Дело № 3-100/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 апреля 2015 года г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Новиковой Н.В.,
при секретаре Церковной Н.В.,
с участием прокурора Фроловой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО об оспаривании Закона Алтайского края от 24 декабря 2009 года № 107-ЗС "О внесении изменений в закон Алтайского края «О муниципальной службе в Алтайском крае",
У С Т А Н О В И Л:
ФИО обратился в суд с заявлением о признании недействующим Закона Алтайского края от 24 декабря 2009 года № 107-ЗС "О внесении изменений в закон Алтайского края "О муниципальной службе в Алтайском крае" с момента его принятия.
Заявление мотивировано тем, что оспариваемым законом вопрос определения размера пенсий отдан на разрешение муниципальным образованиям, при этом какое-либо законодательное регулирование, методология, критерии пенсионного обеспечения муниципальных служащих в краевом законе не установлены, что лишило надлежащей социальной поддержки значительную группу ветеранов муниципальной службы. Следствием этого является то, что пенсионные выплаты на практике не назначаются или назначаются в унизительных суммах. Между тем до принятия оспариваемого закона на муниципальных служащих распространялись все права государственного и гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Заявитель полагает, что законодатель Алтайского края не выполняет требований пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", нарушает пункт 1 статьи 24 этого закона, а также пункт 1 статьи 9 Закона Алтайского края от 24 декабря 2009 года № 107-ЗС "О внесении изменений в закон Алтайского края "О муниципальной службе в Алтайском крае". Поскольку определение размера пенсии установлено законом для государственной гражданской службы в Алтайском крае, то в силу пункта 1 статьи 9 Закона Алтайского края от 24 декабря 2009 года № 107-ЗС порядок исчисления и размер пенсии муниципальных служащих также должен быть установлен в законе Алтайского края. Федеральный закон от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" требует, чтобы законодательство субъекта Российской Федерации содержало правовые нормы определения размера государственной пенсии муниципального служащего, тогда как в оспариваемом законе такие нормы отсутствуют. По мнению ФИО, несоответствие нормативно-правового акта в единственной части федеральному закону влечет признание всего закона недействующим. Заявитель указывает, что принятие Закона Алтайского края от 24 декабря 2009 года № 107-ЗС привело к ущемлению его прав ветерана муниципальной службы на 3-5 тысяч рублей.
Определением суда от 23 апреля 2015 года прекращено производство по делу в части требования о признании недействующими абзаца 7, абзаца 9 в части цифр "2-4", абзацев 11-12 Закона Алтайского края от 24 декабря 2009 года № 107-ЗС "О внесении изменений в закон Алтайского края "О муниципальной службе в Алтайском крае".
ФИО, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении заседания не ходатайствовал, в связи с чем дело может быть рассмотрено в его отсутствие согласно статье 167, части 2 статьи 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав пояснения представителя Алтайского краевого Законодательного Собрания ФИО об отсутствии оснований для удовлетворения заявления, заключение прокурора Фроловой Ю.Н. о соответствии оспариваемых правовых норм законодательству, имеющему большую юридическую силу, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление ФИО подлежит оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
При рассмотрении дела судом установлено, что 07 декабря 2007 года принят Закон Алтайского края "О муниципальной службе в Алтайском крае". Статья 9 данного закона регулирует вопросы пенсионного обеспечения муниципальных служащих, статья 13 – порядок вступления в силу закона. В первоначальной редакции статья 9 данного закона в частях 2-7, 10-11 предусматривала правила исчисления размера пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, порядок вступления которых согласно частям 1-2 статьи 13 закона должны были определять представительные органы местного самоуправления.
24 декабря 2009 года в данный закон внесены изменения законом Алтайского края № 107-ЗС, который в настоящее время оспаривается заявителем. В частности, в новой редакции изложена статья 9, а из статьи 13 исключены положения, предусматривающие особенности вступления в силу частей 2-7, 10-11 статьи 9.
Полагая, что внесенные изменения противоречат федеральному закону, а также имеют внутренние противоречия, ФИО обратился в суд с заявлением об их оспаривании.
Согласно представленным заявителем доказательствам ФИО назначена трудовая пенсия по старости с 01 августа 2009 года (пенсионное удостоверение на л.д. 21), на основании распоряжения Администрации Бурлинского района Алтайского края от 22 августа 2014 года № 92-р ему также назначена пенсия за выслугу лет как лицу, замещавшему главную муниципальную должность муниципальной службы начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства Администрации Бурлинского района, исходя из стажа муниципальной службы 29 лет, в размере 1000 руб. (л.д. 22).
Учитывая, что положения части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставляют гражданину право оспаривать законы, затрагивающие его права и свободы, а также принимая во внимание приведенные выше доказательства, прекращение производства по делу в части норм, регулирующих случаи, когда пенсия за выслугу лет не выплачивается муниципальному служащему, а также предусматривающих выплату пенсию лицам, замещавшим должности глав администраций городских округов и муниципальных районов, судом проверяются следующие правовые нормы, затрагивающие права ФИО
Части 1-3 статьи 9 Закона Алтайского края от 07 декабря 2007 года № 134-ЗС в редакции Закона Алтайского края от 24 декабря 2009 года, которые предусматривают следующее:
1. На муниципальных служащих в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственных гражданских служащих, установленные федеральными законами и законами Алтайского края.
2. Условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим за счет средств местного бюджета определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
3. Максимальный размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего не может превышать максимального размера пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего Алтайского края по соответствующей должности государственной гражданской службы Алтайского края с учетом соотношения должностей муниципальной службы в Алтайском крае и должностей государственной гражданской службы Алтайского края, установленного статьей 3 настоящего Закона.
Помимо этого, судом проверяется правомерность исключения из части 1 статьи 1
3 Закона Алтайского края от 07 декабря 2007 года № 134-ЗС слов "за исключением частей 5-7, 10-11 статьи 9", а также признания утратившей силу части 2 статьи 13 названного закона.
Анализ оспариваемых заявителем положений краевого закона позволяет суду сделать вывод о том, что они устанавливают правила поведения, обязательные для применения в отношении неопределенного круга лиц - муниципальных служащих, имеющих право на пенсионное обеспечение, рассчитаны на неоднократное применение, направлены на регулирование правоотношений, возникающих в связи с осуществлением пенсионного обеспечения муниципальных служащих, поэтому могут быть оспорены в суде в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспариваемый в части закон Алтайского края принят по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к числу которых отнесены социальная защита, включая социальное обеспечение, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, что следует из пунктов "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, то есть без превышения компетенции.
Из положений пункта 1 статьи 67, подпункта 2 пункта 1 статьи 73 Устава (Основного закона) Алтайского края от 05 июня 1995 года № 3-ЗС, пункта 1 статьи 1, статей 4 и 8, пункта 1 статьи 18 Закона Алтайского края от 08 мая 2001 года № 22-ЗС "Об Алтайском краевом Законодательном Собрании", пункта 2 части 2 статьи 5 Закона Алтайского края от 09 ноября 2006 года № 122-ЗС "О правотворческой деятельности" следует, что указанный ФИО нормативный правовой акт принят уполномоченным на то органом власти – высшим и единственным органом законодательной власти Алтайского края и в предусмотренной законодательством форме.
Судом также установлено, что в соответствии с требованиями статьи 74 Устава (Основного закона) Алтайского края от 05 июня 1995 года № 3-ЗС, пункта 1 части 1 статьи 30, части 2 статьи 31, части 1 статьи 33 Закона Алтайского края от 09 ноября 2006 года № 122-ЗС "О правотворческой деятельности" Закон Алтайского края от 07 декабря 2007 года № 134-ЗС "О муниципальной службе в Алтайском крае" и изменяющий его закон от 24 декабря 2009 года № 107-ЗС официально опубликованы и зарегистрированы в Управлении Министерства юстиции в Алтайском крае, что подтверждается Сборниками законодательства Алтайского края № 140 часть 1 за декабрь 2007 года (опубликован закон в первоначально принятой редакции) и № 164 часть I за декабрь 2009 года (опубликованы изменения, внесенные в статьи 9 и 13 закона), а также информацией названного органа юстиции от 13 апреля 2015 года № 22/02-06/2145 (л.д. 13-15, 97-100, оригиналы Сборников обозревались в судебном заседании).
Нарушений процедуры принятия закона судом при рассмотрении дела не установлено, поскольку Алтайским краевым Законодательными Собранием представлены доказательства (л.д. 32-93) принятия закона, в том числе о внесении изменений в статьи 9 и 13, в двух чтениях большинством голосов установленного числа депутатов, как это требуется в соответствии с частями 2 и 3 статьи 26, пунктом 1 статьи 11, статьями 45 и 46, пунктом 1 статьи 52 Регламента Алтайского краевого Законодательного Собрания, принятого Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 09 января 2001 года № 7, учитывая установленную пунктом 1 статьи 68 Устава (Основного закона) Алтайского края от 05 июня 1995 года № 3-ЗС численность законодательного органа – 68 депутатов.
Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Напротив, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (часть 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
ФИО полагает, что оспариваемые им правовые нормы противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, нарушают его права, поэтому подлежат признанию недействующими.
Суд не может согласиться с доводами заявителя по следующим основаниям.
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи, то есть принятые по предметам ведения Российской Федерации либо по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом.
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу. Такой федеральный закон до настоящего времени не принят.
В соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ).
Соотношение должностей муниципальной службы в Алтайском крае и должностей государственной гражданской службы Алтайского края установлено Законом Алтайского края от 07 декабря 2007 года № 134-ЗС "О муниципальной службе в Алтайском крае".
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Таким образом, правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств соответствующих бюджетов, отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
При этом федеральное законодательство не содержит указания на необходимость регулирования каких-либо определенных вопросов, касающихся пенсионного обеспечения муниципальных служащих, в том числе размера, условий, критериев, правил назначения пенсии за выслугу лет, именно законами субъектов Российской Федерации, а не правовыми актами муниципальных образований. Вопреки доводам заявителя необходимость определения размера пенсии за выслугу лет муниципального служащего в законе Алтайского края не следует из положений части 2 статьи 24 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", поскольку такого указания данная норма не содержит.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Изложенное свидетельствует о том, что органы местного самоуправления вправе участвовать в осуществлении государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ), если такое участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов (часть 2 статьи 15.1 и часть 1 статьи 16.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ); в рассматриваемом случае такое участие предусмотрено пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что указание в законе Алтайского края на определение условий предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований не противоречит действующему законодательству.
Тот факт, что часть 1 статьи 9 Закона Алтайского края от 07 декабря 2007 года № 134-ЗС "О муниципальной службе в Алтайском крае" в редакции Закона Алтайского края от 24 декабря 2009 года № 107-ЗС предусматривает распространение в полном объеме на муниципальных служащих в области пенсионного обеспечения прав государственных гражданских служащих, установленных федеральными законами и законами Алтайского края, не свидетельствует о внутреннем противоречии закона и о недопустимости определения органами местного самоуправления условий представления права на пенсию за выслугу лет, как полагает ФИО
Утверждение заявителя, что содержание частей 1 и 3 статьи 9 Закона Алтайского края от 07 декабря 2007 года № 134-ЗС в действующей редакции противоречит нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, не подтверждено какими-либо конкретными доводам и не может быть принято судом во внимание ввиду несостоятельности доводов ФИО, а также поскольку оспариваемые положения полностью соответствует частям 1 и 2 статьи 24 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Поскольку судом установлено, что изменение правового регулирования вопроса пенсионного обеспечения муниципальных служащих в Алтайском крае произведено без нарушений федерального законодательства, то исключение и утрата силы норм статьи 13, которые предусматривали особенности вступления в силу частей 5-7, 10-11 статьи 9 Закона Алтайского края от 07 декабря 2007 года № 134-ЗС (отсутствующих в новой редакции статьи 9), также не могут быть признаны не соответствующими законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Необходимо также принять во внимание при разрешении дела, что пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, является по своей сути доплатой к трудовой пенсии, на уменьшение которой не указывают представленные заявителем доказательства. То есть доводы ФИО об уменьшении его пенсионного обеспечения в результате принятия оспариваемого акта не подтверждены доказательствами, хотя такие доказательства ему предлагалось представить при подготовке дела к судебному разбирательству, поэтому у суда отсутствуют основания для вывода о нарушении прав заявителя оспариваемыми нормами.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявление ФИО подлежит оставлению без удовлетворения, так как не установлены предусмотренные законом основания для признания оспариваемых правовых норм недействующими.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать в удовлетворении заявления ФИО.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Новикова
Мотивированное решение составлено 28 апреля 2015 года.
Судья Н.В. Новикова
Дело № 3-100/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
/Резолютивная часть/
23 апреля 2015 года г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Новиковой Н.В.,
при секретаре Церковной Н.В.,
с участием прокурора Фроловой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО об оспаривании Закона Алтайского края от 24 декабря 2009 года № 107-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О муниципальной службе в Алтайском крае»,
руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
Отказать в удовлетворении заявления ФИО.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Новикова