ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-108/2014 от 10.12.2014 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело № 3-108/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 декабря 2014 года г. Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Пилипенко Е.А.

при секретаре Семенниковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «АРЕД» об установлении кадастровой стоимости земельного участка,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «АРЕД» обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером хххх, общей площадью 9046 кв.м., расположенного по адресу (местоположение): установлено относительно ориентира здание склада , расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 5580 000 рублей.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером: хххх, общей площадью 9046 кв.м., расположенного по адресу (местоположение): установлено относительно ориентира здание склада , расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес> что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права. Постановлением Правительства Новосибирской области от 29.11.2011 года № 535-п были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Новосибирской области, в соответствии с которыми кадастровая стоимость принадлежащего ООО «АРЕД» земельного участка по состоянию на 01.01.2010 г. установлена в размере 16 985 764,66 рублей. Однако, согласно отчету от 30.08.2014г. об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2010г., выполненному ХХХХ, рыночная стоимость земельного участка составляет 5580 000 рублей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

На стадии подготовки дела к судебному заседанию к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области и Правительство Новосибирской области.

В судебное заседание представитель заявителя ООО «АРЕД» ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, на заявленных требованиях настаивала.

В судебное заседание представители Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области и Правительства Новосибирской области не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие. В ранее представленных отзывах против удовлетворения заявленных требований не возражали и указали на наличие у ООО «АРЕД» права на установление кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещен, о причинах неявки суду не сообщил. Согласно ранее представленному отзыву, против удовлетворения заявленных требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области возражала, указав, что управление является ненадлежащим ответчиком, так как заказ работ по проведению государственной кадастровой оценки земель и выбор исполнителя на территории Новосибирской области осуществлялся Росреестром.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса РФ оценка земли может осуществляться либо по правилам государственной кадастровой оценки земель либо путем определения ее рыночной стоимости.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Специальные правила порядка определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения установлены в главе III.1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 24.18 данного закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее также - заявители), обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости).

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

По общему правилу, закрепленному абзацем 4 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с положениями абзаца 2 статьи 24.15 указанного закона датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.

Из письменных материалов дела - Свидетельства о государственной регистрации права следует, что ООО «АРЕД» является собственником земельного участка с кадастровым номером хххх, общей площадью 9 046 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – для эксплуатации здания (склад ) и здания (склад , склад ), расположенного по адресу (местоположение): установлено относительно ориентира здание склада , расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес> (л.д. 14).

Как установлено судебным разбирательством и не оспаривалось сторонами, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области утверждены постановлением Правительства Новосибирской области от 29.11.2011 г. № 535-п, а соответствующий перечень земельных участков был сформирован по состоянию на 01.01.2010 г.

Согласно справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость указанного земельного участка, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, определена по состоянию на 01.01.2010 г. и составляет 16985764,66 рублей.

Однако, в соответствии с отчетом от 30.08.2014 г. об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненным ХХХХ, рыночнаястоимость земельного участка, площадью 9 046 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – для эксплуатации здания (склад ) и здания (склад , склад ), кадастровый номер: хххх, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира здание склада , расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, по состоянию на 01.01.2010 г. составляет 5 580 000 рублей.

Из указанного отчета усматривается, что при проведении рыночной стоимости участка специалистами использован метод оценки стоимости объекта оценки в рамках сравнительного подхода, в соответствии с которым была произведена достаточно большая выборка земельных участков - аналогов и с учетом их характеристик, за счет использования поправок, определена рыночная стоимость участка истца. При этом, исследовательская часть отчета логична, последовательна и мотивирована, наличие методологических ошибок при проведении исследования суд не усматривает.

Согласно экспертному заключению от 3.09.2014 г. YYY, отчет ХХХХ соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности.

Таким образом, исходя из приведенных доказательств, суд приходит к выводу о несоответствии произведенной уполномоченными органами кадастровой оценки используемого заявителем земельного участка его рыночной стоимости. Суд полагает, что в данном случае установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости. В пункте 11 части 2 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Возражения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области о том, что к участию в деле подлежал привлечению Росреестр, а в требовании к Управлению необходимо отказать, суд считает основанными на неправильном применении норм материального права исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О кадастровом учете» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Согласно пункту 4 данного Положения, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Как следует из пункта 1 Типового положения о территориальном органе федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 октября 2009 г. № 395, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки объектов недвижимости

на территории Новосибирской области.

В силу положений пунктов 7.1, 7.3 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области осуществляет: ведение государственного кадастра недвижимости; государственный кадастровый учет недвижимого имущества; представление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации; контроль за осуществлением федеральным государственным учреждением «Земельная кадастровая палата» по Новосибирской области полномочий по ведению государственного кадастра недвижимости, предоставлению сведений из него, по проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества; а также организует проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

Следовательно, представленная Управлением Росреестра по Новосибирской области копия государственного контракта ХХХ выводов суда о наличии у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области функций государственной кадастровой оценки земель не опровергает, а потому о ненадлежащем субъектом составе не свидетельствует.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных ООО «АРЕД» требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Заявление Общества с ограниченной ответственностью «АРЕД» об установлении кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером хххх, общей площадью 9 046 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – для эксплуатации здания (склад ) и здания (склад , склад ), расположенного по адресу (местоположение): установлено относительно ориентира здание склада , расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 5 580000 (пять миллионов пятьсот восемьдесят тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.

Мотивированное решение суда изготовлено 12 декабря 2014 года.

Судья Новосибирского

областного суда (подпись) Е.А.Пилипенко

Копия верна:

Судья (Е.А.Пилипенко)

Решение вступило в законную силу 8.04.2015