ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 3а-100/2021
Верховный Суд Республики Мордовия в составе
судьи Середы Людмилы Ивановны,
при секретаре Солдатовой Анне Сергеевне,
с участием:
административного истца – Гущеварова Артема Александровича, его представителя Николаева Николая Николаевича,
административных ответчиков:
- Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия (далее – Госкомимущество Республики Мордовия),
- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее – Управление Росреестра по Республике Мордовия),
заинтересованных лиц:
- федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра»),
- Администрации городского округа Саранск,
рассмотрев в открытом судебном заседании 2 ноября 2021 г. в г.Саранске административное дело по административному иску Гущеварова Артема Александровича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
административный истец Гущеваров А.А. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№>, <№>, указав в обоснование административного иска, что является их собственником. Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№>, <№> определена по состоянию на 1 января 2012 г. и составляет 3 138 749,59 рублей, 584 625,9 рублей и 453 870,86 рублей соответственно. Гущеваров А.А. считает кадастровую стоимость земельных участков существенно завышенной, не соответствующей рыночной стоимости (согласно отчетам об оценке рыночной стоимости), чем нарушаются его права как налогоплательщика, и подлежащей пересмотру.
По данным основаниям Гущеваров А.А. просил суд установить по состоянию на 1 января 2012 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> в размере 1 197 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером <№> в размере 306 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером <№> в размере 250 000 рублей.
Административный истец Гущеваров А.А. (имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие) и его представитель Николаев Н.Н., представители административных ответчиков Госкомимущества Республики Мордовия, Управления Росреестра по Республике Мордовия, заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра», Администрации городского округа Саранск в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, при этом представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС Российской Федерации), не усматривается, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие вышеуказанных лиц.
Рассмотрев дело, суд приходит к следующему.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, а также сообщениям Управления Росреестра по Республике Мордовия и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия:
- Гущеваров А.А. является собственником:
земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 4993 кв.м категория земель: земли населенных пунктов вид разрешенного использования: для размещения производственных помещений, расположенного по адресу: <адрес>;
земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 930 кв.м категория земель: земли населенных пунктов вид разрешенного использования: для размещения производственных помещений, расположенного по адресу: <адрес>;
земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 722 кв.м категория земель: земли населенных пунктов вид разрешенного использования: для размещения производственных помещений, расположенного по адресу: <адрес>,
дата регистрации права собственности – 23 июля 2018 г.;
- указанные земельные участки были поставлены на кадастровый учет 27 апреля 2010 г.;
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> в размере 3 138 749,59 рублей, земельного участка с кадастровым номером <№> в размере 584 625,9 рублей, земельного участка с кадастровым номером <№> в размере 453 870,86 рублей определена на 1 января 2012 г. и утверждена Приказом Госкомимущества Республики Мордовия от 27 ноября 2014 г. № 42, указанная кадастровая стоимость является актуальной на сегодняшний день.
Согласно части 1 статьи 245 КАС Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно части 3 статьи 245 КАС Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Поскольку сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№><№> внесены в Единый государственный реестр недвижимости 1 января 2015 г., то срок, предусмотренный частью 3 статьи 245 КАС Российской Федерации, истек 1 января 2020 г., с административным исковым заявлением административный истец обратился в суд 9 сентября 2021 г.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28) пропуск срока, предусмотренного частью 3 статьи 245 КАС Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости следует, что с 1 января 2015 г. в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№>, <№>, в связи с чем суд полагает возможным удовлетворить ходатайство административного истца о восстановлении срока для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть первая).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть вторая).
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть третья).
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно части 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Исходя из вышеназванных законоположений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд считает, что результаты определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№>, <№> затрагивают права и обязанности административного истца Гущеварова А.А. как собственника земельных участков и плательщика земельного налога, исчисляемого от кадастровой стоимости, и он вправе оспорить установленную кадастровую стоимость земельных участков в суде.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу третьему части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности и пункту 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№>, <№> Гущеваров А.А. представил отчеты <№>, <№>, <№> от 15 июля 2021 г. об оценке рыночной стоимости указанных земельных участков, составленные ООО «Каплан», оценщиком ФИО5
В соответствии с положениями части первой статьи 4, абзаца второго статьи 15, абзаца четвёртого статьи 15.1 и части четвёртой статьи 24.7 Закона об оценочной деятельности субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков.
Оценщик ФИО5 имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости» от 29 марта 2018 г., является членом некоммерческого партнерства «Саморегулируемая межрегиональная ассоциация специалистов-оценщиков», включен в реестр членов 1 февраля 2008 г., его гражданская ответственность застрахована в АО «АльфаСтрахование» на сумму 3 000 000 рублей, срок действия договора страхования со 2 августа 2020 г. до 1 августа 2021 г.
Довод Госкомимущества Республики Мордовия в отзыве на административный иск о том, что на дату составления отчетов трехлетний срок действия квалификационного аттестата в области оценочной деятельности, выданного ФИО5 29 марта 2018 г. истек, является несостоятельным.
В силу пункта 10 Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2021г. № 109 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440» срок действия квалификационных аттестатов продлевается на 4 месяца - в отношении квалификационных аттестатов, выданных с 1 февраля по 31 мая 2018 г. Переоформление ранее выданных квалификационных аттестатов в связи с продлением срока их действия не осуществляется.
Таким образом, по состоянию на 15 июля 2021 г. срок действия квалификационного аттестата оценщика ФИО5 не истек.
При таких обстоятельствах следует, что оценщик ФИО5 отвечает требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.
Согласно данным отчетам по состоянию на 1 января 2012 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> составляет 1 197 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером <№> составляет 306 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером <№> составляет 250 000 рублей.
Рыночная стоимость объектов оценки определена оценщиком на основании изучения объектов оценки, исследования рынка. Источники необходимой информации, методики расчетов учтены в отчетах. Оценка проведена с соблюдением федеральных стандартов оценки, законодательства в области оценочной деятельности, отчёты полные, ясные, сомнений в обоснованности не вызывают.
Доказательств, опровергающих выводы отчётов об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков, ни административные ответчики, ни заинтересованные лица не представили, равно как и не заявили ходатайство о назначении судебной экспертизы с целью определения рыночной стоимости спорных земельных участков.
Довод Госкомимущества Республики Мордовия о том, что при расчете рыночной стоимости земельных участков сравнительным подходом оценщиком использовались аналоги, не сопоставимые с объектом оценки по экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим их стоимость, отклоняется.
Как усматривается из отчетов оценщика, рыночная стоимость земельных участков определена в рамках сравнительного подхода методом анализа сравнительных продаж путем использования трех объектов-аналогов с соответствующим внесением корректировок на различие объектов-аналогов к объекту оценки.
Использованные объекты-аналоги, вопреки доводам Госкомимущества Республики Мордовия, соответствуют объекту оценки по основным экономическим, материальным и техническим характеристикам. При выборе объектов-аналогов оценщиком учтены все ценообразующие факторы, оказывающие влияние на выводы о рыночной стоимости объектов оценки, в том числе местоположение, функциональное использование земельных участков, физические характеристики, транспортная доступность, инфраструктура.
Довод Госкомимущества Республики Мордовия о том, что в качестве объектов-аналогов выбраны объекты, которые отличаются от объектов оценки по площади, что ведет к недопустимой погрешности при определении итоговой величины, ошибочен, отличие площади объектов аналогов учтено оценщиком применением поправочных коэффициентов.
Отсутствие у объектов аналогов кадастровых номеров не повлияло на определение рыночной стоимости спорного земельного участка, поскольку основным параметром при расчете рыночной стоимости является не наличие кадастровых номеров, а сопоставимость выбранных аналогов с объектом оценки, что отражено в отчетах об оценке.
По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
С учётом изложенного суд не усматривает оснований для несогласия с отчётами оценщика ФИО5, данные отчёты могут быть приняты в целях установления рыночной стоимости земельных участков на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.
Соответственно, административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 в резолютивной части решения суда должна быть указана дата подачи административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости (в данном случае дата подачи административного искового заявления в суд – 9 сентября 2021 г.), сведения о которой подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 разъяснено, что административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№>, <№> определена в результате проведения массовой кадастровой оценки земельных участков, итоги которой утверждены приказом Госкомимущества Республики Мордовия от 27 ноября 2014 г. № 42, в связи с чем надлежащим ответчиком по административному делу является Госкомимущество Республики Мордовия.
Руководствуясь статьями 174, 180, 249, 297, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
решил:
административное исковое заявление Гущеварова Артема Александровича к Государственному комитету имущественных и земельных отношений Республики Мордовия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.
Установить по состоянию на 1 января 2012 г. кадастровую стоимость:
земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 4993 кв.м категория земель: земли населенных пунктов вид разрешенного использования: для размещения производственных помещений, расположенного по адресу: <адрес>, в сумме 1 197 000 рублей (один миллион сто девяносто семь тысяч) рублей;
земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 930 кв.м категория земель: земли населенных пунктов вид разрешенного использования: для размещения производственных помещений, расположенного по адресу: <адрес>, в сумме 306 000 (триста шесть тысяч) рублей;
земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 722 кв.м категория земель: земли населенных пунктов вид разрешенного использования: для размещения производственных помещений, расположенного по адресу: <адрес>, в сумме 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.
Датой подачи заявления Гущеварова Артема Александровича о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№>, <№>, сведения о которой подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости, считать 9 сентября 2021 г.
В удовлетворении административного искового заявления Гущеварова Артема Александровича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия Л.И. Середа
Мотивированное решение суда составлено 3 ноября 2021 г.