ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-106/2015 от 04.06.2015 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Дело №3-106/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Алтайский краевой суд в составе: председательствующего судьи Ковалюк Л.Ю., при секретаре Блиновой Е.А., с участием прокурора Мищенко Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Алтай-Кокс» о признании противоречащим закону пункта 1 решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 17 декабря 2014 года № 539 «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые открытым акционерным обществом «Алтай-Кокс», на 2015 год» и приложения к нему,

установил:

решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 17.12.2014г. № 539 «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые открытым акционерным обществом «Алтай-Кокс», на 2015 год» установлены тарифы на 2015 год на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые открытым акционерным обществом «Алтай-Кокс», с календарной разбивкой согласно приложению (пункт 1); период действия тарифов установлен с 01.01.2015г. по 31.12.2015г. (пункт 2); со дня вступления в силу настоящего решения признано утратившим силу решение Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 17.12.2013г. № 447 «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для открытого акционерного общества «Алтай-Кокс» города Заринска Алтайского края на 2014 год» (пункт 3); решение вступает в силу с 01.01.2015г. и подлежит опубликованию в газете «Алтайская правда» и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) (пункты 4, 5).

Согласно приложению к решению для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения установлен одноставочный тариф (без учета НДС) на период с 01.01.2015г. по 30.06.2015г. в размере 125,73 руб./Гкал, на период с 01.07.2015г. по 31.12.2015г. в размере 193,31 руб./Гкал, вид теплоносителя вода.

Открытое акционерное общество «Алтай-Кокс» (ОАО «Алтай-Кокс, Общество) обратилось в суд с заявлением (с учетом уточнения требования

1

T.I л.д.56-57) о признании противоречащим закону пункта 1 решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 17 декабря 2014 года № 539 «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые открытым акционерным обществом «Алтай-Кокс», на 2015 год» и приложения к нему, указав, что решение принято с нарушением установленного порядка принятия, а именно, без фактического исследования экономической обоснованности представленного Обществом тарифного предложения, не произведена экспертиза предложения Общества, не определены основания исключения расходов Общества из необходимой валовой выручки; с нарушением порядка направления решения (протокола заседания правления) в регулируемую организацию. Данные нарушения привели к установлению тарифа в размере, не позволяющем получить в 2015 году необходимую для осуществления регулируемого вида деятельности валовую выручку в экономически обоснованном размере.

В дополнительных письменных пояснениях по заявлению (т.1 л.д.111-

оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность» в части затрат на холодную воду, «расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями» в части услуг по передаче электроэнергии, затрат на экспертизу, «расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг» в части услуг охраны, «арендная плата, концессионная плата, лизинговые платежи», «другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции» в части ремонтных работ, в части прочих расходов передела (общецеховые, коммерческие, управленческие расходы) в экспертном заключении, тексте протокола заседания правления отсутствуют указания на основания исключения (снижения) расходов Общества со ссылками на материалы тарифного дела и (или) нормативно-правовые акты, которым не соответствуют представленные Обществом документы и (или) расчеты. Исключение расходов по мотиву несоблюдения Обществом требования законодательства о ведении раздельного учета по регулируемому виду деятельности является необоснованным. В тарифное дело Обществом представлено Положение об учетной политике с приложением плана счетов, который содержит субсчета: на счете 90 «Продажи» субсчет 9012010100 «Выручка от продажи услуги РФ (нетто)» и субсчет 90220101100 «Себестоимость продаж услуг — основанная деятельность (РФ)», на которых в соответствии с учетной политикой (с учетом изменений, внесенных приказом от 30.08.2013г. № 304) ведется раздельный учет доходов и расходов по регулируемым видам деятельности с использованием аналитики в разрезе ОЗМ (основная запись материала). Так же представлена Методика

калькулирования себестоимости - локальный нормативный акт, содержащий нормы и правила по учету и отражению доходов и расходов Общества, в том числе, подробно по каждому регулируемому виду деятельности и составляющим статьям затрат. При этом в соответствии с приказом Минфина России от 31.10.2000г. № 94н субсчета, предусмотренные в плане счетов, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля, отчетности, и их содержание может уточняться организацией, в том числе путем их исключения, объединения, а также введения дополнительных субсчетов. Каких-либо доводов о недопустимости такого способа ведения бухгалтерского учета и его несоответствия требованиям Единой системы классификации и раздельного учета экспертами не указано.

В возражениях Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (Управление, орган регулирования) указало на законность принятого решения, включая соблюдение компетенции, порядка принятия, вступления в законную силу, соответствие вышестоящему

законодательству (т. 1 л.д.64-67, 133-137, 174-180, т.2 л.д. ).

Выслушав пояснения представителя ОАО «Алтай-Кокс» ФИО, представителей Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов ФИО, ФИО, заключение прокурора, полагавшего об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения недействующим, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Правоотношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом «О теплоснабжении» от 27.07.2010г. № 190-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее Правила регулирования цен), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013г. № 760-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения», другими нормативными правовыми актами.

В силу положений п.6 ч.1 ст.8 Федерального закона «О теплоснабжении» тарифы на услуги по передаче тепловой энергии подлежат государственному регулированию.

ОАО «Алтай-Кокс» оказывает услуги по передаче тепловой энергии, принадлежащей ООО «Жилищно-коммунальное управление», через принадлежащую тепловую сеть - тепловой коллектор (ТК-1), тепловой пункт №71(ТП-71).

В силу п.1 ч.2 ст.5, ч.З ст.7, п.6 ч.1 ст.8 названного Федерального закона установление тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя относится к полномочиям органов исполнительной власти

субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

В соответствии с положением об Управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 30.11.2011г. № 695, Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, государственное регулирование и контроль применения цен, тарифов, наценок, надбавок на товары (продукцию) и услуги. В соответствии с п.4.10 положения Управление устанавливает тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

В соответствии с Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения установление тарифов производится путем открытия и рассмотрения дел. В соответствии с п. 12 Правил открытие дела осуществляется по предложению регулируемой организации; в соответствии с п.28 Правил орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов); требования к содержанию экспертного заключения указаны в п.29; порядок принятия решения, требования к его форме и содержанию указаны в п.п.30, 31; содержание протокола заседания правления органа регулирования отражено в п.32; порядок опубликования решения и протокола указаны в п.35 Правил. Порядок, сроки направления копии решения с приложением протокола регулируемой организации, для которой установлен тариф, содержатся в п.34 Правил регулирования цен.

Из обстоятельств дела следует, что 28.04.2014г. ОАО «Алтай-Кокс» обратилось в Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов с заявлением об открытии дела об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2015 год в размере 285,64 руб./Гкал. В заявлении о выборе метода регулирования тарифов просило использовать метод экономически обоснованных расходов. Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов по результатам открытия и рассмотрения дела № 02/86 об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ОАО «Алтай-Кокс», принято оспариваемое решение.

В соответствии с п.6 Постановления Правительства РФ от 21.02.2011г. № 97 «Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» для определения основных направлений деятельности органа регулирования и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган общей численностью не более 9 человек. В состав коллегиального органа без права передачи полномочий иным лицам входят работники органа регулирования числом не более 7 человек, а при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики - также по одному представителю от совета рынка и антимонопольного органа. Руководитель органа регулирования является председателем коллегиального

органа и утверждает персональный состав коллегиального органа, а также порядок его деятельности. Заседание коллегиального органа считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. Голос председателя коллегиального органа при равенстве голосов членов коллегиального органа является решающим.

Аналогичные положения содержатся в порядке деятельности правления, утвержденном приказом Управления Алтайского края по государственному регулирования цен и тарифов от 23.10.2014г. № 209-пр «О правлении управления Алтайского края по государственному регулирования цен и тарифов». Кроме того, в п.4.5 указано, что рассмотрение вопросов об установлении цен (тарифов, наценок, надбавок) на товары (продукцию) и услуги осуществляется на заседании правления в присутствии полномочных представителей регулируемой организации.

Этим же приказом утвержден состав правления в количестве семи человек, являющихся работниками Управления, в том числе начальник управления, а также двух человек для рассмотрения и принятия решений по вопросам регулирования тарифов в области электроэнергетики.

Согласно протоколу заседания правления № 62/57 от 17.12.2014г. вповестку дня был включен вопрос № 57 об установлении тарифов на услугипо передаче тепловой энергии, оказываемые ОАО «Алтай-Кокс», на 2015год, в заседании приняли участие шесть членов правления, в том числепредседатель - начальник Управления Алтайского края по

государственному регулированию цен и тарифов, а также участвовали три представителя регулируемой организации. За принятие решения проголосовало шесть членов правления, в том числе председатель правления (т.1 л.д.141, 142).

Решение с приложением и протоколом размещено на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), а также опубликовано (без протокола заседания правления) в краевой массовой газете «Алтайская правда» № 266 от 24.12.2014г., включено в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 09.02.2015г., номер государственной регистрации RU220002011401767.

По форме решение соответствует требованиям п.31 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения».

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов в пределах предоставленных полномочий, нарушений требований к форме нормативного правового акта, процедуре его принятия, опубликования и вступления в силу, установленных Правилам регулирования цен, законом Алтайского края «О правотворческой деятельности» от 09.11.2006г. № 122-ЗС, постановлением Администрации

Алтайского края от 01.06.2011г. № 286 «Об организации правотворческой деятельности администрации края и иных органов исполнительной власти Алтайского края» судом при рассмотрении дела не установлено.

Доводы заявителя, касающиеся нарушения порядка направления копии решения и протокола заседания правления Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, не являются основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта противоречащим закону по следующим основаниям.

В соответствии с п.34 Правил регулирования цен орган регулирования в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об установлении цен (тарифов), но не позднее 21 декабря года, предшествующего очередному периоду регулирования, направляет каждой регулируемой организации, для которой установлены цены (тарифы) в соответствии с указанным решением, почтовым отправлением с уведомлением о вручении и в электронном виде заверенную копию указанного решения с приложением протокола, а также в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов простым почтовым отправлением и в электронном виде.

Из обстоятельств дела следует, 22.12.2014г. (поскольку 21.12.2014г. являлось воскресеньем - выходным днем) Управлением в адрес ОАО «Алтай-Кокс» простой почтой, а также в электронном виде (уполномоченному лицу ОАО «Алтай-Кокс» ФИО) была направлена копия решения с приложением протокола, что подтверждается сопроводительным письмом от 20.12.2014г. (т.1 л.д.100), реестром простых почтовых отправлений, реестром рассылки от 22.12.2014г. (т.1 л.д.120-122), скриншотами (т.1 л.д.123-127). Таким образом, требование о направлении регулируемой организации копии решения с приложением протокола органом регулирования выполнено. То обстоятельство, что указанные документы были направлены простой почтой, не свидетельствует об отсутствии факта направления, не является существенным нарушением, поскольку Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения предусмотрено дублирование направления указанных документов в электронном виде. Кроме того, процедура направления в адрес регулируемой организации копии решения с протоколом следует за процедурой принятия решения об установлении тарифа, не относится непосредственно к порядку принятия решения об установлении тарифов, в силу изложенного ненаправление копии решения с протоколом почтовым отправлением с уведомлением о вручении так же не может быть расценено как существенное нарушение порядка принятия решения.

Вопреки доводам заявления принятию решения об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии предшествовала экспертиза предложения ОАО «Алтай-Кокс» об установлении тарифов, проведенная органом регулирования.

Из экспертного заключения от 17.12.2014г., дело № 02/86, следует, что органом регулирования проведен анализ экономической обоснованности

расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности); анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования. Экспертное заключение содержит общие мотивированные выводы и рекомендации. Таким образом, содержание экспертного заключения отвечает требованиям п.28 Правил регулирования цен.

В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона «О теплоснабжении» государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Основные принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения указаны в статье 7 названного Закона, в том числе, обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.

В соответствии с п.ЗЗ Правил регулирования цен орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.

В соответствии с п. 12 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ от13.06.2013г. № 760-э, определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с настоящими Методическими указаниями.

Согласно протоколу заседания правления Управления, экспертному заключению органом регулирования объем полезного отпуска тепловой энергии определен в размере 16302,0 Гкал, необходимая валовая выручка в размере - 2600,2 тыс.руб.

В заявлении ОАО «Алтай-Кокс» указывает, что решение принято без фактического исследования экономической обоснованности тарифного предложения, в экспертном заключении и протоколе не указаны основания исключения (снижения) расходов Общества со ссылками на материалы тарифного дела и (или) нормативно-правовые акты, которым не соответствуют представленные обществом документы и (или) расчеты, по нижеследующим статьям расходов.

Расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, в части затрат на холодную воду.

Расходы представлены Обществом в размере 1,9 тыс.руб. Управлением расходы исключены в связи с отсутствием фактического подтверждения.

В соответствии с п.39 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как произведение цен (тарифов), установленных для таких организаций органами регулирования, и расчетных объемов приобретаемых услуг при осуществлении регулируемых видов деятельности.

В судебном заседании исследованы материалы тарифного дела, открытого по заявлению ОАО «Алтай-Кокс» об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2015 год. Из материалов тарифного дела, пояснений представителей Управления следует, что расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, в части затрат на холодную питьевую воду исключены в связи с отсутствием фактического подтверждения.

Согласно материалам тарифного дела (т.6 л.д.2565-2606) в подтверждение указанных расходов представлены фактический баланс по питьевой воде за 2013 год помесячно, из которого следует, что в 2013г. по наименованию «транспортировка тепла от ТК-1 до ТП-71» количество равно нулю; договор *** на отпуск холодной воды и прием сточных вод от 01.01.2012г., заключенный между ООО «Жилищно-коммунальное управление» (предприятие) и ОАО «Алтай-Кокс» (абонент), со сроком действия по 31.12.2012г. и возможностью пролонгации, по условиям которого предприятие обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть холодную воду на объект ул.Бийская, 16 (ТП-71) в объеме 11,60 куб.м/месяц; плановый баланс питьевой воды на 2015г., согласно которому транспортировка тепла от ТК-1 до ТП-71 указана в объеме 12 куб.м ежемесячно. Договор на отпуск холодной воды на 2015 год не представлен.

Принимая во внимание отсутствие факта потребления холодной питьевой воды за предшествующий период регулирования (2013 год), непредставление соответствующего договора на 2015 год, орган регулирования правомерно отказал во включении в НВВ расходов на холодную воду по указанной статье затрат, поскольку они не являются экономически обоснованным. Однако, в силу п. 13 Основ ценообразования

8

понесенные ОАО «Алтай-Кокс» в данном периоде регулирования экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов на 2015 год, подлежат учету органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены в полном объеме.

Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, в части затрат на экспертизу.

Обществом представлены затраты в сумме 98,0 тыс.руб., Управлением затраты исключены, поскольку не обоснована необходимость заключения договора на проведение экспертизы.

В обоснование представлен договор № 13.30.03 от 26.07.2013г., заключенный с ОАО «СибОРГРЭС» на выполнение работы: «Экспертиза нормативов удельных расходов топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию от ТЭЦ ОАО «Алтай-Кокс». Экспертиза нормативов создания запасов топлива на ТЭЦ ОАО «Алтай-Кокс». Экспертиза нормативов технологических потерь тепловой энергии». Общая стоимость работы по договору составляет 323,48 тыс.руб., в том числе экспертиза нормативов технологических потерь тепловой энергии 88,9 тыс.руб. (т.6 л.д.2642-2650). Из пояснений представителя заявителя следует, что при определении затрат на экспертизу на регулируемый период был применен индекс-дефлятор.

Приказом Минэнерго России от 30.12.2008г. № 325 утвержден Порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, согласно п. 13.6 которого в целях ускорения процесса утверждения нормативов рекомендуется прилагать к утверждаемым материалам экспертное заключение, содержащее выводы об обоснованности исходных данных, выполненных расчетов и значений нормативов.

Поскольку представление экспертного заключения по нормативам технологических потерь в регулирующий орган носит рекомендательный характер, Управление мотивировано и обоснованно исключило затраты на экспертизу.

Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и т.д., в части услуг услуги охраны.

Обществом представлены затраты на охрану в сумме 28,9 тыс.руб., Управлением затраты приняты в сумме 10,0 тыс.руб.

В обоснование представлен договор № 066/1 об оказании комплекса услуг по централизованной охране объектов от 01.01.2013г. с ФГКУ «Управление вневедомственной охраны ГУ МВД России по Алтайскому краю», со сроком действия по 31.12.2013г. По данному договору среди

прочих объектов осуществлялась охрана ТП-71. Представлены акты сдачи-приемки оказанных услуг и счета на оплату по каждому объекту, однако, не за все месяцы 2013 года (т.6 л.д.2609-2641). Представлена смета расходов, в которой расходы указаны в размере 28,92 тыс.руб. Расходы на охрану ТП-71 приняты Управлением с учетом фактически представленных актов и счетов, то есть скорректированы на основании представленных документов.

Арендная плата, концессионная плата, лизинговые платежи.

Обществом представлены затраты в сумме 4,1 тыс.руб., Управлением затраты скорректированы на основании представленных документов, приняты в размере 1,9 тыс.руб.

В соответствии с п.45 Основ ценообразования арендная плата, концессионная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы, концессионной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю, лизингодателю или концеденту амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, лизинг, концессию, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата, концессионная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

В подтверждение представлены договор аренды земельного участка № 29 от 28.02.2008г., заключенный с Администрацией города Заринска Алтайского края со сроком действия по 26.12..2017"г., и договор аренды земельного участка № 35 от 12.03.2013г. со сроком действия по 12.03.2016г. (т.З л.д. 1209-1219, 1224, 1226, 1227). При этом из пояснений представителя заявителя следует, что при определении затрат по арендной плате Обществом были применены индексы-дефляторы. Между тем, исходя из условий договоров аренды земельных участков, арендная плата определяется на основании муниципальных нормативных правовых актов. В связи с изложенным, а также п.45 Основ ценообразования арендная плата не может быть рассчитана с учетом индексов-дефляторов. Таким образом, вывод Управления экономически обоснован, мотивирован.

Другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции. Представлен ряд расходов. По данной статье Обществом оспариваются расходы на ремонтные работы.

Затраты на ремонтные работы представлены в сумме 617,0 тыс.руб., из них: специализированный цех по ремонту коксохимического электрооборудования (СЦРКО) 72,2 тыс.руб.; ремонт энергетического оборудования 378,3 тыс.руб.; ремонт средств автоматизации 166,5 тыс.руб.

Управлением затраты учтены в сумме 38,5 тыс.руб., из них:

СЦРКО - 36,1 тыс.руб. на основании представленных документов (дефектная

ведомость на текущий ремонт электрооборудования, расчет нормы времени

на ремонтные работы, перечень материалов);

ремонт энергетического оборудования в сумме 2,4 тыс.руб. только в объеме

материалов, трудозатраты согласно представленной пояснительной не

учтены;

затраты на ремонт средств автоматизации исключены в полном объеме, так

как в представленных документах указаны объекты, не связанные с

регулируемым видом деятельности.

В обоснование представлены план работ СЦРКЭО (специализированный цех по ремонту коксохимического электрооборудования) на 2015 год по ЦТВС (цех тепловодоснабжения) (транспортировка тепла), указана стоимость работ 72,2 тыс.руб.; график ППР (планово-предупредительных работ), ведомость дефектов, расшифровка потребности в материальных ресурсах (т.7 л.д.3031, 3032-3033, 3034-3035, 3039-3040); план ремонта энергооборудования участка по транспортировке тепла ЦТВС на 2015 год (т.7 л.д.3269), из которого следует, что запланирован текущий ремонт энергооборудования, указана стоимость работ 378,23 тыс.руб.; план ремонтных работ цеха автоматизации на 2015 год в ЦТВС (участок по транспортировке тепла) (т.7 л.д.3326), в котором указаны объекты: азотно-кислородная станция, воздухокомпрессорная станция, компрессорная станция с установкой осушки воздуха.

Согласно пояснительной записке к расчету тарифа на услуги по передаче тепловой энергии ОАО «Алтай-Кокс» от ТК-1 до ТП-71 на 2015 год, представленной в материалы тарифного дела ОАО «Алтай-Кокс» (т.1 л.д.2-6), в соответствии с порядком учета затрат на ремонтные работы по текущим ремонтам, выполненным в рамках одного цеха, затраты учитываются только по стоимости материалов. Поскольку согласно плану ремонта энергооборудования участка по транспортировке тепла ЦТВС на 2015 год запланирован текущий ремонт, который выполняется в рамках одного цеха, что следует из пояснений представителя заявителя, Управлением по данной статье правомерно учтены только затраты на материалы.

В отношении указанных в плане ремонтных работ цеха автоматизации объектов не представлены документы, подтверждающие использование указанных объектов при осуществлении регулируемого вида деятельности.

Кроме того, по статье «расходы на выполнение работ и услугпроизводственного характера, выполняемых по договорам состоронними организациями или индивидуальными

предпринимателями» не приняты расходы в части услуг по передаче электроэнергии.

По данной статье Обществом представлены расходы по передаче электроэнергии в размере 52,9 тыс.руб. Органом регулирования затраты на передачу электроэнергии исключены в полном объеме, поскольку на основании представленных документов по передаче электроэнергии

отсутствует возможность выделить затраты, относящиеся к регулируемому виду деятельности.

В подтверждение представлены фактический баланс по электроэнергии за 2013 год помесячно, в котором указаны объемы транспортировки тепла от ТК-1 до ТП-71 (т.4 л.д.1309-1332); договор № 18.22.358.12 оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.02.2012г., заключенный между ОАО «МРСК Сибири» (исполнитель) и ОАО «Алтай-кокс» (заказчик) на срок до 31.12.2012г. (т.4 л.д. 1408-1419), счета-фактуры.

Кроме того, по статье «другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции» Управлением не включены заявленные Обществом общецеховые расходы в сумме 151,5 тыс.руб., управленческие расходы в сумме 45,7 тыс.руб., коммерческие расходы в сумме 8,0 тыс.руб. (т.1 л.д.396-402, т.9 л.д.3811-3812, 3826). Управление указало, что в обоснование фактических затрат представлены калькуляции себестоимости услуг по статьям общецеховые расходы, управленческие расходы, коммерческие расходы. Калькуляция по своему значению не соответствует признакам первичного учетного документа, поскольку ею не фиксируется какая-либо хозяйственная операция, распоряжение или разрешение на проведение хозяйственной операции. Не приведены данные бухгалтерского учета, подтверждающие ведение аналитического учета по регулируемому виду деятельности, распределение косвенных расходов на закрепленный субсчет по регулируемому виду деятельности. В плане счетов отсутствует субсчет по регулируемому виду деятельности.

В силу ст. 7 Федерального закона «О теплоснабжении» регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с основным принципом об обязательном раздельном учете объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя, при чем обязанность по ведению раздельного учета возлагается на организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения.

Аналогично в соответствии с п. 10 Основ ценообразования регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих видов деятельности: производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более; производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии менее 25 МВт; производство тепловой энергии (мощности) не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии; производство теплоносителя; передача тепловой энергии и теплоносителя; сбыт тепловой энергии и теплоносителя;

подключение к системе теплоснабжения; поддержание резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.

В соответствии с п. 12 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется раздельно по видам деятельности, указанным в пункте 10 настоящего документа.

Согласно Методическим указаниям, утвержденным приказом ФСТ России от 13.06.2013г. № 760-э, при установлении цен (тарифов) не допускается повторный учет одних и тех же расходов по различным регулируемым видам деятельности.

В соответствии с п.п.3-5 Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, утвержденной приказом ФСТ России от 12.04.2013г. № 91, раздельный учет ведется на основе подтвержденной данными первичного бухгалтерского учета информации о фактических затратах и доходах по регулируемым видам деятельности регулируемой организации, необходимой для принятия решения федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование (цен) тарифов по данным регулируемым видам деятельности, а также формирование информации о плановых затратах по регулируемым видам деятельности регулируемых организаций.

Ведение раздельного учета осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Минюста России от 09.11.2000 N 9558-ЮД), в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации.

Раздельный учет осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией доходов и расходов, объема тепловой энергии, теплоносителя по источникам тепловой энергии, системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также с учетом дифференциации цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

При этом п.6 Приказа ФСТ России от 12.04.2013г. № 91 предполагает ведение раздельного учета объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением каждого вида регулируемой деятельности.

Элементы и виды затрат, по которым регулируемой организацией ведется раздельный учет в случае установления тарифов методом экономически обоснованных расходов (затрат), указаны в п.7 Единой системы классификации и раздельного учета.

Основным видом деятельности ОАО «Алтай-Кокс» является производство и реализация кокса, кроме того, Общество осуществляет ряд регулируемых видов деятельности, в том числе, производство тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, производство теплоносителя, поставляемого потребителям,

поставка потребителям питьевой воды, транспортировка сточных вод.

В силу п.З Единой системы классификации и раздельного учета раздельный учет должен вестись регулируемой организацией таким образом, чтобы информация о фактических затратах и доходах являлась необходимой и достаточной для принятия решения органом регулирования. Представленные Обществом в орган регулирования документы не отражают ведение раздельного учета по регулируемым видам деятельности в соответствии с требованиями приказа ФСТ России от 12.04.2013г. № 91.

На основании приказа генерального директора ОАО «Алтай-Кокс» от 30.08.2013г. № 304 «Об обеспечении ведения раздельного учета» Положение об учетной политике для целей бухгалтерского учета, утвержденное приказом от 29.12.2012г. № 565, дополнено пунктом 3.7.8 раздела 3.7, касающимся ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым видам деятельности на счетах 9012010100 «Выручка от продажи услуги РФ (нетто)» и 90220101100 «Себестоимость продаж услуг -основанная деятельность (РФ)» с использованием аналитики в разрезе ОЗМ (основная запись материала) по регулируемым видам деятельности. Пункт 3.8.3 дополнен абзацем о ведении раздельного учета затрат по регулируемым видам деятельности в разрезе МВЗ (мест возникновения затрат) по элементам и видам затрат в соответствии с принятой Обществом Методикой калькулирования себестоимости. Таким образом, учет расходов и доходов по всем регулируемым видам деятельности, осуществляемой ОАО «Алтай-Кокс», ведется на указанных двух счетах. По регулируемому виду деятельности «передача тепловой энергии» учет доходов и расходов на отдельных счетах и субсчетах не ведется, что следует из пояснений представителя заявителя.

Общецеховые, управленческие, коммерческие расходы являются косвенными расходами.

В соответствии с п. 13 Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций распределение косвенных расходов по соответствующим регулируемым видам деятельности, источнику тепловой энергии, системе теплоснабжения и (или) субъектам Российской Федерации производится в соответствии с учетной политикой регулируемой организации, с учетом изложенного указанные расходы могут быть включены в необходимую валовую выручку, если они возникли в связи с осуществлением регулируемого вида деятельности; документально подтверждены первичными учетными документами; порядок распределения косвенных расходов установлен учетной политикой регулируемой организации. Однако, в обоснование фактических затрат Общество опирается на калькуляцию себестоимости услуг, которая не относится к первичным учетным документам, так как не фиксирует какую-либо хозяйственную операцию или распоряжение на проведение хозяйственное операции.

В нарушение приказа ФСТ России от 12.04.2013г. № 91 ведение

Обществом раздельного учета осуществляется в разрезе мест возникновения затрат, определяемых методикой калькулирования затрат, по элементам и видам затрат; косвенные затраты основных производственных цехов распределяются согласно специфике передела, определенной в отраслевых методических рекомендациях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях черной металлургии. Однако, согласно названному приказу подтверждением ведения раздельного учета является учет затрат по регулируемому виду деятельности на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации. Таким образом, порядок распределения косвенных расходов с учетом требований приказа ФСТ России от 12.04.2013г. № 91 учетной политикой ОАО «Алтай-Кокс» не определен.

Представленная Методика калькулирования себестоимости не позволяет определить затраты Общества для отнесения их на регулируемый вид деятельности, провести проверку представленных документов в подтверждение расходов по регулируемому виду деятельности.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что органом регулирования проведено исследование экономической обоснованности тарифного предложения ОАО «Алтай-Кокс», отраженное в экспертном заключении, которое содержит, в том числе общие мотивированные выводы и анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат с указанием оснований по исключенным суммам. При этом из расчета необходимой валовой выручки исключены расходы, являющиеся экономически необоснованными.

Из протокола заседания правления от 17.12.2014г. № 62/57 следует, что он отвечает требованиям п.32 Правил регулирования цен, в том числе он содержит основания, по которым отказано во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, с указанием таких расходов и их величины. Таким образом, довод заявления о том, что в протоколе отсутствует указание на основания исключения (снижения) расходов является необоснованным. Ссылки в протоколе на материалы тарифного дела и нормативно-правовые акты п.32 Правил регулирования цен не предусмотрены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

открытому акционерному обществу «Алтай-Кокс» в удовлетворении заявления о признании противоречащим закону пункта 1 решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 17 декабря 2014 года № 539 «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые открытым акционерным обществом «Алтай-Кокс», на 2015 год» и приложения к нему отказать полностью.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья Л.Ю.Ковалюк

Решение в окончательной форме принято 9 июня 2015 года.Судья Л.Ю.Ковалюк