ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-10/2014 от 04.04.2014 Магаданского областного суда (Магаданская область)

Дело № 3-10/2014

4 апреля 2014 года город Магадан

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Магаданский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Магаданского областного суда Бирючковой О.А.,

при секретаре судебного заседания Левыкиной Л.С.,

с участием помощника прокурора Магаданской области Зариповой Е.В.,

представителя заинтересованного лица – Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу – Камкиной А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 4 апреля 2014 года в городе Магадане в помещении Магаданского областного суда гражданское дело по заявлению прокурора Магаданской области о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц общественной организации «Независимый профсоюз работников транспорта и недропользователей Магаданской области»,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Магаданской области обратился в Магаданский областной суд с заявлением о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) общественной организации «Независимый профсоюз работников транспорта и недропользователей Магаданской области» (далее – Общественная организация, Профсоюз).

В обоснование заявления указал, что материалами прокурорской проверки установлено, что 1 июня 2013 года на общем собрании гражданами К., З., Е. принято решение о создании общественного объединения «Независимый профсоюз работников транспорта и недропользователей Магаданской области», об утверждении устава, а также решен вопрос о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов.

Согласно пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 7 и 28 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон № 82-ФЗ), официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности.

В нарушение данных требований в протоколе общего собрания, в заявлении о регистрации Профсоюза, в уставе общественной организации, в выписке из ЕГРЮЛ имеются различные сведения о наименовании названного юридического лица.

В заглавии протокола организация поименована как «Региональное общественное объединение Независимого профсоюза работников транспорта и недропользователей Магаданской области», в названии Устава - «Независимый профессиональный союз транспортников и недропользователей Магаданской области», в качестве юридического лица зарегистрирована общественная организация «Независимый профсоюз работников транспорта и недропользователей Магаданской области».

В соответствии с пунктом 6 Раздела II Устава в приеме в члены Независимого профсоюза может быть отказано лицам, состоящим в других профсоюзах. Пунктом 7 Раздела II Устава предусмотрено, что при переходе члена Независимого профсоюза в другой профсоюз, его членство прекращается.

Согласно части 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Запрет для членов профсоюза на членство в ином профсоюзе ограничивает их права состоять в другом профсоюзе, а также нарушает принцип добровольности на вступление или создание общественного объединения.

Положения пункта 2 подраздела «Председатель Совета Независимого профсоюза» Раздела VI Устава, касающиеся избрания председателя, состоящего в профсоюзе не менее трех лет, противоречат действующему законодательству, так как нарушают принцип равноправия членов общественного объединения, их права избирать и быть избранными в его руководящие и контрольно-ревизионные органы, установленные статьей 6 Федерального закона № 82-ФЗ.

Пунктом 7 Раздела IV Устава предусмотрено, что в первичной профсоюзной организации при необходимости могут создаваться цеховые профсоюзные организации, профсоюзные группы в цехах, бригадах, на участках и так далее, что противоречит статье 3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее – Федеральный закон № 10-ФЗ), определяющей структурное построение организации, при этом перечень структурных подразделений расширительному толкованию не подлежит.

В силу требований статьи 6 Федерального закона № 82-ФЗ, учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы.

В нарушение приведенной нормы на общем собрании не сформирован ревизионный орган.

Устав профсоюза в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 10-ФЗ должен определять условия и порядок приема в члены профсоюза и выхода из него.

Пунктом 3 раздела II Устава предусмотрено, что прием в члены Независимого союза производится первичной профсоюзной организацией или непосредственно Советом профсоюза, то есть порядок однозначно не установлен.

Соответственно пункт 2 раздела 13 также не содержит конкретного порядка прекращения членства в Независимом профсоюзе.

В нарушение статьи 26 Федерального закона № 82-ФЗ, согласно которой ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда, в пункте 1 подраздела «Реорганизация и ликвидация Независимого профсоюза» Раздела VI Устава содержится указание о том, что ликвидация профсоюза осуществляется по решению Собрания.

30 августа 2013 года первым заместителем прокурора области в адрес Независимого профсоюза работников транспорта и недропользователей Магаданской области внесено представление об устранении нарушений законодательства, регламентирующего деятельность общественных организаций, которое получено лично Председателем Совета профсоюза К.

В течение месяца со дня внесения представления конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, не принято. О результатах прокурору в письменной форме не сообщено.

По факту неисполнения требований прокурора постановлением первого заместителя прокурора Магаданской области от 29 ноября 2013 года в отношении К. возбуждено дело об административном правонарушении по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 города Магадана от 27 декабря 2013 года К. привлечен к административной ответственности по указанной статье, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <.......> рублей, который уплачен в установленный законом срок.

Между тем, до настоящего времени сведения о результатах рассмотрения представления в прокуратуру области не поступили.

По информации Управления Министерства юстиции по Магаданской области и Чукотскому автономному округу от 6 ноября 2013 года нарушения законодательства Российской Федерации Общественной организацией не устранены.

Профсоюз деятельность фактически не осуществляет, по месту регистрации в доме <адрес> не располагается.

Несоблюдение требований федерального законодателя к правовому статусу профсоюзной организации не позволяет идентифицировать юридическую природу Профсоюза как добровольного общественного объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемого в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Нарушения, допущенные при создании общественной организации «Независимый профсоюз работников транспорта и недропользователей Магаданской области», являются грубыми нарушениями Федерального закона № 10-ФЗ, носящими существенный и неустранимый характер, а также влекущими нарушение прав потенциальных членов данного профсоюза.

Ссылаясь на положения пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункта 6 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 44 Федерального закона № 82-ФЗ и пункта 3 статьи 10 Федерального закона № 10-ФЗ, просит суд ликвидировать общественную организацию «Независимый профсоюз работников транспорта и недропользователей Магаданской области» и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебном заседании прокурор поддержала заявление по изложенным в нем доводам.

Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу с требованиями прокурора согласилась, считала их подлежащими удовлетворению. Указала, что Общественная организация была создана с нарушением положений Федерального закона № 10-ФЗ, поскольку в его структуре отсутствуют первичные профсоюзные организации, что не позволит работникам транспорта и недропользователям получить статус члена данного профессионального союза. Учредители Независимого профсоюза не являются членами первичных профсоюзных организаций. Такие обстоятельства влекут невозможность осуществления деятельности профессионального союза как такового.

Заинтересованные лица – общественная организация «Независимый профессиональный союз работников транспорта и недропользователей Магаданской области», ее учредители К., З., Е., Управление Федеральной налоговой службы по Магаданской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились. К. просил рассмотреть дело в его отсутствие по причине выезда в командировку за пределы Магаданской области. Иные заинтересованные лица сведений о причинах неявки не предоставили. От З. поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало.

На основании части 3 и части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения прокурора и представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора Магаданской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1).

Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных законом (пункт 2).

Таким образом, характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 28 Федерального закона № 82-ФЗ официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности.

Правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами регулируются Федеральным законом от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона № 10-ФЗ профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия.

Устав профсоюза должен предусматривать, в том числе: наименование, цели и задачи профсоюза; категории и профессиональные группы объединяемых граждан; местонахождение профсоюзного органа; порядок реорганизации, прекращения деятельности и ликвидации профсоюза и использования его имущества в этих случаях (пункты 1 и 2 статьи 7 Федерального закона № 10-ФЗ).

Как следует из представленных письменных доказательств, 1 июня 2013 года на общем собрании гражданами К., З., Е. принято решение о создании общественного объединения «Независимый профсоюз работников транспорта и недропользователей Магаданской области», об утверждении устава, а также решен вопрос о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в протоколе общего собрания учредителей общественная организация поименована как «Региональное общественное объединение Независимого профсоюза работников транспорта и недропользователей Магаданской области», в названии устава - «Независимый профессиональный союз транспортников и недропользователей Магаданской области», в качестве юридического лица зарегистрирована общественная организация «Независимый профсоюз работников транспорта и недропользователей Магаданской области» (л.д.20-25, 40-42, 43-61).

Таким образом, в нарушение указанных выше требований закона в правоустанавливающих документах Профсоюза содержатся различные сведения о его наименовании, что свидетельствует об их недостоверности.

Согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона № 10-ФЗ установлено, что каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

Из изложенного следует, что необходимыми условиями для наличия права на вступление в профсоюз являются только достижение лицом 14 лет и осуществление им трудовой (профессиональной) деятельности. Иных ограничений законом не предусмотрено.

В силу части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Вместе с тем, Уставом общественного объединения предусмотрено, что в приеме в члены Независимого профсоюза может быть отказано лицам, состоящим в других профсоюзах (пункт 6 раздела II). При переходе члена Независимого профсоюза в другой профсоюз, его членство прекращается (пункт 7 раздела II).

Таким образом, членство в Профсоюзе поставлено в зависимость от отсутствия членства в ином профсоюзе, что является нарушением пункта 2 статьи 2 Федерального закона № 10-ФЗ.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено, что вышеназванный Устав содержит положения, согласно которым Председателем Совета Независимого профсоюза может быть избран любой член Независимого профсоюза, состоящий в профсоюзе не менее трех лет (пункт 2 подраздела «Председатель Совета Независимого профсоюза» раздела VI).

Между тем, указанные положения нарушают принцип равноправия членов общественного объединения и установленное статьей 6 Федерального закона № 82-ФЗ право членов общественного объединения избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения.

Судом также установлено, что в нарушение требований статьи 26 Федерального закона № 82-ФЗ, предусматривающей возможность ликвидации общественного объединения только по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда, в пункте 1 подраздела «Реорганизация и ликвидация Независимого профсоюза» раздела VI Устава содержится положение о том, что ликвидация Профсоюза осуществляется по решению Собрания.

Кроме того, в структуре Профсоюза отсутствуют первичные профсоюзные организации, учредители К., З. и Е. не являются членами первичных профсоюзных организаций, что противоречит требованиям Федерального закона № 10-ФЗ.

Таким образом, нарушения закона, допущенные Общественной организацией при ее создании, являются грубыми, носят существенный и неустранимый характер, а также влекут ущемление прав потенциальных членов данного профсоюза.

Из объяснений учредителя и председателя Совета Независомого профсоюза К., данных прокурору в ходе проверки 11 марта 2014 года, пояснений в судебном заседании участвующих заинтересованных лиц следует, что с момента создания и до настоящего времени Профсоюз деятельность не осуществляет, по юридическому адресу не находится (л.д.79).

В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона № 10-ФЗ в случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, Федеральным законам, она может быть запрещена решением суда субъекта Российской Федерации по заявлению прокурора соответствующего субъекта Российской Федерации.

Поскольку представленными в дело доказательствами подтверждено, что при создании общественной организации «Независимый профсоюз работников транспорта и недропользователей Магаданской области» были допущены нарушения закона, которые являются существенными, неустранимыми, и восстановление законности возможно только путем ликвидации Общественной организации, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований прокурора.

При таких обстоятельствах заявление прокурора Магаданской области о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц общественной организации «Независимый профсоюз работников транспорта и недропользователей Магаданской области» подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.

Прокурор Магаданской области, выступающий по настоящему делу в качестве заявителя, освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с удовлетворением заявленного требования государственная пошлина в размере <.......> рублей, от уплаты которой прокурор освобожден, подлежит взысканию с общественной организации «Независимый профсоюз работников транспорта и недропользователей Магаданской области» в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Магаданский областной суд

Р Е Ш И Л :

заявление прокурора Магаданской области о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц общественной организации «Независимый профсоюз работников транспорта и недропользователей Магаданской области» удовлетворить.

Общественную организацию «Независимый профсоюз работников транспорта и недропользователей Магаданской области» ликвидировать в качестве юридического лица с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с общественной организации «Независимый профсоюз работников транспорта и недропользователей Магаданской области» в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в размере <.......> рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Магаданский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить день составления мотивированного решения суда – 8 апреля 2014 года.

Председательствующий О.А. Бирючкова