ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-09/2014 от 15.08.2014 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

  Дело № 3-09/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 15 августа 2014 года г. Элиста

Верховный Суд Республики Калмыкия   в составе:

 председательствующего - судьи Сангаджиева А.В.,

 при секретаре - Убушиевой А.В.,

 с участием старшего помощника прокурора

 Республики Калмыкия - Барановой С.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО4 ********* *********** об отмене постановления Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 7 августа 2014 года № 102/605-5 «Об отказе *.*. ФИО4 в регистрации кандидатом на должность Главы Республики Калмыкия»

у с т а н о в и л:

 ФИО4. обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что 25 июня 2014 года решением общего собрания Регионального отделения в Республике Калмыкия Всероссийской политической партии «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА» выдвинут кандидатом на должность Главы Республики Калмыкия. 30 июля 2014 года в Избирательную комиссию Республики Калмыкия для регистрации в качестве кандидата им представлены листы поддержки с подписями 110 депутатов представительных органов муниципальных образований. В ходе проверки достоверности подписей депутатов Избирательная комиссия Республики Калмыкия установила, что подписи депутатов К.Г., М.Л., Э.С., Х.Д., Ш.Г., Э.А. также содержатся на листах поддержки кандидата ФИО1; подписи депутатов К.Ц., Ш.М.–на листах поддержки кандидата ФИО2; подпись депутата Б.Б.–на листе поддержки ФИО3 Поскольку на листах поддержки кандидатов ФИО3, ФИО1 и ФИО2 подписи указанных депутатов проставлены ранее, избирательная комиссия постановлением от 3 августа 2014 года эти подписи в его поддержку не засчитала. В связи с недостаточным количеством достоверных подписей на листах поддержки постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 7 августа 2014 года № 102/605-5 ему отказано в регистрации кандидатом на должность Главы Республики Калмыкия.

 Вместе с тем в нарушение закона в сборе данных подписей в поддержку кандидатов ФИО1, ФИО3 и ФИО2 участвовали главы районных и сельских муниципальных образований, сотрудники районных и сельских администраций, представители законодательной власти республики, сбор подписей производился в административных зданиях, в местах выдачи заработной платы. Указанное свидетельствует об использовании кандидатами преимуществ должностного положения. Следовательно, Избирательная комиссия Республики Калмыкия обязана была рассмотреть его обращение и заявления депутатов К.Г., М.Л., Э.С., Х.Д., Ш.Г., Э.А., К.Ц., Ш.М., Б.Б. о нарушении порядка сбора подписей, признав подписи указанных депутатов в поддержку других кандидатов недостоверными, засчитать их в его пользу. Ссылаясь на пункт 6 статьи 37, подпункт «л» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», просит постановление Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 7 августа 2014 г. № 102\605-5 «Об отказе ФИО4 в регистрации кандидатом на должность Главы Республики Калмыкия» признать незаконным и обязать Избирательную комиссию Республики Калмыкия зарегистрировать ФИО4 *.*. кандидатом на должность Главы Республики Калмыкия.

 Относительно доводов, изложенных в заявлении ФИО4 *.*., Избирательной комиссией Республики Калмыкия, ФИО1, представителем ФИО2–ФИО5 в суд представлены письменные возражения.

 В судебном заседании представители ФИО4 *.*.– ФИО6 и ФИО7 заявленные требования поддержали.

 Представители Избирательной комиссии Республики Калмыкия ФИО8 и ФИО9 просили в удовлетворении заявления ФИО4 отказать.

 Представители заинтересованных лиц ФИО1–ФИО10, ФИО2–ФИО5 заявленные требования не признали.

 ФИО4 *.*., ФИО3, ФИО1, ФИО2, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились. На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

 Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Барановой С.А., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд оснований для удовлетворения заявленных требований не находит по следующим основаниям.

 Постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 9 июня 2014 года № 129-V «О выборах Главы Республики Калмыкия» на 14 сентября 2014 года назначены выборы Главы Республики Калмыкия.

 Согласно пункту 17 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации.

 Частью 1 статьи 20 Закона Республики Калмыкия от 29 июня 2012 года N 360-IV-З «О выборах Главы Республики Калмыкия» установлено, что число подписей в поддержку выдвижения кандидата должно составлять 9 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Главы Республики Калмыкия, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований, находящихся на территории Республики Калмыкия.

 Избирательная комиссия Республики Калмыкия постановлением от 10 июня 2014 года N 81/517-5 определила, что в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы Республики Калмыкия должно быть собрано 105 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории Республики Калмыкия.

 Как следует из материалов дела, 30 июля 2014 года в Избирательную комиссию Республики Калмыкия кандидатом на должность Главы Республики Калмыкия ФИО4 *.*. представлены листы поддержки с подписями 110 депутатов представительных органов муниципальных образований. По результатам проверки достоверности представленных кандидатом ФИО4 *.*. подписей постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 3 августа 2014 года № 100/595-5 одна подпись признана недостоверной, подписи девяти депутатов: Ш.М., К.Ц., Х.Д., Ш.Г., М.Л., К.Г., Э.А., Э.С., Б.Б. в его поддержку не засчитаны, поскольку проставлены ранее в поддержку других кандидатов на должность Главы Республики Калмыкия (ФИО1, ФИО3, ФИО2). Установив достоверными на листах поддержки кандидата ФИО4 *.*. только 100 подписей, Избирательной комиссией Республики Калмыкия постановлением от 7 августа 2014 года № 102\605-5 ему отказано в регистрации кандидатом на должность Главы Республики Калмыкия.

 Согласно пункту 18 статьи 37 Федерального закона «Обосновных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 11 статьи 20 Закона Республики Калмыкия «О выборах Главы Республики Калмыкия» депутат представительного органа муниципального образования и (или) избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования ставят свои подписи на листе поддержки кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Депутат или глава муниципального образования собственноручно ставит свою подпись, а также указывает дату и время ее проставления. Подлинность подписи на листе поддержки кандидата должна быть нотариально засвидетельствована. В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса свидетельствование подлинности подписи в листе поддержки кандидата может быть совершено должностным лицом органа местного самоуправления, которое уполномочено совершать нотариальные действия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», частью 7 статьи 20 Закона Республики Калмыкия «О выборах Главы Республики Калмыкия» депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любым избирательным объединением.

 В силу пункта 20 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и аналогичной нормы, содержащейся в части 7 статьи 22 Закона Республики Калмыкия «О выборах Главы Республики Калмыкия», если при проверке подписей будет выявлено, что депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования поддержал более одного кандидата, засчитывается подпись, которая по времени была проставлена раньше.

 Согласно листам поддержки кандидатов на должность Главы Республики Калмыкия депутатами Э.С. подпись в поддержку ФИО1 проставлена 18 июня 2014 года, в поддержку ФИО4 *.*.–11 июля 2014 года; Э.А. в поддержку ФИО1–1 июля 2014 года, ФИО4 *.*.–12 июля 2014 года; К.Г. в поддержку ФИО1–17 июня 2014 года, ФИО4 *.*.–16 июля 2014 года; Х.Д. в поддержку ФИО1–17 июня 2014 года, ФИО4 *.*.–8 июля 2014 года; М.Л. в поддержку ФИО1–14 июня 2014 года, ФИО4 *.*.– 18 июля 2014 года; Ш.Л. в поддержку ФИО1–14 июня 2014 года, ФИО4 *.*.–11 июля 2014 года; Ш.М. в поддержку ФИО2–12 июня 2014 года, ФИО4 *.*.– 21 июля 2014 года; К.Ц. в поддержку ФИО2–13 июня 2013 года, ФИО4 *.*.–17 июля 2014 года; Б.Б. в поддержку ФИО3–27 июня 2014 года, ФИО4 *.*.–11 июля 2014 года.

 Исследованные листы поддержки свидетельствуют, что подписи указанных депутатов в поддержку кандидатов на должность Главы Республики Калмыкия ФИО1, ФИО3, ФИО2 проставлены ранее, чем за кандидата ФИО4 *.*. В листах поддержки указаны дата и время проставления подписи депутатами, подлинность подписей надлежащим образом засвидетельствована.

 С учетом изложенного, подписи депутатов Ш.М., К.Ц., Х.Д., Ш.Г., М.Л., К.Г., Э.А., Э.С., Б.Б. в силу пункта 20 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и части 7 статьи 22 Закона Республики Калмыкия «О выборах Главы Республики Калмыкия» правомерно не зачтены в пользу кандидата ФИО4 *.*.

 Из буквального толкования пункта 6 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», запрещающего сбор подписей государственными и муниципальными служащими, принуждение и вознаграждение за внесение подписи, а также их сбор на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы и других выплат, регламентирует порядок сбора подписей избирателей, т.е. граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом. Последствием нарушения указанных положений является признание подписей избирателей недействительными.

 Порядок сбора подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации определен в пунктах 17-20 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

 При этом круг лиц, уполномоченных на сбор подписей депутатов представительных органов муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидата на должность главы субъекта Российской Федерации, места сбора таких подписей как федеральным, так республиканским законодательством не установлен.

 В соответствии с пунктом 20 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет достоверность подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований. По результатам проверки подпись может быть признана достоверной или недостоверной либо не зачтена.

 Подлинность подписи депутата на листе поддержки кандидата на высшую должность субъекта Российской Федерации удостоверяется нотариусом, а потому возможность признания ее недействительной действующим законодательством не предусмотрена.

 Следовательно, порядок сбора подписей депутатов представительных органов муниципальных образований, в силу их особого статуса, в поддержку выдвижения кандидата на пост высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, будучи сопоставимым по внешним признакам с формами (способами) поддержки кандидатов избирателями, имеет иную правовую природу.

 Таким образом, довод ФИО4 *.*. о том, что подписи депутатов Ш.М., К.Ц., Х.Д., Ш.Г., М.Л., К.Г., Э.А., Э.С., Б.Б. в поддержку кандидатов на должность Главы Республики Калмыкия ФИО1, ФИО2, ФИО11 являются недостоверными, поскольку собраны в нарушение пункта 6 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основан на неправильном толковании норм избирательного законодательства.

 Несостоятельны и доводы заявителя о том, что Избирательная комиссия Республики Калмыкия, принимая оспариваемое решение, не учла заявления указанных 9 депутатов о подписании листов поддержки кандидатов ФИО1, ФИО2, ФИО3 под принуждением.

 В обращениях депутатов Ш.М., К.Ц., Х.Д., Ш.Г., М.Л., К.Г., Э.А., Э.С., Б.Б., адресованных в Избирательную комиссию Республики Калмыкия, данных о том, что подписи в листах поддержки в пользу кандидатов ФИО1, ФИО2, ФИО3 ими проставлены под принуждением не имеется. В них содержится просьба учесть их подписи в поддержку кандидата ФИО4 *.*. и не учитывать подписи, проставленные ими ранее в пользу других кандидатов, что фактически свидетельствует об отзыве подписей. Вместе с тем в силу пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», части 12 статьи 20 Закона Республики Калмыкия «О выборах Главы Республики Калмыкия» отзыв депутатами своей подписи не допускается.

 Ссылки заявителя о том, что факт участия государственных и муниципальных служащих в сборе подписей сам по себе свидетельствует о пороке воли депутатов при проставлении подписей на листах поддержки, а Закон Республики Калмыкия «О выборах Главы Республики Калмыкия» противоречит действующему федеральному законодательству, поскольку не содержит процедуры проверки соблюдения порядка сбора подписей, основаны на неправильном толковании закона.

 Избирательная комиссия Республики Калмыкия, рассмотрев заявления депутатов Ш.М., К.Ц., Х.Д., Ш.Г., М.Л., К.Г., Э.А., Э.С., Б.Б., не установив обстоятельств, указанных в пункте 13 статьи 20 Закона Республики Калмыкия «О выборах Главы Республики Калмыкия», правомерно не нашла оснований для проведения проверки.

 Более того, в силу положений пунктов 4, 5 статьи 20, статей 23, 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» правом установления фактов совершения противоправных действий (принуждения, вручения денежных средств и т.п.) в отношении лиц, проставлявших свои подписи в поддержку кандидатов на должность главы субъекта Российской Федерации, избирательные комиссии не наделены.

 Доказательств об использовании другими кандидатами на должность Главы Республики Калмыкия преимуществ должностного положения в процессе сбора подписей депутатов, ФИО4 *.*. суду не представлено.

 Требования ФИО4 *.*. в части, в которой он просит учесть часть подписей, представленных раньше за других кандидатов, не могут быть предметом проверки суда, поскольку для этого установлен иной процессуальный порядок, а именно обращение в суд заинтересованного лица с заявлением об оспаривании решения о регистрации либо об отмене регистрации кандидата.

 Нарушение требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, при принятии Избирательной комиссией Республики Калмыкия решения об отказе ФИО4 *.** в регистрации кандидатом на должность Главы Республики Калмыкия, судом не установлено.

 Признав, что количество достоверных подписей, представленных на листах поддержки кандидата ФИО4 *.*., составляет 100 подписей и указанного количества подписей недостаточно для регистрации его кандидатом на должность Главы Республики Калмыкия, Избирательная комиссия Республики Калмыкия, руководствуясь подпунктом «д.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», правомерно постановлением от 7 августа 2014 года № 102\605-5 отказала ФИО4 *.*. в регистрации кандидатом на должность Главы Республики Калмыкия.

 Согласно протоколу заседания Избирательной комиссии Республики Калмыкия № 102 от 7 августа 2014 года решение об отказе в регистрации ФИО4 *.*. кандидатом на должность Главы Республики Калмыкия принято членами избирательной комиссии с правом решающего голоса единогласно.

 При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления ФИО4 *.*. не имеется.

 Руководствуясь статьями 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса РФ, Верховный Суд Республики Калмыкия

р е ш и л :

 в удовлетворении заявления ФИО4 ********* *********** об отмене постановления Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 7 августа 2014 года № 102/605-5 «Об отказе *.*. ФИО4 в регистрации кандидатом на должность Главы Республики Калмыкия» отказать.

 Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия через Верховный Суд Республики Калмыкия.

Председательствующий подпись А.В. Сангаджиев

Копия верна Судья А.В. Сангаджиев