ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-102 от 25.10.2013 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Р Е Ш Е Н И Е 3-102/13

именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего Краевой Л.В.

при секретаре Паньшиной Е.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 25 октября 2013 года

дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области к Межрегиональной общественной организации «Лига тайского бокса Сибири и Дальнего Востока» о ликвидации общественной организации,


У С Т А Н О В И Л:

    Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области обратилось в суд с иском к Межрегиональной общественной организации – «Лига тайского бокса Сибири и Дальнего Востока» о ликвидации, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц по абз.3 ст.44 ФЗ «Об общественных объединениях» за неоднократные грубые нарушения федерального законодательства, носящие неустранимый характер, выразившиеся в следующем.

В период с 01 апреля 2013 года по 26 апреля 2013 года проводилась плановая проверка соответствия деятельности Организации, в результате которой выявлены многочисленные неоднократные грубые нарушения законодательства Российской Федерации.

В нарушение п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в уставе Организации отсутствуют сведения о филиалах Организации, перечень которых содержится в Едином государственном реестре юридических лиц.

Имеет место нарушение ст. 14 Федерального закона «Об общественных объединениях», выразившееся в отсутствии подтверждения о наличии установленного числа филиалов объединения.

    В нарушение ст. 8 Федерального закона «Об общественных объединениях», п. 2 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», п. 30 ст. 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», закрепляющих ведение деятельности в рамках организации, деятельность ею не ведется, непосредственное ведение деятельности осуществляется в рамках самостоятельных региональных федераций тайского бокса, являющихся структурными подразделениями Организации.

В нарушение п. 1 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» расходование денежных осуществляется не в рамках мероприятий самой Организации, в связи с принятием решения одним из руководящих органов организации в соответствии с его компетенцией предусмотренной уставом (отсутствуют сметы, решения о принятии участия в мероприятиях в Москве, в представленных протоколах соревнований отсутствует информация о проведенных соревнованиях в указанном субъекте).

В нарушение абз. 2 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» организацией не соблюдаются нормы п.п. 5.1, 5.3, 5.4, 5.6, 6.2, 6.6, 6.9, 6.11 ее устава. Так, организация не осуществляет свою деятельность через региональные отделения, что подтверждается непредставлением документов о деятельности региональных отделений; органы управления в отделениях в нарушение п. 5.3, 5.4, 5.6 устава не осуществляют свою деятельность, что подтверждается непредставлением документов, подтверждающих

обратное в разрезе по каждому отделению; вопросы, относящиеся к исключительной компетенции высшего органа управления Организации - Конференции, рассматриваются не в полном объеме; правление не осуществляет деятельность, предусмотренную уставом, что подтверждается отсутствием протоколов данного органа управления, содержащих необходимые решения (об утверждении долгосрочных и годовых планов работ по разделам деятельности Организации); ревизор не осуществляет свою деятельность, что подтверждается отсутствием решений данного органа контроля, периодичность проведения проверок ежегодно не соблюдается.

В судебное заседание не явились лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о судебном разбирательстве. От истца и ответчика имеется ходатайство с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие. Ответчик президент Межрегиональной общественной организации «Лига тайского бокса Сибири и Дальнего Востока»в заявлении письменно иск признал(л.д.32).

Суд счел возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы искового заявления, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Распоряжением Управления Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области № от ДД.ММ.ГГГГ была осуществлена государственная регистрация создания Межрегиональной общественной организации «Федерация тайского бокса Сибири и дальнего Востока», президент-Б.(л.д.14). Адрес(место нахождения организации, по которому с ней осуществляется связь: <адрес>(<адрес>

Запись о некоммерческой организации Межрегиональная общественная организация «Лига тайского бокса Сибири и Дальнего Востока» внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 01.02.2008г.(л.д.15).

Распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области от <данные изъяты>О проведении плановой документальной проверки юридического лица».

Для проведения проверки были представлены и исследованы докумены: бухгалтерская и налоговая отчетность, протоколы заседания Президиума, протоколы Конференции, копии учредительных документов, итоговые протоколы соревнований, копии учредительных документов региональных общественных организаций «Федерация тайского бокса», Устав(л.д.21).

По результатам проверки был составлен акт проверки от 26 апреля 2013года(л.д.21-22) и вынесено предупреждение об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации (л.д. 23-24), которое было вручено ответчику 07.05.2013г.(л.д.25).

Предупреждение не обжаловано ответчиком в судебном порядке.

30.08.2013года в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области поступило заявление Президента Межрегиональной общественной организации «Федерация тайского бокса Сибири и дальнего Востока -Бусыгина С.Ю. в котором содержится просьба о ликвидации общественной организации в связи с нарушением норм Федерального законодательства, с отсутствием деятельности Правления и Ревизора, отсутствием финансирования(л.д.26).

В силу пункта 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод осуществление прав на свободу собраний и объединений не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы деятельности общественного объединения, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами, предусмотрены и статьей 29 Федерального закона "Об общественных объединениях".

Статьей 41 вышеуказанного Федерального закона установлено, что общественные объединения, в том числе не обладающие правами юридического лица, в случае нарушения законодательства Российской Федерации несут ответственность в соответствии с этим Федеральным законом и другими законами.

В силу статьи 44 "Об общественных объединениях" основаниями для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются: нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Основания для ликвидации юридических лиц, в число которых входят общественные объединения, также предусмотрены абзацем 2 пункта 2 статьи 61 ГК Российской Федерации, в силу которого юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом.

Согласно абз.2 ст. 29 Федеральный закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.07.2012) "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано:

соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

В нарушение абз. 2 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» Организацией не соблюдаются следующие нормы, предусмотренные уставом:

    в нарушение п. 5.1 устава Организация не осуществляет своей деятельности через

региональные отделения, что подтверждается непредставлением документов о деятельности региональных отделений;

органы управления в отделениях в нарушение п. 5.3, 5.4, 5.6 устава не осуществляют своей деятельности, что подтверждается непредставлением документов, подтверждающих обратное в разрезе по каждому отделению;

в нарушение п. 6.2 устава вопросы, относящиеся к исключительной компетенции высшего органа управления Организации - Конференции, рассматривались не в полном объеме, а именно: определении основных и приоритетных направлений деятельности, принципов формирования и использования имущества, обязательные для региональных отделений; утверждении финансового плана, заслушивании и утверждении отчетов Председателей региональных отделений, отчетов о деятельности Президиума, Ревизора, утверждении годового бухгалтерского баланса (протоколы высшего органа управления по данным вопросам не были представлены)

в нарушение п. 6.6 устава Правление не осуществляет следующей деятельности, предусмотренной уставом, что подтверждается отсутствием протоколов данного органа правления, содержащих необходимые решения: об утверждении долгосрочных и годовых планов работ по разделам деятельности Организации;

в нарушение п. 6.9, 6.11 устава Ревизор не осуществляет своей деятельности, что подтверждается отсутствием решений данного органа контроля, периодичность проведения проверок - ежегодно — не соблюдается.

В нарушение абз. 2 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» не соблюдаются следующие нормы действующего законодательства.

В нарушение п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в уставе Организации отсутствуют ведения о филиалах Организации, перечень которых содержится в Едином государственном » реестре юридических лиц.

Согласно ст.14 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.07.2012) "Об общественных объединениях" в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

В нарушение ст. 14 Федерального закона «Об общественных объединениях» наличие у Организации структурных подразделений, а не самостоятельных общественных объединений -Организации, на территории двух и более субъектов не подтверждено (организацией представлены уставы в отношении 6 общественных объединений, однако в ежегодной информации о продолжении деятельности ею указывается, что членами организации являются 8 человек, минимальное количество членов общественного объединения - 3 /ст. 18 Федерального закона «Об общественных объединениях»/, т.е. даже исходя из членского состава в Организации нет такого количества Отделений).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об общественных объединениях общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, куш образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребно граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения спор конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

В соответствии с п. 30 ст. 2 Федерального закона «О физической культуре и спор Российской Федерации» физкультурно-спортивная организация - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.

Однако, в нарушение указанных норм законов, закрепляющих ведение деятельности в Организации, деятельность ею не ведется: непосредственное ведение деятельно осуществляется в рамках самостоятельных региональных федераций тайского бокса, являющихся структурными подразделениями Организации.

В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующим целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Однако, в нарушение указанной нормы закона, расходование денежных средств осуществляется, но не в рамках мероприятий самой Организации, в связи с принятием решения одним из руководящих органов Организации в соответствии с его компетенцией, предусмотренной уставом (нет ни смет, ни решений о принятии участия в мероприятиях г. Москве, в представленных протоколах соревнований отсутствует информация о проведенных соревнованиях в указанном субъекте)

     При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Межрегиональной общественной организацией «Федерация тайского бокса Сибири и дальнего Востока» неоднократно были допущены нарушения норм закона, которые являются существенными и неустранимыми, поскольку 30.08.2013года в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области поступило заявление Президента Межрегиональной общественной организации «Федерация тайского бокса Сибири и дальнего Восток» -Бусыгина С.Ю. в котором содержится просьба о ликвидации общественной организации в связи с нарушением норм Федерального законодательства, с отсутствием деятельности Правления и Ревизора, отсутствием финансирования. Поэтому восстановление законности возможно только путем ликвидации общественной организации с ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 4000 рублей в местный бюджет.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

    Иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области к Межрегиональной общественной организации «Лига тайского бокса Сибири и Дальнего Востока» о ликвидации общественной организации удовлетворить.

    Ликвидировать Межрегиональную общественную организацию «Лига тайского бокса Сибири и Дальнего Востока» с исключением ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с Межрегиональной общественной организации «Лига тайского бокса Сибири и Дальнего Востока» госпошлину в размере <данные изъяты>)рублей в местный бюджет.

    Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в месячный срок со дня вынесения.

Председательствующий: