ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-10/2011 от 05.09.2011 Орловского областного суда (Орловская область)

  Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 сентября 2011 года г. Орёл

 Орловский областной суд в составе

 председательствующего судьи Капустянской М.М.

 при секретаре Наумовой Н.М.

 с участием прокурора Онищенко С.А.

 представителей заявителя Мальцева Н.И. и Степкина О.Д.

 представителя заинтересованного лица Полянцевой И.Г.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Орле в помещении Орловского областного суда гражданское дело по заявлению ЗАО «Сахарный комбинат «Отрадинский» о признании недействующим с момента принятия пункта 10 раздела I «Перечня документов, предоставляемых бюджетополучателями субсидий в Департамент сельского хозяйства Орловской области на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах», являющегося приложением к «Порядку предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах», утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 03 февраля 2011 года № 27 (в редакции от 26 апреля и 14 июля 2011 года),

У С Т А Н О В И Л:

   3 февраля 2011 года Правительством Орловской области принято Постановление №27 «Об утверждении порядков предоставления субсидий на проведение мероприятий по поддержке сельскохозяйственного производства».

 Постановление опубликовано в газете «Орловская правда» №24 (25369) от 19 февраля 2011 года.

 ЗАО «Сахарный комбинат «Отрадинский» обратилось в суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия пункта 10 раздела 1 Приложения №1 Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, утвержденного постановлением Правительства Орловской области №27 от 3 февраля 2011 года (в редакции от 26 апреля и 14 июля 2011 года), установившего ограничение в предоставлении субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям в случае приобретения сырья по агентским договорам.

 В обоснование заявления указано, что оспариваемая норма принята Правительством Орловской области с превышением представленных субъекту РФ полномочий, противоречит ст.ст.78, 132 БК РФ, п.п «г» п.4, 9 Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденным постановлением Правительства РФ №90 от 4 февраля 2009 года.

 Оспариваемая норма нарушает право заявителя, поскольку Департаментом сельского хозяйства Орловской области частично принято к субсидированию процентов на сумму кредита в размере 500100000 рублей, о чем сообщено письмом от 6 мая 2011 года. В принятии к субсидированию процентов на сумму кредита в размере 90900000 рублей отказано, так как к субсидированию не приняты агентские договоры (контракты) в качестве документов, подтверждающих целевое использование кредитов.

 В судебном заседании заявитель уточнил заявление и просил признать недействующим с момента принятия пункт 10 раздела 1 «Перечня документов, предоставляемых бюджетополучателями субсидий в Департамент сельского хозяйства Орловской области на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах», являющегося приложением к «Порядку предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах», утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 3 февраля 2011 года №27.

 Представители ЗАО «Сахарный комбинат «Отрадинский» по доверенности Мальцев Н.И. и Степкин О.Д. заявление поддержали по изложенным в нем основаниям.

 Представитель Правительства Орловской области по доверенности Полянцева И.Г. возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что оспариваемый пункт постановления Правительства Орловской области №27 (в редакции от 26 апреля и 14 июля 2011 года) принят в соответствии с Постановлением Правительства РФ №90 от 4 февраля 2009 года «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах», Федеральным законом №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 года и ст.ст.78 и 132 Бюджетного кодекса РФ.

 При принятии постановления Правительством Орловской области права заявителей не нарушены, поскольку они вправе представлять на получение субсидии договоры на закупку сельскохозяйственного сырья, но только эти договоры должны заключаться без участия посредников, поскольку заключение агентских договоров и представление их в качестве документов для получения субсидии является нецелевым использованием бюджетных денег.

 Выслушав объяснение представителей заявителя Мальцева Н.И. и Степкина О.Д., поддержавших доводы заявления, возражение представителя Правительства Орловской области Полянцеву И.Г., заключение прокурора Онищенко С.А., полагавшей отказать в удовлетворении заявления ЗАО «Сахарный комбинат «Отрадинский», суд находит, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актами нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

 Согласно статье 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления (ч.1).

 Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе предоставление им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №264-ФЗ).

 В соответствии со ст.9 Федерального закона №264-ФЗ реализация программы осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации посредством осуществления целевых программ, иных мероприятий в области развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

 По основаниям, предусмотренным ч.4 ст.11 Федерального закона №264-ФЗ условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах, виды кредитов (займов), сроки их предоставления, направления использования, суммы кредитов (займов), по которым из федерального бюджета осуществляется возмещение части затрат на уплату процентов, а также категории хозяйствующих субъектов, имеющих право на получение субсидий в размере двух третей, и (или) не менее чем девяносто пять процентов, и (или) полной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года №446 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2010 годы.

 В рамках вышеуказанной программы постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года №90 были утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.

 Согласно п.4 вышеназванных Правил субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации на следующих условиях:

 а) наличие утвержденной региональной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и (или) программ муниципальных образований, предусматривающих возмещение части затрат по кредитам (займам), на цели, указанные в п.2 настоящих Правил;

 б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (местных бюджетах) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по финансовому обеспечению мероприятий, связанных с возмещением части затрат, одним из источников финансового обеспечения которых является субсидия;

 г) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок предоставления средств на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организациям, осуществляющим промышленное рыбоводство, независимо от их организационно- правовой формы, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и организациям потребительской кооперации, в том числе перечни документов, необходимых для получения указанных средств и сроки рассмотрения уполномоченным органом субъекта Российской Федерации документов, предоставляемых хозяйственными товаропроизводителями для получения субсидий.

 Правительством Орловской области 3 февраля 2011 года принято Постановление №27 (в редакции от 26 апреля 2011 года и 14 июля 2011 года) «Об утверждении порядков предоставления субсидий на проведение мероприятий по поддержке сельскохозяйственного производства».

 Этими утвержденными порядками предусмотрена возможность предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на срок до 1 года организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, заключенным после 1 января 2008 года на закупку отечественного сырья.

 В пункте 10 раздела 1 «Перечня документов, представляемых бюджетополучателями субсидий в Департамент сельского хозяйства Орловской области на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах», являющегося приложением к Порядку предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, указано, что не принимаются к субсидированию агентские договоры (контракты), предоставляемые заемщиком в качестве документов, подтверждающих целевое использование кредитов по пунктам 8,9 раздела 1.

 В судебном заседании установлено, что общество предъявило в Департамент сельского хозяйства Орловской области документы на субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитному договору, заключенному с ГК «Внешэкономбанк» на сумму 600000000 рублей. К субсидированию принято 500100000 рублей.

 В письме от 6 мая 2011 года Департамент разъяснил причину отказа, указав, что не подлежат принятию к субсидированию агентские договоры в соответствии с Постановлением Правительства Орловской области №27 от 3 февраля 2011 года.

 Поддерживая заявление, представители ЗАО «Сахарный комбинат» «Отрадинский» указывали на то, что положения Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2009 года №90 не содержат ограничений по выбору способа закупки сельскохозяйственного сырья – самостоятельно или через агента, поэтому и обжалуемая норма, содержащаяся в Постановлении Правительства Орловской области, не должна содержать никакого ограничения.

 Суд не может согласиться с таким утверждением по следующим основаниям.

 Пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

 Пунктом 1 ст. 132 БК РФ предусмотрено, что под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

 Из вышеизложенного следует, что бюджетное законодательство различает понятия межбюджетных субсидий и субсидий участникам хозяйственных правоотношений.

 Постановление Правительства РФ №90 регламентирует вопросы распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, то есть регулирует взаимоотношения между указанными бюджетами, но не между бюджетом субъекта Российской Федерации и хозяйствующим субъектом.

 Отношения бюджета с хозяйствующим субъектом, исходя из п.4 Постановления Правительства РФ, регулируются непосредственно нормативным актом субъекта Российской Федерации, устанавливающим порядок предоставления средств на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям.

 Поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации №90 от 4 февраля 2009 года субъекту Российской Федерации предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления субсидий, то субъект Российской Федерации, а в данном случае Правительство Орловской области вправе своим нормативным актом регулировать условия предоставления субсидий.

 Следовательно, введение в обжалуемый нормативно-правовой акт ограничения на выплату субсидий при предъявлении заемщиком в качестве документов к субсидированию агентских договоров (контрактов), подтверждающих целевое использование кредитов по пунктам 8,9 раздела 1 «Перечня документов, предоставляемых бюджетополучателями субсидий в Департамент сельского хозяйства Орловской области на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах», являющегося приложением к «Порядку предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах», не противоречит федеральному законодательству, поскольку установление порядка предоставления субсидий хозяйствующим субъектам относится к прерогативе областного органа власти субъекта, в данном случае Правительства Орловской области.

 Допрошенная в качестве свидетеля начальник финансового отдела Управления сельского хозяйства Департамента сельского хозяйства Леонова Е.И. показала, что в постановлении Правительства РФ №90 от 4 февраля 2009 года и в постановлении Правительства Орловской области №27 четко указывается на целевое использование кредитных ресурсов, подлежащих в последующем субсидированию. Кредитные ресурсы можно использовать исключительно на закупку сырья, а не на оплату агентских договоров.

 Таким образом, суд считает, что оспариваемая норма законно установила ограничение на получение субсидий при предъявлении к субсидированию агентских договоров, подтверждающих закупку сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной обработки, то есть подтверждающих целевое использование кредитов по пунктам 8,9 раздела 1.

 Вместе с тем оспариваемая норма, законно устанавливая ограничение на получение субсидий сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы и организациями потребительской кооперации, не нарушает права заявителя, поскольку не лишает указанных лиц возможности заключать агентские договоры на закупку сельскохозяйственного сырья, запрещая лишь предъявлять их к субсидированию.

 Руководствуясьст.253, 194-169 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении заявления ЗАО «Сахарный комбинат «Отрадинский» о признании недействующим с момента принятия пункта 10 раздела I «Перечня документов, предоставляемых бюджетополучателями субсидий в Департамент сельского хозяйства Орловской области на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах», являющегося приложением к «Порядку предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах», утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 03 февраля 2011 года № 27 (в редакции от 26 апреля и 14 июля 2001 года) отказать.

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий судья М.М. Капустянская