дело №3-09/12РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Элиста 19 декабря 2012 года
Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Сидоренко Н.А.,
при секретаре Босхомджиевой М.В.,
с участием прокурора Унгарлиновой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Калмыкия о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Республики Калмыкия от 26 декабря 2008 года № 463 (в ред. от 24 июля 2012 года) об утверждении республиканской целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы»,
у с т а н о в и л:
Прокурор Республики Калмыкия обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя свои требования следующим.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26 декабря 2008 года № 463 (в ред. от 24 июля 2012 года), опубликованным в газете «Правительственная газета» от 03 февраля 2009 года № 7, утверждена республиканская целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы» (далее по тексту - Программа).
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 209-ФЗ) одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах.
В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона № 209 –ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Между тем в Программе отсутствуют положения, регламентирующие условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, не определены критерии доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в мероприятиях региональной программы.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона № 209-ФЗ определены формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в виде финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки таких субъектов и организаций, поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержки в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (статья 17).
Таким образом, законодателем определены три формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Однако абзацем 3 пункта 3 раздела III Программы и пунктом 6 приложения к Программе предусмотрено развитие системы микрофинансирования посредством предоставления микрозаймов микро - и малым предприятиям, предпринимателям.
Следовательно, предусмотренная разделом III и пунктом 6 приложения к Программе форма оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в виде предоставления микрозаймов противоречит действующему федеральному законодательству.
В связи с вышеизложенным просил признать перечисленные нормы противоречащими Федеральному закону от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и обязать официальное печатное издание республики газету «Хальмг Унн» опубликовать сообщение о принятом решении суда.
В судебном заседании прокурор Унгарлинова И.Н. уточнила заявленные требования и просила республиканскую целевую программу «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы» признать противоречащей Федеральному закону от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и недействующей в той мере, в какой в ней исключается указание на условия и порядок оказания соответствующей поддержки, критерии доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению мер поддержки, а также абзац 3 пункта 3 раздела III, пункт 6 приложения к Программе и опубликовать сообщение о принятом решении суда в официальном средстве массовой информации - газете «Хальмг Унн».
Представитель Правительства Республики Калмыкия и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия (далее по тексту - Министерство) ФИО1, возражая в части признания противоречащими Федеральному закону от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» абзаца 3 пункта 3 раздела III, пункта 6 приложения к Программе, пояснил, что указанные нормы республиканского законодательства соответствуют пункту 3 статьи 16 Федерального закона № 209-ФЗ. Положение данной статьи предоставляет органам государственной власти субъектов РФ право самостоятельно оказывать и иные формы финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, одной из форм которой является микрозайм. Для получения средств федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства региональная программа должна предусматривать положение об оказании финансовой поддержки в виде предоставления микрозаймов. Данное требование предусмотрено приказами Министерства экономического развития РФ от 16 февраля 2010 года № 59, от 20 мая 2011 года № 227, от 23 апреля 2012 года № 223, а также Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2009 года № 178. Республиканская целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы» финансируется за счет средств федерального и республиканского бюджетов. Денежные средства на реализацию указанной программы распределяются Министерством экономики и торговли РК, в том числе и на предоставление микрозаймов, выдаваемых субъектам малого и среднего предпринимательства автономным учреждением Республики Калмыкия «Центр развития предпринимательства». В удовлетворении требований прокурора Республики Калмыкия о признании противоречащей федеральному законодательству Программы в той части, в которой исключается указание на условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, критерии доступа их к участию в мероприятиях региональной программы, не возражал.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, автономного учреждения Республики Калмыкия «Центр развития предпринимательства» ФИО2, высказав возражения в части признания противоречащими Федеральному закону от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» положений Программы о предоставлении микрозаймов, пояснил, что в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Республики Калмыкия создано автономное учреждение. В рамках реализации региональной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы» учреждением субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляются микрозаймы за счет средств федерального и республиканского бюджетов. В удовлетворении требований прокурора Республики Калмыкия о признании противоречащей федеральному законодательству Программы в той части, в которой исключается указание на условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, критерии доступа их к участию в мероприятиях региональной программы, не возражал.
Выслушав объяснения прокурора Унгарлиновой И.Н., представителя Правительства Республики Калмыкия и третьего лица Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия ФИО1, представителя третьего лица автономного учреждения Республики Калмыкия «Центр развития предпринимательства» ФИО2, исследовав материалы дела, суд считает заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 184-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункты «в», «е» пункта 1 статьи 1). Акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 22).
В статье 6 Федерального закона № 209-ФЗ определено, что государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.
Одной из таких мер, предусмотренной пунктом 7 статьи 7 Федерального закона № 209-ФЗ, является обеспечение финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона №209-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относятся разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона №209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 209-ФЗ одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах.
Таким образом, изучение действующего законодательства свидетельствует о том, что условия и порядок оказания поддержки, а также критерии доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению мер поддержки должны быть определены региональными программами, принимаемыми органами государственной власти.
В целях реализации на территории Республики Калмыкия государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26 декабря 2008 года №463 (в ред. от 24 июля 2012 года), опубликованным в газете «Правительственная газета» от 03 февраля 2009 года №7, утверждена республиканская целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы».
Согласно паспорту Программы основной ее целью является создание благоприятных и комфортных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства, развитие свободных конкурентных рынков путем реализации системы программных мероприятий, перечень которых определен разделом III и приложением к данной Программе.
Вместе с тем, анализ Программы показал, что в ней отсутствуют положения, регламентирующие условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, не определены критерии доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в мероприятиях региональной программы, что противоречит федеральному закону № 209-ФЗ.
Пунктом 6 приложения к Программе определена форма оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в виде предоставления микрозаймов, финансирование которых осуществляется за счет федерального и республиканского бюджетов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона № 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу пункта 3 статьи 16 Федерального закона № 209-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе наряду с установленными частью 1 настоящей статьи формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Из смысла приведенных норм следует, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в виде предоставления микрозаймов осуществляется государственными органами власти субъекта исключительно за счет средств собственного бюджета в рамках предоставленных им полномочий.
Следовательно, предусмотренная пунктом 6 приложения к Программе форма оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в виде предоставления микрозаймов, финансируемых за счет федерального бюджета, противоречит действующему федеральному законодательству. Указанная же в Программе форма финансовой поддержки в виде предоставления микрозаймов за счет средств республиканского бюджета соответствует пункту 3 статьи 16 Федерального закона № 209-ФЗ, поэтому требования прокурора Республики Калмыкия в этой части не основаны на законе.
Требования прокурора Республики Калмыкия о признании противоречащим федеральному закону № 209-ФЗ абзаца 3 пункта 3 раздела III Программы, удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Абзацем 3 пункта 3 раздела III Программы предусмотрено, что на республиканском уровне в дополнение к уже действующему механизму прямой финансовой поддержки субъектов малого и среднего будет осуществляться развитие системы микрофинансирования - создание и (или) поддержка некоммерческих организаций (фонды, потребительские кооперативы и т.п.) для целей обеспечения доступа малых предприятий и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, посредством предоставления микрозаймов (возвратные краткосрочные заемные средства на срок до 1 года) микро- и малым предприятиям, предпринимателям.
Между тем суд считает, что указанный абзац Программы не противоречит нормам федерального законодательства, содержит общие нормы о предоставлении микрозаймов, поэтому требования прокурора Республики Калмыкия в этой части являются необоснованными.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Таким образом, установленные судом противоречия Программы Федеральному закону от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в той мере, в какой в ней исключаются указания на условия и порядок оказания соответствующей поддержки, критерии доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению мер поддержки, в пункте 3 приложения к Программе в части указания в качестве источника финансирования поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в виде предоставления микрозаймов за счет средств федерального бюджета являются основанием для удовлетворения заявления прокурора Республики Калмыкия о признании указанных положений постановления Правительства Республики Калмыкия от 26 декабря 2008 года № 463 (в ред. от 24 июля 2012 года) об утверждении республиканской целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы» недействующими с момента вступления в силу решения суда.
В силу части 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ и абзаца 2 статьи 35 Федерального закона от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» сообщение о настоящем решении суда после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании, в котором официально был опубликован соответствующий нормативный правовой акт.
Из материалов дела следует, что республиканская целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы», утвержденная постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26 декабря 2008 года №463 (в ред. от 24 июля 2012 года), была опубликована в газете «Правительственная газета» от 03 февраля 2009 года №7.
Распоряжением Правительства Республики Калмыкия № 84-р от 23 апреля 2010 года с 01 мая 2010 года прекращена деятельность государственного учреждения «Правительственная газета» как средства массовой информации, учредителем которого является Правительство Республики Калмыкия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Республики Калмыкия от 25 апреля 2003 № 320-II-З «О порядке опубликования и вступления в силу Законов Республики Калмыкия и постановлений Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия» официальным опубликованием законов Республики Калмыкия и постановлений Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия считается первая публикация их полного текста в газетах «Хальмг Унн» или «Известия Калмыкии».
Руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление прокурора Республики Калмыкия удовлетворить частично.
Республиканскую целевую программу «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы», утвержденную постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26 декабря 2008 года №463 (в ред. от 24 июля 2012 года), в той мере, в какой исключаются указания на критерии доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению мер поддержки, условия и порядок оказания соответствующей поддержки, пункт 6 приложения к республиканской целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы» в части указания в качестве источника финансирования поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в виде предоставления микрозаймов за счет средств федерального бюджета признать недействующими со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
В остальной части в удовлетворении заявления прокурора Республики Калмыкия отказать.
Обязать редакцию газеты «Хальмг Унн» после вступления решения в законную силу опубликовать сообщение о данном решении.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.А. Сидоренко
Копия верна Н.А. Сидоренко
верховный суд российской федерации
№ 42-АПГ13-1
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Москва 06 марта 2013 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Б. Хаменкова
судей Т.И. Ерёменко, В.И. Анишиной
при секретаре Строилове A.M.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Калмыкия о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Республики Калмыкия от 26 декабря 2008 года № 463 (в ред. от 24 июля 2012 года) «О республиканской целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы» по апелляционной жалобе Правительства Республики Калмыкия на решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 19 декабря 2012 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Ю. Гончаровой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Правительством Республики Калмыкия 26 декабря 2008 года принято постановление № 463 «О республиканской целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы», которое официально опубликовано в газете «Правительственная газета» 3 февраля 2009 года № 7.
Прокурор Республики Калмыкия обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим названного постановления в части отсутствия в Программе, утвержденной постановлением, положений, устанавливающих условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, ссылаясь на положения ст. 16 Федерального Закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», согласно которой условия и порядок оказания поддержки малому и среднему предпринимательству устанавливаются федеральными и региональными программами развития субъектов предпринимательства. По мнению прокурора, в нарушение требований федерального законодательства субъект РФ не установил условий и порядка поддержки малому и среднему предпринимательству.
Кроме того, абзацем 3 пункта 3 раздела III Программы и пунктом 6 приложения к ней предусмотрено развитие системы микрофинансирования посредством предоставления микрозаймов малым и микропредприятиям, предпринимателям, что противоречит ст. 17 Федерального Закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», которым оказание помощи указанным субъектам в форме микрозаймов не предусмотрено.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные суду требования.
Представитель Правительства Республики Калмыкия просил в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать.
Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 19 декабря 2012 года заявленные прокурором требования удовлетворены в части.
Республиканскую целевую программу «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы», утвержденную постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26 декабря 2008 года №463 (в редакции от 24 июля 2012 года), в той мере, в какой исключаются указания на критерии доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению мер поддержки, условия и порядок оказания соответствующей поддержки, пункт 6 приложения к республиканской целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы» в части указания в качестве источника финансирования поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в виде предоставления микрозаймов за счет средств федерального бюджета, суд признал недействующими со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
В остальной части в удовлетворении заявления прокурора Республики Калмыкия суд отказал.
В апелляционной жалобе Правительство Республики Калмыкия просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.
Одной из таких мер, предусмотренной пунктом 7 статьи 7 Федерального закона № 209-ФЗ, является обеспечение финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Оспариваемым в настоящем деле постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26 декабря 2008 года № 463 «О республиканской целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы» в целях реализации государственной политики в области развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия Правительством Республики Калмыкия утверждена Республиканская целевая Программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы».
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона 209-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относятся разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
Таким образом, оспариваемое прокурором постановление принято государственным органом субъекта РФ в пределах предоставленных ему полномочий.
Согласно паспорту Программы основной ее целью является создание благоприятных и комфортных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства, развитие свободных конкурентных рынков путем реализации системы программных мероприятий, перечень которых определен разделом III и приложением к данной Программе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона № 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования в части оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в виде предоставления микрозаймов, финансирование которых осуществляется за счет федерального бюджета (пункт 6 приложения к Программе), суд правильно исходил из того, что субъект Российской Федерации вправе предусмотреть меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в виде предоставления микрозаймов за счет средств собственного бюджета в рамках предоставленных им полномочий.
Согласно ст. 16 Федерального Закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливается также федеральными программами за счет средств федерального бюджета.
Согласно статье 17 указанного Федерального закона оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий.
Средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете, предоставляются бюджетам субъектов РФ в виде субсидий в порядке, установленном Правительством РФ.
Статьей 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации.
При этом субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, вопрос о предоставлении микрозаймов, финансирование которых осуществляется за счет федерального бюджета, регламентируется на федеральном уровне и законодательном уровне субъекта РФ.
При таком положении суд пришел к обоснованному выводу о противоречии оспариваемой прокурором нормы постановления положениям федерального законодательства.
Доводы жалобы по существу сводятся к несогласию с оценкой, данной судом, установленным обстоятельствам и не опровергают выводов суда, т.к. основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
Решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 19 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Правительства Республики Калмыкия - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи