ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-107/2014 от 19.04.2016 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Именем Российской Федерации

19 апреля 2016 года город Тамбов

Тамбовский областной суд в составе:

председательствующего судьи Мороз Л.Э.,

при секретаре Минчевой Ж.С.,

С участием представителя административного истца Егоровой Н.В. по доверенности Егоровой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3-7/2016 по административному иску Егоровой ФИО10 к администрации г. Тамбова, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», администрации Тамбовской области, Управлению Росреестра по Тамбовской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости

земельного участка с кадастровым номером: *** категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под административно-производственное здание лит. А (в котором хозяйственная деятельность не осуществляется), общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, об установлении равной рыночной по состоянию на 01.01.2013 г.,

УСТАНОВИЛ:

Егорова Н.В. на праве аренды пользуется земельным участком с кадастровым номером: ***; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под административно-производственное здание лит. А (в котором хозяйственная деятельность не осуществляется), общей площадью *** кв. м, расположенным по адресу: ******.

Государственная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: ***, утверждена постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 года № 1276 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области» по состоянию на 01.01.2013 года и составляла *** рублей.

11 декабря 2014 года Егорова Н.В. в порядке гражданского судопроизводства предъявила иск к администрации г. Тамбова, Управлению Росреестра по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: ***, расположенного по адресу: ***, ***, равной рыночной по состоянию на 01.01.2013 года в сумме *** рублей.

В исковом заявлении Егорова Н.В. указала, что она является арендатором земельного участка с кадастровым номером *** на основании договора аренды от 13.08.2014 г. № 347.

На земельном участке расположено принадлежащее ей на праве собственности административно-производственное здание лит. «А», в котором хозяйственная деятельность не осуществляется.

Арендная плата рассчитана из кадастровой стоимости.

Егорова Н.В. считает, что кадастровая стоимость земельного участка завышена, чем нарушаются ее права, как арендатора по уплате арендной платы.

На основании статьи 66 Земельного кодекса РФ истец просила установить кадастровую стоимость равной рыночной по состоянию на 01.01.2013 года.

К участию в деле в качестве надлежащих ответчиков привлечены администрация Тамбовской области, ФГБУ «ФКП «Росреестра» в лице филиала по Тамбовской области.

В качестве доказательства определения рыночной стоимости земельного участка *** рублей административный истец предоставила суду Отчет ООО «СО-Эксперт» № 366/14 от 2 октября 2014 года, с датой оценки по состоянию на 01.01.2013 года, составленный независимым оценщиком Шнякиной Е.В., членом НП СРО «РАО ЮФО», Положительное заключение на данный Отчет эксперта НП СРО «РАО ЮФО» от 28 октября 2014 года г. № 68/281014/03.

Определением Тамбовского областного суда от 16 февраля 2015 года производство по делу приостановлено до рассмотрения Тамбовским областным судом гражданского дела по заявлению Киреевой А. В. об оспаривании нормативного правого акта - постановления администрации Тамбовской области от 28.11.2014 года № 1498 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Тамбовской области» по состоянию на 01.01.2014 года.

07 декабря 2015 года производство по делу возобновлено и назначено к рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Определением Тамбовского областного суда от 26 января 2016 года по ходатайству административного истца по делу назначена судебная экспертиза.

18 марта 2016 года производство по делу возобновлено.

В судебное заседание административный истец Егорова Н.В. не явилась, о рассмотрении дела извещена.

В судебном заседании представитель административного истца Егоровой Н.В. по доверенности Егорова Т.А. административный иск поддержала, по основаниям, указанным в исковом заявлении. Представила суду заявление Егоровой Н.В., в котором содержится уточнение исковых требований, в части суммы рыночной стоимости земельного участка. Административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной по состоянию на 01.01.2013 года в сумме *** рублей, определенной судебным экспертом.

В судебное заседание представители административных ответчиков администрации Тамбовской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тамбовской области, Управления Росреестра по Тамбовской области, администрации г. Тамбова, представитель заинтересованного лица Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации г. Тамбова не явились, о рассмотрении дела извещены.

Административным ответчиком администрацией Тамбовской области представлен отзыв на иск от 24.12.2016 г., в котором указано на существенное отклонение величины рыночной стоимости от кадастровой стоимости. Положительное заключение эксперта СРО не содержит вывод о подтверждении рыночной стоимости объекта оценки, установленной оценщиком в Отчете. Обязанность доказать установление в отношении объекта недвижимости достоверной рыночной стоимости лежит на административном истце. На этом основании административный ответчик считает заявление не подлежащим удовлетворению.

Административным ответчиком Управлением Росреестра по Тамбовской области представлен отзыв на иск от 12.01.2015 г. № 2-13-16-ВР, в котором Управление указывает, что не имело отношения к проведению государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области по состоянию на 01.01.2013 года, поэтому не является ответчиком по данному делу. Разрешение вопроса по установлению кадастровой стоимости Управление оставляет на усмотрение суда.

18.04.2016 года от Управления Росреестра по Тамбовской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Административный ответчик ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тамбовской области представил суду отзыв на иск от 24 декабря 2015 г. № 5514, в котором указал, что ФГБУ «ФКП Росреестра» не передавались функции по проведению государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Тамбовской области по состоянию на 01.01.2013 года, поэтому привлечение ФГБУ «ФКП Росреестра» к участию в деле в качестве соответчика является необоснованным. В случае удовлетворения иска, решение суда будет исполняться на основании ст. 24.20 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

11.04.2016 года от филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

От администрации г. Тамбова поступили возражения на иск от 24.12.2015 г., в которых указано на несоответствие Отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности: требованиям ФСО № 3, Заключения эксперта СРО требованиям ст. 17.1 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

18.04.2016 г. в суд поступило ходатайство администрации г. Тамбова о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

14.04.2016 года в суд поступило ходатайство заинтересованного лица Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации г. Тамбова о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению.

В соответствии частями 1, 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 8 марта 2015 г. г. № 48-ФЗ) рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Судом установлено и подтверждается копией договора аренды от 13.08.2014 г. № 347, письмом комитета земельных ресурсов и землепользования администрации г. Тамбова от 14.01.2016 г. № 23-51-827/5, что административный истец на праве аренды пользуется земельным участком с кадастровым номером ***.

Согласно кадастровому паспорту от 26 августа 2014 г. № 6800/201/2014/-188661 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 01.01.2013 года составляла *** рублей.

В качестве доказательства определения рыночной стоимости земельных участков административный истец предоставил суду Отчет ООО «СО-Эксперт» № 366/14 от 02 октября 2014 года, с датой оценки по состоянию на 01.01.2013 года, составленный независимым оценщиком Шнякиной Е.А. - членом НП СРО «РАО ЮФО», Положительное заключение эксперта НП СРО «РАО ЮФО» от 28 октября 2014 г. № 68/281014/03.

В соответствии с ч. 1 ст. 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).

В силу статьи 24.17 указанного Федерального закона в течение двадцати рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в таком отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации (далее - акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости), который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).

Датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта.

В течение трех рабочих дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости копия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (включая сведения о датах его опубликования и вступления в силу), один экземпляр отчета об определении кадастровой стоимости, составленного в форме электронного документа, и один экземпляр положительного экспертного заключения на такой отчет, составленного в форме электронного документа, направляются заказчиком работ в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Согласно пункту 3 Приказа Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 г. № 508 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)» (с изменениями внесенными приказом от 22 июня 2015 г. № 388) кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2, 4, 5, 9, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 (в редакции постановления от 30 июня 2010 года), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования,

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный реестр.

Постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 года № 1276 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области», утверждена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Тамбовской области по состоянию на 01.01.2013 года.

Постановление от 11.11.2013 года № 1276 вступило в силу с 01.01.2014 года.

В соответствии с частью 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.

В силу положений частей 2, 3, 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости обращение в комиссию является не обязательным.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с абзацем 3 части 11, частью 13 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подается в суд в соответствии с правилами подсудности, установленными статьей 20 настоящего Кодекса, при условии соблюдения установленного федеральным законом порядка обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если такое заявление подано гражданином.

Согласно положениям части 1 и пунктов 1 - 5 части 2 статьи 246 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должно соответствовать требованиям статьи 125 настоящего Кодекса.

Помимо документов, указанных в статье 126 настоящего Кодекса, к административному исковому заявлению прилагаются:

1) кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

2) нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

3) документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

4) отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

5) положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом.

Представленный суду административным истцом Отчет ООО «СО-Эксперт» № 366/14 от 02 октября 2014 года, с датой оценки по состоянию на 01.01.2013 года, составленный независимым оценщиком Шнякиной Е.А. - членом НП СРО «РАО ЮФО» в качестве доказательства в подтверждение рыночной стоимости земельного участка подвергнут сомнению, так как не прошел экспертизу СРО «РАО ЮФО» на подтверждение установленной рыночной стоимости.

По административному делу проведена судебная экспертиза на предмет проверки соответствия отчета требования законодательства об оценочной деятельности, подтверждения рыночной стоимости земельного участка, установленной оценщиком в Отчете, его действительной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года. Определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2013 года в случае ее не соответствия.

Получено заключение судебной экспертизы ООО «Тамбов-Альянс» (эксперт Полтораченко П.П) от 16 марта 2016 года № 7кас-16.

Согласно выводам эксперта Отчет ООО «СО-Эксперт» № 336/14 от 2 октября 2014 года не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.

Рыночная стоимость земельного участка, установленная оценщиком в Отчете по состоянию на 01.01.2013 года, соответствует его действительной рыночной стоимости и находится в пределах отклонений, предусмотренных абзацем 2 пункта 4 статьи 40 Налогового кодекса РФ.

Судебным экспертом установлена рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013 года: *** рублей.

В соответствии с частями 1 - 4 статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

Представленный истцом в подтверждении рыночной стоимости земельного участка Отчет ООО «СО-Эксперт» № 366/14 от 2 октября 2014 года, с датой оценки по состоянию на 01.01.2013 года, составленный независимым оценщиком Шнякиной Е.А. - членом НП СРО «РАО ЮФО», не прошел экспертизу СРО на предмет подтверждения рыночной стоимости объекта оценки, установленной оценщиком в Отчете, что подтверждается заключением эксперта НП СРО «РАО ЮФО» от 28 октября 2014 года № 68/281014/03.

В соответствии положениями абзаца 4 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки или в случаях, установленных федеральными стандартами оценки, также вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.

В ходе проведения судебной экспертизы судебным экспертом установлено несоответствие Отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности.

При таких обстоятельствах Отчет ООО «СО-Эксперт» № 366/14 от 2 октября 2014 года нельзя признать надлежащим доказательством по делу.

Действительная рыночная стоимость земельного участка, установленная экспертом, составляет *** рублей.

Разницу между рыночной стоимостью, определенной оценщиком: *** рублей и рыночной стоимостью, установленной судебным экспертом, *** рублей, суд признает существенной.

Выводы судебного эксперта об установлении рыночной стоимости земельного участка мотивированы. Проведенные исследования соответствуют требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.

Заключение эксперта соответствует требованиями статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что рыночная стоимость земельного участка, установленная судебным экспертом, является достоверной.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 23-24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости":

«В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).

С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (статьи 12 и 13 Закона об оценочной деятельности).

Суд может поставить перед экспертом вопрос об установлении рыночной стоимости, а также о том, допущено ли оценщиком нарушение требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе правильно ли определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости, допускались ли ошибки при выполнении математических действий, является ли информация, использованная оценщиком, достоверной, достаточной, проверяемой.

Законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание.

В связи с этим суд на основании имеющихся в деле доказательств, вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости (статья 35 ГПК РФ, статья 45 КАС РФ, пункт 3 статьи 3 НК РФ)».

По данному делу судебным экспертом определена рыночная стоимость земельного участка. Заключение судебного эксперта суд признает надлежащим и достоверным доказательством об определении рыночной стоимости объектов недвижимости.

Каких-либо доказательств, подтверждающих недостоверность рыночной стоимости, установленной судебным экспертом, не имеется.

Административный истец уточнил исковые требования, просил определить рыночную стоимость земельного участка в сумме, установленной судебным экспертом.

С учетом установленных обстоятельства дела и представленных доказательств, у суда имеются основания для установления рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером *** равной *** рублей по состоянию на 01.01.2013 г.

На момент рассмотрения дела постановлением администрации Тамбовской области от 28.11.2014 года № 1498 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области» утверждена государственная кадастровая оценка спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2014 года, постановление от 11.11.2013 года № 1276 признано утратившим силу.

Постановление администрации Тамбовской области от 28.11.2014 года № 1498 для исчисления налогооблагаемой базы в соответствии со статьей 5 Налогового кодекса РФ вступило в силу с 01.01.2015 года, для иных целей - по истечении месяца со дня официального опубликования.

Постановление администрации Тамбовской области от 28.11.2014 года № 1498 опубликовано 28.11.2014 года, вступило в силу 28.12.2014 года.

В государственный кадастр недвижимости внесены результаты очередной кадастровой оценки 13 декабря 2014 года по состоянию на 01.01.2014 года.

Административный истец с исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости обратилась 11 декабря 2014 года, до внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки, до вступления в силу постановления от 28.11.2014 года № 1498.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»:

«дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности)».

Согласно пункту 16 постановления Пленума: «необходимо учитывать, что в случае утверждения и внесения в ходе рассмотрения дела в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки, применимых к спорному объекту недвижимости, заявитель не вправе изменить требования в порядке части 1 статьи 39 ГПК РФ, части 1 статьи 46 КАС РФ и оспорить результаты очередной кадастровой оценки.

В таком случае заявитель вправе обратиться в суд с самостоятельным требованием при условии соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, когда это установлено законом, и представления соответствующих доказательств».

С учетом указанных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации заявленный истцом административный иск подлежит рассмотрению судом по существу.

Имеются законные основания для установления кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной по состоянию на 01.01.2013 года, несмотря на утверждение и внесение в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки земельного участка, так как административный истец обратилась в суд с заявлением 11 декабря 2014 года. Следовательно, имеет права на перерасчет арендной платы с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

Суд признает права административного истца нарушенными несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости. Нарушенные права могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельного участка равной рыночной.

Согласно частям первой, второй, третьей, пятой, шестой статьи 24.20 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.

В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Федеральным законом на ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» возложены функции по государственной кадастровой оценке, в части включения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Органом кадастрового учета на территории Тамбовской области является ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области.

Указанные полномочия переданы Кадастровой палате на основании пункта 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 года № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета, пункта 1 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 года № 473 «О реорганизации федеральных бюджетных учреждений «Кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости.

Согласно пункту 1 Положения О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2010 г. № 878, от 06.04.2011 г. № 246, от 03.11.2011 г. № 904, от 14.09.2012 г. № 924) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим также функции по государственной кадастровой оценке.

Следовательно, Управление Росреестра по Тамбовской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области являются надлежащими ответчиками по делу.

Таким образом, судом установлено и подтверждается доказательствами, что имеются законные основания для установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под административно-производственное здание лит. А (в котором хозяйственная деятельность не осуществляется), общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, равной рыночной *** (***) рублей по состоянию на 01 января 2013 года.

Данные сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости Тамбовским филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Истец обратился в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2013 года 11 декабря 2014 года, что подтверждается штампом суда на исковом заявлении.

Период действия установленной судом кадастровой стоимости с 1 января 2014 года до внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки.

С учетом того, что главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ.

Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против административного ответчика, не имеющего противоположных с административным истцом юридических интересов.

По данному делу административным истцом в судебном порядке реализовано право на установление кадастровой стоимости в размере рыночной.

Административными ответчиками ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости) не оспаривается право административного истца на установление кадастровой стоимости равной рыночной.

При таких обстоятельствах судебные расходы по данному делу по оплате государственной пошлины в сумме *** рублей и судебных расходов по проведению экспертизы в сумме *** рублей относятся на административного истца.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Егоровой ФИО11, поданное 11 декабря 2014 года, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под административно-производственное здание лит. А (в котором хозяйственная деятельность не осуществляется), общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ******, равной рыночной *** (***) рублей по состоянию на 01 января 2013 года.

Период действия установленной кадастровой стоимости земельных участков с 1 января 2014 года до внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки.

Решение суда является основанием для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под административно-производственное здание лит. А (в котором хозяйственная деятельность не осуществляется), общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ******, равной рыночной *** (*** рублей по состоянию на 01 января 2013 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Л.Э. Мороз

Решение суда в окончательной форме принято 22 апреля 2016 года.

Судья Л.Э. Мороз