ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-10/2015 от 09.06.2015 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Кызыл 09 июня 2015 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Канзая А.А.

при секретаре Бичике Ю.Б.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хурала представителей сельского поселения сумона Кара-Холь Бай-Тайгинского кожууна о признании недействующим Приложения № 3 к статье 6 Закона Республики Тыва от 24.12.2010 г. № 268 ВХ-1 «О статусе муниципальных образований Республики Тыва» в части установления границы между муниципальными районами «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» и «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва»,

У С Т А Н О В И Л :

Закон Республики Тыва от 24.12.2010 г. № 268 ВХ-1 «О статусе муниципальных образований Республики Тыва» был опубликован в газете "Тувинская правда", N 178, 31.12.2010 г.

Хурал представителей сельского поселения сумона Кара-Холь Бай-Тайгинского кожууна обратился в суд с заявлением о признании недействующим Приложения № 3 к статье 6 Закона Республики Тыва от 24.12.2010 г. № 268 ВХ-1 «О статусе муниципальных образований Республики Тыва» в части установления границы между муниципальными районами «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» и «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва». В обосновании заявления указал, что в данном законе имеется внутреннее противоречие, выразившееся в том, что в Приложении № 27 картографическое описание границ сельского поселения Кара-Холь спорные земельные участки закреплены за сельским поселением Кара-Холь, тогда как в Приложении № 3 картографическое описание границ муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» спорные территории в восточном описании границы Бай-Тайгинского кожууна не учтены. Следовало при описании границ Бай-Тайгинского кожууна руководствоваться установленными границами сельского поселения Кара-Холь, так как сумон Кара-Холь входит в состав муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва». Усматривается несовпадение истинных (исторических) границ Бай-Тайгинского кожууна в Приложении № 3 к статье 6 с приложением № 27. Таким образом, граница Бай-Тайгинского кожууна с Барун-Хемчикским кожууном не совпадает с ранее установленными, т.е. указанные границы фактически названным нормативным актом изменены, при этом не соблюдены требования законодательства, установленные к процедуре изменения границ муниципальных образований в Российской Федерации.

В судебном заседании представитель главы сумона Кара-Холь Бай-Тайгинского кожууна, администрации Бай-Тайгинского кожууна П. заявление поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

В судебном заседании представитель Хурала Представителей Бай-Тайгинского кожууна С. заявление поддержал.

В судебном заседании представитель Главы Республики Тыва Щ. не участвовал, был извещен о месте и дате судебного заседания.

В судебном заседании представитель Верховного Хурала Республики Тыва М. не участвовал, был извещен о месте и дате судебного заседания. В представленном письменном отзыве просил в удовлетворении заявления отказать.

В судебном заседании председатель Хурала Представителей Барун-Хемчикского кожууна К. оставил рассмотрение данного вопроса на усмотрение суда.

В судебном заседании представители администрации Барун-Хемчикского кожууна У., Д. с заявлением не согласились.

В судебном заседании представитель Управления Россреестра по Республике Тыва не участвовал, был извещен о месте и дате судебного заседания.

В судебном заседании Глава сумона Хонделен Барун-Хемчикского кожууна Х. с заявлением не согласилась.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Ч., полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, суд установил.

Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 10.06.2010) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" органы местного самоуправления, главы муниципальных образований вправе обращаться в суды с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части не только по основаниям нарушения их компетенции (часть 2 статьи 251 ГПК РФ), но и по основаниям нарушения оспариваемым нормативным правовым актом или его частью других прав местного самоуправления.

Из названного разъяснения следует, что глава сельского поселения сумон Кара-Холь Бай-Тайгинского кожууна – ** сумон Кара-Холь Бай-Тайгинского кожууна А. был вправе обратить в суд с заявлением об оспаривании административных границ, поскольку это затрагивает права муниципального образования.

Согласно п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе: установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ст. 78 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления предусмотрены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 10 приведенного Закона границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 названного Федерального закона.

Из системного анализа положений частей 1, 4 статьи 12 Федерального закона N 131-ФЗ следует, что изменение границ муниципального образования может осуществляться по инициативе органов местного самоуправления, оформленной решениями соответствующих органов местного самоуправления в соответствии с поименованным Федеральным законом, а если изменение границ муниципальных районов и поселений не влечет отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений (поселение - городское (город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления) или сельское поселение (один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления - статья 2 Федерального закона N 131-ФЗ) и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, то изменение осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

Приложением № 3 к пп. 1 п. 2 статьи 6 Закона Республики Тыва от 24.12.2010 г. № 268 ВХ-1 «О статусе муниципальных образований Республики Тыва» утверждены границы муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва».

Из данного картографического описания следует, что на севере граница начинается на 2,5 км северо-восточнее истока реки Маныгы и идет по линии водораздела хребта Сальчур до истока реки Нижний Колаш, затем меняет направление на юго-юго-восток, затем следует по вершинам хребта Бозарым Тайгазы в северо-восточном и юго-восточном направлении, оканчиваясь в 5 км северо-восточнее истока реки Тарагач. Здесь заканчивается смежество с Республикой Хакасией и начинается смежество с Барун-Хемчикским кожууном. Далее граница проходит по вершинам хребта Сайлыг-Хем Тайгазы через перевал Калбак-Пош - Бажы-Арт и выходит на линию водораздела хребта Артыш до верховья реки Чехан и до стыка с тропой.

На востоке: от тропы на юго-восток, затем на юго-запад по вершинам хребта Артыш до истока реки Алдыы-Шивилиг и вниз по течению данной реки до реки Алаш и до устья реки Огар (река Тюшпа). Далее граница идет по течению реки Огар, проходит через межевой знак - 1 (далее - МЗ), вверх по течению реки Огар до истока (МЗ-2), затем по платообразной вершине горы, с которой берет начало река Нижний Хонделен (Тура), вниз по течению реки Нижний Хонделен (Тура) (МЗ-3) до слияния с рекой Сайлыг-Хем (МЗ-4) и вниз по течению реки Тура (Нижний Хонделен) через МЗ-4, по руслу реки Нижний Хонделен до МЗ-5, затем в северо-восточном направлении по вершинам гор до МЗ-9 4,3 км. От МЗ-9 на юго-восток 3,5 км до МЗ-14, затем на юго-запад 2,6 км до МЗ-17, от него на юго-юго-восток, пересекает автодорогу Кызыл-Мажалык - Тээли в месте заложения МЗ-19 и выходит к реке Хемчик. Здесь установлен МЗ-24 (0,7 км вниз по течению реки Хемчик от моста), далее идет вниз по течению по правому притоку реки Барлык (МЗ-25), затем вверх по течению притока реки Барлык и до стыка с северо-восточной границей Монгун-Тайгинского кожууна.

Приложением № 4 к пп. 1 п. 2 статьи 6 Закона Республики Тыва от 24.12.2010 г. № 268 ВХ-1 «О статусе муниципальных образований Республики Тыва» утверждены границы муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва».

Из картографического описания следует, что западная граница кожууна начинается от западной части территории СХПК "Хемчик", от МЗ-42, в общем северном направлении вниз по течению р. Барлык. У МЗ-152 граничит с Монгун-Тайгинским, а далее Бай-Тайгинским кожууном. От МЗ-97 идет от территории АКХ "Алдын-Булак" вниз по течению р. Барлык и по протоке до р. Хемчик, где установлен МЗ-126. От МЗ-126 вверх по течению р. Хемчик до МЗ-127, отсюда в северо-западном направлении до МЗ-136. От МЗ-143 начинается южная территория земель СПК "Хонделен". Граница направляется на запад в сторону Бай-Тайгинскому кожууна до МЗ-151. От МЗ-151 направляется к северу до МЗ-155. От МЗ-155 снова направляется на запад до МЗ-156. От межевого знака 156 до МЗ-157 направляется на север. От МЗ-157 направляется до МЗ-160 на северо-восток, там заканчивается западная граница СПК "Хонделен". От МЗ-160 начинается территория гослесфонда Барун-Хемчикского кожууна.

Приложением № 27 к пп. 7 п. 2 ст. 8 Закона Республики Тыва от 24.12.2010 г. № 268 ВХ-1 «О статусе муниципальных образований Республики Тыва» утверждены границы сельского поселения Кара-Холь.

Из данного картографического описания следует, что на севере: граница начинается в смежестве с территориями Республики Алтай и Республики Хакасия в 2,5 километра северо-восточнее р. Маныгы и идет по линии водораздела хребта Сольджур (Солчур) до истока р. Нижний Колаш (Нижний Хоолааш). Отсюда меняет направление на юго-восточное, а затем следует по вершинам хребта Позарым-Тайгазы (Базарам-Тайгазы) в северо-восточном и юго-восточном направлениях, оканчиваясь в 5 км северо-восточнее р. Тарагач (Доора-Хаш). Здесь заканчивается смежество с Республикой Хакасия и начинается смежество с территорией Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва. Далее граница проходит по вершинам хребта Сайлыг-Хем-Тайга через перевал Калбак-Пош-Бажы-Арт и выходит на линию водораздела хребта Артыш до верховья ** (Чойган) и до стыка с тропой через перевал Артыш.

На востоке: граница от тропы через перевал Артыш идет на юго-восток, затем юго-запад по вершинам хребта Артыш до р. Алдыы-Шивилиг, далее вниз по ее течению. Не доходя 2,7 км до устья р. Алдыы-Шивилиг, граница поворачивает в восточном направлении по верховьям малых рек Талдыг-Кара-Суг, Талдыг-Шул, Хорумнуг-Кара-Суг, Теректиг, Делег-Хол, Аныяк-Хем и Дайгылыг. Далее граница проходит по руслу р. Дайгылыг вниз по течению, доходит до р. Алаш, до местечка Чыдыг. Затем поворачивает вверх по контурам пойменных земель в русле р. Алаш и доходит до устья р. Туюшпа (Огар) (МЗ-1). Затем граница идет в южном направлении вверх по течению р. Туюшпа (Огар) и доходит до ее истока (МЗ-2). Здесь заканчивается смежество с землями Барун-Хемчикского кожууна и начинается смежество с территорией поселения Кызыл-Даг. Далее граница идет по вершинам гор Солчур, Сайлыг-Хем-Бажы, Аныяк-Ооруг-Бажы, Кошке-Бажы, Дойбанныг через гору Лысая до истока р. Ледяная.

Приложением № 37 к пп. 7 п. 2 ст. 8 Закона Республики Тыва от 24.12.2010 г. № 268 ВХ-1 «О статусе муниципальных образований Республики Тыва» утверждены границы сельского поселения Хонделен.

Из картографического описания следует, что граница сумона Хонделен проходит: на севере: с верховьев р. Алдыы-Шивилиг, от МЗ-157 выходит в северо-восточном направлении на г. Таксыл-Тайга (МЗ-160). От МЗ-160 в северо-восточном направлении через г. Кызыл-Тайга выходит к истоку безымянного ручья (МЗ-166), являющегося правым притоком р. Бол. Тангалыг (Устью-Ай-Ой). Затем пересекает хребет Кызыл-Тайга в юго-восточном направлении, проходит к истоку р. Алды-Ак-Ой и следует по ней примерно 20 км;

на западе: от истока р. Алдыы-Хонделен через перевал выходит к истоку р. Огар (Туюшпа) и вниз по течению данной реки идет до устья (МЗ-155), а от устья р. Огар вверх по течению р. Алаш до МЗ-156, где р. Алаш впадает в р. Алдыы-Шивилиг. От МЗ-156 вверх по течению р. Алдыы-Шивилиг до МЗ-157 и от него через "курумы" и "каменные котлы" горы Даш-Даг в общем северо-восточном направлении до г. Таксыл-Тайга (МЗ-160).

Постановлением Совета Министров Тувинской АССР от 26 июля 1971 года № 556 колхозу «Кара-Холь» в постоянное пользование переданы земли совхоза «Барлык» общей площадью 7150 га.

Управлением Россреестра по Республике Тыва суду были предоставлены на материалы корректировки дежурной кадастровой карты (кадастрового зонирования) территории Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва.

Из данных материалов следует, что на северо-западе Барун-Хемчикского кожууна находится участок земли (зона 24), который используется сельскохозяйственным объединением «Кара-Холь» Бай-Тайгинского кожууна.

Также приложены две карты Бай-Тайгинского кожууна и Барун-Хемчикского кожууна. На первой карте отображены земли совхоза Кара-Холь в границах Бай-Тайгинского кожууна. На второй карте отображен спорный участок земли на территории Барун-Хемчикского кожууна (участок 24 00 00).

Из пояснений сторон, установленных в законе картографических описаний границ Бай-Тайгинского кожууна, Барун-Хемчикского кожууна, сельских поселений Кара-Холь и Хонделен, а также карт административных районов и сельских поселений следует, что в Приложении № 27 Закона Республики Тыва № 268 ВХ-1 картографическое описание границ сельского поселения Кара-Холь спорные земельные участки закреплены за сельским поселением Кара-Холь, тогда как в Приложении № 3 картографическое описание границ муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» спорные территории в восточном описании границы Бай-Тайгинского кожууна не учтены.

Из описания границ в Приложениях № 4, № 37 Закона Республики Тыва № 268 ВХ-1 следует, что спорный участок земли закреплен за сельским поселением Хонделен Барун-Хемчикского кожууна.

В соответствии пунктами 12, 13 и 16 Федерального закона N 131-ФЗ территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения.

Территория поселения не может входить в состав территории другого поселения.

Территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

Таким образом, картографическое описание границы между муниципальными районами «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» и «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» не соответствует положениям пунктов 12, 13 и 16 Федерального закона N 131-ФЗ, поскольку восточная часть территории сельского поселения Кара-Холь не учтена в описании границ Бай-Тайгинского кожууна, куда данное поселение входит. В то же время указанные территории описаны как часть сельского поселения Хонделен Барун-Хемчикского кожууна.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 25 апреля 1995 года N 3-П, от 15 июля 1999 года N 11-П, от 11 ноября 2003 года N 16-П, от 21 января 2010 года N 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного суда, принявших данный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

В оспариваемой части нормативный правовой акт не является определенным, поскольку описание границ административных районов и муниципальных образований допускает их неоднозначное толкование.

В этой связи Приложения 3, 4 к статье 6, приложения 27, 37 к статье 8 Закона Республики Тыва от 24.12.2010 г. № 268 ВХ-1 «О статусе муниципальных образований Республики Тыва» в части установления границы между муниципальными районами «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» и «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» следует признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления данного решения суда в законную силу.

На основании изложенного, заявление обоснованно и подлежит удовлетворению.

В соответствии с пунктом 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

В силу положений пункта 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".

На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Хурала представителей сельского поселения сумона Кара-Холь Бай-Тайгинского кожууна удовлетворить.

Признать Приложения 3, 4 к статье 6, приложения 27, 37 к статье 8 Закона Республики Тыва от 24.12.2010 г. № 268 ВХ-1 «О статусе муниципальных образований Республики Тыва» в части установления границы между муниципальными районами «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» и «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления данного решения суда в законную силу.

Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в апелляционном порядке в течение месяца после вынесения решения суда в окончательной форме – 14 июня 2015 года.

Судья А.А.Канзай