ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-109/09 от 09.09.2009 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Челябинский Областной суд - Судебный акт №ГП-000071-01/2009       

                      Дедо№3- 109/2009

РЕШЕНИЕ       Именем       Российской Федерации

        «09»       сентября 2009 года Челябинский областной суд в составе:       председательствующего судьи Турковой Г.Л.,

        с участием       прокурора Челябинской областной прокуратуры Дурандина А.Н., при секретаре       Рогачевой Е.Т.,

        рассмотрел       в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда       гражданское дело по заявлению Прокурора Челябинской области об оспаривании       в части нормативного правового акта - постановления Правительства       Челябинской области от 22 мая 2008 года № 139-П «О государственных       природных заказниках Челябинской области» и

        УСТАНОВИЛ:

        Прокурор       Челябинской области обратился в Челябинский областной суд с заявлением о       признании противоречащим федеральному законодательству       нормативно-правового акта - постановления Правительства Челябинской       области от 22 мая 2008 года № 139-П (0 гсударственных природных заказниках       Челябинской области» в части утверждения границ и положения об Уйском       государственном природном биологическом заказнике и просил признать в этой       части оспариваемый нормативный правовой акт недействующим со дня       официального опубликования. В обоснование своих требований прокурор указал       на то, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит п.3 ст.4       Закона Челябинской области «Об особо охраняемых природных территориях» и       п.п. 4 ст. 12 ФЗ «Об экологической экспертизе», поскольку в нарушение       указанных требований границы и положение об Уйском государственном       природном биологическом заказнике были утверждены без проведения       государственной экологической экспертизы и получения положительного       заключения экологической экспертизы по данному нормативному правовому       акту.

        В судебном       заседании прокурор Челябинской областной прокуратуры А.Л. Дурандин       заявленные требования поддержал и пояснил, что оспариваемые нормы       противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу и       уточнил, что более правильно признать оспариваемые нормы недействующими со       дня вступления решения суда в законную силу. При подготовке оспариваемого       нормативного правового акта представительный орган муниципального       образования «Уйский мунищшальнын района» возражал против утверждения       границ заказника в существующих размерах и предлагал определить границы       заказника в границах Уйского бора площадью 5,9 га Обращение прокурора       области в суд обусловлено обращениями органов местного самоуправления       Уйского муниципального района и граждан.

        Представитель Правительства Челябинской области с заявленными       требованиями не согласился и пояснил, что оспариваемые нормы соответствует       действующему законодательству, предъявляемому к режиму особо охраняемой       территории и не

I

                      нарушают       прав неопределенного круга лиц, поскольку при утверждении границ Уйского       государственного природного биологического заказника земли не изымались из       хозяйственного оборота и для них не устанавливался режим особой охраны.       Уйский государственньш природный биологический заказник как особо       охраняемая территория существовал с 26 февраля 1980 года был образован       распоряжением Исполнительного комитета Челябинского областного Совета       депутатов трудящихся № 228-р и получил наименование Уйский комплексный       государственный охотничий заказник. Оспариваемый нормативный правовой акт       издан с целью приведения организационно-правовой формы Уйского       комплексного государственного охотничьего заказника в соответствие с п.       «б» части 4 ст.22 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», а не с       целью создания новой особо охраняемой территории, и не должен быть       объектом государственной экологической экспертизы.

        Выслушав       пояснения прокурора Челябинской областной прокуратуры Дурандина АН,       представителя Правительства Челябинской области С.М.Л., изучив представленные сторонами       доказательства, мнение председателя Собрания депутатов Уйского       муниципального района Ч.А.А.,       специалистов - Управления Росприроднадзора по Челябинской области Ш.С.В., ФГУП Уралмакшейдерия В.Н.Д., Министерства радиационной и       экологической безопасности Челябинской области Р.В.М., суд приходит к выводу о том, что       оспариваемая норма не противоречит действующему законодательству, принята       органом государственной исполнительной власти Челябинской области в       пределах предоставленных ему полномочий и не нарушает прав и законных       интересов неопределенного круга лиц.

        В       соответствии со ст. 13 Гражданского Кодекса РФ ненормативный акт       государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях,       предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону       или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые       законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны       судом недействительными.

        При       рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений,       суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Следовательно,       проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его       части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, по       всем имеющим значение основаниям, в том числе не указанным в заявлении (ч.       3 ст.246, ст.248, ч.8 ст.251 ГПК РФ).

        В судебном       заседании установлено, что постановлением Правительства Челябинской       области № 139-П от 22 мая 2008 года «О государственных природных       заказниках Челябинской области» утверждены границы и положения об       Аршинском, Брединском, Варламовском, Карагайском и Уйском государственных       природных биологических заказниках. Постановление опубликовано в газете       "Южноуральская панорама", № 105, от 10.06.2008 года.

1

                      Подпункт 5       пункта 1 оспариваемого нормативного правового акта предусматривает       переименование Уйского комплексного государственного охотничьего заказника       в Уйский государственный природный биологический заказник Челябинской       области, подпукт 5 п.2 утверждает границы Уйского государственного       природного биологического заказника, а подпункт 10 -положение об Уйском       государственном природном биологическом заказнике Челябинской области.       Согласно картографического материала и описания границы Уйского       государственного природного биологического заказника, п. 7 Положения об       Уйском государственном природном биологическом заказнике, территория       заказника располагается на территории Уйского муниципального района       Челябинской области в 6 км к юго-западу от с. Уйское. Площадь заказника       составляет 16 406,51 гектара, общая протяженность границ — 62,67 км.       Охрана заказника организуется и осуществляется Министерством радиационной       и экологической безопасности Челябинской области (п. 10       Положения).

        Согласно       ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской       Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование,       особо охраняемые природные территории.

        В силу ст.       76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения       Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные       законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные       правовые акты субъектов РФ, которые согласно ч. 5 данной нормы не могут       противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и ч. 2       настоящей статьи.

        Федеральным       законом "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г. №       33-ФЗ определено, что особо охраняемыми природными территориями являются       участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где       располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое       природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и       оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной       власти полностью или частично из хозяйственного использования и для       которых установлен режим особой охраны.

        Статьей 2       этого Закона установлены категории и виды особо охраняемых природных       территорий. Данные территории различаются особенностями режима особо       охраняемых природных территорий и статусом находящихся на них       природоохранных учреждений. К числу особо охраняемых природных территорий       отнесены государственные природные заказники.

        В       соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об особо охраняемых       территориях» законодательство Российской Федерации об особо охраняемых       природных территориях основывается на соответствующих положениях       Конституции Российской Федерации и состоит из названного       Федерального

                      закона,       принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных       правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных       правовых актов субъектов Российской Федерации

        Отношения,       возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными       ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются       соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством       субъектов Российской Федерации.

        Статья 22       Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых       территориях» определяет государственный природный заказник как территорию       (акваторию), имеющую особое значение для сохранения или восстановления       природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического       баланса устанавливает, что государственные природные заказники могут быть       федерального и регионального значения.

        Государственные природные заказники могут иметь различный       профиль, в том числе быть биологическими, предназначенными для сохранения       и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, и их       ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях ( п.п. «б»       п. 4 ст. 22 ФЗ «Об особо охраняемых территориях»).

        Этот же       Федеральный закон в статье 2 разграничивает особо охраняемые природные       территории на федеральные, региональные или имеющие местное значение, и       предметы ведения между органами государственной власти различного уровня.       Особо охраняемые природные территории регионального значения являются       собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении       органов государственной власти субъектов Российской Федерации ( ст. 6       Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

        Пунктом 2       статьи 23 ФЗ «Об особо охраняемых территориях» установлено, что       государственные природные заказники регионального значения образуются       органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской       Федерации по согласованию с соответствующими органами местного       самоуправления.

        В       соответствии со ст. 48 Устава (Основного закона) Челябинской области       Правительство области является высшим исполнительным органом       государственной власти области и осуществляет полномочия, установленные       федеральными законами, Уставом и законами области, а также соглашениями с       федеральными органами исполнительной власти.

        Закон       Челябинской области от 25 апреля 2002 г. N 81-30 «Об особо охраняемых       природных территориях Челябинской области» (в редакции от 31.03.2005 года)       относит вопрос об образовании и ликвидации особо охраняемых природных       территориях Челябинской области, а также

4

                      утверждение       Положения об особо охраняемой природной территории регионального значения,       к полномочиям органа исполнительной власти Челябинской области (п.1 ст.5,       ст. 9).

        Согласно       ст. 4 Закона Челябинской области «Об особо охраняемых природных       территориях Челябинской области» материалы, обосновывающие образование       особо охраняемых природных территорий регионального значения, должны       содержать, в том числе, материалы комплексного экологического обследования       участков территорий, на которых предполагается образование особо       охраняемой природной территории, нормативный правовой акт органа местного       самоуправления о согласовании образования особо охраняемой природной       территории в пределах муниципального образования (для особо охраняемых       природных территорий регионального значения), согласования с       собственниками, владельцами и пользователями земельных участков,       находящихся в границах образуемых особо охраняемых природных территорий.       Материалы комплексного экологического обследования участков территорий, на       которых предполагается образование особо охраняемой природной территории,       в установленных федеральным законодательством случаях подлежат       государственной экологической экспертизе (п.З ст. 4 названного выше Закона       Челябинской области).

        Аналогичное       положение о том, что материалы комплексного экологического обследования       участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового       статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения       являются объектами государственной экологической экспертизы регионального       уровня, содержится в п.4 ст. 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. №       174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

        Уйский       комплексный государственный охотничий заказник создан распоряжением       Исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов       трудящихся от 26 февраля 1980 года № 228-р. Этим же распоряжением       определены границы заказника, его площадь — 15 ООО га и   срок действия - 10 лет.

        17 августа       1988 г. решением Челябинского областного Совета народных депутатов       утверждаются Правила охоты на территории Челябинской области, в       приложении, к которому приводится перечень существующих государственных       охотничьих заказников, в том числе Уйский комплексный государственный       охотничий заказник, с указанием его границ и площади территории,       аналогичной распоряжению от 26.02.1980 года.

        Впоследствии деятельность заказника продолжила осуществляться       на неопределенный срок, что подтверждается постановлениями       Законодательного собрания Челябинской области от 22.01.2001 года №31 «О       утверждении областной целевой Программы природоохранных мероприятий       оздоровления

                      экологической обстановки в Челябинской области на 2001-2005       годы» и постановлением Законодательного собрания Челябинской области от       28.02.2006 года № 41 «О принятии областной целевой Программы       природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки в       Челябинской области на 2006-2010 годы», которыми Уйский государственный       охотничий заказник включен в перечень заказников регионального значения.       Федеральным законодательством ограничений по сроку образования заказников       и их сроку действия не установлено. Нормативных актов о ликвидации Уйского       комплексного государственного охотничьего заказника органами       государственной власти не принималось.

        Постановлением Правительства Челябинской области № 139-П от 22       мая 2008 года государственный охотничий заказник переименован в       государственный природный заказник Челябинской области, при этом правовой       статус заказника не изменен, не введены дополнительные ограничения видов       деятельности, допустимых на соответствующей территории.

        При таких       обстоятельствах суд, приходит в к выводу о том, что оспариваемым       нормативным правовым актом Уйский государственный природный биологический       заказник не образован вновь как

        государственный природный заказник регионального значения и не       учрежден его новый статус как особо охраняемой природной территории       областного значения, а имеет место приведение организационно-правовой       формы созданного по вступление в действие ФЗ «Об особо охраняемых       территориях» Уйского комплексного государственного охотничьего заказника в       соответствие с действующим законодательством. Оспариваемое Положение       закрепляет и подтверждает правовое положение ранее созданного       заказника.

        Приведение       организационно-правовой формы особо охраняемой территории в соответствии с       действующим законодательством не предусматривает проведение процедуры       согласования такого решения с органами муниципального образования Уйский       муниципальный район.

        Суд также       приходит к выводу о том, что границы заказника были установлены       распоряжением Челябинского Облисполкома № 228-р от 26.02.1980 года,       подтверждены решением Челябинского областного Совета народных депутатов от       17 августа 1988 года и после 1980 года границы заказника вновь не       изменялись.

        Как видно       из материалов дела, границы территории охотничьего заказника определялись       административной границей с Республикой Башкортостан и границами дорог,       соединяющих деревни. Фомино, Воронино, Глазуновка, Березки, Петропавловка,       входящими в состав Уйского района Челябинской области, который в настоящее       время преобразован в муниципальное образование «Уйский муниципальный       район» в соответствии с Законом

6

                      Челябинской       области от 26 августа 2004 г. N 278-30 «О статусе и границах Уйского       муниципального района и сельских поселений в его составе». При этом       следует отметить, что вышеназванный Закон области не устанавливал нормы,       влияющие на границы территорий заказника.

        Описание       границ Уйского государственного природного биологического заказника в       оспариваемом нормативном правовой акте соответствует описанию существующих       границ государственного заказника, а увеличение его площади произошло не       за счет присоединения новых территорий, а за счет уточнения существующей       площади в результате применения новой методологии определения площади       картографическим способом с использованием современных электронных баз       данных. При этом площади, занятые непосредственно населенными пунктами, и       территория 500 м. от границы населенных пунктов, а также объекты       инфраструктуры этих населенных пунктов ( фермы, хранилища, склады, свалки,       кладбища и т.п.) не включались в границы природного биологического       заказника. Это обстоятельство подтвердила в судебном заседании специалист       ФГУП «Уралмакшейдерия» В.Н.Д.

        Доводы председателя Совета       депутатов муниципального образования «Уйский муниципальный район» Ч.А.А. о том, что границы Уйского       государственного природного биологического заказника утверждены вновь, и       что границы Уйского государственного охотничьего заказника определялись       иными дорогами, существующими между названными в распоряжении от       26.02.1980 года населенными пунктами, а также то, что оспариваемым       нормативным правовым актом в состав заказника включены территории       населенных пунктов и кладбища, противоречат утвержденным постановлением       Правительства от 22 мая 2008 года № 139-П описанию и картографической       схеме территории Уйского государственного природного биологического       заказника и никакими доказательства не подтверждены.

        В       соответствии с пунктом 2 ст. 23 Федерального закона «Об особо охраняемых       природных территориях» по. согласованию с соответствующими органами       местного самоуправления органами исполнительной власти соответствующих       субъектов Российской Федерации образуются государственные природные       заказники регионального значения.

        Федеральный       закон от 14.03.95 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" не       устанавливает обязанность согласовывать границы ранее созданных       заказников. Кроме того, нормы Земельного кодекса РФ. регулирующие правовой       режим земель особо охраняемых территорий, также такого согласования не       предусматривают.

        Описание       границ заказника осуществлено без изъятия у пользователей, владельцев и       собственников земельных участков, что соответствует положениям ч. 2 ст. 22       Федерального закона от 14.03.95 N 33-ФЗ "Об особо

                      охраняемых       природных территориях", а также ч. 9 ст. 95 Земельного кодекса РФ.       Расширение границ заказника не осуществлялось.

        В       соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе»       требования об обязательной государственной экологической экспертизе       материалов комплексного экологического обследования распространяются на       участки территорий, находящихся в пределах территории субъекта Российской       Федерации в целях последующего придания им правового статуса особо       охраняемых природных территорий субъектов Российской       Федерации.

        Эти       правила, а также положения п.4 ст. 12 «Об экологической экспертизе» и п.З       ст. 4 Закона Челябинской области «Об особо охраняемых природных       территориях Челябинской области» о том, что материалы комплексного       экологического обследования участков территорий, на которых предполагается       образование особо охраняемой природной территории, подлежат       государственной экологической экспертизе, применяются к вновь создаваемым       государственным природным заказникам.

        Поскольку в       судебном заседании установлено, что Уйский государственный природный       биологический заказник, как особо охраняемая природная территория был       создан в 1980 году, требования п.4 ст. 12 «Об экологической экспертизе» и       п.З ст. 4 Закона Челябинской области «Об особо охраняемых природных       территориях Челябинской области» не должны были применяться при издании       оспариваемого нормативного правового акта.

        Доводы       прокурора Челябинской области, утверждающие обратное, основаны на       неправильном применении действующего законодательства и не могут служить       основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта в       части, касающейся Уйского государственного природного биологического       заказника, противоречащим федеральному закону и недействующим.

        Судебная       коллегия не может согласиться и с доводами прокурора о том, что правовой       статус Уйского государственного охотничьего заказника прекратил свое       действие в связи с истечением 10-ти летнего срока, на который он был       создан распоряжением от 26.02.1980 года, так как ранее действовавшее       законодательство и Федеральный закон «Об особо охраняемых природных       территориях» не содержат норм о возможности ограничения срока действия       особо охраняемых природных территорий.

        Суд также       приходит к выводу о том, что оспариваемые нормы не создают препятствий и       не ущемляют прав муниципального образования, граждан и иных лиц, а       уточняют организационную и правовую форму и режим использования зоны особо       охраняемой природной территории, которые уже были       установлены.

8

                      Поскольку       оспариваемые нормы не противоречит федеральному закону либо другому       нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не       нарушает прав и законных интересов неопределенного круга лиц, оснований       для удовлетворения требований не имеется.

        На основании изложенного, руководствуясь       ст. 253, 194-198 ГПК РФ, суд

        РЕШИЛ:

        В       удовлетворении заявления Прокурора Челябинской области о признании       противоречащим федеральному законодательству и недействующими       Постановление Правительства Челябинской области № 139-П от 22 мая 2008       года «О государственных природных заказниках Челябинской области» в части       утверждения границ и положения об Уйском государственном природном       биологическом заказнике - отказать.

        Решение       суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течении       10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через       Челябинский областной суд.

                      Судья

                  Туркова Г.Л.

9