дело №3-1041/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Уфа 12 октября 2018 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания Х.Р.И..,
с участием прокурора Республики Башкортостан Муратовой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Октябрьский ремонтно-монтажный комбинат по торговой технике» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующими пункта 2585 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года № 1732 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции от 3 июля 2018 года),
У С Т А Н О В И Л:
приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года №1732 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» установлен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2018 год).
Данный документ опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.
Пунктом 2585 Перечня на 2018 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год, было включено нежилое здание общей площадью 1290,8 кв.м с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: адрес
Акционерное общество «Октябрьский ремонтно-монтажный комбинат по торговой технике»» (далее – АО «Октябрьский ремонтно-монтажный комбинат по торговой технике»), собственник здания, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 2585 Перечня на 2018 год. В обоснование требований указано, что спорное здание и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствуют требованиям пункта 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Здание не является административно-деловым центром или торговым центром, находится на охраняемой территории, используется под мастерские по монтажу и ремонту оборудования и под склады комплектующих материалов для осуществления ремонта. Разрешенный вид использования земельного участка «под производственную базу» не предполагает расположение административного или торгового объекта. Включение вышеуказанного здания в Перечень на 2018 год нарушает права общества, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Представитель АО «Октябрьский ремонтно-монтажный комбинат по торговой технике» ФИО1 административный иск поддержала, просила удовлетворить, пояснила, что основная часть здания используется для осуществления деятельности по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию оборудования и под склады комплектующих материалов для осуществления ремонта. По акту осмотра, составленного сотрудниками комитета по управлению собственностью по городу Октябрьский Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, менее 20 % площади здания сдано в аренду.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ФИО2 пояснила, что спорное здание действительно не соответствует критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В акте обследования здания административный ответчик пришел к выводу, что здание подлежит исключению из Перечня на 2018 год.
Выслушав объяснения представителя административного истца и административного ответчика, опросив специалистов комитета по управлению собственностью по городу Октябрьский Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, изучив материалы дела, проверив Перечень на 2018 год в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Административным истцом не оспаривалась компетенция Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на принятие оспариваемого приказа.
Суд считает, что на основании положений пункта «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з, пункта 2 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года № 180 «О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (редакция от 3 ноября 2016 года) административный ответчик является органом, который на момент издания Приказа обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Порядок опубликования Приказа не нарушен. Нормативный правовой акт в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации был размещен на официальном сайте министерства http://www.mziorb.ru/ до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 Кодекса в качестве условий признания зданий (строений, сооружений) административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) определены вид разрешенного использования земельного участка, и (или) назначение, разрешенное использованию здания (строения, сооружения), и (или) фактическое использование здания (строения, сооружения).
В редакции от 20 ноября 2017 год Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з предусмотрено, что к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв. метров, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
5) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, с начала налогового периода, следующего за годом, в котором истекли два года со дня принятия указанных объектов к бухгалтерскому учету (статья 2.1).
Таким образом, для включения в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, необходимо, чтобы в объектах, являющихся торговыми центрами или отдельно стоящими нежилыми зданиями, фактически использовались не менее 20 процентов их общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания.
В судебном заседании установлено, что спорный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером №..., площадью 2792+/-18 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под производственную базу.
Вместе с тем вид разрешенного использования земельного участка должен точно соответствовать виду, предусмотренному для этих целей Налоговым кодексом Российской Федерации. По смыслу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, общественного питания и бытового обслуживания, соответствуют предусмотренному пунктами 1.2.7 - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, и 1.2.5 Приказа Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39 виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Установленный вид разрешенного использования земельного участка «под производственную базу» не может быть отнесен к группе видов разрешенного использования, содержащихся в пунктах 1.2.5 и 1.2.7.
Названный вид разрешенного использования, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, следовательно, здание не подлежало включению в Перечень на 2018 год по названным признакам.
Утверждение представителя административного ответчика о том, что согласно распечатки с публичной кадастровой карты, размещенной на официальном сайте Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка «для объектов общественно-делового назначения», опровергается договором аренды от 19 октября 2009 года, кадастровым паспортом земельного участка и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 5 октября 2018 года, заверенной печатью филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан (л.д.19-21).
АО «Октябрьский ремонтно-монтажный комбинат по торговой технике» на основании акта приемки законченного строительством объекта является собственником нежилого строения – базы ОХРУ по торговой технике, по адресу: адрес (л.д.135-138).
Основным и дополнительными видами деятельности акционерного общества являются предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию прочего оборудования общего назначения, не включенного в другие группировки, другие виды хозяйственной деятельности (л.д.42).
Согласно техническому паспорту, составленного государственным унитарным предприятием Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан, спорное здание входит в комплекс строений обозначено как литер «А», наименование административное здание, общая площадь 1290,8 кв.м. Кроме литера «А» производственный комплекс состоит из производственного корпуса литер «Б» (гараж) (л.д.27).
По экспликации помещения в административном здании находятся кабинеты, мастерские, кладовые, вентиляционные, коридоры, склады, кухня, коридоры, туалеты, электрощитовые, учебные классы (л.д.32-33).
Спорное здание было включено в Перечень на основании информации, полученной от Управления Росреестра по Республике Башкортостан из базы данных Автоматической информационной системы Государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН) и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) на основании пункта 2.1. Порядка без проведения мероприятий по определению фактического использования объекта.
В порядке подготовки к рассмотрению дела суд обязал административного ответчика провести обследование спорного объекта недвижимого имущества.
В акте обследования от 19 сентября 2018 года, составленном комиссией в составе специалистов комитета по управлению собственностью города Октябрьский Минземимущества Республики Башкортостана 199,4 кв.м спорного объекта используется для размещения офисов, торговых объектов, что составляет 15,4 %, 233,8 кв.м на первом этаже используются под склады, коридоры, сан.узлы, на втором этаже 81,8 кв.м цех по ремонту техники, 29,3 кв.м договорной отдел, 77, 2 и 63,9 кв.м склады, 10,8 кв.м пустуют, 59,3 кв.м офисы сотрудников акционерного общества, 114,9 кв.м места общего пользования. На основании изложенного комиссией сделан вывод о том, что здание подлежит исключению из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Представленные административным истцом договора аренды подтверждают выводы комиссии.
Допрошенные в судебном заседании специалисты комитета по управлению собственностью города Октябрьский Минземимущества Республики Башкортостана К.Р.Р. и Ш.Е.А. подтвердили вышеприведенный акт обследования от 19 сентября 2018 года, пояснили, что при направлении копии акта административному ответчику произошла техническая ошибка, был ошибочно прикреплено заключение о соответствии здания критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации из другого акта обследования.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что спорное здание эксплуатируется в качестве здания управления, входит в состав инфраструктуры промышленного предприятия общества, функционально и конструктивно неотделимо от единого производственного комплекса и используется для размещения административно-технического персонала, который необходим для непосредственного и непрерывного обслуживания производственного процесса. В здании оборудованы рабочие места руководства. Самостоятельного офисного назначения спорный объект недвижимости не имеет, помещения, которые сдаются в аренду составляют менее 20 % (25,4 кв.м + 30 кв.м).
В соответствии с частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Доказательств тому, что 20 и более процентов от общей площади зданий предусматривает или используется под размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а также фактически используется в этих целях, административным ответчиком не представлено и в материалах административного дела не содержится.
Следовательно, включение в оспариваемый Перечень на 2018 год объекта недвижимого имущества, указанного в пункте 2585 как противоречащее требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з, не может быть признано законным.
Учитывая изложенное, суд признает недействующим пункт 2585 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года № 1732, поскольку оспариваемое положение содержит противоречия федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2018 год), признание отдельных его положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
При таких обстоятельствах, пункт 2585 Перечня на 2018 год подлежит признанию недействующим с момента принятия приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года № 1732.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление акционерного общества «Октябрьский ремонтно-монтажный комбинат по торговой технике» удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года №1732 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции от 3 июля 2018 года) в части включения в пункт 2585 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год, объекта недвижимого имущества - нежилое здание общей площадью 1290,8 кв.м с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: адрес.
Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу акционерного общества «Октябрьский ремонтно-монтажный комбинат по торговой технике» 4500 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.А. Тазетдинова