Дело № 3-08/2014 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 августа 2014 года город Элиста
Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Кашиева М.Б.,
при секретаре Ц.,
с участием прокурора Б.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о признании незаконным бездействия Избирательной комиссии Республики Калмыкия,
установил:
М. обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что им в Избирательную комиссию Республики Калмыкия для регистрации в качестве кандидата на должность Главы Республики Калмыкия были представлены листы поддержки с подписями 110 депутатов представительных органов муниципальных образований, из которых 9 подписей Постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 3 августа 2014 года зачтены в пользу кандидатов на должность Главы Республики Калмыкия О., Н., Х. Основанием принятого решения явилось то, что депутатами Ш., К., Д., Г., Л., А., Э., П., Б. подписи в пользу указанных кандидатов проставлены ранее. По его мнению, Избирательная комиссия Республики Калмыкия в нарушение пункта 5 статьи 3 Закона Республики Калмыкия от 25 апреля 2003 года «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Республики Калмыкия» отказала в проверке заявлений депутатов Ш., К., Д., Г., Л., А., Э., П., Б. о нарушении порядка сбора подписей, установленного пунктом 6 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Полагает, что в результате бездействия Избирательной комиссии Республики Калмыкия нарушено его пассивное избирательное право быть избранным на должность Главы Республики Калмыкия, поскольку голоса депутатов были зачтены в пользу поддержки других кандидатов.
В судебном заседании М. и его представители С., Ю. поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить.
Представители Избирательной комиссии Республики Калмыкия Д. и В. возражали против удовлетворения заявления М., полагая его несостоятельным.
Заинтересованные лица - депутаты представительных органов муниципальных образований Ш, Д., Г., К., Э., П. и их представитель С. просили удовлетворить заявление, ссылаясь на нарушение порядка сбора подписей, установленного пунктом 6 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Заинтересованное лицо Н. и его представитель И., представитель заинтересованного лица О. – З. заявленные требования не признали.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшей в удовлетворении заявления отказать, суд оснований для удовлетворения заявленных требований не находит по следующим основаниям.
Постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 9 июня 2014 года № 129-V "О выборах Главы Республики Калмыкия" на 14 сентября 2014 года назначены выборы Главы Республики Калмыкия.
В соответствии с пунктами 1, 10 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии.
Как следует из материалов дела, кандидат на должность Главы Республики Калмыкия М. в свою поддержку представил в Избирательную комиссию Республики Калмыкия 110 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований.
В результате проверки Избирательной комиссией Республики Калмыкия 1 подпись признана недостоверной, так как проставлена лицом, не являвшимся на момент проставления подписи депутатом представительного органа муниципального образования или избранным на муниципальных выборах главой муниципального образования, 9 подписей депутатов Ш., К., Д., Г., Л., А., Э., П., Б. не зачтены, поскольку проставлены ранее в поддержку других кандидатов на должность Главы Республики Калмыкия.
Установив достоверными только 100 подписей, Избирательная комиссия Республики Калмыкия постановлением от 7 августа 2014 года отказала М. в регистрации его кандидатом на должность Главы Республики Калмыкия.
В соответствии с пунктом 17 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Указанные подписи могут собираться со дня выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Согласно Закону Республики Калмыкия от 29 июня 2012 года №360-1V-З «О выборах Главы Республики Калмыкия» число подписей таких депутатов и (или) глав муниципальных образований должно составлять 9 процентов от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов и городского округа но не более чем на 5 процентов. Кандидат должен быть поддержан депутатами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов, находящихся на территории Республики Калмыкия. Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любым избирательным объединением. Подлинность подписи на листе поддержки кандидата должна быть нотариально засвидетельствована. В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса свидетельствование подлинности подписи в листе поддержки кандидата может быть совершено должностным лицом органа местного самоуправления, которое уполномочено совершать нотариальные действия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отзыв депутатом своей подписи не допускается. В процессе сбора подписей запрещается принуждать депутатов представительных органов муниципальных образований или избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований ставить свои подписи и вознаграждать их за это в любой форме.
Избирательная комиссия Республики Калмыкия постановлением от 10 июня 2014 года определила, что в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы Республики Калмыкия должно быть собрано в абсолютном выражении не менее 105 и не более 110 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. В числе указанных подписей должно быть 20 подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов. Кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, городских округов и (или) избранными на муниципальных выборах главами муниципальных районов, городских округов не менее чем в 11 муниципальных районах и городских округах, находящихся на территории Республики Калмыкия.
Не оспаривая того, что подписи депутатов Ш, К., Д., Г., Л., А., Э., П., Б. проставлены в листах поддержки других кандидатов ранее, заявитель считает бездействие Избирательной комиссией Республики Калмыкия незаконным, поскольку ею не принято во внимание заявления указанных депутатов о подписании ими листов поддержки в пользу кандидатов О., Н., Х. под принуждением представителей органов государственной власти и местного самоуправления, что противоречит требованиям пункта 6 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 20 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет достоверность подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований. Срок такой проверки устанавливается законом субъекта Российской Федерации, но не может быть более 10 дней. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации не позднее чем за три дня до дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает кандидата о результатах проверки. В случае возникновения сомнения в достоверности подписи, в том числе в связи с недостатками в оформлении листа поддержки кандидата, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе провести опрос лица, достоверность подписи которого вызвала сомнение. Письменное заявление этого лица, представленное в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации до окончания срока проверки, является основанием для признания его подписи в листе поддержки кандидата достоверной. Если при проверке подписей будет выявлено, что депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования поддержал более одного кандидата, засчитывается подпись, которая по времени была проставлена раньше.
По смыслу приведенной нормы избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе провести проверку в случае возникновения сомнения в достоверности подписи в листе поддержки кандидата, в том числе в связи с недостатками в оформлении листа поддержки кандидата (за исключением случаев, когда она проставлена лицом, не являющимся на момент проставления подписи депутатом и (или) главой муниципального образования, либо собрана с принуждением или за вознаграждение) путем опроса лица, достоверность подписи которого вызвала сомнение.
Для установления факта совершения противоправных действий (принуждение или вознаграждение) в отношении лиц, проставлявших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата, в комиссии должно иметься решение суда, подтверждающее данный факт.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте11 постановления от 31 марта 2011года N5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под бездействием избирательной комиссии следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии. Под уклонением от принятия решения, являющимся одной из форм бездействия избирательной комиссии, следует понимать случаи, когда избирательная комиссия в силу закона обязана была рассмотреть вопрос на своем заседании в коллегиальном составе и принять по нему решение, облеченное в соответствующую форму или закрепленное в соответствующем протоколе, но свою обязанность не выполнила.
Как установлено судом депутаты Ш., К., Д., Г., Л., А., Э., П., Б. обращались в Избирательную комиссию Республики Калмыкия с заявлениями, в которых просили не учитывать их подпись в листах поддержки кандидатов О., Н., Х. со ссылкой на нарушение порядка их сбора.
В установленные законом сроки заявления указанных лиц Избирательной комиссией Республики Калмыкия были рассмотрены, заявителям направлены ответы.
Из исследованных в судебном заседании заявлений депутатов Ш., К., Д., Г., Л., А., Э., П., Б. в Избирательную комиссию Республики Калмыкия не следует, что листы в поддержку в пользу других кандидатов подписаны ими под воздействием принуждения.
Таким образом, поскольку в заявлениях депутатов Ш., К., Д., Г., Л., А., Э., П., Б. в избирательную комиссию не было указано о фактах применения к ним принуждения к подписанию листов поддержки в пользу других кандидатов, оснований для проведения их проверки у Избирательной комиссии Республики Калмыкия не имелось.
Допрошенные в судебном заседании депутаты Ш., Д., Г., А., Э., П. факты применения к ним принуждения также не подтвердили.
При таких данных оснований считать, что Избирательной комиссией Республики Калмыкия при рассмотрении заявлений депутатов допущено бездействие, не имеется.
Ссылка заявителя на нарушение требований пункта 6 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основана на неправильном толковании норм материального права, так как указанными положениями закона регламентируется порядок сбора подписей избирателей. Порядок же сбора подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации определен в пунктах 17-20 статьи 37 указанного Федерального закона.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным бездействия Избирательной комиссии Республики Калмыкия, выразившегося в отказе в проверке заявлений депутатов Ш., К., Д., Г., Л., А., Э., П., Б., не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса РФ, Верховный Суд Республики Калмыкия
р е ш и л :
в удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным бездействия Избирательной комиссии Республики Калмыкия, выразившимся в отказе в проверке заявлений депутатов Ш., К., Д., Г., Л., А., Э., а П., Б. отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия в окончательной форме через Верховный Суд Республики Калмыкия.
Председательствующий М.Б. Кашиев