Дело№ За-100/2018 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 15 июня 2018 года г. Челябинск Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Знамеровского Р.В. при секретаре Дмитриевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании нормативного правового акта, установил: ФИО1 обратилась в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 18 января 2017 года № 1/3 в редакции постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 26 декабря 2017 года № 70/4 в части утверждения тарифа на тепловую энергию, поставляемую ООО «ПрофТерминал-Энерго» населению Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района. В обоснование требования ФИО1 указывает, что оспариваемый тариф в нарушение требований Основ ценообразования в сфере теплоснабжения является экономически необоснованным, завышенным, что нарушает её права, поскольку вынуждают её, как собственника жилого помещения, оплачивать услугу по теплоснабжению в повышенном размере. В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила. Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрено в её отсутствие. Представители административного ответчика Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - Министерство, МТРиЭ) - ФИО2, ФИО3, ФИО4 считали требования административного истца не подлежащими удовлетворению, представили письменный отзыв. Представители заинтересованного лица ООО «ПрофТерминал-Энерго» ФИО5, ФИО6 возражали против удовлетворения административного иска, представили письменное мнение. Выслушав лиц, принявших участие в судебном заседании, изучив письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Челябинской |
областной прокуратуры Германа А.С, считавшего требования административного истца необоснованными, суд находит административный иск ФИО1 не подлежащим удовлетворению. Как установлено ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. В соответствии с ч.ч. 8, 9 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт. Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" № 190-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено нормативное правовое регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе тарифов за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, часть 3 статьи 7, пункт 4 части 1 статьи 8 этого Федерального закона). В силу пп. 1 и 2 п. 7, пп. 35 п. 8 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 31.12.2014 г. № 300, основными задачами Министерства является установление подлежащих |
государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики и теплоснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, Челябинской области и настоящим Положением; соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (мощности), а также теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии (мощности) на территории Челябинской области. В соответствии с п. 18 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области для определения основных направлений деятельности Министерства и принятия соответствующих решений, относящихся к его компетенции, создается Правление при Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее именуется - Правление) общей численностью не более 9 человек. В состав Правления без права передачи полномочий иным лицам входят работники Министерства в количестве не более 7 человек и один представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (по согласованию), Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области входит в состав Правления с правом совещательного голоса (не принимает участия в голосовании). Министр является председателем Правления и утверждает персональный состав Правления, а также порядок его деятельности. Заседание Правления считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Правление рассматривает все вопросы, относящиеся к компетенции Министерства, и принимает коллегиальные решения большинством голосов членов Правления, присутствующих на заседании. Голос председателя Правления при равенстве голосов членов Правления является решающим. Как установлено п.п.19, 20 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области решение Правления оформляется в виде постановления Министерства. Постановления Министерства публикуются на официальном сайте Министерства в "Информационном бюллетене Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области" и (или) размещаются в официальных средствах массовой информации. Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 18 января 2017 № 1/3 «Об установлении льготных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, горячую воду, поставляемые теплоснабжающими организациями населению Челябинской области» были установлены соответствующие тарифы на период с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года согласно приложениям |
1-223. В частности, согласно приложению 210 был установлен тариф на тепловую энергию, поставляемую ООО «ПрофТерминал-Энерго» потребителям Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района в размере 1900,32 руб./Гкал. Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 26 декабря 2017 года № 70/4 были внесены изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 18 января 2017 года № 1/3, в том числе, в оспариваемом приложении 210 слова «по 31.12.2017 г.» заменены на «по 30.06.2018г.». Согласно протоколам заседания Правления Министерства от 18 января 2017 года № 1, от 26 декабря 2017 года № 70 следует, что в них принимали участие шесть и семь членов Правления с правом голоса соответственно, постановления приняты единогласно. Постановления от 18 января 2017 № 1/3 и от 26 декабря 2017 года № 70/4 опубликованы в газете «Южноуральская панорама» (выпуски от 30.06.2017 и от 29.12.2017 соответственно), размещены на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.tarit74.ru). ФИО1 является собственником '/г доли в праве собственности на жилое помещение - квартира ***Челябинской области, в силу чего является потребителем услуги теплоснабжения. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Постановление принято органом исполнительной власти Челябинской области в пределах своей компетенции с соблюдением соответствующей процедуры принятия и опубликования, что не оспаривалось административным истцом. Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования и Правила регулирования цен (тарифов) соответственно), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания), и иными нормативными правовыми актами. |
Согласно части 1 и части 2 статьи 157.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации. В соответствии с частью 14 статьи 10 Федерального закона «О теплоснабжении» льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций. В силу статьи 2 Закона Челябинской области от 27.06.2013 г. № 503-30 «О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения на территории Челябинской области» право на льготные тарифы имеют физические лица, проживающие на территории Челябинской области. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.11.2016 г. № 2464-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2017 год, распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2014 г. № 2222-р (с изм. от 04.06.2015 г. № 1021 -р) утверждены предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов до 2018 года. Для Челябинской области на 2017 год указанный выше индекс роста установлен в размере 3,9 % с возможным отклонением 2,3 %. В соответствии с вышеназванными распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлением Губернатора Челябинской области от 14.11.2014 г. № 202 (с изм. от 29.1 1.2016 г. № 323) для Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района утвержден предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги с 01.07.2017 г. на уровне 3,9 %. Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации о недопущении роста платы граждан с 01.07.2017 г. более чем на 3,9 %, а также в соответствии с законом Челябинской области от 27.06.2013 г. № 503-30 «О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения на территории Челябинской области», постановлением МТРиЭ от 18.01.2017 № 1/3 на территории Челябинской области установлены с |
01.07.2017 года льготные тарифы на тепловую энергию для населения на тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду для теплоснабжающих организаций Челябинской области в размере, обеспечивающем рост суммарного платежа за коммунальные услуги, рассчитанного с учетом средней обеспеченности жильем в расчете на 1 человека по данным органов государственной статистики, с 1 июля 2017 г. относительно декабря 2016 года на уровне, не превышающем 3,9%. Приложением 210 к постановлению МТРиЭ от 18.01.2017 № 1/3 установлен с 01.07.2017 года льготный тариф на тепловую энергию, поставляемую населению Хомутининского сельского поселения, в размере 1900,32 руб./Гкал, обеспечивающий соблюдение установленного ограничения роста платы граждан. При этом рост суммарного платежа за коммунальные услуги, рассчитанного с учетом средней обеспеченности жильем в расчете на 1 человека по данным органов государственной статистики (для Хомутининского сельского поселения - 21,3 кв. м), составил с 01.07.2017 г. 3,9 %, что не превышает предельного индекса роста, установленного для Хомутининского сельского поселения. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.10.2017 г. № 2353-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2018 год: на первое полугодие - 0 процентов, на второе полугодие - 3,8 процентов. С учетом распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.10.2017 г. № 2353-р постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 26 декабря 2017 года № 70/4 срок действия льготного тарифа на тепловую энергию, поставляемую населению Хомутининского сельского поселения, в размере 1900,32 руб./Гкал был продлен до 30.06.2018. Принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях определены Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее - Основы формирования индексов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 г. №400. Согласно пункту 10 Основ формирования индексов применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса. |
Пунктом 2 Основ формирования индексов установлено, что структура платы граждан за коммунальные услуги установлена в соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами). В материалы дела Министерством представлен расчет роста платы граждан за коммунальные услуги на 01.01.2017 относительно 31.12.2016, который в денежном выражении составляет 1 16,68 рублей (3108,65 рублей -2991,97 рублей), а процентом выражении рост составил 3,9 процента, то есть в пределах показателя установленного распоряжением Правительства Российской Федерации. Льготный тариф на тепловую энергию, поставляемую ООО «ПрофТерминал-Энерго» потребителям Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района был установлен в размере 1900,32 руб./Гкал на период с 01.07.2017 и по 30.06.2018, что меньше чем экономически обоснованный тариф в размере 1934,24 руб./Гкал, установленный постановлением МТРиЭ от 26.11.2015г. № 56/136 (в редакции постановлений МТРиЭ от 23.11.2016 г. № 54/26 и от 30.11.2017г. № 62/34). Административный истец ФИО1 не представила каких-либо возражений относительно механизма расчета льготного тарифа. Довод ФИО1 об экономической необоснованности оспариваемого тарифа на тепловую энергию основан на сравнении величин тарифов на тепловую энергию, установленных для ООО «ПрофТерминал-Энерго» и иных организации - ОАО «Санаторий Урал» и ООО «Факел». Однако, способ установления льготных тарифов на тепловую энергию отличается от способа установления экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию. Льготные тарифы на тепловую энергию для населения, в отличие от тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются не в экономически обоснованном размере, необходимом для качественного и надежного обеспечения теплоснабжения потребителей, с использованием необходимой валовой выручки и расчетного объема полезного отпуска, а в размере, обеспечивающем соблюдение ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги, установленного на федеральном уровне, поэтому для определения размера льготного тарифа на тепловую энергию не выполняются расчет и анализ экономически обоснованных затрат организации в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, в том числе с учетом фактических расходов за предыдущий период, не формируется экспертное заключение органа регулирования по |
экспертизе предложения об установлении цен (тарифов) в соответствии с пунктами 28, 29 Правил регулирования. С учетом представленных представителями МТРиЭ пояснений относительно расчета льготного тарифа у суда не имеется оснований подвергать его сомнению. Поскольку судом не установлено противоречия действующего нормативного правового акта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, основания для удовлетворения заявленных ФИО1 требований о признании его недействующим в части отсутствуют. На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения административного иска ФИО1 не имеется. Поскольку ФИО1 отказано в удовлетворении административного иска, то в соответствии с положениями статьи 111 КАС РФ оснований для возмещения судебных расходов административного истца по уплате государственной пошлины не имеется. Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил: В удовлетворении требования ФИО1 о признании недействующим постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 18 января 2017 года № 1/3 в редакции постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 26 декабря 2017 года № 70/4 в части утверждения тарифа на тепловую энергию, поставляемую ООО «ПрофТерминал-Энерго» населению Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд. |