нормативным актом, обеспечивает установление арендной платы в зависимости от доходности земельного участка и, соответственно, соблюдение принципа экономической обоснованности.

 Правительство КЧР и Министерство имущественных и земельных отношений КЧР указало также, что ставка арендной платы не является мерой юридической ответственности, а отражает стремление законодателя определенным образом упорядочить правоотношения в сфере строительства за использование земельного фонда.

 Выслушав стороны, изучив материалы дела, с учетом мнения прокурора, полгавшего, что доводы заявителя являются обоснованными, суд приходит к выводу о том, что заявление Кубановой А.А. подлежит удовлетворению.

 Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от <дата> № 480 утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном образовании <адрес>, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы. Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от <дата> № 480 опубликовано в республиканской газете «День Республики» <дата> № 1-3.

 Постановление устанавливает порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальном образовании <адрес>, и содержит формулу, по которой рассчитывается размер арендной платы при аренде земельного участка, включающую в себя общую площадь земельного участка, ставку арендной платы по видам (группам) разрешенного использования.

 Оспариваемая заявителем ставка арендной платы используется в формуле расчета размера арендной платы в качестве одного из ее элементов.

 Согласно п. 24.1 оспариваемого Постановления на период проектно-изыскательских работ ставка арендной платы составляет 3,3.

 При этом, согласно пояснений к оспариваемому Постановлению, нормативный срок производства проектно-изыскательских работ - это срок, обоснованный проектно-сметной документацией. В случае отсутствия обоснования сроков проектно-изыскательских работ, нормативный срок таких работ составляет один год.

 Как следует из п. 24.2 оспариваемого Постановления в случае сверхнормативных сроков проектно-изыскательских работ годовая ставка арендной платы увеличивается и составляет 25,8.

 Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в декабре 2012 года Министерство имущественных и земельных отношений КЧР обратилось в суд с иском о взыскании арендных платежей за период с <дата> по <дата> в размере 2 777 800 рублей с применением годовой арендной ставки, предусмотренной пунктом 24.2 постановления Правительства КЧР от <дата> №480.

 В соответствии с ч. 6 ст. 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики от <дата> N 61-РЗ « Особенности регулирования земельных отношений в Карачаево-Черкесской Республике", Правительство КЧР устанавливает порядок оплаты и цену земельных участков, находящихся в государственной собственности КЧР, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках.

 В соответствии пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничения государственной собственности; земельное законодательство.

 По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

 Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

 Согласно пункту 4 статьи 22, пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

 При этом, предоставленное федеральным законодателем субъекту Российской Федерации право определения размера арендной платы абсолютным не является и реализуется в соответствии с общими началами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установление которых - прерогатива федерального законодателя. Таким образом, федеральный законодатель не исключил возможность разработки общих начал Правительством Российской Федерации (статьи 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

 Следовательно, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № 582 принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязательны к исполнению всеми субъектами земельных отношений, в том числе органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики.

 Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

 В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относится к категории регулируемых цен, органы государственной власти и местного самоуправления вправе определять (изменять) ставки арендных платежей, которые используются при определении объема обязательств по оплате за пользование участком.

 Таким образом, регулирование арендной платы за находящиеся в публичной собственности земли осуществляется в нормативном порядке, в связи с чем принятие уполномоченными органами государственной власти нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений. При таких обстоятельствах увеличение размера арендной платы не может нарушать условия договора аренды и не является, вопреки доводам заявителя, мерой юридической ответственности.

 Вместе с тем оспариваемое Постановление противоречит федеральному законодательству по следующему основанию.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К их числу относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

 Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.

 Как следует из п. 24.1 оспариваемого Постановления, на период проектно-изыскательских работ ставка арендной платы составляет 3,3. В случае сверхнормативных сроков проектно-изыскательских работ годовая ставка арендной платы увеличивается и составляет 25,8.

 Данное обстоятельство само по себе не может однозначно свидетельствовать о незаконности (экономической необоснованности) ставки в 25,8 арендной платы в случае сверхнормативных сроков проектно-изыскательских работ, установленной оспариваемым нормативным актом органа государственной власти КЧР.

 Между тем, такое (существенное) различие в подходах определения ставки арендной платы должно быть подтверждено, как было указано ранее, (экономически обоснованно) органом государственной власти КЧР.

 В определении Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> N 209-О изложен правовой подход, согласно которому ставки земельного налога определяются органом местного самоуправления не произвольно, а основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления соответствующего нормативного акта и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).

 Судом в процессе судебного разбирательства (судебные заседания от 16, 17, 21, 22 и <дата>) неоднократно предлагалось Правительству КЧР и Министерству имущественный и земельных отношений КЧР представить экономическое обоснование величины ставки арендной платы, установленной п. 24.2 оспариваемого Постановления.

 Однако, органами государственной власти субъекта, принявшими оспариваемый акт, и обязанными в силу части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представить доказательства, послужившие основанием для его принятия, его законности (в данном случае его соответствия принципу экономической обоснованности, закрепленному в федеральном законодательстве как императивному началу при определении ставки арендной платы), не представлено каких-либо доказательств установления оспариваемого размера ставки арендной платы.

 Как следует из протокола заседания Правительства КЧР от <дата> № 10 при принятии оспариваемого Постановления, экономическое обоснование установленных ставок арендной платы предметом какого-либо обсуждения не являлось.

 Суду не были представлены доказательства, позволившие проверить, каким образом устанавливалась ставка арендной платы в 25,8 в случае сверхнормативных сроков проектно-изыскательских работ. Например, не представлено доказательств того, были ли определены доходы бюджета в 2007 году, были ли спрогнозированы доходы бюджета публичного образования на последующие годы с учетом инфляционных процессов, сравнивались ли полученные показатели в целях выявления ставки арендной платы, учитывающей баланс интересов арендаторов земельных участков. Суду также не были представлены исходные данные, определяющие доходность земельных участков, отсутствует сравнительный анализ различных ставок арендной платы и т.д. Органом государственной власти не представлено доказательств того, что при установлении оспариваемой ставки учитывались государственные тарифы на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям.

 Более того, представители Правительства КЧР и Министерства имущественных и земельных отношений КЧР в процессе судебного разбирательства неоднократно поясняли, что экономическое обоснование оспариваемой ставки арендной платы представить не могут и просили отказать в удовлетворении заявления Кубановой А.А. по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

 При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что п. 24.2 постановления Правительства КЧР от <дата> № 480 «О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность, на которые не разграничена, в муниципальном образовании <адрес>, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы» противоречит федеральному законодательству.

 Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч. 2 ст. 253 ГПК РФ).

 При определении момента, с какого оспариваемые нормы должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание правовую позицию, высказанную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> N 1-П, и считает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

 На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" решение суда о признании нормативного правового акта недействующим, либо сообщение о таком решении должно быть бесплатно опубликовано в средстве массовой информации - газете "День Республики".

 Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251 - 253 ГПК РФ, суд

                 Р Е Ш И Л:

 Заявление Кубановой Алины Айгуфовны удовлетворить.

 Признать пункт 24.2 постановления Правительства КЧР от <дата> № 480 «О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность, на которые не разграничена, в муниципальном образовании <адрес>, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы» противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы или представления через Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

 Судья Верховного суда

 Карачаево-Черкесской Республики          А.А. Болатчиева

 Мотивированное решение составлено <дата>